Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 46: Строка 46:


=== РДС-1 (советская ядерная бомба) ===
=== РДС-1 (советская ядерная бомба) ===
Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.
Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 тн и мощностью 22 килотонны (т.е. 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.
 
Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при ее создании, очевидно пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%C4%D1-1]


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 00:25, 29 января 2014

Файл:Poster27 cropped.jpg
И.В. Сталин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.

Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Турбонасосный агрегат ракеты Р-1

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1

После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в миренемецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1 ушли значительное время и средства.

Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.

Ракета Р-2 (монумент на въезде в г. Королёв)

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2

Обладающая более, чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалсь почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т.д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты олжны были быть были заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-К «Комсомолец» (бывший «Валерий Чкалов»)

Крейсера (легкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)

Разработка проекта новых легких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времен.

Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по измененному проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:

  • «Чапаев» — заложен 8 октября 1939 г., спущен на воду 28 апреля 1941 г., введен в строй 16 мая 1950 г.
  • «Валерий Чкалов» (после 1958 г. «Комсомолец») — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 25 октября 1947 г., введен в строй 19 ноября 1950 г.
  • «Железняков» — заложен 31 октября 1939 г., спущен на воду 25 июня 1941 г., введен в строй 19 апреля 1950 г.
  • «Фрунзе» — заложен 29 августа 1939 г., спущен на воду 30 декабря 1940 г., введен в строй 19 декабря 1950 г.
  • «Куйбышев» — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 31 января 1940 г., введен в строй 20 апреля 1950 г.
Крейсер проекта 68-бис «Александр Невский»

Крейсера проекта 68-бис

Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:

  • «Свердлов» — заложен 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, введен в строй 15 мая 1952 года.
  • «Дзержинский» — заложен 21 декабря 1948 года, спущен на воду 31 августа 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года, в 1957—1958 г. переоборудован в ракетный крейсер по проекту 70-Э.
  • «Орджоникидзе» — заложен 19 октября 1949 года, спущен на воду 17 сентября 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года.
  • «Жданов» — заложен 11 февраля 1950 г., спущен на воду 27 декабря 1950 года, введен в строй 25 января 1953. В 1965—1971 гг. переоборудован в крейсер управления по проекту 68У.
  • «Александр Невский» — заложен 30 мая 1950 года, спущен на воду 7 июня 1951 года, введен в строй 31 декабря 1952 года.

Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.

Боеприпасы и средства поражения

РДС-1 (советская ядерная бомба)

Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 тн и мощностью 22 килотонны (т.е. 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.

Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при ее создании, очевидно пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.