Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 54: Строка 54:
* «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
* «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
* «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нес 86 пушек.
* «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нес 86 пушек.
* «Орёл» — заложен 31 августа 1831 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1833 г. Реально нес 80 пушек.
* «Фершампенуаз» — заложен 6 октября 1832 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 сентября 1833 г. Реально нес 82 пушки.
* «Остроленка» — заложен 21 декабря 1832 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1834 г. Реально нес 80 пушек.
* «Лейпциг» — заложен 22 сентября 1834 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1836 г. Реально нес 80 пушек.
* «Константин» — заложен 16 декабря 1835 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 24 августа 1837 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854…1857 гг.
* «Ретвизан» — заложен 21 мая 1837 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1839 г. Реально нес 80 пушек.
* «Финланд» — заложен 21 июня 1839 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1840 г. Реально нес 80 пушек.
* «Выборг» заложен 22 июня 1839 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 июля 1841 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1852….1854 гг.
* «Ингерманланд» — заложен 30 августа 1840 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1842 г. Реально нес 80 пушек. Погиб 30 августа 1842 г. в проливе Скаггерак во время сильного шторма, выскочив на камни из-за ошибки счисления.
* «Нарва» (при закладке «Святослав») — заложен 1 сентября 1844 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1846 г.
* «Иезекииль» — заложен 1 сентября 1846 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1847 г.
* «Красное»<ref>Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное, но кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».</ref> — заложен 28 апреля 1845 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1847 г.
* «Память Азова» — заложен 23 августа 1847 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1848 г.
* «Сысой Великий» — заложен 8 мая 1848 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1849 г.
* «Бородино» — заложен 20 августа 1849 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 11 мая 1850 г.
* «Вилагош» — заложен 11 июня 1850 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1851 г. Реально нес 60 пушек.


=== Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
=== Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===

Версия от 23:39, 9 января 2014

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И.К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались «120-пушечными» вне зависимости от реального количества орудий на борту.

  • «Император Александр I»
  • «Император Пётр I»
  • «Святой Георгий Победоносец»
Линейный корабль «Три Святителя» (литография В.А. Прохорова, до 1855 г.)

Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота

Трехполосный (трехдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен 23 сентября 1826 г. Реально нес 112 пушек.

Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).

  • «Эмгейтен»
  • «Гангут»
  • «Императрица Александра»
  • «Полтава»
  • «Не тронь меня»
  • «Владимир»
  • «Лефорт»
  • «Вола» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
  • «Андрей»
  • «Прохор»
  • «Орёл»
  • «Ретвизан»

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Иезекииль» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Азов» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нес 80 пушек. Один из самых прославленных кораблей российского флота, сильно отличившийся в Наваринском сражении. Строился при участии его командира - прославленного мореплавателя М.П. Лазарева, в результате получился настолько технически удачным, что его чертежи были изготовлены на бронзе и использовались для строительства - небывалый случай - серии из 15 одинаковых кораблей. Во время Наваринского сражения на корабле одновременно проходили службу будущие адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и Путятин.
  • «Александр Невский» — заложен 24 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1826 г.
  • «Великий князь Михаил» — заложен 15 ноября 1826 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1827 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Кацбах» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Кульм» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нес 90 пушек.
  • «Арсис» — заложен 30 ноября 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 29 сентября 1828 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Лесное» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Нарва» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Бриен» — заложен 29 ноября 1828 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 сентября 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Красное»[2] — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Бородино» — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Березина»[3] — заложен 21 ноября 1829 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нес 86 пушек.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нес 91 пушку.
  • «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нес 96 пушек.

Машиностроение

Гидротехническое строительство

Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

1833 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск

Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.

Варшавская крепость (Александровская цитадель)

Стоимость проекта 11 млн рублей.

Крепость Кронштадт (коренная реконструкция)

Крепость Севастополь (коренная реконструкция)

[1]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное, но кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».
  3. распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина. Такого рода путаница, впрочем характерна для документов тех лет — названия склонялись как писавшему нравилось.