Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 78: Строка 78:


=== Вышневолоцкая водная система ===
=== Вышневолоцкая водная система ===
Строительство водного пути с каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочкедля снабжения Санкт-Петербурга  началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введен в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчеты привели к недостаточной пропусконой способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.
Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга  началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введен в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчеты привели к недостаточной пропусконой способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.


В 1719 г. Петр I отдает канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монограыфиюк по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довел канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердбков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешел на Мариинскую водную систему.
В 1719 г. Петр I отдает канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монограыфиюк по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довел канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердбков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешел на Мариинскую водную систему.

Версия от 22:09, 3 января 2014

Файл:Пётр I Великий.jpg
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I
Большой каскад Петергофа в наши дни

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенес ее в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко.

План гидросооружений Петергофа
Дворец Монплезир
Морской канал Петергофа

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора Пётр Первый и Второй.

64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нес 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

54-пушечные линейные корабли

  • «Санкт-Михаил» — заложен 24 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1723 г.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г.

Крупнейшие морские порты

Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.

Кронштадт (расширение и укрепление)

D 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота (и остается ею в течение двух веков). В этот период была построена Кронштадтская цитадель, защищающая гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивающейся в то время гавани - Военной. [2]

Форт "Император Пётр I" ("Цитадель").

Фортификационные сооружения

Кронштадтская цитадель

В начале 1720-х гг. для защиты построенных к тому моменту кронштадтских гаваней была создана Ивановская батарея, а затем к 1724 году построен морской форт «Цитадель» (называемый также «Новый Кроншлот», а позднее получивший название «Император Пётр I»).

В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Хотя большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране.

В дальнейшем дерево-земляные укрепления крепости сильно пострадали при катастрофическом наводнении 1824 г. и впоследствии были заменены на каменные. [3][4][5]

По свидетельству фельдмаршала А.Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I, сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее Ладожскому каналу.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Перестроенный Итальянский дворец и Итальянский пруд, 2013.

Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте

Построенный в Кронштадте в 1720-1724 гг. дворец петербургского губернатора А.Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи.

После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. - Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращенный в сад) и Итальянский пруд - часть Купеческой гавани Кронштадта. [6]

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путем расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец Петра в Петербурге - до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ - этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (за возможным исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А.Д. Меншикова).

После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725-1727 гг., а отделка отдельных залов для нового императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).[7]

Петергофские дворцы

См. Петергоф.

Гидротехническое строительство

Вышневолоцкая водная система

Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введен в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчеты привели к недостаточной пропусконой способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.

В 1719 г. Петр I отдает канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монограыфиюк по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довел канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердбков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешел на Мариинскую водную систему.

Комплекс гидросооружений Петергофа

См. Петергоф.

План застройки Кронштадта 1723 года

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Город Кронштадт

7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.

Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).

Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец - самое большое дворцовое здание петровской эпохи.[8]

Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург
Петергофская дорога в наши дни

Петергофская дорога

После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.

В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль.

В результате, уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:

  • Екатерингоф - резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга;
  • Стрельна - первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенес свою главную резиденцию в Петергоф);[2]
  • Петергоф - знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом;
  • Ораниенбаум - загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).[3]

Позднее, в конце XVIII - XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышенными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII-XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остается таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [9]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
  3. Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.