Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)

Материал из Русского эксперта
Версия от 21:24, 29 сентября 2013; Бульдозер (обсуждение | вклад) (Решил таки войну отдельно, для удобства пользующихся статьями)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Легкий крейсер «Червона Украина» типа «Светлана»

Легкие крейсера типа «Светлана»

Строившиеся с царских времен 8 крейсеров серии не успели вступить в строй до Революции. Затем строительство всех кораблей было надолго заброшено, 3 корабля были разобраны на металл, корпуса двух перестроены в танкеры, оставшиеся три были в этот период достроены и введены в строй:

  • «Профинтерн» (ранее «Светлана», позднее «Красный Крым») - заложен в ноябре 1913 г., спущен на воду в ноябре 1915 г., введен в июле 1928 г.
  • «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в октябре 1915 г., введен в строй в январе 1927 г.
  • «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в мае 1916 г., введен в строй в марте 1932 г. - этот крейсер получил вместо 15 щитовых 130 мм орудий 4 одноорудийных башни со 180 мм орудиями, что формально перевело его в класс тяжелых крейсеров.

Железные дороги

Железная дорога Бурное-Джамбул-Пишкек Средне-Азиатской ж.д.

Участки Бурное-Джамбул 1922 г. и Джамбул-Пишкек 1924 г.

Линия Туапсе - Адлер

Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Движение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[1]

Гидроэнергетика

Волховская ГЭС в 2009 г.

Волховская ГЭС им. В.И. Ленина

Строительство ГЭС в районе Петрограда было признано необходимым еще правительством Империи еще в декабре 1916 г., однако в то время предполагалось осуществить в первую очередь лучше подготовленный проект на Имантре. Но после Февральской революции проблемы с Финляндией вынудили Временное правительство приступить к постройке именно ГЭС на Волховских порогах, на которую в мае 1917 г. было решено ассигновать 32 млн рублей. К октябрю 1917 г. было закуплено оборудование на 1,5 млн рублей, а на месте работ построено три склада и грунтовая дорога, однако во время Октябрьской революции стройка была заброшена.[2] В.И. Ленин тоже заинтересовался проектом, однако попытка продолжить строительство в 1918 г. фактически завершилась в 1919 г. Окончательно к проекту вернулись в 1921 г. с включением его в первую очередь плана ГОЭЛРО, что однако не гараннтировало его мгновенного завершения[2] и в 1921-1922 гг. стройка испытывала большие трудности, прежде всего с продовольствием, и едва не была снова закрыта.[3] По-настоящему активное строительство развернулось с 1923 г. В июле 1926 г. было открыто судоходство через шлюзы, в декабре 1926 г. запущены первые три гидроагрегата и станция была официально открыта. Оставшиеся гидроагрегаты введены в строй в 1927 г. и, в результате, мощность станции составила 58 МВт. Для выдачи мощности станции в Ленинград одновременно были построены: ЛЭП 110 кВ длиной 130 км, главная понизительная подстанция 110/35 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.[4]

Стоимость самой ГЭС можно оценить по расценкам, приведенным в общей части плана ГОЭЛРО, в 18,27 млн золотых (довоенных царских) рублей[3](20 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость линий электропередач в 1,23 млн золотых рублей, стоимость подстанций 110 и 35 кВ, пренебрегая потерями в сети и собственными нуждами можно приближенно рассчитать по мощности ГЭС, в этом случае их стоимость по тем же нормативам составит 2,958 млн золотых рублей. Таким образом полная стоимость проекта с системами выдачи мощности можно оценить примерно в 22,46 млн золотых рублей (24 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Строительство Днепровской ГЭС

Днепровская ГЭС им. В.И. Ленина (первая очередь)

Днепровские пороги до строительства ДнепроГЭСа существенно усложняли судоходство по реке - фактически, несмотря на проводившиеся в XIX веке достаточно дорогостоящие работы по спрямлению русла преодолевать их могли только очень небольшие суда, причем только по высокой воде и с достаточно серьезным риском. В связи с этим вопрос о создании обходного канала, плотины или каскада плотин ставился неоднократно, но каждый раз упирался в очень высокую стоимость проекта. Толчок к его осуществлению дал прогресс в области строительства гидрогрегатов, позволивший создать гидроэлектростанцию на столь крупной реке и нацеленность Советской власти на электрификацию страны. Строительство электростанции, в проекте называвшейся Александровской, на днепровских порогах началось в марте 1927 г. Первый гидроагрегат запущен в мае 1932 г., официально электростанция вступила в строй в ноябре того же года с пятью действующими гидроагрегатами, но только позднее, в 1939 г., проект был полностью завершен с достижением ГЭС проектной мощности 560 МВт.

Стоимость всего проекта, по-видимому составляла, как и указано в некоторых источниках[5], около 100 млн долларов или 194 млн рублей в ценах 1930 г. или 187 млрд рублей в ценах 2012 г., что согласуется с расценками плана ГОЭЛРО. При этом очевидно, что к моменту ввода в строй основная часть средств была уже вложена в строительство. Указываемая в некоторых источниках стоимость с заводами, шлюзами и соцгородом (рабочим поселком) в 400 млн долларов требует подтверждения, поскольку шлюзы и поселок даже на 5 млн долларов, по-видимому, не тянули, а заводы хоть и были построены, но тоже врядли были в три раза дороже самой ГЭС.

Тепловая энергетика

Особое внимание органов Советской власти к электрификации в этот преиод начало приносить свои результаты[6].

Красный Октябрь

Шатурская ГРЭС

Каширская ГРЭС

Ивано-Вознесенская ГРЭС

НИГРЭС

Челябинская ГРЭС (первая очередь)

Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[7]

Магнитогорская ГРЭС

Штеровская ГРЭС

Зуевская (Гришинская) ГРЭС

Донсода (Лисичанская ГРЭС)

Кузнецкая ГРЭС

Металлургия

Реконструкция Краматорского металлургического завода

Завод, основанный в 1896 г. достиг размеров крупного проекта еще при Царе и производил большей частью металлургическое и котельное оборудование из выпущенных им же чугуна и стали. Однако, в результате последствий Брестского мира и последующей гражданской войны предприятие постепенно сворачивало свою работу: в 1918 г. была остановлена мартеновская печь, а в декабре 1920 г. (через месяц после национализации) завод был закрыт. Возрождение производства началось с 1922 г., а дореволюционные объемы выпуска продукции были превзойдены в 1926 г. в том же году завод был переименован из «Краматорского государственного машиностроительного и металлургического завода»[8] в «Краматорский металлургический завод»[9]. При этом производилась активная реконструкция завода, при которой основные затраты пришлись на модернизацию доменных цехов и силового хозяйства. Согласно документам тех лет[10] на реконструкцию Краматорского завода только в 1926-1928 гг. было затрачено 12,03 млн рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Затем, в 1929 г. в связи с началом строительства Новокраматорского машиностроительного завода, преприятие вошло в состав комбината «Краммашстрой», а еще позднее, в июне 1934 г., предприятие было разделено на два завода: Старокраматорский машиностроительный завод (в 1935 г. названный именем С. Орджоникидзе) и Краматорский металлургический завод им. В.В. Куйбышева.

Керченский металлургический завод им. П.Л. Войкова (коренная реконструкция)

[11]

Мариупольский трубопрокатный завод

[12]

Кузнецкий металлургический комбинат

Магнитогорский металлургический комбинат

[13]

Машиностроение

Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского

Стоимость проекта составляла 40 млн долларов.[14]

Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова

Уральский завод тяжёлого машиностроения

Строительство Беломорканала, 1932 г.

Гидротехническое строительство

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина

Судоходный путь длиной 227 километров (из которых по разным данным от 37,1 до 48 км собственно искусственных путей) с 19-ю шлюзами соединил Онежское озеро с Белым морем. Глубина канала на тот момент составляла 3,65 м (позднее, в 1970-х глубина была увеличена до 4 м). Проект планировался еще со времен Петра I, однако все три составленных в XIX веке проекта строительства были отклонены из-за их высокой стоимости. Строился очень высокими темпами с 1931 г., открыт в августе 1933 г. Общая стоимость проекта 101 316 611 рублей[15] (95 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Входящая в первоочередные объекты ГОЭЛРО Электрификация Мурманской ж.д. фактически была завершена только в 2006 г.
  3. Стоимость ГЭС с послеками и подъездными путями без оборудования: 225 руб./кВт х 58000 кВт = 13,05 млн рублей; стоимость оборудования ГЭС: 90 руб./кВт х 58000 кВт = 5,22 млн рублей