Мифы о Российской Империи: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.  
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.  
== Миф о всеобщей безграмотности населения Российской империи==





Версия от 23:21, 20 июня 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.


Миф про безграмотность

Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.

Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 году - 194 млн рублей. [4]

И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года[5], то можно выяснить, что % грамотных был приблизительно 41 % в СССР. Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. Учет грамотности населения не проводился среди населения Польши, Украины, Финляндии, Прибалтийских и Среднеазиатских районов:

  • В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи - 30.5%[6]. По данным Русского календаря на 1917 год[7], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи. Численность Польши на 1916 год составляла приблизительно 16 млн. человек.
  • В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[8] человек.
  • В Прибалтийских республиках были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80% грамотных, в Курляндской - 71%, в Лифляндской - 78%. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн. человек[9].
  • В Среднеазиатском районе были довольно серьезные проблемы с грамотностью. Они занимали последние позиции по количеству учащихся в империи на момент 1915 года, по грамотности соответственно тоже. Численность населения этих районов на 1916 год составляла 11.7 млн. человек.
  • На Украине, по данным переписи 1897 года, в среднем каждый пятый был грамотным. На 1915 год в Харьковскя губерния занимала 16-ое место из 62 по количеству учеников на 1000 человек (68 на 1000). Это означает, что грамотность среди населения была довольно средней по империи. Численность Украины на 1915 год составляла не менее 16 млн. человек.

Итого, можно сделать вывод, что без учета данных территорий, конечный результат не изменится, поскольку в Финляндии, Прибалтике и на Украине в целом было вполне грамотное население (суммарно население этих территорий 22 млн. человек), а вот в Средней Азии большинство неграмотных, но по численности, Среднеазиатские районы не превзойдут Польшу, Финляндию и Прибалтийские районы.

В добавок, стоит упомянуть, что 41% это довольно заниженное число и вот по каким причинам:

  • Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн человек[10]. Также, эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. И в связи с этим грамотность серьезно упала к 1926 году.
  • Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.
  • Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 52.5%

Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции не менее 50%, и это как итог незавершенной политики царского правительства во главе с императором.