Судостроительная фирма «Алмаз»
Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз» (официальное сокращённое наименование ПАО «СФ «Алмаз») — судостроительное предприятие в г. Санкт-Петербург работающее в области малого и среднего судостроения. Де-факто работает в тесной связке и отчасти на одной территории со своим отпочкованным в 1990-х дочерним предприятием Открытое акционерное общество «Морской завод Алмаз» (краткое наименование ОАО «МЗ Алмаз»), специализирующемся на строительстве скоростных судов и катеров из алюминия. Собственно СФ «Алмаз» как производственная площадка была образована в 1933 году как Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1], однако в последнее время срок деятельности предприятия справедливо начинают отсчитывать по дате основания его старейших подразделений, основанных в 1911 году, хотя встречается и отсылка на 1901 год, когда одно из подразделений предприятия было построено в качестве базы пароходной компании. Предприятие не следует путать с расположенным также в Санкт-Петербурге, близким по профилю деятельности и ранее входившим с ним в одно объединение Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». В виду сложности и практической ненужности (дублирование есть даже на официальных сайтах) далее в статье проекты СФ «Алмаз» и «МЗ Алмаз» никак не разделяются.
Кроме того, Морской завод Алмаз тесно связан с расположенным на его территории частным ООО «Агат Дизайн Бюро», выполняющим проектирование катеров для завода.
История наименований предприятия:
- 1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан», в других источниках указано основание в 1912 году) и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).
- 1913 год — мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства переименована в Верфь Общества Финляндского Легкаго Пароходства.
- 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов А. Золотова.
- 1918 год — оба предприятия национализированы, верфь ОФЛП, по всей видимости, сменила название на Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?), а верфь Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов(?),.
- 1919 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства, по-видимому, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).[1]
- 1920 год — верфь Секции по металлу совнархоза Северного района передана в ведение Северо-Западного речного пароходства была переподчинена и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[2]
- 1922 год — Золотов преобразовал фактически закрывшуюся Петроградскую верфь моторных судов в частную Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова.
- 1923 год — бывшая верфь Северо-Западного пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
- 1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства передана пограничникам в качестве базы Финско-Ладожской флотилии.
- 1930 год — Верфь Золотова была снова национализирована и, по всей видимости, получила название Судостроительная мастерская Морпогранохраны ОГПУ[1].
- 1933 год — новая, гораздо более крупная Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1](?) открыта на новой площадке (ныне СФ «Алмаз»), а бывшая верфь Золотова стала на значительное время её подразделением.
- 1934 год — в связи с реорганизацией ОГПУ его верфь переименована в Верфь Морпогранохраны НКВД(?)[2].
- 1935—1937 годы — в связи с разделением Финско-Ладожской флотилии на её бывшей базе были организованы Окружные судоремонтные мастерские и склады, а также Штаб и Управление 34 морпогранотряда.
- 1939 год — Верфь Морпогранохраны переименована в Завод № 5 Народного комиссариата внутренних дел.
- 1941 год — в связи с переподчинением Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Народного комиссариата судостроительной промышленности, а на основе мастерских и склада Морпогранохраны был сформирован Ленинградский Морской Пограничный порт.
- 1946 год — в связи с преобразованием наркоматов в министерства Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности.
- 1947 год — после войны Ленинградский Морской Пограничный порт возможно постепенно преобразован в Судоремонтный завод погранвойск Министерства внутренних дел Ленинградского округа.
- Начало 1960-х — Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа в рамках сокращения армии передан Управлению рыбной промышленности Ленсовнархоза, и — почти сразу — был снова передан в Госкомитет Совмина СССР, где получил название Опытный морской завод.
- 1966 год — Завод № 5 получил открытое название Ленинградский Приморский завод, а Опытный морской завод был переименован в Невский морской завод.
- 1970 год — оба предприятия-предшественника объединены в Производственно-техническое объединение «Алмаз».
- 1974 год — Производственное объединение «Алмаз».
- 1990 год — Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
- 1991 год — Судостроительное объединение «Алмаз»
- 1992 год — Судостроительная фирма «Алмаз».
- 1993 год — Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
- 1996 год — Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
- 1997 год — ОАО СФ «Алмаз» учредило дочернее предприятие Открытое акционерное общество «Морской завод «Алмаз», в состав которого были выделены подразделения, размещённые на площадке бывшего Невского морского завода, ориентированные в первую очередь на судостроение из алюминия.[3]
- 2016(2015) — н.в. (2017) — ОАО СФ «Алмаз» преобразовано в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, чаще всего для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.
История предприятия
Предыстория создания завода
1886 год — во Франции создан первый в мире катер с бензиновым двигателем «Volpick».[4] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.
1890 год — в России появились первые моторные катера зарубежной постройки.
1899 год — «пустопорожняя» на тот момент территория нынешнего «Морского завода Алмаз» приобретена «Обществом Финляндского легкого пароходства» (ОФЛП) — фактическим монополистом того времени по внутригородским пассажирским перевозкам на паровых катерах в Санкт-Петербурге.[5]
1900—1903 годы — на приобретённом ОФЛП участке организована техническая база, обеспечивавшая проживание персонала, бункеровку углём и зимний отстой судов компании. В этот период там были построены причальная стенка, угольные склады, шесть деревянных двухэтажных жилых домов и двухэтажное кирпичное административное здание.[6]
1901 год — увлечение катерами в Санкт-Петербурге становится внезапно относительно массовым. Строятся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.
1908 год — на базе ОФЛП для обеспечения потребностей в судоремонтных работах строятся продольный слип и рельсовые пути для перемещения поднятых из воды с его помощью судов. Впоследствии этот слип использовался до середины 1960-х.
11 февраля 1910 года — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушев совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.
Российская Империя
1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (1912?, предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и, 16 (29) июня 1911 года, на территории базы компании, Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения. Мастерские же ОФЛП в том же году построили два служебных деревянных моторных катера «Чайка» и «Базис».[7]
1913 год — мастерские ОФЛП сменили название на Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства.
Август 1914 года — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров. В том же месяце Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а верфь Золотова, по всей видимости уже в сентябре получила, соответственно, название Петроградская верфь моторных судов.
Конец 1914(?) года — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами «Wan Blerk» или «Buffalo» мощностью 40—60 л. с. в качестве катеров связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции. По-видимому, примерно тогда же «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» получает военный заказ на 60 первых в мире мотопонтонов.
Апрель 1915 года — верфь Золотова получила заказ Военно-морского флота на 12 более крупных «разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок)», в связи с чем к началу 1917 года предприятие существенно расширилось и увеличило штат до 155 человек.
Январь 1916 года — 1917 год — верфь А. Л. Золотова получила еще один военный заказ на постройку ещё немного увеличенных сторожевых катеров.
Советская Россия
23 января 1918 года — вышел декрет Совета народных коммисаров «О национализации торгового флота», предусматривавший, в том числе и национализацию Судостроительной верфи Общества Финляндского легкого пароходства. Скорее всего, после этого она некоторое время называлась просто Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?).
26 (13) февраля 1918 года — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована[8] и, соответственно, стала называться просто Петроградская верфь моторных судов(?).
Май 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала первые три сторожевых катера по заказу 1916 года.
Июнь 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала вторую тройку сторожевых катеров по заказу 1916 года.
Конец 1918 года — в связи с нехваткой средств Петроградская верфь моторных судов практически прекратила работу, в штате предприятия осталось 4 человека.
3 марта 1919 года — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Секции по металлу совнархоза Северного района.[9] В результате она, скорее всего, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).
1919 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства фактически временно закрыта.[10]
1920 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Северо-Западного речного пароходства и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[11]
1922 год — Золотов преобразовал Петроградскую верфь моторных судов в частную Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова, строившую и ремонтировавшую прогулочные суда.
1923 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
1928 год — А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров типа ЗК (Золотовский катер). В том же году, после передачи Северо-Западному речному пароходству Ижорской верфи (ныне Средне-Невский судостроительный завод), было принято решение о закрытии Верфи имени товарища Дзержинского.
1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства передана остро нуждавшимся в судоремонтных мощностях морским пограничникам в качестве базы Финско-Ладожской флотилии, где вскоре для нужд судоремонта были построены два каменных эллинга с корпусным производством на площадях одного из них.
Март 1930 года — для выпуска катеров морской пограничной охраны повторно национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ[1] частновладельческая верфь А. Л. Золотова, ставшая Судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ.
Начало 1931 года — ОГПУ[1] принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова, получившая название Судостроитрельной верфи Морпогранохраны ОГПУ при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.
23 февраля 1931 года — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.
5 июля 1931 года — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.
Декабрь 1931 года — принята программа катеростроения Морпогранохраны.
1932 год — при строящейся по проекту ОКТБ-2 верфи Морпогранохраны организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.
Февраль 1933 года — на всё ещё строящейся Верфи Морпогранохраны начался запуск производства.
21 марта 1933 года — на Верфи Морпогранохраны заложен первый сторожевой катер типа ГК.
1 мая 1933 года — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1] торжественно открыта в присутствовии Первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Предприятие в это время было предназначено для серийного строительства деревянных катеров, прежде всего пограничных сторожевых. Бывшая верфь Золотова при этом стала отделением, а позднее цехом № 6 предприятия, где большими сериями строились малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера для Дальнего Востока типа РПК, моторные шлюпки, а также клинкерные лодки для академической гребли.
1933—1934 годы — на Верфи Морпогранохраны построена серия из 16 пригодных для перевозке по железной дороге «габаритных» сторожевых катеров типа ГК (обозначались в зависимости от типа двигателей ГК-1 и ГК-2), имевших водоизмещение 30 тонн, деревянный корпус, скорость 22-24 узла и вооружённых носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62 мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами.
1934—1935 годы — на Верфи Морпогранохраны построено 32 катера типа МО-2 («малый охотник» за подводными лодками) собственной разработки.
Июль 1934 года — в связи с реорганизацией ОГПУ[1] Верфь Морпогранохраны, по всей видимости, была переименована(?) в Верфь Морпогранохраны НКВД (Народного комиссариата внутренних дел).
Декабрь 1934 года — после убийства С. М. Кирова почти всё руководство Верфи Морпогранохраны было репрессировано и заменено на других, также заключённых специалистов.
1935-1937 годы — в связи с разделением Финско-Ладожской флотилии на её бывшей базе были организованы Окружные судоремонтные мастерские и склады, а также Штаб и Управление 34 морпогранотряда.
1936 год — на Верфи Морпогранохраны построено два головных малых охотника улучшенного типа МО-4.
1937 год — в связи с возложением на Верфь Морпогранохраны обязанности производства деревянных торпедных катеров в военное время, конструкторским бюро завода начата разработка деревянного торпедного катера Д-3 (ТКД-3). Эти катера стали первыми отечественными торпедными катерами дальнего действия.
1937—1941 годы — на Верфи Морпогранохраны построено 226 серийных катеров МО-4, ставших, в результате, видимо, самыми активно использовавшимися единицами отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. При этом из 188 катеров этого типа (включая головные), построенных до войны, 75 уже изначально были направлены не в части Морпогранохраны НКВД, а в Военно-морской флот.
Начало 1939 года — Верфь Морпогранохраны переименована в Завод № 5 НКВД.
1939 год — Завод № 5 построил головной торпедный катер типа Д-3, отличавшийся от последующих серийных двигателями и развивший на испытаниях в 1940 году скорость 40 узлов. В августе 1940 года катер поступил на вооружение Черноморского флота.
1940 — начало 1941 года — Заводом № 5 построены первые 5 торпедных катеров типа Д-3 (ТКД-3). К началу войны они находились на Балтийском море, но вскоре были отправлены по железной дороге на Северный флот, где особенно отличился ТКА-12, потопивший в общей сложности 8 кораблей и судов. Катер сохраняется ныне в составе монумента в закрытом городе Североморск Мурманской области.
1940 — 1941 годы — Завод № 5 активно достраивается по первоначальному проекту, в основном завершив строительство к 1941 году. В этот период на заводе были приняты в эксплуатацию механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, клуб, столовая, библиотека, а также был расширен деревообрабатывающий цех.
1941 год — базе Окружных мастерских и склада морских пограничников был сформирован Ленинградский Морской Пограничный порт.
Март 1941 года — Завод № 5 передан в Наркомат судостроительной промышленности и получило наименование Завод № 5 НКСП.
22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война, в связи с чем Завод № 5 стал заниматься небольшой переделкой балтийских пограничных катеров серии МО для нужд военно-морского флота. На этот момент на предприятии трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Значительная часть персонала завода — 1115 человек — уже в первые дни войны была призвана в армию.
Август 1941 года — принято решение об эвакуации части оборудования и материалов, а также более 100 человек из коллектива Завода № 5 на завод 630 НКСП в городе Сосновка Кировской области (ныне Сосновский судостроительный завод), где во время войны был организовано производство катеров ТКД-3 и МО-4, а таже специально спроектированных малых охотников ОД-200, выпускавшихся прогрессивным поточно-позиционным методом.
13 августа 1941 года — на 1942 год Заводу № 5 установлен план выпуска в 30 торпедных катеров.
8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, сказавшаяся и на работе завода.
Декабрь 1941 года — после эвакуации 405 человек численность коллектива Завода № 5 составила 730 человек.
Зима 1941—1942 годов — первую блокадную зиму не пережили 545 членов коллектива Завода № 5. Кадры пополнялись за счёт женщин и детей.
29 мая 1942 года — властями блокадного Ленинграда дано распоряжение смежникам Завода № 5 обеспечить его оборудованием и материалами, несмотря на тяжелейшие блокадные условия.
1942 год — Заводом № 5 построено 3 новых торпедных катера типа Д-3, а 7 других переоборудовано в малые охотники по проекту МО-Д3, разработанному КБ завода во время блокады.
1943 год — Заводом № 5 выпущено 43 катера типа Д-3, из которых 17 было построено сразу в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны предприятие выпустило 67 торпедных катеров типа Д-3, 46 малых охотников МО-Д3 и произвело ремонт 400 катеров.
27 января 1944 года — снята блокада Ленинграда. За её время цех № 6 Завода № 5 в Старой Деревне построил 192 малых катера типов КМ-2 и КМ-4 (водоизмещением 7 и 10 тонн соответственно), использовавшихся как катера-тральщики.
1944-1947 годы — по-видимому, уже после снятия блокады в конце войны на Заводе № 5 была организована постройка из импортных комплектующих торпедных катеров фирмы Elco (США), 60 из которых были переданы флоту в конце войны.[12] Примерно в это же время выпускались пограничные сторожевые корабли типа МО-4 по проекту 174 с, по всей видимости, импортными двигателями «Паккард», а также пограничные сторожевые катера КМ-4 и пограничные сторожевые катера специальной службы К-ЗИС-5.[13]
31 мая 1944 года — «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод № 5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени».
1946 год — в связи с преобразованием Наркоматов в Министерства Завод № 5 НКСП переименован в Завод № 5 МСП, тогда же на нём был введён в строй головной большой торпедный катер проекта ТД200.[14]
1946—1952 годы — на Заводе № 5 крупной серией в 168 единиц строятся большие торпедные катера проекта ТД200бис.[15]
- 1947 год — Ленинградский Морской пограничный порт преобразован в Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа.
1947—1960 годы — на Заводе № 5 построена крупная серия из 220 торпедных катеров проекта 183, разработанный на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. При этом головной катер проекта был введён в строй в 1949 году, а крупной серией поступать во флот катера начали с 1952 года. Эти катера производились также на заводах № 602 (ныне Восточная верфь) во Владивостоке и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.
22 октября 1949 года — на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5 с привлечением конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД пи заводе создана проектная организация «Специальное Конструкторское Бюро № 5» (СКБ-5), ныне ЦМКБ «Алмаз»[16].
1952—1959 годы — на Заводе № 5 построены 52 пограничных сторожевых корабля (сторожевых катера) проекта 199, те из них, которые служили в военно-морском флоте позднее в 1966 году были переклассифицированы из сторожевых в противолодочные катера.[17][18]
Май 1953 года — в связи с ликвидацией 4-го спецотдела МВД СССР закрыто ОКБ-5, сотрудники которого перешли в СКБ-5 при заводе № 5 вместе с разрабатываемыми тематиками, включая катера семейства проекта 183.[19]
1 апреля 1956 года — СКБ-5 реорганизовано в полностью самостоятельное «Центральное конструкторское бюро № 5» (ЦКБ-5, ныне ЦМКБ «Алмаз») с передачей ему цеха № 6 завода № 5, то есть производства малых катеров на месте бывшей верфи Золотова. Позднее эта небольшая верфь ещё не раз меняла подчинение и названия, просуществовав до начала 2010-х в качестве ОАО «Редан», но в состав завода «Алмаз» возвращалась только на незначительное время в 1970—1971 годах в процессе очередной реорганизации.
1957 год — на Заводе № 5 построены два экспериментальных катера проекта 183Э, ставшие первыми в мире катерами, оснащёнными управляемыми ракетами. В том же году они были переведены для испытаний на Черное море, где 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск противокорабельной ракеты П-15 с борта катера проекта 183Э. В том же году на заводе строили многоцелевые (десантные) катера проекта Т-4 или Т-4М «Танкист».
1957(?)—1959(?) годы — на обоих заводах строятся в некотором количестве[3] десантные катера проекта А-3 «Армеец».[20]
1959(1958?)—1965 годы — на Заводе № 5 построены 26 ракетных катеров проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 30 катеров.
1958(?)—1960(?) годы — проведена существенная реконструкция Завода № 5 под строительство более крупных, чем раньше, и металлических ракетных катеров проекта 205.
1958—1966(?) годы — на Заводе № 5 построено 66 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[21]
Начало 1960-х — Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа в рамках сокращения армии передан Управлению рыбной промышленности Ленсовнархоза, и — почти сразу — был снова передан в Госкомитет Совмина СССР, где получил название Опытный морской завод.
1960—1961 годы — на Заводе № 5 построено четыре пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 360.[22]
1963 год — на Заводе № 5 построено 2 опытных больших ракетных катера на основе проекта 205 — катер проекта 205Ч с электросетью частотой 400 Гц и катер проекта 205Э с носовым подводным крылом.[23]
1965—1970(?) годы — на Заводе № 5 построено 19 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[24]
1966 год — Завод № 5 получил открытое название Ленинградский Приморский завод, а Опытный морской завод был переименован в Невский морской завод.
1967—1970 годы — на Невском морском заводе построен малый десантный корабль на воздушной подушке МДК-167 проекта 1232 «Джейран».[25]
1967—1975 годы — на Приморском заводе (позднее «Алмазе») построено 14 малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод».
1967—1989 годы — на Приморском заводе (позднее «Алмазе») построено 111 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.
1968 год — на Невском морском заводе построен катер на воздушной подушке «Бриз».
1968—? годы — на Приморском заводе построено 4 катера проекта 1400 «Гриф»(пограничных сторожевых или артиллерийских).[26]
1969(?) год — на Приморском заводе построен артиллерийский катер АК-225, единственный построенный катер проекта 205ПЭ.
1969—1971 годы — на предприятии (изначально, вероятно, на Невском морском заводе, но в процессе он стал частью «Алмаза») построено 4 десантных катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[27]
1970 год — предприятия-предшественники завода были слиты воедино путём объединения Ленинградского Приморского завода с ЦМКБ «Алмаз» и Невским Морским заводом в Производственно-техническое объединение «Алмаз».
1972—1973 годы — на предприятии построено три торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.
1972—1974 годы — на предприятии построено пять пограничных катеров специальной службы проекта 1400А[28] и в этот же период два головных десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар», позднее серийно строившихся на заводом «Море» в Феодосии[29] и, в чуть изменённом виде, Хабаровским судостроительным заводом имени 60-летия СССР.
1973(?)—1985 годы — на заводе построено 19 серийных малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран».[30]
1974 год — предприятие переименовано в Производственное объединение «Алмаз».
1974—1977 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234-Э «Овод-Э» для военно-морского флота Индии.
1976—1981 годы — на заводе построен большой ракетный катер проекта 12411 «Молния».[31]
1977—1980 годы — на предприятии построено два пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 1360.[32]
1977—1983 годы — на заводе построено 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[33]
1981 год — специально под строительство самых крупных в мире десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» на площадке бывшего Невского морского завода построен второй эллинг размером 72×36 м.[34]
1982—1987 годы — на заводе построен малый ракетный корабль «Накат» проекта 1234.7.
1983—1991 годы — а заводе построено 4, видимо, и заложено ещё 1-3 малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», являющихся и поныне (2017 год) самыми большими в истории Человечества кораблями на воздушной подушке. Параллельно их производство вёл также Судостроительный завод «Море» в Феодосии.
1984—1987 годы — на предприятии построено 7 артиллерийских катеров проекта 02059, близких по конструкции к пограничным сторожевым кораблям проекта 205П.
1989—1991 годы — заводом начато строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), но в этот период ни один из них не был полностью достроен, хотя они уже производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[35]
12 февраля 1990 года — после выхода из объединения ЦМКБ «Алмаз» предприятие переименовано в Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
1 октября 1991 года — предприятие переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»
Российская Федерация
1991—2004 годы — завод продолжил строительство частично заложенных ранее пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), построив 9 таких кораблей. Параллельно они производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[36] В эти же годы продолжалось строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», всего за это время были введены в эксплуатацию три «Зубра», проданные Греции, а ещё два достроены не были.
20 марта 1992 года — завод преобразован в предприятие Судостроительная фирма «Алмаз».
1 июля 1993 года — государственное предприятие путём акционирования преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
1994(?)—2001(?) — на предприятии (с 1997 года на «Морском заводе Алмаз») строятся суда экологического мониторинга (катера экологического контроля) проекта 16220 «Экопатруль».
12 июля 1996 года — завод преобразован в Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
1997 год — ОАО СФ «Алмаз» учредило дочернее предприятие Открытое акционерное общество «Морской завод Алмаз», в состав которого были выделены подразделения, размещённые на площадке бывшего Невского морского завода, ориентированные в первую очередь на судостроение из алюминия.[37]
2001—2002 годы — на «Морском заводе Алмаз» построено уникальное скоростное пассажирское судно катамаранного типа с корпусом из легкого сплава Superfoil-40 «Линда». Построенное по английскому проекту из российского алюминиевого сплава для заказчика из Эстонии судно обладало максимальной на тот момент в мире скоростью для пассажирских паромов — 55 узлов (более 100 км/ч).[38]
2002 год — Судостроительной фирме «Алмаз» для Вьетнама построены два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[39]
2003—2004 годы — на «Морском заводе Алмаз» построен катер специального назначения «Валентин Чуйкин» проекта А-125.[40]
2003—2006 годы — на «Морском заводе Алмаз» построен головной пограничный сторожевой катер специальной службы проекта 12200 «Соболь».[41]
2004—2012 годы — на Судостроительной фирме «Алмаз» для Каспийской флотилии построены три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян».
2005—2007 годы — на «Морском заводе Алмаз» два пограничных сторожевых катера специальной службы (фактически правительственные представительские моторные яхты) проекта 21600 «Хоста».[42]
2006(?)—2013(?) годы — на «Морском заводе Алмаз» строятся алюминиевые рейдовые разъездные/учебные катера проектов 21960, 21960М и 21960К.[43]
2007 год — предприятием «Морской завод Алмаз» построены первый пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б[44] и малое таможенное судно проекта FC-101 «Иней».
2007— н. в. (2017) — заводом, по всей видимости на обеих площадках на субподряде[45], строятся пограничные патрульные суда проекта 22120 «Пурга», отличающиеся способностью ходить во льдах толщиной до 0,6 м.
2007— н. в. (2017) — заводом СФ «Алмаз» строятся серией не менее, чем в 11 единиц (2017) пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник», отличающиеся улучшенной мореходностью.
2008 год — на «Морском заводе Алмаз» построен катер специального назначения А-125М-1.[46]
2008—2010 годы — на «Морском заводе Алмаз» для Словении построен пограничный сторожевой корабль «Триглав» проекта 10412.[47]
2008 — н. в. (2016) — на «Морском заводе Алмаз» крупной серией не менее 20 единиц строятся пограничные сторожевые катера (некоторые из которых специальной службы) проекта 12200 «Соболь».[48]
2009—2011 годы — на «Морском заводе Алмаз» для Вьетнама построены ещё два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[49]
2009—2010 годы — предприятием «Морской завод Алмаз» построен второй для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б «Светлячок-МН».[50]
2015 год — предприятием «Морской завод Алмаз» построен третий для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б «Светлячок-МН».[51]
Конец 2015 — начало 2016 года — ОАО СФ «Алмаз» преобразовано (с перетекшим из одного года в другой оформлением) в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
2015(?)—2016 годы — на СФ «Алмаз» построен самоходный плавучий кран «СПК-46150» проекта 02690.[52]
Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии
- ТКА-12 (построен в 1939—1941 годах) — торпедный катер типа Д-3 первой и единственной довоенной серии. В августе 1941 года был перевезён по железной дороге на Северный флот в Мурманск. Вошёл вместе с аналогичными катерами первой серии, являвшимися в то время единственными в стране торпедными катерами дальнего действия в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров охраны водного района Главной базы Северного флота. В первом же боевом дежурстве 11 сентября 1941 года потопил торпедами при атаке на немецкий конвой потопил переоборудованный из траулера сторожевой корабль. Уже через три недели повторил успех, потопив в Варагнер-фьорде крупный транспорт. Там же 22 декабря 1943 года получил серьёзные повреждения при атаке конвоя, но успешно вернулся на базу, несмотря на ранение командира в обе ноги. Последнюю свою — восьмую(!) удачную торпедную атаку катер выполнил, потопив очередной немецкий транспорт близ Бек-фьорда 15 июля 1944 года. Впоследствии 14 июня 1945 года катер был передан музею Северного флота. С 31 июля 1983 года и поныне ТКА-12 установлен на постаменте в составе Мемориала морякам торпедных катеров на площади Мужества в Североморске.
- Малый ракетный корабль «Мираж» (построен в 1983—1986 годах) — корабль проекта 1234.1 прославился во время Олимпийской войны (она же Война 08.08.08, она же Пятидневная война), в ходе которой одержал победу над несколькими грузинскими катерами в единственном морском сражении той войны 10 августа 2008 года.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров — аналог современной Федеральной службы безопасности России в 1923—1934 годах.
- ↑ Народного комиссариата внутренних дел
- ↑ Не менее двух на Заводе № 5, где первая пара была построена в 1957 году. Ещё три были построены на Судоремонтном заводе погранвойск в 1959 году.