Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.
Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Парусные 120-пушечные линейные корабли типа «Двенадцать Апостолов» Черноморского флота
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли, реально несшие более 130 пушек:
- «Париж» - заложен 18 июня 1847 г. в Спасском адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г.
- «Великий Князь Константин» - заложен 7 мая 1850 г. в Спасском адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 29 сентября 1852 г.
Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.
- «Гангут»
- «Императрица Александра»
- «Полтава»
- «Не тронь меня»
- «Владимир»
- «Лефорт»
- «Вола» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
- «Андрей»
- «Прохор»
- «Орёл»
- «Ретвизан»
Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-хпушечными.
Крабли типа «Иезекиль» (25 единиц)
- «Иезекиль»
- «Азов»
- «Александр Невский»
- «Великий князь Михаил»
- «Кацбах»
- «Кульм»
- «Арсис»
- «Лесное»
- «Нарва»
- «Бриен»
- «Красное» (распространенное в интернете намименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное)
- «Бородино»
- «Березина» (распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина)
- «Смоленск»
- «Память Азова»
- «Орёл»
- «Остроленка»
- «Лейпциг»
- «Ретвизан»
- «Финланд»
- «Ингерманланд»
- «Ингерманланд» (изначально при постройке назывался «Иезекиль», переименован еще на стапеле)
- «Память Азова»
- «Сысой Великий»
- «Нарва»
Корабли типа «Фершампенуаз»
- «Фершампенуаз»
- «Константин» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
- «Выборг» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
Корабли типа «Бородино»
- «Бородино»
- «Вилагош»
Индивидуальные проекты
- «Царь Константин»
- «Красное»
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).
- «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нес 96 пушек.
- «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нес 91 пушку.
- «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нес 108 пушек.
- «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нес 108 пушек.
- «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нес 108 пушек.
- «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нес 96 пушек.
- «Силистрия» — заложен 24 декабря 1833 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 11 ноября 1835 г. Реально нес 88 пушек.
- «Султан Махмуд» — заложен 1 февраля 1835 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1836 г. Реально нес 86 пушек.
- «Три Иерарха» — заложен 19 ноября 1835 г. в Главном адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нес 90 пушек.
- «Гавриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 19 ноября 1839 г. Реально нес 86 пушек.
- «Селафаил» — заложен 28 августа 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 10 июля 1840 г. Реально нес 96 пушек.
- «Уриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1840 г. Реально нес 96 пушек.
- «Варна» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 27 июля 1842 г. Реально нес 96 пушек.
- «Ягудиил» — заложен 21 сентября 1839 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 17 сентября 1843 г. Реально нес 96 пушек.
- «Ростислав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 1 ноября 1844 г. Реально нес 96 пушек.
- «Святослав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 7 ноября 1845 г. Реально нес 94 пушки.
- «Храбрый» — заложен 15 июня 1841 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 25 июня 1847 г.[1]
- «Чесма» — заложен 26 июля 1842 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г. Реально нес 72 пушки.
- «Императрица Мария» — заложен 23 апреля 1849 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 9 мая 1853 г. Реально нес 90 пушек.
Железные дороги
Варшаво-Венская железная дорога
Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[2] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[3]
Санкт-Петербурго-Московская железная дорога
Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[4]
Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)
Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [5]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.
Гужевые (будущие автомобильные) дороги
Московское шоссе
Строительство начато в 1817 г., завершено в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверпу и Мету) [6][7]
Крупнейшие мосты
Веребьинский мост
Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]
Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.
Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге
Первый постоянный мост через большую Неву в Санкт-Петербурге. Построен в 1843-1850 гг. Позднее дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х.
Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве
Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.
В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .
Машиностроение
Гидротехническое строительство
Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)
1833 г.
Фортификационные сооружения
Крепость Новогеоргиевск
Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.
Варшавская крепость (Александровская цитадель)
Стоимость проекта 11 млн рублей.