Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 61: Строка 61:


=== Царскосельская железная дорога ===
=== Царскосельская железная дорога ===
Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст (27 км). Строилась с мая 1836 г., введена в строй 30 октября (11 ноября) 1837 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%F1%EA%EE%F1%E5%EB%FC%F1%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%E4%EE%F0%EE%E3%E0] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[http://plible.ucoz.ru/news/carskoselskaja_zheleznaja_doroga/2012-12-06-88], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924238#?page=3]. Строилась с увеличенной шириной колеи 1829 мм однопутной с одним разъездом посередине. Второй путь веден в строй позднее, 5 июня 1876 года. перешита на отечественную широкую колею к 1904 г. в связи со вхождением в состав Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. и вхождением большей части железной дороги в состав [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.92.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.B1.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE-.D0.92.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B0.D0.B2.D0.BE-.D0.A0.D1.8B.D0.B1.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6._.D0.B4.|Петербургско-Витебской магистральной железной дороги]].
Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст (27 км). Была спроектирована однопутной с увеличенной шириной колеи 1829 мм и одним разъездом посередине. Строилась с мая 1836 г., введена в строй 30 октября (11 ноября) 1837 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%F1%EA%EE%F1%E5%EB%FC%F1%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%E4%EE%F0%EE%E3%E0] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[http://plible.ucoz.ru/news/carskoselskaja_zheleznaja_doroga/2012-12-06-88], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924238#?page=3].
 
Второй путь был веден в строй позднее, 5 июня 1876 года. Еще позднее дорога была перешита на отечественную широкую колею к 1904 г. в связи со вхождением в состав Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. и вхождением большей части железной дороги в состав [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.92.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.B1.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE-.D0.92.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B0.D0.B2.D0.BE-.D0.A0.D1.8B.D0.B1.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6._.D0.B4.|Петербургско-Витебской магистральной железной дороги]].


== Гужевые (будущие автомобильные) дороги ==
== Гужевые (будущие автомобильные) дороги ==

Версия от 23:54, 11 января 2014

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 1 июня 1843 г.

Границы периода обусловлены изменением правового положения Царства Польского и фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Двенадцать апостолов» (картина И.К. Айвазовского, 1897 г.)

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусный 120-пушечный линейный корабль «Россия» Балтийского флота

Трехполосный (трехдечный) линейный корабль. Заложен1 февраля 1836 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июля 1839 г. Реально нес 128 пушек.

Линейный корабль «Три Святителя» (литография В.А. Прохорова, до 1855 г.)

Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.

  • «Варшава» — заложен 30 марта 1832 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 6 ноября 1833 г.
  • «Три Святителя» — заложен 29 декабря 1835 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нес 130 пушек.
  • «Двенадцать Апостолов» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 15 июля 1841 г. Реально нес 130 пушек.
Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.

  • «Не тронь меня» — заложен 7 ноября 1830 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 1 мая 1832 г. Реально нес 92 пушки.
  • «Владимир» — заложен 28 июня 1832 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 августа 1833 г. Реально нес 92 пушки.
  • «Лефорт» — заложен 18 ноября 1833 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 июля 1835 г. Реально нес 94 пушки.
  • «Вола» — заложен 23 октября 1835 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 июля 1837 г. Реально нес 92 пушки.Назван в честь взятия рускими войсками одноименного редута (вола - польск. "воля") в пригороде Варшавы в 1831 г. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854-1859 гг.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Орёл» — заложен 31 августа 1831 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1833 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Фершампенуаз» — заложен 6 октября 1832 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 сентября 1833 г. Реально нес 82 пушки.
  • «Остроленка» — заложен 21 декабря 1832 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1834 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Лейпциг» — заложен 22 сентября 1834 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1836 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Константин» — заложен 16 декабря 1835 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 24 августа 1837 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854…1857 гг.
  • «Ретвизан» — заложен 21 мая 1837 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1839 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Финланд» — заложен 21 июня 1839 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1840 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Выборг» заложен 22 июня 1839 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 июля 1841 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1852….1854 гг.
  • «Ингерманланд» — заложен 30 августа 1840 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1842 г. Реально нес 80 пушек. Погиб 30 августа 1842 г. в проливе Скаггерак во время сильного шторма, выскочив на камни из-за ошибки счисления.
Линейный корабль «Султан Махмуд». Литография Подустова с рисунка В.А. Прохорова

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Силистрия» — заложен 24 декабря 1833 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 11 ноября 1835 г. Реально нес 88 пушек.
  • «Султан Махмуд» — заложен 1 февраля 1835 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1836 г. Реально нес 86 пушек. Корабль назван в честь турецкого султана, подписавшего Адрианопольский мирный договор 1829 г.
  • «Три Иерарха» — заложен 19 ноября 1835 г. в Главном адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нес 90 пушек.
  • «Гавриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 19 ноября 1839 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Селафаил» — заложен 28 августа 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 10 июля 1840 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Уриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1840 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Варна» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 27 июля 1842 г. Реально нес 96 пушек.

Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст»

Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введен в строй в июле 1826 г.[1]

Железные дороги

Царскосельская железная дорога

Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст (27 км). Была спроектирована однопутной с увеличенной шириной колеи 1829 мм и одним разъездом посередине. Строилась с мая 1836 г., введена в строй 30 октября (11 ноября) 1837 г.[2] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[3], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[4].

Второй путь был веден в строй позднее, 5 июня 1876 года. Еще позднее дорога была перешита на отечественную широкую колею к 1904 г. в связи со вхождением в состав Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. и вхождением большей части железной дороги в состав Петербургско-Витебской магистральной железной дороги.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское шоссе

Строительство начато в 1817 г., завершено в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мету) [5][6]

Машиностроение

Гидротехническое строительство

Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

1833 г.

Файл:Novogeorgievsk 1884 1.jpg
Укрепления Новогеоргиевска в 1884 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск (коренная реконструкция)

Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени. Ранее на слиянии Вислы и Нарева сущетсвовала крепость Модлин, построенная еще Наполеоном. Строительство новой грандиозной цитадели после подавления Польского восстания велось генералом Деном с 1832 г. и было завершено в 1841 г. В 1834 г. крепость получила название Новогеоргиевск и, по мнению Тотлебена, стала единственной в стране полностью достроенной и отвечающей своему назначению. Известен случай, когда прусский принц Вильгельм спросил Николая I какова была стоимость строительства Новогеоргиевска, на что тот ответил, что она известна лишь Богу и начальнику инженеров Варшавского округа Ивану Ивановичу Дену, однако оба они хранят молчание.[7]

Капонир бастиона I Александровской цитадели

Позднее крепость неоднократно модернизировалась.

Александровская цитадель

Крупная кирпичная крепость в Варшаве была построена после подавления Польского восстания как для обороны страны, так и для контроля ситуации в Варшаве - Император во время своеего визита в город прямо сказал, нарушившим верность Царю жителям города, что в следующий раз крепость, в случае чего, разнесет город в щебенку, а сам он после этого Варшаву восстанавливать не станет. Строилась ударными темпами с 31 мая 1832 до 4 мая 1834 г., когда праздновалось 18-летие цесаревича Александра, в честь которого и была названа крепость. Стоимость проекта 11 млн рублей (8,5 тонн чистого золота), оплата которых в наказание за восстание была возложена на Банк Польши.

В дальнейшем укрепления цитадели продолжали понемногу совершенстваваться до 1874 г., а еще позднее, при Александре III, вокруг цитадели была построена Варшавская крепость.

Крепость Кронштадт (коренная реконструкция)

Кронштадтская крепость, сильно пострадавшая от наводнения 1824 г. в это время подверглась коренной реконструкции. Грандиозное строительство, как и боевая подготовка, велось фактически под непосредственным надзором Императора Николая I, который лично проектировал ее укрепления и посещал крепость в этот период в среднем 8 раз в год, часто без предупреждения. Проекты строительства некоторых отдельных объектов крепости сами по себе являлись крупными[8]:

  • Перестройка Центральной крепости в камне 1825…1837 гг.
  • Реконструкция форта «Император Петр I» (бывшего «Цитадель»), перестройка началась в 1823-1824 гг., завершен 1834 г.

Крепость Севастополь (коренная реконструкция)

[9]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.