Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 84: Строка 84:


=== Новодвинская крепость (окончание строительства) ===
=== Новодвинская крепость (окончание строительства) ===
В основном построенная в 1701...1705 гг в дальнейшем крепость достраивалась - в 1711 г. были завершены фортификационные сооружения вокруг крепости, а полностью она была завершена в 1714 г., когда с северной стороны крепости было завершено строительство прикрывавшего ее с наиболее опасного северного направления равеллина.
[[http://ruxpert.ru/Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1700-1711)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C.29|Введенная в строй в 1701...1705 гг]] крепость в дальнейшем достраивалась - в 1711 г. были закончены фортификационные сооружения вокруг крепости, а полностью она была завершена в 1714 г., когда с северной стороны крепости было завершено строительство прикрывавшего ее с наиболее опасного северного направления равеллина.[http://www.szst.ru/list/novodvinsk/index.html]


В дальнейшем крепость без существенных переделок успешно несла боевую службу вплоть до времен Крымской войны 1854-1856 г.
В дальнейшем крепость без существенных переделок успешно несла боевую службу вплоть до 1863 г.


== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==

Версия от 20:55, 3 января 2014

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 13 (24) июля 1711 года. по 21 октября (1 ноября) 1721 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

При оценке составаБалтийского флота по приведенным ниже данным следует учесть, что помимо указанных здесь линейных кораблей 18 легких линкоров было закуплено за границей, а позднее один из линкоров был построен на экспорт.

90-пушечные линейные корабли

  • «Лесное»
  • «Гангут» Реально нес 92 орудия.
  • «Фридрихштадт»

80-пушечные линейные корабли

  • «Северный Орёл»
  • «Фридемакер»
  • «Святой Пётр»
  • «Святой Андрей»

70-пушечные линейные корабли

  • «Святой Александр»
  • «Нептунус»
Линейный корабль «Пантелеймон-Виктория».

66-пушечные линейные корабли

  • «Ингерманланд» Реально нес 64 пушки.
  • «Москва» Реально нес 64 пушки.
  • «Ревель» Реально нес 68 пушек.
  • «Исаак-Виктория»
  • «Астрахань»
  • «Святая Екатерина» Реально нес до 74 пушек.
  • «Пантелеймон-Виктория»

60-пушечные линейные корабли

  • «Святая Екатерина» (с 1721 г. «Выборг»)
  • «Шлиссельбург»
  • «Нарва»

52-пушечные линейные корабли

Легкие линейные корабли, строительство которых в это время велось на Соломбальской верфи в Архангельске.

  • «Гавриил»
  • «Рафаил»
  • «Архангел Михаил»
  • «Уриил»
  • «Ягудиил»
  • «Селафаил»
  • «Варахаил»

Крупнейшие морские порты

Кронштадтские гавани, 1722 г.

Кронштадт

Сразу после основания Петербурга и Петербургского порта крупнейшей проблемой в судоходстве проблемой было то, что, с одной стороны, мели в устье Невы не позволяли большим кораблям подходить к Петербургу, а с другой стороны, у острова Котлин, к западу от которого заканчивалось мелководье, не было удобных бухт для стоянки кораблей и нагруженные суда с глубокой осадкой не могли подойти к острову. Однако после строительства первых фортов в районе будущего Кронштадта район был надежно защищен, и появилась возможность развернуть строительство гаваней на Котлине.

Первая пристань Кронштадта была готова уже к 1710 г., но к ней могли приставать лишь суда с малой осадкой. Строительство полноценной гавани началось в 1712 году. Производились дноуглубительные работы, стены гавани строили путём погружения на дно ящиков с камнями; дерево и камень при этом приходилось везти из Петербурга, и строительство было дорогим и трудозатратным. Первая гавань Кронштадта - Старая гавань - была готова в 1714 г., однако она была тесна для растущего тогда флота и располагалась близко к рейду, что позволяло подойти к ней вражеским кораблям. С 1715 году, по проекту Петра, гавань начали расширять. В итоге к 1720 г. были готовы к использованию Военная, Купеческая и Средняя гавани (отделка Военной гавани продолжалась до 1723 г.). На стенах гаваней к тому времени было размещено около 120 пушек, и эти береговые батареи служили защитой рейда в дополнение к кронштадтским фортам.

В результате этого строительства в 1720-е гг. Кронштадт становится главной базой русского флота, а в 1723 г. строятся дополнительные укрепления вблизи рейда, закладывается Кронштадтская крепость и город Кронштадт. В конце XVIII в., при Екатерине II и Павле I, гавани существенно углубляются и перестраиваются в граните. [1]

Металлургическая промышленность

Демидовские заводы на Урале

До начала XVIII века на Урале фактически не было крупной промышленности - медь и железо выплавлялись в основном отдельными крестьянскими хозяйствами и небольшими частными заводами. Однако с началом Северной войны резко возросла потребность государства в качественном металле для изготовления пушек и ружей. Чтобы наладить снабжение армии, в 1702 году Пётр I передал казенные уральские Верхотурские железные заводы во владение тульскому оружейнику Никите Демидову (родоначальнику знаменитой семьи Демидовых). Демидов уже к тому времени был одним из важнейших поставщиков для армии - он поставлял оружие одновременно качественное и дешевое по сравнению с заграничным.

Невьянский завод на рубеже XIX-XX вв.
Один из корпусов Невьянского завода и знаменитая падающая Невьянская башня, 2011.

На основе малоэффективных до того Верхотурских заводов (основанных еще при царе Алексее Михайловиче) Демидов сумел создать крупнейшее в петровскую эпоху в России и Европе производство чугуна - Невьянский завод. Основной проблемой промышленности на малолюдном тогда Урале был недостаток рабочей силы, и эта проблема решалась путем приписки к заводам крестьянских слобод и активного привлечения к работам иностранных специалистов - как вольнонаемных, так и шведских военнопленных. При этом демидовское производство показывало высокую производительность труда по сравнению с другими тогдашними казенными заводами, к которым в 1700-е гг. было приписано гораздо больше крестьян. В результате в 1713 г. правительство разорвало контракты с другими заводчиками и дало Демидову большой заказ на поставку артиллерийских снарядов, а в 1715 г. - заказ на поставку железа для Адмиралтейства. Демидов постепенно стал крупнейшим промышленником в стране и практически монополистом. В 1710-е гг. он построил ещё пять предприятий — молотовые заводы Шуралинский (1716) и Быньговский (1718), перерабатывающие чугун Невьянского завода, а также Верхнетагильский завод (1720). Позднее, в 1723 г. был открыт Нижнелайский завод, а в 1725 г., уже после смерти Никиты Демидова, начал действовать Нижнетагильский завод, ставший крупнейшим чугунолитейным заводом XVIII века в России, и, возможно, во всем мире.

К концу царствования Петра I на демидовских заводах работало, по всей видимости, не менее 10 000 человек, и эти заводы стали ключевым этапом формирования крупной металлургической промышленности на Урале. В 1720-е гг., когда закончилась Северная война и внутренняя потребность в металле снизилась, Россия начала наращивать экспорт за рубеж и вскоре стала крупнейшим мировым экспортером чугуна, удерживая эту позицию вплоть до конца XVIII века. Чтобы устранить монопольное положение семьи Демидовых и превратить уральскую металлургию в крупный источник пополнения государственной казны, Пётр I получил инженеру Вилиму де Геннину организацию комплекса новых казённых уральских заводов, что и было осуществлено в 1720-е гг. с учетом накопленного к тому времени опыта. [2][3][4][5]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Первое крупное каменное здание в Петербурге и первый крупный дворец новой столицы был построен для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова — сподвижника Петра I и талантливого полководца Северной войны. В результате Северной войны, к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Меншикову. На двух участках он создал дворцовые резиденции - городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.

Дворец возведён на набережной Невы в Петербурге зодчим Джованни Мария Фонтана в 1710—1714 гг. и достроен архитектором Готфридом Иоганном Шеделем в 1720—1721 гг. Здание является ярким представителема стиля петровское барокко. При дворце был разбит огромный регулярный парк, занимавший значительную территорию на север от главного здания дворца. После опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году дворец и крупная придворцовая территория были отданы Сухопутному Шляхетскому корпусу (первому кадетскому корпусу в России). В XVIII веке дворец неоднократно перестраивался. [6][7]

Величина дворца и дворцового парка (ныне не сохранившегося), а также богатство внутренней отделки (дворец Меншикова был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим дворцы самого Петра) позволяют отнести этот проект к категории крупных.

Фортификационные сооружения

Новодвинская крепость (окончание строительства)

[в строй в 1701...1705 гг] крепость в дальнейшем достраивалась - в 1711 г. были закончены фортификационные сооружения вокруг крепости, а полностью она была завершена в 1714 г., когда с северной стороны крепости было завершено строительство прикрывавшего ее с наиболее опасного северного направления равеллина.[8]

В дальнейшем крепость без существенных переделок успешно несла боевую службу вплоть до 1863 г.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Панорама Санкт-Петербурга, А. Зубов 1716 г.

Столица России в Санкт-Петербурге

Основанный в 1703 г. Санкт-Петрбург изначально находился вблизи района активных боевых действий (шла Северная война) и располагался на захваченной у врага территории. Однако после ключевой победы над шведами под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и, окончательно, после первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике а Петербург оказался расположенным уже достаточно далеко от новых границ страны (которые были признаны и утверждены при подписании Ништадтского мира в 1721 г.).

В 1710-1712 гг. был осуществлён перенос столицы из Москвы в Петербург - сначала переехали чиновники и сенаторы, затем царский двор и посольства. Новый город был расположен ближе к Европе, имел одновременно выход и к морю, и - по Неве - к крупнейшей речной сети Северо-Запада России. Здесь Пётр I, с одной стороны, хотел создать новый образцовый для России город, живущий по европейским порядкам, а с другой стороны, новую столицу России, показывающую европейцам военную мощь, величие и культуру России.

Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости. Гравюра А.Ф. Зубова, 1716 г.

К началу 1710-х гг. в городе уже было осуществлено строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости, Главного адмиралтейства (Санкт-Петербургской верфи), первый Петербургский порт и первый центр города на Петербургском острове (район за Петропавловской крепостью), а также была создана первая резиденция царя Петра в Летнем саду. Однако изначальное расположение порта было признано неудачным, и его решено было перенести с Петербургской стороны на стрелку Васильевского острова, где было задумано создать новый (второй по счету) центр города, о чём свидетельствуют созданные архитекторами Доменико Трезини и Жаном Леблоном первые генеральные планы города. Хотя данные планы были реализованы лишь частично - в частности, из огромной запланированной на Васильевском острове сети улиц-каналов были прорыты лишь несколько - созданная прямоугольная сетка улиц (изначально представляющих собой лесные просеки) легла в основу знаменитых в дальнейшем линий Васильевского острова.

Первый генеральный план Санкт-Петербурга 1716—1717 гг. (реализован частично)

После переезда органов власти и ряда виднейших московских дворян активизировалось как строительство самого города, так и царских и дворянских резиденций вокруг него (расположенных в основном вдоль знаменитой впоследствии Петергофской дороги на южном побережье Финского залива к западу от города). В самом Петербурге строительство домов велось изначально по типовым проектам - Трезини и Леблон создали образцовые чертежи домов для разных категорий жителей города («подлых», зажиточных и «именитых»). К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек.

Хотя в петровскую эпоху в городе были достроены отдельные крупные каменные здания, такие как дворец первого петербургского губернатора А.Д. Меншикова и Зимний дворец Петра I, большинство строений города оставались деревянными и мазанковыми, а городские укрепления - земляными. Перестройка важнейших зданий в камень началась уже при Петре, им же было начато каменное строительство ряда важнейших проектов - здания 12 коллегий для правительства России, кафедрального Петропавловского собора (высочайшего в стране), здания Кунсткамеры (первого музея России) и других. Но и перестройка городских укреплений в камень, и большинство новых крупных проектов были завершены уже в царствование Анны Иоанновны в 1730-е гг.

Строительство Санкт-Петербурга велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[9][10]

Гостиный двор Тобольска, центр сибирской торговли в XVIII веке.

Тобольский кремль

Коренная реконструкция тогдашней столицы Сибири и Тобольской губернии путем строительства каменных сооружений началась в 1683 г. с постройки в 1683-1686 гг. Софийско-Успенского собора - крупнейшего в то время храма Сибири. Этот проект неразрывно срязан с прибывшим на службу в город в 1682 г. семеном Ремизовым, который и был главным организатором работ и архитектором вплоть до своей смерти в 1720 г. Следующим этапом работ стала реконструкция укреплений - началу XVIII века на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) были возведены каменные стены и башни кремля, превратившие его в мощное и, главное, весьма внушительное, по сибирским меркам укрепление.

Тобольский кремль.

В дальнейшем по плану Ремизова внутри кремля продолжалось каменное строительство церквей, офисных и хозяйственных построек. Возводится Приказная палата (1699—1704), Гостиный двор (1702—1706), новые ворота и укрепления. Река Тобол переводится в новое русло для предотвращения размыва грунта в основании стен кремля. Несмотря на вышедший в 1714 году запрет каменного строительства по всей стране, за исключением Петербурга (с целью сосредоточить в новой столице лучших мастеров-каменщиков и строителей, а также лучшие строительные материалы), первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин продолжал строительство в Тобольске до 1718 года, пока его не сняли с должности и не отозвали в Санкт-Петербург. К этому моменту ансамбль Тобольского кремля уже в целом был сформирован, хотя часть проектов Ремезова и Гагарина остались нереализованными. Каменное строительство в кремле впоследствии было возобновлено лишь при Елизавете Петровне в 1740-е годы. [11][12]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Торжественный ввод 4-х трофейных фрегатов в Неву после победы при Гренгаме. А. Зубов, 1720

Балтийский флот

Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[13] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более сотни млрд рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.