Обсуждение:Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Минимальная стоимость проектов

10,38 млн царских (они же советские в валюте - золотое содержание идентично) рублей в 1930 г., 9,40 в 1925 г. Рост мирового ВВП в 1914-1929 гг. 2%, в 1930-1938 - 1,3%.[1]

  • 1925 9,40 млн рублей
  • 1926 9,59 млн рублей
  • 1927 9,78 млн рублей
  • 1928 9,98 млн рублей
  • 1929 10,18 млн рублей
  • 1930 10,38 млн рублей
  • 1931 10,51 млн рублей
  • 1932 10,65 млн рублей
  • 1933 10,79 млн рублей
  • 1934 10,93 млн рублей
  • 1935 11,38 млн рублей

Примечание: стоимость указана в золотых царских рублях, равных 1/10 золотого советского червонца. "Обычные" рубли с 1928 г. имели к инвалютным мало отновшения, так как не подлежали свободному обмену. Особенно ярко это видно, когда на строительство не шибко шикарного жилого городка на десяток тысяч человек к какому-нибудь заводу идет пара десятков миллионов рублей (при Царе на те же деньги можно было бы построить, например, две сотни километров первоклассной двухпутной железнодорожной магистрали вместе со станциями, паровозами и вагонами). Сложность оценки советских внутренних цен лучше всего охарактеризовать можно цитатой из ожного из поздних сочинений Л.Д. Троцкого:

Разница между внутренними ценами и ценами мирового рынка представляет собою один из важнейших измерителей соотношения сил. Между тем к этому вопросу советской статистике запрещено даже прикасаться.

Фактически в стране были четыре разных курса рубля (надо отметить, что даже в официальных сборниках цен тех лет([2], стр. 725) приводятся несколько курсов рубля в рознице - государственный, кооперативный, коммерческий и общетоварный, которые зачастую отличвются в разы):

  • инвалютный рубль, равный царскому золотому (см. выше);
  • курс государственного (безналичного) внутреннего рубля, в котором исчислялись теоретические государственные цены на товары, но сами товары при этом распределялись, а не продавались по этим ценам свободно, либо продавались в явно недостаточных количествах фактически существовал только на бумаге в виде благих пожеланий;
  • коммерческий курс наличного рубля, имевший место у "спекулянтов" и в частном секторе;
  • индексный курс рубля в пересчете к довоенным (1913 г.) ценам, достаточно широко используемый в статистике тех лет. По-видимому, именно он адекватно отражает реальную стоимость внутреннего советского рубля с точки зрения строительства крупных проектов.

Падение курса безналичного рубля, по-видимому, можно оценить с использованием изменения курса рубля в 1936-1937 гг., когда была, по-видимому, предпринята попытка вернуть связь внутреннему и инвалютному рублям. При этом золотое содержание инвалютного рубля сначала, в апреле 1936 г., было снижена с 0,774234 г[3] до 0,17685 г., в октябре до 0,17595 г., а в июле 1937 г. - до 0,167674 г[4], т.е. снизился. Считая, что в середине 1928 г. курс внутреннего рубля соответствовал инвалютному (0,774234 г), а в середине 1936 г. достиг значения 0,17685+(0,17595-17685)*3/7=0,176464 г., т.е. упал в 4,38748 раз. Линейно интерполируя инфляцию по годам, получим оценку курса внутреннего безналичного рубля (дополнительное падение в 1,2030313 раз в год):

  • 1928 9,98 млн рублей
  • 1929 12,25 млн рублей
  • 1930 15,02 млн рублей
  • 1931 18,31 млн рублей
  • 1932 22,31 млн рублей
  • 1933 27,19 млн рублей
  • 1934 33,14 млн рублей
  • 1935 41,50 млн рублей

Что касается коммерческого курса рубля, то цены на многие товары в "коммерческих" магазинах в 1928-1932 гг. выросли в 5-10 раз[5], а то и до 12-15-ти [6]. Применительно к индексному рублю проблемой расчетов является то, что по разным отраслям и группам товаров индексы могли иногда довольно заметно различаться. В частности, имели место "ножницы цен" - политика удерживания (при очень постепенном сглаживании) завышенных цен на промпродукцию при заниженных ценах на сельхозпродукцию с целью ускорения индустриализации (см. доклад Сталина[7]). В 1926 г. соотношение промышленных цен к 1913 г. было 2,66:1, а сельскохозяйственных - только 2,09:1 в продаже[8] и всего 0,74:1 в заготовке хлеба. Дальнейшее изменение индекса пром. цен: 1923‑24 г. - 2,266; 1924‑25 г. - 1,989; 1925‑26 г. - 1,980; сентябрь 1927 г. - 1,857.[9] Увеличение стоимости строительства в 1932 г. по сравнению с 1931 г. в среднем больше в 1,216 раза[10] Заготовительный индекс хлебных цен возрос с 0,74 в 1923‑24 г. до 1,035 в 1926‑27 г. Общий заготовительный индекс увеличился с 97,6 в 1923‑24 г. до 121,1 в 1926‑27 г.[11] Увеличение стоимости строительства 1932-1933 - 1,011 раз, по сравнению с 1913 г. от 2,4 до 3,89 по разным методикам подсчета.[12] Индексы оптовых цен 1928 общетоварный 1,717, сельскохоз. 1,574, промышл. 1,873. Там же "бюджетные" индексы (частный/средневзвешенный, т.е. за сколько в среднем реально можно было купить с учетом общественной и частной торговли): общетоварный 2,380/2,098; с/х 2,652/2,247; пром. 2,465/2,184[13] В военной промышленности 1923/1924 г. - 1,53.[14], 1924/1925 - 1,57[15]. Инедексы цен на строительство тяжелой промышленности к 1927/1928 г.: 1928/1929 г. - 0,961; 1929/1930 - 1,000; 1931 г. - 0,120; 1932 г. - 0,1560.[16] Исходя из приведенных данных можно оценить индексированный курс рубля примерно следующим образом:

  • 1928 9,98*1,717=17,14 млн рублей

Известный индекс цен на строительство для 1933 г. и соотношенияя для 1931-1933 гг позволяют вычислить похожую на правду, судя по 1928 г., цену для 1933-1931 гг[17]:

  • 1933 10,79*3,89=41,97 млн рублей
  • 1932 10,65*3,89/1,01=41,02 млн рублей
  • 1931 10,51*3,89/1,01/1,246=32,49 млн рублей

Крупное, но недотягивающее по цене

  • Реконструкция Брянского вагоностроительного завода в конце 1920-х - 7,23 млн рублей.[18]
  • Новый турбинный цех Металлического завода в Ленинграде в конце 1920-х - 6,58 млн рублей.[19]
  • Мерефо-Херсонский мост через Днепр в Днепропетровске, 1,6 км, 1932 г. Если бы достроили вовремя и, как хотели до революции, пустили трамвай и гужевой транспорт, то добавилось бы 3,187 млн рублей и точно был бы крупный проект, а для 1932 г. любая разумная цена на таковой уже, видимо, не тянет.
  • Участок Сурханы — Янги-Базар Ашхабадской ж.д., 186 км, 1932 г. Судя по всему, стоил не более 50 тыс. рублей за версту, итого 8,72 млн рублей, что для начала 1930-х уже не крупный проект.

Проекты, спорные по цене

  • Ж.д. Орша-Лепель, 1928 г., 138 км.
  • Ж.д. Апостолово-Лоцманская, 1929 г., 160 км.
  • Ж.д. Карталы - Магнитогорск, 1930 г., 144 км.

Крупное, но не наше

Здесь перечислены проекты, укащзанные в отдельных справочниках как советские/российские, но осуществленные на самом деле на территории на тот момент других государств:

  • Ж.д. Ушково-Приморск-Выборг, 113 км, 1925 г. - может и крупное, но на территории Финляндии.