Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 55: Строка 55:


=== Линия Комсомольск — Советская гавань ===
=== Линия Комсомольск — Советская гавань ===
Примыкающая к Тихому океану часть будущей Байкало-Амурской магистрали длиной 442 километра была введена в строй в 1947 году. Линия соединила Комсомольск-на-Амуре с портами в районе Советской Гавани, где в дальнейшем была организована паромная переправа на Сахалин.
Примыкающая к Тихому океану часть будущей Байкало-Амурской магистрали длиной по разным данным 442; 464 ии 475 километров строилась по облегчённым нормам с 15 октября 1943 года, рабочее движение открыто в июле 1945 года[http://www.kmslib.ru/zheleznaya-doroga-ot-komsomolska-na-amure-do-sovetskoy-gavani-1945], введена в строй в к концу лета 1946 года[http://dvzd.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=60&layer_id=4069&refererLayerId=4069&id=113003] (по другим сведениям - в 1947 году). Линия соединила Комсомольск-на-Амуре с портами в районе Советской Гавани, где в дальнейшем была организована паромная переправа на Сахалин. В рамках проекта была устроена паромная переправа через Амур и построено три морских причала в бухте Ванино. Дорога строилась в основном в военное время


Значение и портов, и самой дороги резко возросло в 2000-х с ростом экспорта через порты Советской Гавани, в связи с чем для увеличения пропускной способности на этой дороге был построен новый Кузнецовский тоннель и на начало 2014 года продолжается ее дальнейшая модернизация.
Значение и портов, и самой дороги резко возросло в 2000-х с ростом экспорта через порты Советской Гавани, в связи с чем для увеличения пропускной способности на этой дороге был построен новый Кузнецовский тоннель и на начало 2014 года продолжается ее дальнейшая модернизация.

Версия от 23:59, 2 февраля 2014

Файл:Poster27 cropped.jpg
И.В. Сталин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.

Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Турбонасосный агрегат ракеты Р-1

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1

После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в миренемецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1 ушли значительное время и средства.

Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.

Ракета Р-2 (монумент на въезде в г. Королёв)

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2

Обладающая более, чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалсь почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т.д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты олжны были быть были заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-К «Комсомолец» (бывший «Валерий Чкалов»)

Крейсера (легкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)

Разработка проекта новых легких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времен.

Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по измененному проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:

  • «Чапаев» — заложен 8 октября 1939 г., спущен на воду 28 апреля 1941 г., введен в строй 16 мая 1950 г.
  • «Валерий Чкалов» (после 1958 г. «Комсомолец») — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 25 октября 1947 г., введен в строй 19 ноября 1950 г.
  • «Железняков» — заложен 31 октября 1939 г., спущен на воду 25 июня 1941 г., введен в строй 19 апреля 1950 г.
  • «Фрунзе» — заложен 29 августа 1939 г., спущен на воду 30 декабря 1940 г., введен в строй 19 декабря 1950 г.
  • «Куйбышев» — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 31 января 1940 г., введен в строй 20 апреля 1950 г.
Крейсер проекта 68-бис «Александр Невский»

Крейсера проекта 68-бис

Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:

  • «Свердлов» — заложен 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, введен в строй 15 мая 1952 года.
  • «Дзержинский» — заложен 21 декабря 1948 года, спущен на воду 31 августа 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года, в 1957—1958 г. переоборудован в ракетный крейсер по проекту 70-Э.
  • «Орджоникидзе» — заложен 19 октября 1949 года, спущен на воду 17 сентября 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года.
  • «Жданов» — заложен 11 февраля 1950 г., спущен на воду 27 декабря 1950 года, введен в строй 25 января 1953. В 1965—1971 гг. переоборудован в крейсер управления по проекту 68У.
  • «Александр Невский» — заложен 30 мая 1950 года, спущен на воду 7 июня 1951 года, введен в строй 31 декабря 1952 года.

Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.

Боеприпасы и средства поражения

РДС-1 (советская ядерная бомба)

Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 тн и мощностью 22 килотонны (т.е. 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.

Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при ее создании, очевидно пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]

Позднее в этот же период были созданы несколько более совершенных конструкций, а уже летом 1953 года испытана первая в мире реально транспортабельная и первая советская темоядерная бомба.

Железные дороги

Линия Комсомольск — Советская гавань

Примыкающая к Тихому океану часть будущей Байкало-Амурской магистрали длиной по разным данным 442; 464 ии 475 километров строилась по облегчённым нормам с 15 октября 1943 года, рабочее движение открыто в июле 1945 года[2], введена в строй в к концу лета 1946 года[3] (по другим сведениям - в 1947 году). Линия соединила Комсомольск-на-Амуре с портами в районе Советской Гавани, где в дальнейшем была организована паромная переправа на Сахалин. В рамках проекта была устроена паромная переправа через Амур и построено три морских причала в бухте Ванино. Дорога строилась в основном в военное время

Значение и портов, и самой дороги резко возросло в 2000-х с ростом экспорта через порты Советской Гавани, в связи с чем для увеличения пропускной способности на этой дороге был построен новый Кузнецовский тоннель и на начало 2014 года продолжается ее дальнейшая модернизация.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.