Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй со 2 (14) марта 1881 г. по 20 октября (1 ноября) 1894 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Храм Христа Спасителя в Москве, фото 1881 г.

Храм Христа Спасителя в Москве

Решение о строительстве крупнейшего православного храма в стране было принято еще в конце 1812 г. Императором Александром I «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» (Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года.). Заложенный в 1837 г. и строившийся с 1839 г. в течение 44(!) лет храм был торжественно освящен 26 мая (7 июня) 1883 года. Стоимость проекта 15 млн рублей.

Броненосец «Чесма» типа «Екатерина II». Видны две носовые барбетные установки главного калибра

Крупнейшие корабли и суда

Эскадренные броненосцы типа «Екатерина II»

Первые большие броненосцы на Черноморском флоте. Отличались наличием трех 12" двухорудийных барбетных установок, две из которых располагались бок о бок в носу корабля, что, как считается, было сделано специально на случай боя в Черноморских Проливах, где, как ожидалось, корабли могут встретить не только турецкие береговые батареи, но и английские броненосцы. Стоимость каждого корабля на этапе проектирования оценивалась в 7,5 млн рублей, а фактически для первого корабля серии составила 10 млн рублей.[1] (36 млрд рублей в ценах 2012 г.) — столь высокую стоимость кораблей можно объяснить тем, что для того времени они были ультрасовременной техникой, к тому же проектируемой «с нуля». Всего было введено в строй 4 корабля:

  • «Екатерина II» — строился с июня 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1886 г., введен в строй в 1889 г. Головной корабль серии отличался тем, что между выстрелами и в походе его орудия главного калибра могли прятаться внутрь барбетов, из-за чего их не видно на большинстве фотографий).
  • «Чесма» — строился с сентября 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1886 г., введен в строй в мае 1889 г.
  • «Синоп» — строился с сентября 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1887 г., введен в строй в июне 1889 г.
  • «Георгий Победоносец» — строился с июля 1889 г., заложен в апреле 1891 г., спущен на воду в феврале 1892 г., введен в строй в сентябре 1893 г.[2]
Броненосец «Император Николай I» типа «Император Александр II»

Эскадренные броненосцы типа «Император Александр II»

Первые после «Петра Великого» российские эскадренные броненосцы на Балтийском море не являлись его прямым полдолжением, поскольку строились гораздо позже. Кроме того, для экономии вместо двух башен главного калибра «Император Александр II» нес только один барбет — башенеподобную установку с неподвижным броневым бруствером, популярную во всех ведущих флотах того времени. На втором броненосце серии барбетная установка была заменена на башенную. Были первыми броненосцами, строившимися по 20-летней программе 1881 г. Стоимость корабля на этапе проектирования оценивалась в 7,7 млн рублей, а фактически для первого корабля серии составила 8 млн рублей[3] (28 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего построено два корабля:

  • «Император Александр II» — строился с ноября 1883 г., заложен в июне 1885 г., спущен на воду в июле 1887 г., официально введен в строй в декабре 1889 г., фактически вошел в строй в летом 1891 г.
  • «Император Николай I» — заказан в 1883 г., заложен в июне 1886 г., спущен на воду в мае 1889 г., введен в строй в апреде 1891 г.
Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» на Дальнем Востоке, 1890 г.

Броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов»

Сильнейший в мире из крейсеров своего времени и первый российский крейсер с башенной (точнее барбетной) артиллерией — всего корабль нёс 4 расположенные ромбом двухорудийные установки с 8" орудиями. Первоначально крейсер имел парусное вооружение, которое было демонтировано при последующих модернизациях. Строительство корабля начато в декабре 1883 г., заложен в июле 1884 г., спущен на воду в октябре 1885 г., вошел в строй в сентябре 1888 г.[4][5] Только за постройку корпуса и последующую окончательную отделку заплачено Балтийскому заводу 2,625 млн рублей[6]. Всего же стоимость постройки составила 6,46 млн рублей[7] (24 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»

Полуброненосные фрегаты (броненосные крейсера) типа «Дмитрий донской»

Формально однотипные два оснащенных парусами океанских крейсера типа «Дмитрий донской» строились на разных заводах и в процессе строительства преобрели очень существенные отличия - достаточно сказать, что на крейсерах различалось даже число гребных винтов, соответственно, тип и количество паровых машин. Также различным стало и вооружение. Стоимость каждого из кораблей на основе имеющихся неполных данных можно оценить в сумму 4,4 млн рублей[8] (17 млрд рублей в ценах 2012 г.).

  • «Дмитрий донской» - строительство начато в мае 1880 г., заложен в мае 1881 г., спущен на воду в августе 1883 г., вступил в строй в августе 1886 г.
  • «Владимир Мономах» - строительство начато в феврале 1881 г., заложен в мае 1881 г., спущен на воду в октябре 1882 г., вступил в строй в июле 1883 г.

Крейсер 1 ранга (броненосный) «Память Азова»

Железные дороги

Веребьинский обход на Николавевской железной дороге

Введен в строй в сентябре 1881 г. Окончательная стоимость проекта составила 5242975 руб. 12 коп.[9]

Новороссийская ветвь Владикавказской ж.д.

[10]

Крупнейшие порты

Морской порт Санкт-Петербурга на Гутуевском острове

См. Санкт-Петербургский морской канал.

Металлургическая промышленность

Днепровский металлургический завод

1889 г.

Гидротехнические сооружения

Открытие Петербургского морского канала (картина А.П. Боголюбова, 1886 г.)

Санкт-Петербургский морской канал

К середине XIX века проблемы , вызванные мелководностью восточной части Финского залива, допускавшего проход судов с осадкой не более 2,4 м, очень сильно мешали развитию города, вызывая перегрузку военного порта в Кронштадте коммерческими пароходами и задержку грузов в пути иногда до двух недель, что настоятельно требовало дноуглубительных работ. Контракт на строительство канала был подписан в октябре 1874 г., фактически же стройка началась с 1878 г. Первая очередь введена в строй в 1882 г., полностью достроен и торжественно открыт 15 мая 1885 г. Канал длиной 16 морских миль (29,6 км) канал глубиной около 7 м имел ширину 64...106 м. Существенно усложнял работу мягкий характер грунта, который потребовал насыпки на дне Финского залива ограждающих дамб, препятствующих заиливанию канала, на протяжении 4-х верст со стороны города. Для этого в дно залива забили до десятка тысяч свай, затем двойные ряды свай обшивались изнутри досками, а затем из образовавшихся коридоров окончательно удалялся ил, после чего полученные каналы заполнялись щебнем и землей. Несмотря на значительную долю ручного труда при строительстве были использованы и паровые землечерпалки, а общая флотилия участвовавших в стройке судов общей производительностью более 1000 м3 вычерпанного, перевезенного и перегруженного грунта в час составила 59 шт. В рамках проекта помимо собственно канала били построены гавань и порт на Гутуевском острове. Стоимость проекта составила 13 млн рублей[11] (около 50 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Фортификационные сооружения

Крепость Ковно

В г. Ковно (ныне Каунас, Литва) крепость была еще с 1280 г., однако к XIX веку они фактически полностью утратили свое оборонительное значение и как крепость не использовались уже, по меньшей мере, около ста лет. Поэтому проект фактически был строительством новой крепости. Решение о постройке крепости в 75 верстах от немецкой границы принято в 1879 г., по-видимому, под влиянием результатов Берлинского конгресса, где Германия делом доказала, что более не является союзником России. Строительство началось в 1883 г. Первая очередь строительства, включающая семь фортов, промежуточные батареи и часть вспомогательных сооружений общей стоимостью 2,5 млн рублей была завершена в 1884 г. Второй этап строительства, предусматривавший создание центральных укреплений и вспомогательных сооружений, завершен в 1886 г., на третьем этапе строительства в 1889 г. был возведен форт №8.[12][13]

В дальнейшем крепость понемногу совершенствовалась, в конце 1890-х был построен еще один форт, а в 1912 г. начата серьезная реконструкция, объекты которой остались незавершенными. В 1915 г. крепость была взята взята немецкими войсками в ходе штурма, длившегося непрерывно около недели. Падению крепости называют множество причин, но, возможно, правда в том, что немцы просто заплатили за свой успех достаточную цену - при штурме использовались гаубицы калибром до 420 мм, подвезенные по специально построенным железнодорожным путям, были израсходованы сотни тысяч снарядов (а снаряд к 420 мм гаубице сам по себе стоит порядка 0,5% от стоимости форта крепости) и при этом немецкая пехота все равно понесла большие потери.

Реконструкция крепости Новогеоргиевск

1883-1888

Реконструкция крепости Варшава

1890

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.