Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Легкие крейсера типа «Светлана»
Строившиеся с царских времен 8 крейсеров серии не успели вступить в строй до Революции. Затем строительство всех кораблей было надолго заброшено, 3 корабля были разобраны на металл, корпуса двух перестроены в танкеры, оставшиеся три были в этот период достроены и введены в строй:
- «Профинтерн» (ранее «Светлана», позднее «Красный Крым») - заложен в ноябре 1913 г., спущен на воду в ноябре 1915 г., введен в июле 1928 г.
- «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в октябре 1915 г., введен в строй в январе 1927 г.
- «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в мае 1916 г., введен в строй в марте 1932 г. - этот крейсер получил вместо 15 щитовых 130 мм орудий 4 одноорудийных башни со 180 мм орудиями, что формально перевело его в класс тяжелых крейсеров.
Железные дороги
Железная дорога Бурное-Джамбул-Пишкек Средне-Азиатской ж.д.
Участки Бурное-Джамбул 1922 г. и Джамбул-Пишкек 1924 г.
Линия Туапсе - Адлер
Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Движение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[1]
Гидроэнергетика
Волховская ГЭС им. В.И. Ленина
Строительство ГЭС в районе Петрограда было признано необходимым еще правительством Империи еще в декабре 1916 г., однако в то время предполагалось осуществить в первую очередь лучше подготовленный проект на Имантре. Но после Февральской революции проблемы с Финляндией вынудили Временное правительство приступить к постройке именно ГЭС на Волховских порогах, на которую в мае 1917 г. было решено ассигновать 32 млн рублей. К октябрю 1917 г. было закуплено оборудование на 1,5 млн рублей, а на месте работ построено три склада и грунтовая дорога, однако во время Октябрьской революции стройка была заброшена.[2] В.И. Ленин тоже заинтересовался проектом, однако попытка продолжить строительство в 1918 г. фактически завершилась в 1919 г. Окончательно к проекту вернулись в 1921 г. с включением его в первую очередь плана ГОЭЛРО, что однако не гараннтировало его мгновенного завершения[2] и в 1921-1922 гг. стройка испытывала большие трудности, прежде всего с продовольствием, и едва не была снова закрыта.[3] По-настоящему активное строительство развернулось с 1923 г. В июле 1926 г. было открыто судоходство через шлюзы, в декабре 1926 г. запущены первые три гидроагрегата и станция была официально открыта. Оставшиеся гидроагрегаты введены в строй в 1927 г. и, в результате, мощность станции составила 58 МВт. Для выдачи мощности станции в Ленинград одновременно были построены: ЛЭП 110 кВ длиной 130 км, главная понизительная подстанция 110/35 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.[4]
Стоимость самой ГЭС можно оценить по расценкам, приведенным в общей части плана ГОЭЛРО, в 18,27 млн золотых (довоенных царских) рублей[3](20 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость линий электропередач в 1,23 млн золотых рублей, стоимость подстанций 110 и 35 кВ, пренебрегая потерями в сети и собственными нуждами можно приближенно рассчитать по мощности ГЭС, в этом случае их стоимость по тем же нормативам составит 2,958 млн золотых рублей. Таким образом полная стоимость проекта с системами выдачи мощности можно оценить примерно в 22,46 млн золотых рублей (24 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Днепровская ГЭС им. В.И. Ленина (первая очередь)
Днепровские пороги до строительства ДнепроГЭСа существенно усложняли судоходство по реке - фактически, несмотря на проводившиеся в XIX веке достаточно дорогостоящие работы по спрямлению русла преодолевать их могли только очень небольшие суда, причем только по высокой воде и с достаточно серьезным риском. В связи с этим вопрос о создании обходного канала, плотины или каскада плотин ставился неоднократно, но каждый раз упирался в очень высокую стоимость проекта. Толчок к его осуществлению дал прогресс в области строительства гидрогрегатов, позволивший создать гидроэлектростанцию на столь крупной реке и нацеленность Советской власти на электрификацию страны. Строительство электростанции, в проекте называвшейся Александровской, на днепровских порогах началось в марте 1927 г. Первый гидроагрегат запущен в мае 1932 г., официально электростанция вступила в строй в ноябре того же года с пятью действующими гидроагрегатами, но только позднее, в 1939 г., проект был полностью завершен с достижением ГЭС проектной мощности 560 МВт.
Стоимость всего проекта, по-видимому составляла, как и указано в некоторых источниках[5], около 100 млн долларов или 194 млн рублей в ценах 1930 г. или 187 млрд рублей в ценах 2012 г., что согласуется с расценками плана ГОЭЛРО. При этом очевидно, что к моменту ввода в строй основная часть средств была уже вложена в строительство. Указываемая в некоторых источниках стоимость с заводами, шлюзами и соцгородом (рабочим поселком) в 400 млн долларов требует подтверждения, поскольку шлюзы и поселок даже на 5 млн долларов, по-видимому, не тянули, а заводы хоть и были построены, но тоже врядли были в три раза дороже самой ГЭС.
Тепловая энергетика
Особое внимание органов Советской власти к электрификации в этот преиод начало приносить свои результаты[6].
Красный Октябрь
Шатурская ГРЭС
Каширская ГРЭС
Ивано-Вознесенская ГРЭС
НИГРЭС
Челябинская ГРЭС (первая очередь)
Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[7]
Магнитогорская ГРЭС
Штеровская ГРЭС
Зуевская (Гришинская) ГРЭС
Донсода (Лисичанская ГРЭС)
Кузнецкая ГРЭС
Металлургия
Реконструкция Краматорского металлургического завода
Завод, основанный в 1896 г. достиг размеров крупного проекта еще при Царе и производил большей частью металлургическое и котельное оборудование из выпущенных им же чугуна и стали. Однако, в результате последствий Брестского мира и последующей гражданской войны предприятие постепенно сворачивало свою работу: в 1918 г. была остановлена мартеновская печь, а в декабре 1920 г. (через месяц после национализации) завод был закрыт. Возрождение производства началось с 1922 г., а дореволюционные объемы выпуска продукции были превзойдены в 1926 г. в том же году завод был переименован из «Краматорского государственного машиностроительного и металлургического завода»[8] в «Краматорский металлургический завод»[9]. При этом производилась активная реконструкция завода, при которой основные затраты пришлись на модернизацию доменных цехов и силового хозяйства. Согласно документам тех лет[10] на реконструкцию Краматорского завода только в 1926-1928 гг. было затрачено 12,03 млн рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Затем, в 1929 г. в связи с началом строительства Новокраматорского машиностроительного завода, преприятие вошло в состав комбината «Краммашстрой», а еще позднее, в июне 1934 г., предприятие было разделено на два завода: Старокраматорский машиностроительный завод (в 1935 г. названный именем С. Орджоникидзе) и Краматорский металлургический завод им. В.В. Куйбышева.
Керченский металлургический завод им. П.Л. Войкова (коренная реконструкция)
Мариупольский трубопрокатный завод
Кузнецкий металлургический комбинат
Магнитогорский металлургический комбинат
Машиностроение
Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского
Стоимость проекта составляла 40 млн долларов.[14]
Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова
Уральский завод тяжёлого машиностроения
Гидротехническое строительство
Беломорско-Балтийский канал имени Сталина
Судоходный путь длиной 227 километров (из которых по разным данным от 37,1 до 48 км собственно искусственных путей) с 19-ю шлюзами соединил Онежское озеро с Белым морем. Глубина канала на тот момент составляла 3,65 м (позднее, в 1970-х глубина была увеличена до 4 м). Проект планировался еще со времен Петра I, однако все три составленных в XIX веке проекта строительства были отклонены из-за их высокой стоимости. Строился очень высокими темпами с 1931 г., открыт в августе 1933 г. Общая стоимость проекта 101 316 611 рублей[15] (95 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Входящая в первоочередные объекты ГОЭЛРО Электрификация Мурманской ж.д. фактически была завершена только в 2006 г.
- ↑ Стоимость ГЭС с послеками и подъездными путями без оборудования: 225 руб./кВт х 58000 кВт = 13,05 млн рублей; стоимость оборудования ГЭС: 90 руб./кВт х 58000 кВт = 5,22 млн рублей