Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 г. по 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. М.И. Махаев, 1761 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Заложенный еще в 1717 г. для Екатерины I дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой: с 1741 г. и в 1752—1756 гг. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечные линейные корабли

Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:

  • «Захарий и Елисавета» - заложен 25 мая 1745 г., спущен на воду 1 октября 1747 г.
  • «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.

80-пушечные линейные корабли

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй шесть таких кораблей, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:

  • «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 г., спущен на воду 17 апреля 1743 г.
  • «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 г., спущен на воду 8 сентября 1751 г.
  • «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
  • «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 22 таких корабля:

  • «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
  • «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
  • «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1743 г.
  • «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1743 г.
  • «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1745 г.
  • «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
  • «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 августа 1747 г.
  • «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
  • «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
  • «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 июля 1749 г.
  • «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 августа 1749 г.
  • «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
  • «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.

54-пушечные линейные корабли

В это время было построено шесть легких линкоров этого типа:

  • «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»)
  • «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1749 г.
  • «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 апреля 1751 г.
  • «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.

Гужевые (автомобильные) дороги

Столичный тракт в 1767 году

Столичный тракт

Столичный тракт на Генеральной карте Российской Империи, 1745

Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Создавался как сухопутный дублёр Вышневолоцкой водной системы. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. На участке от Новгорода до Санкт-Петербурга, где ранее никакой дороги не было вообще, дорога была построена в первую очередь уже к 1718 г.[1]

Строился Столичный тракт по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[2]

Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить ее таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако заброшенные участки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва, а сам тракт был радикально переделан при строительстве Московского шоссе в начале XIX века.

Благодаря созданию дороги, путь от Петербурга до Москвы составлял от 4 суток на санях зимою до 2-3 недель летом. Вдоль дороги были расположены ямы – селения, жители которых содержали сменных лошадей и предоставляли их проезжающим (смена лошадей в пути существенно ускоряла путешествие).

Только на завершение строительства и на починку ранее построенных участков с 1740 по 1764 годы была потрачена колоссальная по тем временам сумма - 1 млн руб. Грандиозная трудоемкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее, чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.[3]

Петровский док в Кронштадте, 2009

Гидротехнические сооружения

Петровский док

Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[4][5]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Наука и образование

Великая северная экспедиция (окончание работ)

Петропавловск-Камчатский, XVIII век.

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.

На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.

Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.

Карта Российской империи 1745 г. Именно в это время Россия приобрела знакомые нам очертания на картах.

Общие результаты Великой северной экспедиции:

  • положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
  • установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
  • описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
  • впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
  • собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
  • достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
  • открыт северный путь в Японию;
  • произведена первая инструментальная съемка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
  • открыты Алеутские и Командорские острова;
  • открыто северо-западное побережье Северной Америки;
    «Русские открытия» — английская карта 1754 г.
  • начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).[1]

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [6] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [7]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

План города и крепости Кронштадт, 1723 г.
Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.

Фортификационные сооружения

Кронштадтская крепость

Центральная (главная) крепость, окружающая Кронштадт — главную морскую базу русского флота — была заложена Петром I при основании города в 1723 г. В целом крепость была для того времени крупной, хотя среди фортификационных сооружений преобладали земляные конструкции. К 1747 г. строительство земляных и каменных укреплений крепости было завершено. Город-порт, гавани которого ещё до этого были надежно защищены морскими фортами и береговыми батареями, стал совершенно неприступным.[8]

В дальнейшем крепость была реконструирована в конце 1810-х гг.

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[9][10][11]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

Ссылки

  1. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.