Хабаровский судостроительный завод
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (официальное сокращённое название АО «ХСЗ») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Хабаровск (Хабаровский край). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 876». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь оним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока и одним из очень немногих поставщиков небольших кораблей для Тихоокеанского флота, строившихся также и на экспорт.
История наименований предприятия:
- 1953—1961 гг. — Завод № 876 (п/я 151[1])
- 1961—1966 гг. — Хабаровский судоремонтный завод
- 1966—1982 гг. — Хабаровский судостроительный завод
- 1982—1999(?) гг. — Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР
- 1992(?)—1999(?) гг. — Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
- 1999—2001 гг. — Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
- 2001—2008 гг. — Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
- 2008—2015(?) гг. — Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
- с 2015(?) года по настоящее время — Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
В настоящий момент (на 2018 год) предприятие входит в состав холдинга «Объединённая судостроительная корпорация» и специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе скоростных на подводных крыльях, воздушной подушке и воздушной каверне.
История предприятия
Предыстория предприятия
1932 год — в Хабаровске введён в строй судостроительный завод «Остон» (ОСиповский заТОН), изначально предназначавшийся для сборки небольших судов, поставлявшихся в виде машинокомплектов из европейской части страны. Этот завод, просуществовавший до 2003 года, не следует путать с рассматриваемым предприятием. Позднее «Остон» был известен также как «Хабаровский судостроительный и механический завод», «Хабаровский судостроительный и механический завод имени Кирова», «Завод № 368», «Хабаровский судостроительный завод имени Кирова» и «Остон — завод имени С. М. Кирова».
27 ноября 1945 года — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.
Советская Россия
1953 год — предприятие основано под названием Завод № 876 (п/я 151).
1958 год — предприятием построена как минимум одна морская баржа не судоходная одной из модификаций проекта 411.[1]
1959—1965 годы — на заводе построены 7 сторожевых кораблей проекта 159.[2]
1960 — 1968 годы — предприятием построены 11 малых противолодочных кораблей проекта 204. [3]
1960(?) — 1970 годы — на заводе построены 16 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод, по всей видимости, освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.[4]
21 марта 1961 года — предприятие переименовано в Хабаровский судоремонтный завод.
1962 год — предприятием построено как минимум одно несамоходное наливное судно проекта 434.[5]
1964—1972 годы — на заводе построены 10 сторожевых кораблей проекта 159A, а ещё один аналогичный корабль достроен не был.[6]
31 января 1966 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод.
1967—1978(?) годы — на заводе на экспорт построены 11(?) сторожевых кораблей проекта 159АЭ.[7]
1970—1976 годы — на заводе построены 5 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М»[8]
1970—1985 годы — на заводе построены 14 малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».[9]
1970—1991 годы — предприятием построено в общей сложности 14 судов безобмоточного размагничивания (1977 года — судов размагничивания) проектов 1799 (закладывались в 1970—1976 годах), 1799А (закладывались 1976—1982 годах) и 1799АЭ (зауладка 1981 года) шифр «Глобус».[10][11]
1973—1982 годы — на заводе построены 11 малых артиллерийских кораблей / пограничных сторожевых кораблей (фактически речных мониторов) проекта 1208 «Слепень».[12]
1979—1983 годы — на заводе построены 5 пограничных сторожевых кораблей проекта П1124.[13]
1979(?)—1984 годы — на заводе построено 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния»[14] и, по-видимому, в это же время 8(9?[15]) речных пограничных кораблей управления прокта 1249.[16]
1982—1984 годы — на заводе построен малый артиллерийский корабль (фактически речной монитор) «МАК-11» (с 13 августа 1995 года — «Вьюга») проекта 12081 «Слепень». Корабль отличался наличием на борту лазерного оружия.[17][18]
14 декабря 1982 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия СССР.
1982(?)—1991 годы — на заводе построено 16 и заложено ещё минимум 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния».[19]
1984(?)—1991 годы — на заводе построены 7 и заложен 8-й десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», вводившиеся в строй с 1985 года.[20]
1985—1991 годы — на заводе построены 7 малых противолодочных кораблей проекта 1124М «Альбатрос» и заложен ещё один, впоследствии так и не достроенный.[21]
1990—1991 годы — на заводе строились, но впоследствии так и не были достроены 4 малых противолодочных корабля проекта 12416 «Молния-2».[22]
Современная Россия
1991—1992 годы — на заводе достроен 8-й в серии десантный катер на воздушной подушке Д-143 проекта 12061 «Мурена» (с 25 ноября 1994 года пограничный сторожевой корабль).[23]
1992(?) год — предприятие скорее всего переименовано в Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
1991—1994 годы — на заводе достроено 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» из советского задела.[24]
1992—2003 годы — предприятием построен, вероятнее всего с большим перерывом во второй половине 1990-х, 22-й в серии на этом заводе и последний для него большой ракетный катер проекта 12411 «Молния» .[25]
1994 год — на заводе заложен, по крайней мере, последний из 4-х в серии речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[26]
1998—2001 годы — предприятием введены в строй 3 больших таможенных судна (быстроходных катера на воздушной каверне) проекта 14232 «Меркурий».[27]
1998—2010 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[28]
17 марта 1999 года — предприятие переименовано в Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод».
2000—2004 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых катеров проекта 14170 «Терьер».[29]
5 января 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
24 ноября 2003 года — завершён процесс банкротства и закрытия предприятия «Остон — завод имени С. М. Кирова», в результате чего ХСЗ остался единственным судостроительным заводом Хабаровска.
2004—2006 годы — на заводе для флота Южной Кореи построены три десантных катера на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э».[30]
21 марта 2007 года — предприятие вошло в состав государственного холдинга «Объединённая судостроительная корпорация».
2007—2014 годы — предприятием построен морской буксир «Алексадр Пискунов» проекта 22030.[31]
29 октября 2008 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
2011 — настоящее время (2018) — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году.
2013—2014 годы — заводом введены в строй два буксира-кантовщика проекта Проект Damen ASD Tug 2310.[32]
2015(?) год — в связи с изменением законодательства предприятие переименовано в Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ «Почтовый ящик» — обезличенное наименование и одновременно почтовый адрес организации, использовавшиеся в основном в советский период для секретности переписки, поскольку смешивать открытое и шифрованное название предприятия в открытых документах категорически воспрещалось. На практике же, если не было специально усиленных мер безопасности, оба наименования через несколько лет, как правило, знали уже все местные жители.