Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 15: Строка 15:
== Железные дороги ==
== Железные дороги ==


== Автомобильные дороги ==
== Автогужевые дороги ==


=== Ярославль — Кострома ===
=== Ярославль — Кострома ===

Версия от 19:15, 11 января 2014

И.В. Сталин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 июня 1941 г. по 18 марта 1946 г. Границы периода обусловлены началом Великой Отечественной войны и передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер «Каганович» в 1944 г.

Лёгкие крейсера проекта 26-бис

В дополнение к уже построенным крейсерам этого проекта в это время вошли в строй легкие крейсера Тихоокеанского флота, строившиеся на новом судостроительном заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре с технической помощью Ленинградских и Николаевских заводов. Всего в это время было введено в строй два корабля, ставших последними в серии:

  • «Калинин» - заложен 12 июня 1938 года, спущен на воду 8 мая 1942 года, введен в строй 31 декабря 1942 года. Стоимость крейсера 108 млн рублей в ценах тех лет.
  • «Каганович» (с 1946 года — «Лазарь Каганович», с 3 августа 1957 года «Петропавловск») - заложен 26 августа 1938 года, спущен на воду 7 мая 1944 года, введен в строй условно 6 декабря 1944 г., полностью - 8 февраля 1947 года. Поскольку после условного введения в строй на корабле оставались лишь мелкие недоделки, не препятствовавшие его использованию по прямому назначению, он описан в этом периоде. Стоимость крейсера 111,2 млн рублей в ценах тех лет.

Железные дороги

Автогужевые дороги

Ярославль — Кострома

Дорога с твердым покрытием длиной 66 км и общей шириной 10 м при ширине проезжей части 5 м строилась на месте бывшей грунтовки методом "народной стройки", т.е. возложения натуральной повинности на работы на население и предприятия региона, в результате чего в ее строительстве непосредственно приняло участие более 150 тыс. человек. Подготовительные работы к строительству проходили в начале 1941 г., строительство началось 15 июня 1941 года, завершена дорога была в ноябре 1941 г. Без учета бесплатного труда общая стоимость проекта составила 22 млн рублей.[1]

Линии метрополитена

Станция «Новокузнецкая» третьей очереди Московского метрополитена

Третья очередь Московского метрополитена

Строительство третьей очереди Московского метрополитена, введенной в строй в это время, началось в 1940 г. С началом войны строительство было заморожено, но возобновилось уже в мае 1942 г. Всего в рамках проекта третьей очереди было введено в строй два участка:

  • Участок «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская») Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкой) линии — участок с пересечением Москвы-реки в глубоком тоннеле был открыт в январе 1943 г., но обе промежуточные станции («Новокузнецкая» и «Павелецкая») были введены в строй несколько позднее в ноябре 1943 г.
  • Участок «Курская» — «Измайловская» Арбатско-Покровской линии — участок, включавший 4 станции: «Бауманская», Электрозаводская", «Сталинская» (ныне «Семеновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Введен в строй в январе 1944 г.

Крупнейшие тоннели

Тоннель под Амуром

Тоннель под Амуром (он же во время строительства «стройка №4») длиной 7198 м строился с конца 1930-х с целью обеспечения надежного функционирования Трассибирской магистрали в случае конфликта с Японией. Рабочее движение открыто в июле 1941 г., введен в строй в октябре 1942 г.[2]

Тепловая энергетика

Металлургия

Машиностроение

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Эвакуация в 1941-1942 гг.

Проведенная в начале войны массовая эвакуация промышленности, а также части материальных ценностей и населения сыграла значительную роль в сохранении мощи страны. Мероприятие носило черезвычайно масштабный характер. По не полным данным за второе полугодие 1941 г. только по железным дорогам было эвакуировано 2593 промышленных предприятия, которые обычно размещались на площадках строящихся производств либо на близких по профилю предприятиях. В некоторых случаях оборудование размещалось и вводилось в строй под открытым небом, после чего вокруг него возводились стены цехов.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.