Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 17: Строка 17:
=== Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
=== Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.
* «Париж»
* «Дербент»
* «Дербент»
* «Варшава»
* «Варшава»

Версия от 21:57, 21 сентября 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Смотр Черноморского флота в 1849 г. (Картина И.К. Айвазовского, 1883 г.)

Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались "120-пушечными" вне зависимости от реального количества орудий на борту.

  • «Император Александр I»
  • «Император Пётр I»
  • «Святой Георгий Победоносец»
  • «Россия»

Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.

  • «Париж»
  • «Дербент»
  • «Варшава»
  • «Три Святителя»
  • «Двенадцать Апостолов»
  • «Париж»
  • «Великий Князь Константин»

Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными, исключение составлял "90-пушечный" «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).

  • «Эмгейтен»
  • «Гангут»
  • «Императрица Александра»
  • «Полтава»
  • «Не тронь меня»
  • «Владимир»
  • «Лефорт»
  • «Вола»
  • «Андрей»
  • «Прохор»
  • «Орёл»
  • «Ретвизан»

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями). корабли типа «Императрица Мария»

  • «Императрица Мария»
  • «Чесма»
  • «Анапа»

корабли типа «Силистрия»

  • «Силистрия»
  • «Султан Махмуд»
  • «Трёх Иерархов»
  • «Гавриил»
  • «Селафаил»
  • «Уриил»
  • «Варна»
  • «Ягудиил»
  • «Святослав»

Корабли типа «Храбрый»

  • «Храбрый»
  • «Императрица Мария»

Индивидуальные (по-видимому) проекты

  • «Память Евстафия»
  • «Адрианополь»
  • «Императрица Екатерина II»
  • «Ростислав»
  • «Чесма»

Железные дороги

Царскосельская железная дорога

Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст. Строилась с мая 1836 г., введена в строй в октябре (ноябре) 1837 г.[1] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[2], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[3].

Варшаво-Венская железная дорога

Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[4] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[5]

Санкт-Петербурго-Московская железная дорога

Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[6]

Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)

Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составляввшей 114736 рублей[7]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское шоссе

1833 г. [8]

Крупнейшие мосты

Веребьинский виадук

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Машиностроение

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск

Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.

Варшавская крепость (Александровская цитадель)

Стоимость проекта 11 млн рублей.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.