Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1855 г. по 1 (13) марта 1881 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Освящен в 1858 г.

Крупнейшие корабли и суда

Эскадренный броненосец «Петр Великий»

Монитор (эскадренный броненосец) «Петр Великий»

Самый мощный боевой корабль в мире в конце 1870-х гг[1][2]. Заложен в 1869 г. в Санкт-Петербурге под названием «Крейсер», в мае 1872 г. переименован в «Петра Великого» (в честь 200-летия со дня рождения последнего), спущен на воду в августе 1872 г., введен в строй в 1877 г. В 1881 г. прошел модернизацию механизмов в Глазго и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 г. учебный корабль, с 1917 г. — плавбаза подводных лодок, в 1918 г. участвовал в Ледовом походе. Разрезан на металл в 1959 г.

Стоимость проекта без учета перерасходов 2,310 млн рублей.[2]

Полуброненосные фрегаты (броненосные крейсера) типа «Генерал-Адмирал»

Первые в мире броненосные крейсера.

  • «Генерал-Адмирал» Стоимость корабля составила 2639701 руб. (в том числе 1999801 руб. — корпус, 639900 руб. — машина)[3]
  • «Герцог Эдинбургский» (при постройке «Александр Невский») Стоимость корабля составила 2219505 руб. (в том числе 1463505 руб. — корпус, 756000 — машина)[4]

Парусно-Винтовые 111…135-пушечные линейные корабли

  • «Цесаревич»
  • «Синоп» (ранее «Босфор»)
  • «Император Николай I»

Парусно-Винтовые 84-пушечные корабли

  • «Орёл»
  • «Ретвизан»

Железные дороги

Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога

Риго-Динабургская железная дорога

Дорога длиной 204 версты (217,5 км) введена в строй в сентябре 1861 г.

Линия Гельсингфорс - Тавастгуст Железных дорог Великого Княжества Финляндского

Первая линия Железных дорог Великого Княжества Финляндского длиной в 101 версту (108 км).

Крупнейшие мосты

Мост Струве в Киеве (Дарницкий мост) в 1870-х

Днепровский мост на Курско-Киевской железной дороге (Мост Струве, г. Киев)

Также известен как Дарницкий мост и Мост Струве. Самый длинный в Европе на тот момент мост строился выдающимся отечественным инженером Арманом Струве с марта 1868 г. и был открыт в феврале 1870 г.[3] Стоимость проекта составила 3,2 млн рублей[4] (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Из-за очень плохой геологии дна Невы в месте строительства мост был сооружен с большим трудом. Введен в строй в конце сентября 1879 г. Стоимость проекта 5,1 млн рублей.

Александровский (Сызранский) мост через Волгу

Крюковский мост через Днепр в начале XX века

Крюковский мост через Днепр

Мост через Днепр у г. Кременчуг, введен в строй 25 марта 1872 г.

Металлургическая промышленность

Металлургический завод Новороссийского акционерного общества в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии

Поселок при заводе - Юзовка - был назван в честь управляющего предприятием, выдающегося английского инженера того времени Джона Юза, переехавшего в Россию. Ныне это г. Донецк.[5]

Машиностроение

Коломенский машиностроительный завод

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий дореволюционной России (ныне ОАО Коломенский завод) было основано в в 1862-1863 г. как Механический и литейный завод инженеров братьев Струве. С 1871 г., когда завод перешел в руки акционерного общества, он официально назывался Коломенским чугуно-медно-литейным и механическим заводом общества Коломенского машиностроительного завода. С самого своего основания завод занимался производством металлических мостов, в том числе крупнейших. С 1865 г. на заводе освоено производство железноодорожных платформ, а затем и вагонов. С 1869 г. началось производство паровозов, а с 1878 г. - пароходов. Стоимость проекта можно оценить, как минимум, по капиталу Общества, составлявшему в 1871 г. 2,8 млн рублей[6] (13 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Русско-Балтийский вагонный завод

Гидротехническое строительство

Новоладожский канал в 2007 г.

Новоладожский канал

В связи с тем, что построенный еще Петром I между Невой и Волховом Ладожский канал, несмотря на проведенную в начале XIX века реконструкцию и продление, не мог обеспечить возрастающие потребности страны, было решено построить новый канал параллельно предыдущему ближе к Ладожскому озеру. Как и предыдущий канал был предназначен для безопасного плавания речных судов в обхол Ладожского озера, на котором часто слуались шторма. Строился с мая 1861 г. по сентябрь 1866 г. и используется по настоящее время. Стоимость проекта 4,6 млн рублей[7].

Фортификационные сооружения

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казенной части пушки Обуховского завода на самом деле на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
  3. Несоленый С. В. Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869—1918)
  4. Несоленый С. В. Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869—1918)