Участник:Бульдозер/Непроверенные проекты
Версия статьи от 09 июня, со всеми проектами одним списком, проверенные проекты удаляются
В этой статье собраны введенные в строй в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей[1].
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Так как проектов слишком много для одной статьи, они распределены по периодам президентства.
Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)
Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)
Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)
Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
Морские порты
Порт Приморск
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[1]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[2].
Порт Козьмино
Нефтеналивной порт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [3].
Порт Сочи Имеретинский
Грузовой порт, который после 2014 года порт предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 г. по 2012 г. в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. Суммарный объем инвестиций — 13 млрд руб. (7 — «БазЭл», остальное — бюджетные средства). [4][5]
Порт Усть-Луга
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [6], [7], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [8], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [9]. В рамках строительства порта, помимо прочих, реализован следующий крупный проект:
- Строительство комплекса наливных грузов в Усть-Луге. Стоимость проекта 1 млрд долларов[10][11]. К концу 2012 г. введены в строй две очереди из трех, третью планируется ввести в строй в 2013 г.[12]
В настоящее время порт продолжает активно строиться (см. незавершенные проекты).
Ванинский балкерный терминал
Морской терминал в бухте Мучка порта Ванино (Хабаровский край) по отгрузке угля производительностью 12 млн тонн в год. Строился в 2005…2009 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей[13] в ценах тех лет. В настоящее время проводится дополнительное расширение терминала[14], которое должно поднять его производительность до 20 млн тонн в год[15].
Нефтепроводы
БТС и БТС-2
Балтийская трубопроводная система — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-2. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран. Стоимость БТС-2 — 97,8 млрд руб. (включая резервуарный парк Усть-Луга)[16].
ВСТО
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти. Проект реализовывался в два этапа:
- ВСТО-1 Включал нефтепровод Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн тонн в год, пункт налива нефти на железнодорожной станции Сковородино, и нефтеналивной порт Козьмино в районе г. Находка. Строился в 2006…2009 гг. Стоимость проекта 380 млрд рублей[17].
- ВСТО-2 Включал нефтепровод Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — порт Козьмино длиной 2046 км мощностью 50 млн тонн в год и расширение до той же мощности трубопровода Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино. Введен в строй в 2012 г.[18] Стоимость проекта 243 млрд рублей[19].
Сковородино — граница с КНР
Ответвление нефтепровода ВСТО в Китай (российский участок нефтепровода «Сковородино — Мохэ»). Длина 67 км, производительность 15 млн тонн в год. Строился в 2009—2010 г. [20] Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах 2007 г.[21]
КТК
Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[22]. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.
Пурпе — Самотлор
Нефтепровод в Западной Сибири длиной 429 км и мощностью 25 млн тонн нефти в год предназначен для транспортировки нефти с местрождений северо-восточной части Западно-Сибирской низменности к нефтеперерабатывающим заводам и трубопроводам в районе Нижневартовска. Строился с 2010 по 2001 г. Является первой частью более крупного строящегося трубопровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор»[23], вторая, еще более крупная, часть — нефтепровод «Заполярье — Пурпе» еще строится. Фактическую стоимость проекта 45 млрд рублей удалось сделать ниже запланированной в 53 млрд рублей[24].
Ванкор — Пурпе
Строительство нефтепровода длиной 556 км, соединяющего Ванкорское нефтегазовое месторождение с системой магистральных нефтепроводов началось в 2006 г.[25] Проект отличается тем, что значительная часть нефтепровода расположена за Полярным кругом и из-за сложных геологических условий и широкого распространения вечной мерзлоты проложена на сваях. Строительство также осложнялось неустойчивым и крайне суровым климатом, в результате чего работы можнобыло проводить только 3-4 месяца в году — когда, с одной стороны, открывались зимники и тяжелая техника могла передвигаться по тундре, а с другой стороны температуры не достигали значений минус 45-55°С, при которых техника и люди не могли продолжать строительство. Первая очередь введена в строй в 2009 г.[26], но отдельные работы и вывод на проектную мощзность продолжаются до 2013 г.[27] Стоимость проекта около 70 млрд рублей в ценах 2009 г.[28]
Газопроводы
Северный поток
Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [29].
Бованенково-Ухта (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [30] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [31] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.
Ухта-Торжок (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [32] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [33]
Сахалин — Хабаровск — Владивосток (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первая очередь длиной 1350 км введена в строй в 2011 г. [34] Общая стоимость проекта 467 млрд рублей в ценах 2009 года. [35]
Грязовец — Выборг
Газопровод длиной около 680 км для транспортировки газа к газопроводу Северный поток. Строился с 2005 г., начал воодиться в строй в 2011 г., в 2012 г. достроены 680 км второй нитки. [36] Общая стоимость проекта 154 млрд рублей в ценах 2007 года. [37]
Джубга — Лазаревское — Сочи
Газопровод длиной около 172 км (из которых 160 проходят по дну Черного моря). Предназначен для снабжения газом объектов города Сочи, в том числе Адлерской ТЭЦ. Строился с 2009 по 2011 г. [38] Общая стоимость проекта 32 млрд рублей в ценах 2008 года. [39]
Ямал — Европа
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[40][41]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[42]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.
Машиностроение
Тихвинский вагоностроительный завод
Крупнейший вагоностроительный завод. Производственные мощности вагонного производства — 13000 грузовых вагонов, 65000 колесных пар в год; литейного производства — 90 000 тонн крупного и среднего вагонного литья в год. Строился с 2008 г., запущен в 2012 г.[43] Общий объем инвестиций 36 млрд рублей в сам завод и еще 6 млрд рублей в строительство жилья для его сотрудников[44].
Петербургский автокластер
Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (6 автозаводов, более 10 моделей автомобилей).[45] Правительства города и области подготовили ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекают инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей. Объем инвестиций в создание автомобильного кластера на 2012 год составляет более 1,3 млрд долларов. С 2004 года по настоящее время открыты следующие крупные заводы:
- Ford (США) — производство легковых автомобилей в г. Всеволожск Ленинградской области. [46]
- General Motors (США) -— производство легковых автомобилей.[47]
- Nissan (Япония) — производство легковых автомобилей.[48]
- Toyota (Япония) — производство легковых автомобилей.[49]
- Hyundai (Корея) — производство легковых автомобилей.[50]
- Scania (Швеция) — производство грузовиков. [51]
- Nokian Tyres (Финляндия) — производство автошин в г. Всеволожск. [52]
Также свой завод в Ленобласти планирует открыть итальянский Fiat.[53]
Калужский автокластер
Крупный кластер производства автомобилей, автокомпонентов и строительной техники на территории Калужской области (три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов, 17 моделей выпускаемых на территории региона на 2012 год). Правительство области подготовило ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекает инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей, открывающих здесь свои заводы (с 2007 года по настоящее время):
- PSA Peugeot Citroёn & Mitsubishi (Франция, Япония) — производство легковых автомобилей.
- Volkswagen Group Rus (Германия) — производство легковых автомобилей.
- Volvo Group и Volvo Trucks (Швеция) — производство и обслуживание грузовиков.[54]
- Magna (Канада) — производство автокомпонентов. [55]
Также строится крупный завод Continental AG (Германия) по производству автошин [56] и завод Volvo по производству экскаваторов. [57] Открытие завода Volvo по производству экскаваторов назначено на 14.05.2013 г.
Производство Лада Калина на АвтоВАЗе
Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в 2004 г., с кузовом хэтчбек- в 2006 г., с кузовом седан — в 2007 г.[58] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[59].
Производство Lada Granta на АвтоВАЗе
Самый продаваемый автомобиль в России в конце 2012 — начале 2013 года. Только на разработку модели было потрачено 200 млн долларов, 1,36 млрд рублей было потрачено на организацию конвейерного производства на Ижмаше и, видимо, примерно столько же в Тольятти. [60][61][62]
Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск
Совместное предприятие госкорпорации РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Выпускает литий-ионные аккумуляторы высокой мощности для оснащения ими электробусов. Запущен в 2011 г., общий объем инвестиций в проект — более 13,5 млрд рублей.[63][64] Завод является резидентом и расположен на территории Промышленно-логистического парка Новосибирской области.
Ссылки
- http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_largest_projects_in_the_Russian_economy — Список крупнейших проектов в российской экономике в хронологическом порядке. Русскоязычную версию этой страницы, существующей в английском варианте уже несколько лет, модераторы российской Википедии по понятным причинам удалили. Перевод можно почитать на Циклопедии.
Примечания
- ↑ В ценах 2012 года