Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Легкие крейсера проекта 26

  • «Киров»
  • «Ворошилов»

Легкие крейсера проекта 26-бис

  • «Максим Горький»
  • «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава»)

Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно.

Железные дороги

Линия Обь — Проектная Томской ж.д.

Линия длиной 295 км, шедшая практически от Новосибирска до Ленинска-Кузнецкого обходила оба этих города с юго-запада, через новый железнодорожный мост через Обь. Введена в строй в 1934 г.

Линии метрополитена

Московский метрополитен

Решение о строительстве Московского метрополитена принято в июне 1931 г., опытное строительство началось в ноябре 1931 г., а полноценное — в 1933 г. после утверждения технического проекта первой очереди. В этот период введены в строй три крупных проекта:

  • Первая очередь метрополитена ведена в строй 15 мая 1935 г. В составе первой очереди изначально было построено 11,2 км трассы с 13 станциями в виде отной разветвляющейся посередине линии (будующая Сокольническая линия и часть Филевской линии), а в 1937 г. к ним добавилась станция «Киевская», расположенная за метромостом через Москву-реку.
  • Арбатская линия — в марте 1938 г. было введено в строй продление ответвления в противоположную от Сокольнической линии сторону в составе двух станций («Площадь Революции» и «Курская»), после чего бывшее ответвление стало самостоятельной Арбатской линией (ныне станции, введеные в строй в сентябре 1938 г. входят в состав Арбатско-Покровской линии, а станции 1935-1937 гг. - Филевской линии).
  • Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворечкая) линия — введена в строй в сентябре 1938 г. в составе семи станций от «Площади Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Сокол».

Гидроэнергетика

Плотина Рионской ГЭС в 2009 г.

Рионская ГЭС

Расположенная в Закавказье гидроэлектростанция мощностью 50 МВт (40 МВт на этапе проектирования и 48 МВт в современных документах) строилась с 1928 г. Первая очередь включала два гидроагрегата из четырех, которые были введены в строй в июле и октябре 1933 г. соответственно. Вторая и последняя очередь Рионской ГЭС была введена в строй в 1934 г. Фактическая стоимость строительства гидротехнической части ГЭС составляла 17,371 млн рублей[1]. Полную стоимость строиетельства можно оценить по предварительной оценке стоимости 1927 г., практически сопадающей с нормами ГОЭЛРО, в 13 млн, по-видимому, золотых рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Баксанская ГЭС

[2]

Тепловая энергетика

Челябинская ГРЭС (завершение строительства)

Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[3]

Кизеловская ГРЭС

[4]

Зуевская ГРЭС (завершение строительства)

На построенной в 1932 г. станции в 1939 г. были введены новые мощности на 100 МВт, полсле чего ее общая мощность достигла 250 МВт.[5]

Металлургия

Машиностроение

Новокраматорский машиностроительный завод имени Сталина

Введен в строй в сентябре 1934 г. Стоимость проекта 600 млн рублей[6].

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.