Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 43: Строка 43:
== Крупнейшие морские порты ==
== Крупнейшие морские порты ==
[[Файл:Крепость Кронштадт XVIII век.jpg|thumb|150px|right|Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.]]
[[Файл:Крепость Кронштадт XVIII век.jpg|thumb|150px|right|Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.]]
=== Кронштадт (расширение и укрепление) ===
=== Кронштадт (расширение и укрепление) ===
В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период была построена [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1721-1725)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82_.C2.AB.D0.A6.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C.C2.BB_.D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8|форт «Цитадель»]], защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивающейся в то время гавани — Военной. [http://www.citywalls.ru/house20317.html]
В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период была построена [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1721-1725)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82_.C2.AB.D0.A6.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C.C2.BB_.D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8|форт «Цитадель»]], защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивающейся в то время гавани — Военной. [http://www.citywalls.ru/house20317.html]


По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.9B.D0.B0.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.28.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.B0_I.29|Ладожскому каналу]].
[[Файл:Kronstadt from east to west with a Cruiseship 0150.JPG|thumb|150px|left|Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)]]
[[Файл:Kronstadt from east to west with a Cruiseship 0150.JPG|thumb|150px|left|Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)]]



Версия от 00:01, 4 января 2014

Файл:Пётр I Великий.jpg
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I
Большой каскад Петергофа в наши дни

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенес ее в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко.

План гидросооружений Петергофа
Дворец Монплезир
Морской канал Петергофа

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора Пётр Первый и Второй.

64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нес 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

54-пушечные линейные корабли

  • «Санкт-Михаил» — заложен 24 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1723 г.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г.

Крупнейшие морские порты

Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.

Кронштадт (расширение и укрепление)

В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период была построена форт «Цитадель», защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивающейся в то время гавани — Военной. [2]

По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее Ладожскому каналу.

Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)

Фортификационные сооружения

Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости

В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Хотя большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране, хотя достроены были в начале 1720-х гг только Ивановская батарея и, к 1724 году, возведенный на искусственном острове форт «Цитадель». Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».[3][4][5]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Перестроенный Итальянский дворец и Итальянский пруд, 2013.

Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте

Построенный в Кронштадте в 1720-1724 гг. дворец петербургского губернатора А.Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи.

После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. - Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращенный в сад) и Итальянский пруд - часть Купеческой гавани Кронштадта. [6]

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец императора Петра в Петербурге - до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ - этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (за возможным исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А.Д. Меншикова).

После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725-1727 гг., а отделка отдельных залов для нового императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).[7]

Петергофские дворцы

См. Петергоф.

Гидротехническое строительство

Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, 2012 г.
Карта Вышневолоцкой водной системы

Вышневолоцкая водная система

Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введен в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчеты привели к недостаточной пропусконой способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.

В 1719 г. Петр I отдает канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722...1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довел канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему.

Комплекс гидросооружений Петергофа

См. Петергоф.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

План застройки Кронштадта 1723 года

Город Кронштадт

7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.

Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).

Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец - самое большое дворцовое здание петровской эпохи.[8]

Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург
Петергофская дорога в наши дни

Петергофская дорога

После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.

В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль.

В результате, уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:

  • Екатерингоф - резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга;
  • Стрельна - первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенес свою главную резиденцию в Петергоф);[2]
  • Петергоф - знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом;
  • Ораниенбаум - загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).[3]

Позднее, в конце XVIII - XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышенными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII-XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остается таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [9]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
  3. Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.