Участник:Бульдозер/Непроверенные проекты
Версия статьи от 09 июня, со всеми проектами одним списком, проверенные проекты удаляются
В этой статье собраны введенные в строй в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей[1].
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Так как проектов слишком много для одной статьи, они распределены по периодам президентства.
Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)
Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)
Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
Морские порты
Порт Приморск
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[1]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[2].
Порт Козьмино
Нефтеналивной порт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [3].
Порт Сочи Имеретинский
Грузовой порт, который после 2014 года порт предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 г. по 2012 г. в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. Суммарный объем инвестиций — 13 млрд руб. (7 — «БазЭл», остальное — бюджетные средства). [4][5]
Порт Усть-Луга
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [6], [7], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [8], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [9]. В рамках строительства порта, помимо прочих, реализован следующий крупный проект:
- Строительство комплекса наливных грузов в Усть-Луге. Стоимость проекта 1 млрд долларов[10][11]. К концу 2012 г. введены в строй две очереди из трех, третью планируется ввести в строй в 2013 г.[12]
В настоящее время порт продолжает активно строиться (см. незавершенные проекты).
Ванинский балкерный терминал
Морской терминал в бухте Мучка порта Ванино (Хабаровский край) по отгрузке угля производительностью 12 млн тонн в год. Строился в 2005…2009 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей[13] в ценах тех лет. В настоящее время проводится дополнительное расширение терминала[14], которое должно поднять его производительность до 20 млн тонн в год[15].
Аэропорты и аэродромы
Реконструкция аэропорта Толмачёво, Новосибирск
В 2004—2009 годах была проведена масштабная реконструкция терминалов новосибирского аэропорта Толмачёво. Изначально построенный по типовому проекту терминал для внутренних авиалиний был полностью перестроен. Всего сумма инвестиций в реконструкцию аэропорта оценивалась в 20 млрд рублей 2007 г. [16] [17]
Аэровокзальный комплекс «Шереметьево — D»
Терминал D аэропорта Шереметьево (он же Шереметьево-3) пропускной способностью 12 млн пассажиров в год построен в 2005…2009 гг. для нужд авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Стоимость проекта 1,1 млрд долларов[18].
Терминал А аэропорта Внуково
Объект позволяет вдвое увеличить пассажиропоток подмосковного аэропорта. Терминал предназначен для обслуживания 7,8 тысяч пассажиров в час и имеет 52 выхода на посадку, из которых 31 оборудован телетрапами. Первый пусковой комплекс был открыт в 2010 г., полностью завешен в 2012 г.[19] Стоимость проекта 44 млрд рублей[20][21]
Реконструкция аэропорта «Владивосток» (Кневичи)
Масштабная реконструкция аэропорта проведена в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г.. Проект включал развитие как аэродромной инфраструктуры, так и аэровокзального комплекса. Общая стоимость проекта 19 млрд рублей.[22]
Реконструкция аэропорта Сочи (Адлер)
Реконструкция собственно аэропорта, взлетно-посадочных полос и строительство железнодорожного терминала проводились разными организациями — владельцами соответствующих объектов. Реконструкция взлетно-посадочных полос проводилась с 2006 г. по 2010 г. Строительство 2,7 км железнодорожной линии, включая 2 тоннеля общей длиной более 500 м и три эстакады, а также многоэтажного остановочного комплекса велось с 2008 по 2012 г. Также построен новый терминал самого аэропорта. Отдельные работы небольшого объема в аэропорту продолжаются в 2013 г.[23] Общая стоимость проекта — порядка 23 млрд рублей. Из них 6 млрд было инвестировано в реконструкцию аэровокзального комплекса[24], 9 млрд — в реконструкцию двух взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек[25] и 8 млрд — в строительство железнодорожной инфраструктуры[26].
Реконструкция аэропорта Кольцово (Екатеринбург)
На первом этапе (в 2003…2009 гг) в проект реконструкции аэропорта г. Екатеринбурга было вложено 12 млрд рублей.[27] С декабря 2011 г. ведутся менее масштабные работы второго этапа реконструкции, который планируется завершить в 2014 г.
Развитие аэропорта Домодедово (Москва)
С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, ежегодно в реконструкцию и новое строительство на его территории вкладываются миллиарды рублей. За прошедшее время можно выделить следующие этапы работ, которые можно отнести к крупным завершенным проектам:
- Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово 1999—2003 гг. В рамках коренной реконструкции аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)[28]. Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.[29][30]
- Реконструкция взлетно-посадочной полосы № 1 в 2003—2007 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах тех лет.[31][32]
Работы по развитию аэропорта продолжаются.
Нефтепроводы
БТС и БТС-2
Балтийская трубопроводная система — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-2. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран. Стоимость БТС-2 — 97,8 млрд руб. (включая резервуарный парк Усть-Луга)[33].
ВСТО
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти. Проект реализовывался в два этапа:
- ВСТО-1 Включал нефтепровод Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн тонн в год, пункт налива нефти на железнодорожной станции Сковородино, и нефтеналивной порт Козьмино в районе г. Находка. Строился в 2006…2009 гг. Стоимость проекта 380 млрд рублей[34].
- ВСТО-2 Включал нефтепровод Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — порт Козьмино длиной 2046 км мощностью 50 млн тонн в год и расширение до той же мощности трубопровода Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино. Введен в строй в 2012 г.[35] Стоимость проекта 243 млрд рублей[36].
Сковородино — граница с КНР
Ответвление нефтепровода ВСТО в Китай (российский участок нефтепровода «Сковородино — Мохэ»). Длина 67 км, производительность 15 млн тонн в год. Строился в 2009—2010 г. [37] Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах 2007 г.[38]
КТК
Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[39]. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.
Пурпе — Самотлор
Нефтепровод в Западной Сибири длиной 429 км и мощностью 25 млн тонн нефти в год предназначен для транспортировки нефти с местрождений северо-восточной части Западно-Сибирской низменности к нефтеперерабатывающим заводам и трубопроводам в районе Нижневартовска. Строился с 2010 по 2001 г. Является первой частью более крупного строящегося трубопровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор»[40], вторая, еще более крупная, часть — нефтепровод «Заполярье — Пурпе» еще строится. Фактическую стоимость проекта 45 млрд рублей удалось сделать ниже запланированной в 53 млрд рублей[41].
Ванкор — Пурпе
Строительство нефтепровода длиной 556 км, соединяющего Ванкорское нефтегазовое месторождение с системой магистральных нефтепроводов началось в 2006 г.[42] Проект отличается тем, что значительная часть нефтепровода расположена за Полярным кругом и из-за сложных геологических условий и широкого распространения вечной мерзлоты проложена на сваях. Строительство также осложнялось неустойчивым и крайне суровым климатом, в результате чего работы можнобыло проводить только 3-4 месяца в году — когда, с одной стороны, открывались зимники и тяжелая техника могла передвигаться по тундре, а с другой стороны температуры не достигали значений минус 45-55°С, при которых техника и люди не могли продолжать строительство. Первая очередь введена в строй в 2009 г.[43], но отдельные работы и вывод на проектную мощзность продолжаются до 2013 г.[44] Стоимость проекта около 70 млрд рублей в ценах 2009 г.[45]
Газопроводы
Северный поток
Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [46].
Бованенково-Ухта (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [47] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [48] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.
Ухта-Торжок (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [49] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [50]
Сахалин — Хабаровск — Владивосток (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первая очередь длиной 1350 км введена в строй в 2011 г. [51] Общая стоимость проекта 467 млрд рублей в ценах 2009 года. [52]
Грязовец — Выборг
Газопровод длиной около 680 км для транспортировки газа к газопроводу Северный поток. Строился с 2005 г., начал воодиться в строй в 2011 г., в 2012 г. достроены 680 км второй нитки. [53] Общая стоимость проекта 154 млрд рублей в ценах 2007 года. [54]
Джубга — Лазаревское — Сочи
Газопровод длиной около 172 км (из которых 160 проходят по дну Черного моря). Предназначен для снабжения газом объектов города Сочи, в том числе Адлерской ТЭЦ. Строился с 2009 по 2011 г. [55] Общая стоимость проекта 32 млрд рублей в ценах 2008 года. [56]
Ямал — Европа
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[57][58]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[59]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.
Голубой поток
Газопровод длиной 1213 км, из них 446 км по дну Черного моря и 3,3 км горных тоннелей, проложен из России в Турцию. Производительность 16 млрд м³ газа в год. Строился примерно с 2000 г. по 2005 г. Стоимость 3,2 млрд долларов[60][61].
СРТО — Торжок
Представляет собой развитие существующих линий газопроводов между северными районами Тюменской области (СРТО), г. Новый Уренгой и газораспределительным узлом в г. Торжок Тверской области. Длина 2200 км. Мощность на разных участках 20,5-28,5 млрд куб. м.в год. Строился с 1995 г. Линейная часть введена в строй в 2006 г. Последние три компрессорные станции — в 2012 г.[62]
Дзуарикау — Цхинвал
Самый высокогорный газопровод в мире длиной 162 км предназначенный для независимого от Грузии снабжения Южной Осетии российским газом. Пропускная способность 252,5 млн куб м газа в год. Строился в 2006…2009 г.[63][64]. 75 км трассы газопровода проложено в крайне сложной горной местности на высоте более 1500 м. Включает 14 тоннелей общей протяженностью 1848 м, 29 переходов через водные преграды. Проходит через пять горных хребтов, достагая на перевале Кударский высоты 3148 м над уровнем моря. Стоимость проекта 15 млрд руб[65].
Касимовское ПХГ — КС «Воскресенск»
Газопровод «Касимовское подземное хранилище газа (ПХГ) — Компрессорная станция (КС) „Воскресенск“» длиной 204 км строился в 2005…2009 гг. для повышения надежности газоснабжения Москвы и Московской области в период осенне-зимнего максимума нагрузок. Производительность до 130 млн м³ в сутки (2,7 млрд куб м в год)[66]. Стоимость проекта 20 млрд рублей[67].
Расширение существующих мощностей газопровода «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград»
Проект, предусматривающий увеличение можщности газопровода, по которому снабжается газом с суши Калининградская область с 1,4 до 2,5 млрд куб м в год. Строился в 2008…2010 гг.[68]
Починки — Грязовец
Газопровод, предназначенный для повышения гибкости Единой газотранспортной системы России. Позвляет перебрасывать знасчительные объемы газа между северным и центральным регионами в обоих направлениях в зависимости от необходимости. Длина около 650 км, пропускная способность 36 млрд куб м в год. Строился с 2007 г. по 2011 г.[69][70]
Соболево — Петропавловск-Камчатский
Газопровод, призванный впервые обеспечить газоснабжение юга Камчатки строился в 2000…2010 г. Длина 392 километра, пропускная способность около 750 млн куб м в год[71]. Стоимость проекта, включающего также освоение соответствующих месторождений, так как газопровод не подключен к единой системе, оценивалась в 42…45 млрд рублей[72].
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
Реконструкция Московского энергетического кольца
После аварии 25 мая 2005 г. на подстанции Чагино, приведшей к отключению электричества в значительной части города и части районов четырех соседних областей, объекты Московского энергетического кольца 500 кВ начали активно реконструироваться. На начало 2013 г. в разной степени реконструированы несколько подстанций, построена новая ПС Западная за 7 млрд рублей в ценах 2008 г.[73] и достраивается новая ПС Каскадная стоимостью 8 млрд рублей [74]. Проводится реконструкция ПС Ногинск. Уже введены в строй следующие крупные проекты:
- Реконструкция ПС 500 кВ Очаково. В результате начавшейся в 2006 и, в основном, завершившейся в 2008 г. реконструкции подстанции она стала крунейшей подстанцией 500 кВ в Европе. Стоимость проекта — 15 млрд рублей в ценах тех лет[75].
- Реконструкция ПС 500 кВ Бескудниково. Реконструкция началась в 2006 и, в основном, завершилась в 2010 г. Стоимость проекта — 14 млрд рублей в ценах тех лет[76].
- Реконструкция ПС 500 кВ Чагино. Реконструкция началась в 2007 и, в основном, завершилась в 2010 г. Стоимость проекта свыше 10 млрд рублей в ценах тех лет[77].
Металлургия
Электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» на Первоуральском новотрубном заводе
Комплекс введен в строй в 2012 г. Стоимость проекта — 19 млрд рублей[78].
Техническое перевооружение Магнитогорского металлургического комбината
Крупный металлургический завод, основанный в годы первых пятилеток. В последнее время активно модернизируется. Введены в строй два очень крупных проекта:
- Стан-5000. Установка для производства крупных листов проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн тонн проката в год. Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 39 млрд рублей в ценах тех лет. [79]
- Стан-2000. Установка для производства холоднокатаного листового проката, прежде всего для производства автомобилей и бытовой техники. Производственная мощность 2,1 млн тонн проката в год, из которых 650 тыс. тонн будут оцинковываться. Первая очередь введена в строй в 2011 г., вторая — в 2012 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд рублей. [80]
Техническое перевооружение Выксунского металлургического завода
Один из старейших (1766 г.) металлургических заводов в России. В последние годы активно модернизируется — ежегодные инвестиции превышают 10 млрд рублей. Часть проектов строится (см. Крупные российские проекты (строящиеся)). Уже реализованы следующие крупные проекты:
- металлургический комплекс стан-5000. Установка для производства крупных листов проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн тонн проката в год, чем достигается замещение импорта на 1 млрд евро ежегодно. [81] Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд рублей в ценах тех лет. [82]
- реконструкция трубоэлектросварочного комплекса производства труб большого диаметра (ТЭСК ТБД), с 2003 по 2008 г. вложено 500 млн долларов. [83]
Литейно-прокатный комплекс Объединенной металлургической компании в Выксунском районе Нижегородской области
Не имеющий аналогов в мире на момент вступления в строй по показателям технологического процесса комплекс по производству горячего проката для трубных заводов строился с июня 2005 по октябрь 2008 г. в 5 км от одного из основных потребителя его продукции — Выксунского металлургического завода. Также прокат поставляется на Альметьевский трубный завод. Производственная мощность 1,2 млн тонн рулонов в год (планируется увеличение до 3 млн тонн). Стоимость проекта 1,4 млрд долларов в ценах тех лет.[84][85]
Техническое перевооружение Новолипецкого металлургического комбината
В 2000-е и 2010-е гг. НЛМК осуществляет программу модернизации. Только второй ее этап (2007—2011) стоил 4,4 млрд долларов. В 2012 году была введен в строй комплекс «Россиянка» — первая доменная печь, построенная в России за последние 25 лет. «Россиянка» должна повысить объем выплавки чугуна в стране на 30 %. Объем инвестиций в проект составил 43 млрд рублей. [86] [87] [88]
Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода
Проектная мощность цеха составляет 600 000 тонн высококачественных труб большого диаметра в год. Проект отличается уникальным дизайном [89], основанным на концепции «белой металлургии», то есть стерильно чистой производственной среды. Выпускает инновационные трубы с цветными покрытиями диаметром до 1420 мм, толщиной стенки до 45,5 мм. Запущен в строй в 2010 г. с выходом на полную мощность в 2011 г. Общий объем инвестиций 21 млрд рублей. В цехе работает около 1000 человек.[90]
Техническое перевооружение Северского трубного завода (переход от мартеновского к электросталеплавильному производству)
Один из старейших (1739 г.) металлургических заводов в России. С 2001 года активно модернизируется. Уже реализован в 2008 г. проект перехода от мартеновского к электросталеплавильному производству. Сумма инвестиций — 15 млрд рублей в ценах тех лет.[91] Еще один крупный проект — строительство непрерывного стана FQM — на начало 2013 г. реализуется (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).
Волгореченский трубный завод
Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд рублей[92]. На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства[93] (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).
Модернизация сталеплавильно-прокатного комплекса по производству бесшовных труб Волжского трубного завода
Модернизация завода в Волгоградской области проходила в 2005…2010 гг. В рамках проекта значительно увеличена производственная мощность нескольких цехов. Стоимость проекта — более 10 млрд рублей[94].
Параллельно с модернизацией прокатного стана были введены новые мощности по отделке обсадных труб, которые на данный момент достигли производительности 360 тыс. т в год. Также был запущен новый участок термической обработки труб, что позволило увеличить мощности по выпуску термообработанных труб на «ВТЗ» до 640 тыс. т в год, помимо этого в ТПЦ-3 было освоено производство обсадных труб с резьбовыми соединениями класса «Премиум».
Реконструкция сталеплавильного производства на Ашинском металлургическом заводе
Коренная реконструкция сталеплавильного производства на заводе, расположенном в г. Аша Челябинской области проводилась с 2004 по 2010 г. В рамках проекта на предприятии были введены в строй: энергокомплекс, работающий на отходящих газах мартеновского производства, современный агрегат внепечной обработки стали «ковш-печь» емкостью 100 тн., машина непрерывного литья заготовки, газоочистка, кислородная станция, система оборотного цикла водоснабжения, склад слябов с козловым краном и лаборатория макротемплетов. Самым крупным объектом стало строительство Электросталеплавильного цеха № 2 (ЭСПЦ-2), основу которого состаляет электросталеплавильная печь ДСП-120. Это первая в России, пятая в Европе и 24-я в мире печь, построенная по этой технологии, после запуска которой ранее действаввавшие на предприятии мартеновские печи были выведены из эксплуатации. Производительность 120-ти тонной печи составляет 1-1,2 млн тонн стали в год при очень хороших экологических показателях. Для обеспечения производства электроэнергией за счет средств завода также построены линия электропередачи 220 кВ протяженностью 65 км и электроподстанция «АМЕТ 220/110/35», которые будут использоваться не только самим заводом. Общая стоимость проекта свыше 10 млрд рублей в ценах тех лет.[95] В настоящее время на заводе строится крупный новый листопрокатный цех.
Модернизация Братского алюминиевого завода
После модернизации, начатой в 2007 г., проектная мощность крупнейшего в мире Братского завода была увеличена, и уже в 2008 г. завод первым в мире произвел 1 млн тонн алюминия в год. Существенно повысилась экологичность производства. Стоимость первого этапа модернизации (2007—2011 гг.) составила 350 млн долларов в ценах 2007 года. [96] [97]
Модернизация Красноярского алюминиевого завода
Модернизация Красноярского алюминиевого завода была произведена в 2004—2009 гг., в 2008 г. завод вторым в мире после Братского произвел 1 млн тонн алюминия в год. Существенно повысилась экологичность производства. Стоимость первого этапа модернизации составила 300 млн долларов в ценах 2009 года. [98] [99]
Модернизация Иркутского алюминиевого завода
Модернизация Иркутского алюминиевого завода была произведена в 2005—2010 гг., в результате чего мощность предприятия увеличилась в 1,5 раза до 450 тысяч тонн алюминия ежегодно. Существенно повысилась экологичность производства. Стоимость модернизации составила 600 млн долларов. [100]
Хакасский алюминиевый завод
Алюминиевый завод производственной мощностью 297 тыс. тонн алюминия в год строился с 2004 г., запущен в 2006 г., выведен на проектную мощность в 2007 г. [101] Построен по соседству с корпусами ранее существовавшего Саяногорского алюминиевого завода. Объем инвестиций составил 750 млн долларов. [102]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»
Крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании Лукойла был приобретен компанией в 1998 году. За последующие три года в модернизацию и расширение производства было вложено более 700 млн долл. С 2011 года планируется новая реконструкция стоимостью 84,5 млрд рублей. [103][104][105]
Комплекс каталитического крекинга на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе
Благодаря вводу в 2010 году комплекса каталитического крекинга Нижегородский НПЗ начал производство автомобильного бензина стандарта «Евро-4». Общий объем инвестиций составил 30,3 млрд рублей. [106]
Новошахтинский завод нефтепродуктов
Нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области, первая очередь которого строилась с 2006 по 2009 г. специально был построен в г. Новошахтинске Ростовской области, где ранее было закрыто 9 шахт. Предприятие дало около 1500 высокооплачиваемых рабочих мест. Стоимость проекта первой очереди 15 млрд рублей.[107][108] На весну 2013 г. на заводе ведется строительство второй очереди по выпуску битумов для покрытия автодорог стоимостью 2,3 млрд рублей.[109][110]
Пуровский завод переработки газового конденсата
Строился с 2003 г. на средства компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая — в 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд рублей. [111]
Яйский нефтеперерабатывающий завод (первая очередь)
Первая очередь завода, расположенного в поселке Яя Кемеровской области, строилась с 2008 г. по 2012 г. и на начало 2013 г. находится на этапе пуско-наладочных работ. Производственная мощность первой очереди — 3 млн тонн нефти в год. Стоимость первой очереди 16 млрд рублей. Всего в проект до 2017 г. планируется вложить 57 млрд рублей. [112]
Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», Нижнекамск, республика Татарстан (первая очередь, пусковой комплекс 1а)
Крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс производительностью 7 млн тонн нефти в год (после пуска второй очереди — 14 млн тонн в год). Проект имеет важное значение для нефтяной отрасли в целом, так как должен обеспечить повышение качества и, соответственно, цены российской экспортной нефти марки Urals, поскольку примеси, содержащиеся в татарстанской нефти заметно снижали качество всей нефти в трубе. Проект комплекса разрабатывался с 2005 г., строительство начато в 2008 г., строительно-монтажные работы завершены в 2010 г., пусковой комплекс 1а введен в строй в 2011 г. [113] Стоимость введенных в строй объектов первой очереди — не менее 170 млрд рублей в ценах 2010 г. [114] Строительство завода продолжается, см. Крупные российские проекты (строящиеся), общий ожидаемый объем инвестиций — 235 млрд рублей. [115].
Завод по переработке попутного нефтяного газа ООО «Монолит»
Комплекс переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) мощностью 300—400 млн кубометров в год в Ханты-Мансийском автономном округе. Производство запущено в 2012 году, инвестиции составили 10 млрд рублей. [116]
Сахалинский завод сжиженного природного газа
Сахалинский завод СПГ является первым заводом СПГ в России и на момент строительства был крупнейшим заводом СПГ в мире (мощность составляет 9,6 млн т СПГ, что эквивалентно 13 млрд м³ газообразного природного газа). Расположен на острове Сахалин в посёлке Пригородное, официально запущен в 2009 году. Является частью проекта Сахалин-2 по освоению газовых месторождений на шельфе Сахалина. Стоимость строительства в 2001 году оценивалась в 2,5-3 млрд долларов. Планируется строительство третьей очереди Сахалинского СПГ (стоимостью 6-7 млрд долларов 2012 года). [117][118][119]
Завод полипропилена «Полиом», г. Омск
Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[120]
Модернизация производства «Салаватнефтеоргсинтеза»
Модернизация производства «Газпром нефтехим Салават» (до 2011 года — «Салаватнефтеоргсинтез») проводилась в 2005—2010 гг. Объем инвестиций составил 40 млрд рублей. Рядом с заводом планируется создание технопарка стоимостью 220 млрд рублей. [121]
Модернизация производства «Славнефть-ЯНОС»
В 2003—2010 гг. компания «Славнефть» вложила свыше $1,5 млрд в модернизацию нефтеперерабатывающего завода «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» в городе Ярославле. Было построено или реконструировано более 17 крупных объектов, в том числе современный комплекс глубокой переработки нефти с установками гидрокрекинга, висбрекинга, каталитического риформинга, изомеризации бензиновых фракций. Завод перешел на производство бензина классом не ниже Евро-4. В 2011—2014 гг. планируется вложить в развитие производства более $1,2 млрд. В 2013 году запущена установка гидроочистки дизельного топлива стоимостью 6.3 млрд рублей. [122][123] [124]
Машиностроение
Тихвинский вагоностроительный завод
Крупнейший вагоностроительный завод. Производственные мощности вагонного производства — 13000 грузовых вагонов, 65000 колесных пар в год; литейного производства — 90 000 тонн крупного и среднего вагонного литья в год. Строился с 2008 г., запущен в 2012 г.[125] Общий объем инвестиций 36 млрд рублей в сам завод и еще 6 млрд рублей в строительство жилья для его сотрудников[126].
Петербургский автокластер
Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (6 автозаводов, более 10 моделей автомобилей).[127] Правительства города и области подготовили ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекают инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей. Объем инвестиций в создание автомобильного кластера на 2012 год составляет более 1,3 млрд долларов. С 2004 года по настоящее время открыты следующие крупные заводы:
- Ford (США) — производство легковых автомобилей в г. Всеволожск Ленинградской области. [128]
- General Motors (США) -— производство легковых автомобилей.[129]
- Nissan (Япония) — производство легковых автомобилей.[130]
- Toyota (Япония) — производство легковых автомобилей.[131]
- Hyundai (Корея) — производство легковых автомобилей.[132]
- Scania (Швеция) — производство грузовиков. [133]
- Nokian Tyres (Финляндия) — производство автошин в г. Всеволожск. [134]
Также свой завод в Ленобласти планирует открыть итальянский Fiat.[135]
Калужский автокластер
Крупный кластер производства автомобилей, автокомпонентов и строительной техники на территории Калужской области (три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов, 17 моделей выпускаемых на территории региона на 2012 год). Правительство области подготовило ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекает инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей, открывающих здесь свои заводы (с 2007 года по настоящее время):
- PSA Peugeot Citroёn & Mitsubishi (Франция, Япония) — производство легковых автомобилей.
- Volkswagen Group Rus (Германия) — производство легковых автомобилей.
- Volvo Group и Volvo Trucks (Швеция) — производство и обслуживание грузовиков.[136]
- Magna (Канада) — производство автокомпонентов. [137]
Также строится крупный завод Continental AG (Германия) по производству автошин [138] и завод Volvo по производству экскаваторов. [139] Открытие завода Volvo по производству экскаваторов назначено на 14.05.2013 г.
Производство Лада Калина на АвтоВАЗе
Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в 2004 г., с кузовом хэтчбек- в 2006 г., с кузовом седан — в 2007 г.[140] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[141].
Производство Lada Granta на АвтоВАЗе
Самый продаваемый автомобиль в России в конце 2012 — начале 2013 года. Только на разработку модели было потрачено 200 млн долларов, 1,36 млрд рублей было потрачено на организацию конвейерного производства на Ижмаше и, видимо, примерно столько же в Тольятти. [142][143][144]
Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск
Совместное предприятие госкорпорации РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Выпускает литий-ионные аккумуляторы высокой мощности для оснащения ими электробусов. Запущен в 2011 г., общий объем инвестиций в проект — более 13,5 млрд рублей.[145][146] Завод является резидентом и расположен на территории Промышленно-логистического парка Новосибирской области.
Завод по производству двигателей ЯМЗ-530, г. Ярославль
Современный завод по производству двигателей семейства ЯМЗ-530 стандарта Евро-4 (двигатель разработан в России). Предприятие компании «Автодизель» группы ГАЗ. Запущен в 2011 г., инвестиции — 10 млрд руб. [147]
Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин, Татарстан
Завод по выпуску шин с цельным металлокордом компании Татнефть введен в строй в 2009 году. Шины с цельным металлокордом занимают до 90 % рынка автобусных и грузовых шин. Инвестиции в проект составили 17 млрд рублей. [148][149]
Завод по производству автомобильных шин «Йокохама Р. П. З.», г. Липецк
Завод японской компании «Йокохама Р. П. З.» введен в эксплуатацию в особой экономической зоне «Липецк». Запущен в 2011 г., объем заявленных инвестиций — 12 млрд рублей. [150]
Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область
Автомобильный завод, построенный в 1997-1998 гг. в г. Таганроге компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 г. (к 2013 г. общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов).[151][152]
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.
Особая экономическая зона «Алабуга»
Расположенная в республике Татарстан особая экономическая зона создана в 2006 г. В 2012 г. запущена вторая очередь проекта — дополнительная территория для размещения промышленных объектов. В развитие инфраструктуры Алабуги государством вложено 18 млрд рублей. На начало 2013 г. сумма уже вложенных компаниями-резидентами инвестиций достигла 37,5 млрд рублей[153]. Общий объем заявленных инвестиций резидентов на 1 января 2013 г. — 86 млрд рублей. К 2020 г. по этому показателю планируется достичь 378 млрд рублей.
Технополис «Химград»
Современный индустриальный комплекс, расположенный в северо-западной части Казани. Специализируется на химической и нефтехимической промышленности, также занимается энергосбережением и энергетикой, нанотехнологиями, материалами и компонентами, медициной, фармацевтикой и биотехнологиями. Первая очередь проекта, в которую было инвестировано 12,5 млрд руб, была запущена в 2007 году. В 2012 году общая выручка предприятий-резидентов технополиса составила 12 млрд рублей, планируется довести выручку до 16 млрд, а количество резидентов — до 200. [154][155][156][157]
Промышленно-логистический парк Новосибирской области
Расположенный под Новосибирском парк, предназначенный для размещения транспортно-логистических комплексов и промышленных предприятий образован в 2007 г. Площадь парка 2000 га.[158] Заявленный объем инвестиций на конец 2012 г. составил 43 млрд рублей, в разных стадиях реализации находился 21 проект.[159].
В рамках парка уже реализован крупный проект:
В стадии реализации находится крупный проект:
Развитие парка продолжается, поэтому он продублирован в статье о проектах в стадии реализации.
Ссылки
- http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_largest_projects_in_the_Russian_economy — Список крупнейших проектов в российской экономике в хронологическом порядке. Русскоязычную версию этой страницы, существующей в английском варианте уже несколько лет, модераторы российской Википедии по понятным причинам удалили. Перевод можно почитать на Циклопедии.
Примечания
- ↑ В ценах 2012 года