Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпыстроительства флота в это время несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора «Пётр Первый и Второй».

54-пушечные линейные корабли

  • «Санкт-Михаил»
  • «Рафаил»

Крупнейшие морские порты

Кронштадт

См. Морская крепость Кронштадт.

Фортификационные сооружения

Морская крепость Кронштадт

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Панорама Санкт-Петербурга, А. Зубов 1716 г.

Город Санкт-Петербург

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[1]

«Гото Предестинация» - первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Балтийский флот

Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[2] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более сотни млрд рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.