Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Символы нации

Вторая сцена Мариинского театра

Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге построена рядом с историческим зданием театра на набережной Крюкова канала и открыта в 2013 г.[1] Фактически был построен новый театр общей площадью более 79 тыс. м² с тремя подземными и семью надземными этажами. На сооружение из федерального бюджета было отпущено 22 млрд рублей. [2]

Космонавтика и ракетная техника

Ракета «Булава»

Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок. Разрабатывалась с 1998 г. Принята на вооружение в 2013 г. вместе с подводной лодкой «Юрий Долгорукий».

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»

Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[3] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии в 1999-2013 гг. Фрегаты первой серии были введены в строй ранее - 2 корабля в 2002 г. и 1 в 2004 г. Отличие второй серии, строившейся в 2007-2013 гг. состоит, в частности в использовании противокорабельного ракетного комплекса "Брамос" взамен установленного на фрегатах первой серии комплекса "Клаб-Н". Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. На май 2013 г. заказчику передано два фрегата второй серии, третий завершил морскую часть государственных испытаний и готовится к передаче заказчику.

  • «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в апреле 2012 г.
  • «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в ноябре 2012 г.
  • «Trikand», заложен в 2008 г., спущен на воду в 2011 г., в апреле 2013 г. завершил морскую часть государственных испытаний и фактически находится в процессе подготовки передачи заказчику, которая планируется 29 июня 2013 г.[4]

На основе проекта фрегатов этого типа в настоящее сремя строится серия фрегатов для российского флота.

Морские порты

Железные дороги

Железная дорога «Нарын-Лугокан» («Нарын 1 (Борзя) — Газимурский Завод»)

Находящаяся в Забайкальском крае железная дорога, предназначенная для обеспечения транспортной доступности перспективных полиметаллических месторождений на юго-востоке края. По первоначальному проекту дорога должна была обеспечить доступ к пяти месторождениям и иметь длину 375 км. Однако позднее в связи с доразведкой месторождений и экономическим кризисом решено было осваивать в первую очередь только два месторождения, а сама дорога теперь должна была иметь длину 224 км, заканчиваясь не в Лугокане, а на станции Газимурский завод. Начало дороги также было перенесено со станции Нарын на станцию Борзя (Нарын-1). [5] Дорога строилась с 2007 г. Летом 2012 г. движение было открыто на всем протяжении дороги до Газимурского завода. На начало 2013 г. дорога достраивается, но по опыту Ямала такого рода дороги в формально недостроенном состоянии могут успшно эксплуатироваться десятилетиями. Стоимость строительства дороги составляет 32 млрд рублей. [6]

Автомобильные дороги

Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», г. Владивосток

Дорога является альтернативным выездом из города, решающим проблему пробок в выходные дни. Кроме того, эта трасса существенно сокращает время пути от аэропорта Владивостока до городского центра. Дорога построена в рамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке и отурыта в августе 2012 г. Стоимость проекта 29 млрд рублей. Крупнейший по затратам объект на трассе — низководный мост через Амурский залив. [7]

Дублёр Курортного проспекта г. Сочи (первая очередь)

Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[8] или более [9]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[10]. Строительство оставшейся части дороги на начало 2013 г. продолжается.

Линии метрополитена

Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.

Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции)

С 2011 г. идет строительство второй очереди Казанского метрополитена, предусматривающий продление действующей Центральной линии (предыдущий этап строительства завершен в 2010 г.). Три станции введены в строй в мае 2013 г. к Универсиаде. Достройку второй очереди, включающей еще одну станцию «Дубравная» (строительство которой начато в 2012 г.), планируется завершить в 2015 г. Проходка тоннелей на участке завершена в летом 2012 г.[11] Строительство трех станций к Универсиаде оценивалось в 18 млрд рублей[12]. Общий объем инвестиций в проект, с учетом приобретения дополнительных поездов, — 25 млрд рублей[13].

Станция «Горьковская», Нижний Новгород

Метро в Нагорной части Нижнего Новгорода

Третий метрополитен в России был открыт в 1985 году. Затем строительство метрополитена велось и до рассматриваемого времени.

В этот период, в День народного единства, 4 ноября 2012 года, был открыт перегон «Московская» — «Горьковская» и сама станция «Горьковская», позволившие Нижегородскому метро прийти в правобережную (Нагорную) часть города. Связывание двух разделенных рекой Окой частей города привело к существенному повышению пассажиропотока и рентабельности метрополитена, который долгое время до того сравнительно мало использовался и был убыточным. Одновременно с открытием данного участка произошло фактическое разделение двух линий Нижегородского метро (Автозаводской и Сормовской), до того функционировавших в режиме одной. Стоимость строительства станции Горьковская, перегона к ней и Нижегородского метромоста составила 20 млрд рублей. [14]

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. В этот период в декабре 2012 г. был введен в строй участок Волковская -Международная 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии с двумя новыми станциями.

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до этого периода и строится сейчас. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Участок Новогиреево-Новокосино Калининской линии. Трехкилометровый участок линии и новая станция Новокосино строились с 2008 г. Станция открыта в августе 2012 г., полностью проект будет завершен в 2013 г. Общая стоимость проекта 22 млрд рублей[15].
  • Участок Красногвардейская — Алма-Атинская Замоскворецкой линии. Длина 3 км, введен в строй в декабре 2012 г., содержит одну новую станцию, стоимость 18 млрд рублей.[16]

Крупнейшие мосты

Мост через бухту Золотой Рог

Мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост, г. Владивосток)

Один из крупнейших в мире вантовых мостов. Строился с 2008 по август 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке. Стоимость проекта 21 млрд рублей. [17]

Мост на остров Русский (Русский мост, г. Владивосток)

Русский мост в цветах триколора

Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё не заселённым островом «Русский». По длине пролета и высоте пилонов — на начало 2013 г. крупнейший в мире. [18] Построен российскими компаниями по российскому проекту в рекордный для такого сооружения срок в менее, чем два года с начала собственно строительства, введен в строй в августе 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке.

Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН. Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится кампус Дальневосточного Федерального университета.

В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов.

Мост через Амурский залив, г. Владивосток

Низководный мост во Владивостоке, являющийся частью автотрассы «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл» строился с ноября 2009 г. по август 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке. На начало 2013 г. шестой по длине в России. Длина моста — 4 378 м, стоимость проекта (вместе с прилегающей транспортной развязкой) — 14 млрд рублей. [19]

Нижегородский метромост

Совмещенный мостовой переход (автомобильный мост и метромост) через реку Ока в Нижнем Новгороде. Общая длина 1.3 км. В верхнем ярусе моста находится четырехполосная автодорога, в нижнем ярусе — пути перегона «Московская» — «Горьковская» Нижегородского метро. Автомобильная часть открыта в 2009 году, ввод в эксплуатацию в полном объёме осуществлён 4 ноября 2012 года, одновременно с открытием перегона «Московская» — «Горьковская», что позволило Нижегородскому метро прийти в правобережную (Нагорную) часть города и резко повысить пассажиропоток и рентабельность метрополитена. Стоимость строительства составила 14 млрд рублей. [20]

Академический мост в Иркутске

Третий автодорожный мост через Ангару в Иркутске. Проект включал строительство развязок и путепроводов на подходах к мосту. Строился в 4 очереди с большими перерывами с 1990-х гг. Основной этап строительства проходил с 2006 г. до декабря 2012 г. [21] Стоимость проекта 12 млрд рублей. [22]

Крупнейшие тоннели

Новый Кузнецовский тоннель

Построенный в Хабаровском крае в рамках проекта реконструкции железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань тоннель длиной 3,8 км позволит значительно увеличить пропускную способность магистрали. Стоимость строительства 24 млрд руб. Строился с 2008 г., введен в эксплуатацию в декабре 2012 г.[23]

Аэропорты и аэродромы

Терминал А аэропорта Внуково

Объект позволяет вдвое увеличить пассажиропоток подмосковного аэропорта. Терминал предназначен для обслуживания 7,8 тысяч пассажиров в час и имеет 52 выхода на посадку, из которых 31 оборудован телетрапами. Первый пусковой комплекс был открыт в 2010 г., полностью завешен в декабре 2012 г.[24] Стоимость проекта 44 млрд рублей[25][26]

Реконструкция аэропорта «Владивосток» (Кневичи)

Масштабная реконструкция аэропорта проведена в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. Проект включал развитие как аэродромной инфраструктуры, так и аэровокзального комплекса. Проект завершен летом 2012 г. Общая стоимость проекта 19 млрд рублей.[27]

Реконструкция аэропорта Сочи (Адлер)

Реконструкция собственно аэропорта, взлетно-посадочных полос и строительство железнодорожного терминала проводились разными организациями — владельцами соответствующих объектов в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. Реконструкция взлетно-посадочных полос проводилась с 2006 г. по 2010 г. Строительство 2,7 км железнодорожной линии, включая 2 тоннеля общей длиной более 500 м и три эстакады, а также многоэтажного остановочного комплекса велось с 2008 по 2012 г. Также построен новый терминал самого аэропорта. Отдельные работы небольшого объема в аэропорту продолжаются в 2013 г.[28] Общая стоимость проекта — порядка 23 млрд рублей. Из них 6 млрд было инвестировано в реконструкцию аэровокзального комплекса[29], 9 млрд — в реконструкцию двух взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек[30] и 8 млрд — в строительство железнодорожной инфраструктуры[31].

Рудные месторождения

Горно-обогатительный комбинат «Олений ручей» (первая очередь)

Горно-обогатительный комбинат в Мурманской области на одноименном месторождении апатит-нифелиновых руд (из них можно извлечь фосфорные удобрения, сам фосфор, алюминий, соду, а также сырье для цементной, стекольной, металлургической промышленности и производства керамики). Строился с 2009 г., первая очередь введена в строй в конце 2012 г.[32] Стоимость первой очереди мощностью 1,5 млн тонн апатитового и нефелинового концентратов — 400 млн долларов. Общая стоимость проекта, включая строящуюся вторую очередь, по разным источникам 1…1,2 млрд долларов[33][34].

Вернинский горно-обогатительный комплекс

Горно-обогатительный комплекс компании «Полюс Золото» на месторождении Вернинское в Иркутской области, введеном в экспуатацию в конце декабря 2011 г., практически полностью вошел в строй во второй половине 2012 года. ГОК будет осуществлять переработку 2,2 миллиона тонн руды в год. Общий объем инвестиций в проект составил 340 млн долларов. [35]

Нефтяные и газовые месторождения

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение (первый пусковой комплекс)

Расположено на полуострове Ямал. Обустраивалось с 2006 г., первый пусковой комплекс введен в строй в октябре 2012 г.[36] одновременно с газопроводами Бованенково-Ухта и Ухта-Торжок. Объем запланированных инвестиций только на 2011…2013 гг. оценивался в примерно 300 млрд рублей[37].

Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение (освоение валанжинских (неокомских) залежей)

Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Введено в строй в 2001 г. На полную проектную мощность после развития инфраструктуры добычи из валанжинских (неокомских) залежей с 2007 г. выведено в 2013 г.[38]

Нефтепроводы

Газопроводы

Бованенково-Ухта (первая очередь)

Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г.[39] к чему заранее подготавливался и примыкающий участок газотранспортной системы. Также одновременно с ним введена первая очередь газопровода Ухта-Торжок. Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года.[40] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.

Ухта-Торжок (первая очередь)

Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. По сути представляет собой расширение мощности участка построенного ранее газопровода СРТО-Торжок. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [41] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [42]

Грязовец-Выборг (вторая нитка)

Осенью 2012 г. достроены 680 км второй нитки введенного в строй годом ранее газопровода. [43] Общая стоимость проекта 154 млрд рублей в ценах 2007 года. [44]

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Энергетическое кольцо 330 кВ в Санкт-Петербурге (первая очередь)

Строится с 2007 г., включает в том числе подводную кабельную ЛЭП по дну Финского залива. В декабре 2012 г. ЛЭП введены в строй, в 2013 г. ожидается запуск последнего объекта — подстанции Василеостровская. [45] Общая стоимость проекта — 32 млрд рублей. [46]

Схема выдачи мощности Богучанской ГЭС

Проект включает строительство линий с подстанциями 220 и 500 кВ. Общая стоимость проекта 48,5 млрд рублей[47]. Линия 220 кВ длиной 301 км, а также новые и реконструируемые подстанции 220 кВ стоимостью 12 млрд рублей к концу 2012 г. уже введены в строй[48]. На начало 2013 г. строится последнаий крупный объект проекта ВЛ 500 кВ «Богучанская ГЭС — Озерная».

Энергетическое кольцо 500 кВ Чугуевка — Лозовая — Владивосток с подстанцией 500 кВ Лозовая

Проект предназначен для увелиения объемов и надежности энергоснабжения юга Приморского края, а также обеспечивает возможность реализации ряда крупных проектов в регионе. Проект строится с 2008 г. и на начало 2013 г. практически завершен. Стоимость проекта 12 млрд рублей[49].

Перевод воздушных линий в кабельное исполнение в районе инновационного центра Сколково

Проект предусматривал реконструкцию нескольких высоковольтных линий в районе ПС 500 кВ «Очаково». (Реконструкция участка КВЛ 500 кВ Западная-Очаково, сооружение участков КВЛ 220 кВ Очаково-Красногорская, КВЛ 220 кВ ТЭС Лыково-Очаково , КВЛ 220 кВ Очаково-Подушкино, КВЛ 220 кВ Очаково-Нововнуково и КВЛ 110 кВ Очаково-Одинцово I и II цепь с отп.) Реконструкция началась в 2010 г. и в основном завершилась в конце 2012 г. [50] Стоимость проекта 14 млрд рублей, полный ввод в строй ожидается в 2014 г. (п. 1343 Инветиционной программы ФСК ЕЭС на 2013—2017 гг.[51]).

Объекты выдачи мощности энергоблока № 4 Калининской АЭС

Проект включает строительство ВЛ750 кВ Калининская АЭС — Грибово длиной 255 км, ВЛ500 кВ ПС «Грибово» — ПС «Дорохово» длиной около 85 км, двухцепную ВЛ220 кВ Дорохово—Слобода длиной 93 км, реконструкцию одной и строительство двух подстанций, включая крупнейшую в Европе подстанцию «Грибово». Стоимость проекта 39 млрд рублей[52]. Объект строился с 2010 г. и полностью введен в строй в ноябре 2012 г.[53]

Атомная энергетика

АЭС в г. Бушере (Иран)

Достройка первого энергоблока незавершенной концерном «Сименс» АЭС. Первое соглашение заключено в 1992 г. Проект оценивался в 1 млрд долларов[54] и полностью завершен в августе 2012 г. [55]

Энергоблок № 4 Калининской АЭС

Энергоблок типа ВВЭР-1000, строился с 1986 г. веден в строй в сентябре 2012 г. (предыдущий энергоблок этой АЭС был введен в строй в 2005 г.). Стоимость проекта порядка 100 млрд рублей.

АЭС Куданкулам (Индия)

Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. Первый реактор введен в строй (технически, но не подключен к сети из-за судебных тяжб, см. ниже) в мае 2013 г.[56] и завершаются работы на 2-м. Планируется построить еще два энергоблока. [57] Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [58][59][60] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[61]

Тепловая энергетика

Проекты расположены в порядке возрастания мощности отдельных энергоблоков.

Железногорская ТЭЦ (Красноярский край)

Электростанция строилась по межгосударственному договору с США для замещения электро- и теплоснабжения ранее обеспечивавшегося выведенным из эксплуатации в 2010 г. ядерным реактором, на котором ранее нарабатывался оружейный плутоний. Электрическая мощность 116 МВт. Строилась с 2006 г., введена в строй осенью 2012 г. Стоимость проекта 17 млрд рублей[62].

Адлерская ТЭЦ, г. Сочи

ТЭЦ мощностью 360 МВт (с двумя установками ПГУ-180), призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [63] Введена в строй в 2013 г. [64]

Энергоблок №3 Харанорской ГРЭС

Три примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и ноябре 2012 г. Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) — 11 млрд рублей. [65]

Энергоблок «Волжский агат» Сызранской ТЭЦ

На ТЭЦ в октябре 2012 г.[66] введен в строй парогазовый энергоблок мощностью 227,4 МВт[67]. Стоимость проекта 11 млрд рублей[68].

«Ивановские ПГУ»

История строительства двух парогазовых установок ПГУ-325 на территории Ивановской ГРЭС в г. Комсомольске Ивановсой области связана с запуском здесь в 2001 г. стенда для отработки и приемно-сдаточных испытаний отечественной газовой турбины большой мощности ГТЭ-110 (мощностью 110 МВт), на основе которых (по две штуки на энергоблок) впоследствии и были построены в качестве пилотных два парогазовых энергоблока мощностью по 325 МВт. Строительство энергоблока №1 велось в 2005-2008 гг., № 2 в 2007 - июне 2012 г.[69] Стоимость проекта 18 млрд рублей[70].

Энергоблок №1 Уренгойской ГРЭС

До запуска этого энергоблока на Уренгойской ГРЭС работали лишь вспомогательные мощности. Станция находится в г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкого АО. Энергоблок на базе ПГУ-450Т - современной парогазовой установки с высоким КПД мощностью 450 МВт строился с 2010 г. по ноябрь 2012 г. [71][72] Стоимость проекта 25 млрд рублей.

Энергоблок № 2 Правобережной ТЭЦ-5, г. Санкт-Петербург

Энергоблок на базе ПГУ-450 - современной парогазовой установки с высоким КПД мощностью 450 МВт. Строился с 2008 по ноябрь 2012 г. Объем инвестиций 13 млрд рублей[73][74].

Промышленность строительных материалов

Цементный завод «Воронежский филиал «Евроцемент груп»

Крупнейший цементный завод производительностью 3 млн тонн цемента в год в п.г.т. Подгоренское Подгоренского района Воронежской области. Строился с 2008 по декабрь 2012 г. Общий объем инвестиций 17 млрд рублей.[75]

Серебрянский цементный завод

Цементный завод производительностью 1,7 млн тонн цемента в год в п.г.т. Октябрьский Михайловского района Рязанской области. Строился с 2008 по октябрь 2012 г. Общий объем инвестиций более 10 млрд рублей.[76]

Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области

Крупнейший в России кирпичный завод. Введен в строй в конце 2012 г., на полную мощность (160 млн шт. условного кирпича в год) должен выйти к середине 2013 г. Стоимость проекта 10 млрд рублей. [77]

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Деревоперерабатывающий комплекс «Аркаим»

Деревоперерабатывающий комплекс полного цикла обработки древесины производственной мощностью 1,1 млн м³ в год круглого леса строился с 2008 по 3 квартал 2012 гг. в районе порта Ванино, Хабаровский край[78]. Стоимость проекта 415 млн евро[79]. Годовой выпуск готовой продукции при полном освоении мощностей составит: пиломатериалов — до 700 тыс. м³; древесно-стружечных плит — 140 тыс. м³; топливных гранул — 240 тыс. тонн; строганных пиломатериалов — 180 тыс. м³; конструкционного бруса — 110 тыс. м³; мебельного щита — 70 тыс. м³.

Большой Братск

Проект предусматривает радикальное расширение производства целлюлозы на заводе в Братске, Иркутская область. В результате реконструкциии действующего завода и фактически строительства на его территории вдвое большего нового завода. Производительность новой линии 720 тыс. тонн товарной беленой хвойной целлюлозы в год, общая производительность возрастет до 1 млн тонн в год. Стоимость проекта составила 31 млрд рублей. Строительство велось с 2008 г. Запуск производства в присутствии премьер-министра Д.А. Медведева состоялся в июне 2013 г.[80]

Металлургия

Стан-2000 Магнитогорского металлургического комбината (вторая очередь)

Установка для производства холоднокатаного листового проката, прежде всего для производства автомобилей и бытовой техники. Производственная мощность 2,1 млн тонн проката в год, из которых 650 тыс. тонн будут оцинковываться. Первая очередь введена в строй в 2011 г., вторая — в июле 2012 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд рублей. [81]

Доменная печь «Россиянка» Новолипецкого металлургического комбината

В 2000-е и 2010-е гг. НЛМК осуществляет программу технического перевооружения, первый этап которой был завершен ранее. В июле 2012 года был введен в строй комплекс доменной печи № 7 «Россиянка» — первая доменная печь, построенная в России за последние 25 лет. «Россиянка» должна повысить объем выплавки чугуна в стране на 30 %. Объем инвестиций в проект составил 43 млрд рублей. [82] [83] [84] Проект реализован в рамках второго этапа программы технического перевооружения (2007—2011) общий объем которой составляет 4,4 млрд долларов. [85]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Завод по переработке попутного нефтяного газа ООО «Монолит»

Комплекс переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) мощностью 300-400 млн кубометров в год в Ханты-Мансийском автономном округе. Производство запущено в конце мая 2012 г., инвестиции составили 10 млрд рублей. [86]

Яйский нефтеперерабатывающий завод (первая очередь)

Первая очередь завода, расположенного в поселке Яя Кемеровской области, строилась с 2008 г. по октябрь 2012 г. и на начало 2013 г. находится на этапе пуско-наладочных работ. Производственная мощность первой очереди — 3 млн тонн нефти в год. Стоимость первой очереди 16 млрд рублей. Всего в проект до 2017 г. планируется вложить 57 млрд рублей. [87]

Завод полипропилена «Полиом», г. Омск

Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[88]

Химическая промышленность

Производство меламина на заводе Невинномысский азот, Ставропольский край

Первое в России производство широко использующегося в органической химии вещества меламина. Производственная мощность 50000 тонн в год, что должно было полностью удовлетворить потребности российского рынка. Стоимость проекта 10,5 млрд рублей[89]. Объект строился с 2007 по май 2012 г.[90] В результате реализации проекта уменьшены выбросы углекислого газа, так как в этом производстве он используется в качестве сырья. В дальнейшем планируется реализовать проект расширения производства аммиака на заводе на сумму порядка 30 млрд рублей[91].

Машиностроение

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

«Великая миссия жилья Венесуэлы», Венесуэла

Общенациональная программа строительства социального жилья, начатая в Венесуэле во времена президентства Уго Чавеса в 2001 г.[92] Значительную часть работ по программе выполняют российские строители (из стройкомплекса г. Москвы). Общая стоимость программы составляет десятки миллиардов долларов, из них только возведенный российскими строителями в Каракасе район Форт Тьюна на 6 тыс. квартир со всей инфраструктурой до середины 2011 г. уже было вложено 1,5 млрд долларов из государственной казны Венесуэлы. Кроме этого, район на 4 тыс. квартир российские строители строят в штате Арагуа.[93][94] По некоторымоценкам общая сумма, Венесуэльская сторона выплатит российским строителям за возведение комплекса в Каракасе составляет 4,2 млрд долларов.[95] К настоящему моменту многое, если не всё, уже введено в строй — к концу 2012 г. российскими строителями по плану должно было быть сдано 3 тыс. квартир.

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Наука и образование

Кампус Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

Дальневосточный федеральный университет образован слиянием четырех ведущих вузов Владивостока. Для Университета врамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке построен абсолютно новый кампус на острове Русский, в который на начало 2013 г. проходит его постепенный переезд. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривала выделение на развитие вуза 42 млрд рублей. По данным Российской Газеты общая стоимость проекта составила 75 млрд рублей[96], которая не кажется такой уж огромной учитывая общую площадь зданий 800 тыс. м², а также необходимость строительства всей инфраструктуры практически с нуля.

Экология

Утилизация ранее выведенных из состава флота атомных подводных лодок, скопившихся в местах хранения

К концу 1996 г. количество выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок превысило 150 единиц, при этом темпы работ по утилизации были столь медленными, что, по некоторым источникам, списанным подводным лодкам приходилось ожидать очереди на утилизацию по 15-20 лет.[97] Кроме того, инфраструктура утилизации подлодок не отвечала современным требованиям. В результате сложившейся ситуации с 2002 г. Россия стала первым получаетелем средств по программе большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (в которй участвуют 23 государства). Также часть средств и оборудования была получена в рамках двухсторонних договоров, а также экологического партнерства «Северное измерение».

На 2013 г. работы по утилизации подлодок практически завершены — из 199 выведенных из состава флота атомных подводных лодок утилизированы 192, утилизацию последней планируется завершить в 2014 г. (исключение составит первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которую планируют временно законсервировать)[98]. Общая стоимость работ, включая строительство соответствующей инфраструктуры составила около 64 млрд рублей, из них порядка 24 млрд рублей — средства России.[99] Дальнейшие работы по рекультивации территорий, улучшению технологий и утилизации вновь выводимых из состава флота подводных лодок запланированы в составе соответствующих федеральных программ.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Саммит АТЭС 2012
Саммит АТЭС 2012

Саммит АТЭС 2012, г. Владивосток

Ежегодный саммит лидеров экономик стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) впервые проходил в России. В рамках его подготовки было решено значительно улучшить инфраструктуру г. Владивосток и Приморского края. Общая стоимость подготовки к саммиту вследствие этого достагла 660 млрд рублей[100], из них только на газификацию пошло 300 млрд. В рамках подготовки к саммиту были введены следующие крупные объекты:

Строительство части крупных объектов все еще ведется:

Также в проект входило множество объектов стоимостью менее 10 млрд рублей, список которых есть на официальном сайте проекта http://apec.primorsky.ru/.

Социально-экономическое развитие Чеченской Республики

Соответствующая программа, предусматривающая финансирование этого проекта, сменила завершившуюся в 2007 г. программу восстановления республики и первоначально была рассчитана c 2008 г. по 2011 г., однако в условиях финансового кризиса строительство части предусмотренных объектов было перенесено c 2009 и 2010 г. на 2012-2013 гг.[101].

Необходимость реализации этой программы не вызывает сомнений, так как на момент начала ее реализации социально-экономическая ситуация в республике была критической — 73 % работоспособного населения были безработными, школьники местами вынуждены были учиться в три смены (более 46 процентов учеников учились во вторую или третью смену), обеспеченность населения больничными койками меньше общероссийских показателей в 1,6 раза, поликлиниками — в 5 раз, врачами — в 2,4 раза, были разрушены и находились в аварийном состоянии до 70 % автодорог и до 80 % искусственных сооружений[102].

Выполнение проекта позволило кардинально улучшить ситуацию по всем направлениям — построены школы, дома, больницы, промышленные и агропромышленные предприятия, восстановлены построенные при Царе и заброшенные еще во времена Перестройки оросительные каналы[103].

Общая стоимость проекта — 106 млрд рублей[104][105].