Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 13 (25) марта 1801 г. по 8 (20) ноября 1815 г.

Границы периода обусловлены приходом к власти и окончанием эпохи наполеоновских войн с подписанием Парижского мира 1815 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейные корабли балтийского флота наголову разбивают превосходящую турецкую эскадру в Афонском сражении 19 июня 1807 года

Несмотря на кажущуюся сухопутность войны 1812 года, в эпоху Наполеоновских войн российский флот без джела не сидел сражаясь в войнах не только с Францией, но и с Турцией (1806-1812), а также сдерживая англичан во время действия Тильзитского мира.

120-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Храбрый»

Флагманский линейный корабль. Заложен 18 июля 1805 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 1 июля 1808 года.

110-пушечные линейные корабли Черноморского флота

  • «Ратный» — Заложен 9 марта 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 18 ноября 1802 года.
  • «Полтава» — Заложен 20 октября 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 20 июня 1808 года.
  • «Двенадцать апостолов» — Заложен 12 ноября 1808 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 31 мая 1811 года.
  • «Париж» — Заложен 18 сентября 1812 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 22 ноября 1814 года.

110-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ростислав»

Заложен 26 декабря 1811 года в Кронштадте, спущен на воду 31 августа 1813 года.

100-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Гавриил»

Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 октября 1802 года.

88-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Смелый»

Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 15 июля 1808 года.

80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Рафаил»

Реально нёс 82 пушки. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 августа 1802 года.

76-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Уриил»

Реально нёс 80 пушек. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 августа 1802 года.

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 23 таких корабля:

  • «Селафаил» — Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1803 года.
  • «Сильный» — Заложен 29 августа 1801 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 мая 1804 года.
  • «Твёрдый» — Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе как 90-пушечный, но в 1803 году принято решение об его переделке в 74-пушечный. Спущен на воду 18 июля 1805 года.
  • «Орёл» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
  • «Северная звезда» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
  • «Борей» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1807 года.
  • «Не тронь меня» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
  • «Три иерарха» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
  • «Святослав» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 августа 1809 года.
  • «Память Евстафия» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
  • «Три Святителя» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
  • «Принц Густав» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
  • «Норд-Адлер» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
  • «Чесма» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
  • «Мироносец» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
  • «Юпитер» — Заложен 28 января 1811 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1812 года.
  • «Нептунус» — Заложен 2 декабря 1811 года в в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июня 1813 года.
  • «Берлин» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Гамбург» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Дрезден» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Любек» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Пётр» — Заложен 22 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
  • «Финланд» — Заложен 5 декабря 1812 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.

74-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Чёрном море в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:

  • «Правый» — Заложен 14 июля 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 10 июля 1804 года. Реально нёс 76 пушек. Первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скрепленным медными болтами корпусом.
  • «Анапа» — Заложен 5 февраля 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 30 сентября 1807 года.
  • «Мария» — Заложен 28 февраля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 12 ноября 1808 года.
  • «Дмитрий Донской» — Заложен 28 июля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 6 ноября 1809 года.
  • «Азия» — Заложен 20 ноября 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 августа 1810 года.
  • «Лесное» — Заложен 9 ноября 1809 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 июля 1811 года.
  • «Максим Исповедник» — Заложен 4 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 9 июня 1812 года.
  • «Бриен» — Заложен 23 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 1 ноября 1813 года.
  • «Кульм» — Заложен 24 ноября 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 4 ноября 1813 года.

66-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Всего на Балтийском и белом морях в этот период было введено в строй з лёгких линейных корабля этого типа:

  • «Мощный» — Заложен 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 июня 1805 года.
  • «Всеволод» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1809 года.
  • «Саратов» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1809 года.

64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Победоносец»

Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.

Линейный корабль Балтийского флота «Скорый»

Достоверных сведений о ранге (количестве пушек) на борту корабля обнаружить не удалось. В Сети встречается предположение, что корабль был 66-ти пушечным, однако его размеры и, особенно, осадка характерные скорее для 74-пушечных линейных кораблей позволяют серьезной сомневаться в такой классификации. Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 августа 1805 года.

Машиностроение

Модернизация Тульского оружейного завода

В эти годы на заводе было прекращено производство эксклюзивного оружия, зато было налажено и, по сравнеию с преджшествующими образцами, существенно серьезно раширено производство единого ружья образца 1808 года, на которое в те годы перевооружалась армия. В результате, только за годы войны 1812…1814 гг назаводе было изготовлено и отремонтировано более 500 тысяч ружей, что было абсолютно немыслимо для полукустарного производства более ранних времён.

Ижевский оружейный завод (первый пусковой комплекс)

СтроительствоИжевского оружейного завода на базе переданного ему Ижевского железоделательного завода началось в 1807 году, хотя первое распоряжение о строительстве оружейного завода на Каме дал еще Павел I в 1800 году. Выпуск огнестрельного оружия на предприятии начался уже в 1807 году, а в годы войны завод, судя по всему, достиг размеров крупного проекта, поставив во время войны в действующую армию более 6 тысяч ружей, а также много холодного оружия.

Полностью же предприятие было достроено позднее в 1820-х.

Фортификационные сооружения

Крепость Бобруйск, 1811 год

Крепость Бобруйск

Главная, по-видимому, предвоенная стройка Империи должна была на ряду с аналогичной Динабургской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Дерево-земляная с отдельными каменными элементами, но большая по тем временам крепость строилась ударными темпами с использованием остатков укреплений XVI века с 4 июня 1810 года и фактически вошла в строй уже к концу 1811 года, так что к началу войны в ней уже размещался гарнизон в несколько тысяч человек при более чем трёх сотнях орудий. Для строительства крепости пришлось снести едва ли не весь тогдашний Бобруйск, но в 1812 году крепость сыграла важнейшую роль, сначала как пункт сосредоточения сил и снабжения русской 2-й Западной армии Багратиона, а затем сковывая целый польский корпус во время похода Наполеона на Москву.

Сразу после згнания наполеона крепость стали усиливать и достраивать, в результате чего в списках 18716 года она уже значилась как первоклассная. Крепость развивалась и позднее.

Крепость Динабург (первый пусковой комплекс)

Одна из важнейших предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Активное строительство крепости началось в 1810 году еще до завершения ее проекта, однако к началу войны крепость только внешне выглядела грозной, реально не будучи готовой еще к отражению полноценной осады. Тем не менее в начале войны она сыграла заметную роль — французские войска, действующие на Санкт-Петербургском направлении отвлеклись на несколько дней на безуспешные попытки её штурма, что позволило русским войскам организованно отступить на новые рубежи и основательно там укрепиться.

В дальнейшем недостроенная крепость была оставлена и частично разрушена. Ее восстановление и достройка начались уже вскоре после изгнания Наполеона из Росссии, но до 1814 года шли относительно медленно, так как в строительстве участвовали «всего» 2100 человек. Поэтому строительство крепости было завершено уже позднее, в 1820-х.

Форт «Павел I» («Рисбанк»)

Реконструкция крепости Кронштадт

После подписания в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном Санкт-Петербург и Кронштадт оказались под угрозой со стороны английского и шведского флотов. Вскоре началась и война со Швецией. Вследствие этого в 1807-1810 гг, до охлаждения отношений с Наполеоном, последовавшего в 1810 г., в Кронштадтской крепости проводились обширные работы по повышению ее обороноспособности. В частности были возведены обширные свайные преграды в акватории севернее и южнее крепости, новые батареи, в том числе две на северном фарватере, три флеши с гласисами и палисадами перед западными фронтами центральной крепости, восстановлено первое на острове Котлин укрепление Александр-Шанец, возведён новый форт «Рисбанк» (1812 г., перестроен позднее по личному проекту Николая I и переименован в «Павел I»), на вооружение крепости передано множество орудий и боеприпасов и т.д. Только в начале 1808 г. на производство срочных работ в крепости было выделено 150 тыс. рублей, при том что на строительстве в это время ежедневно бесплатно работало 2650 человек, привлеченных из различных армейских подразделений.[1][2][3]

Позднее в 1824 г. крепость серьезно пострадала от катастрофического наводнения, после чего была реконструирована.

Русская пехота с ружьями обр. 1808 г. и артиллерия обр. 1805 г. в Бородинском сражении (с панорамы Ф.Рубо, 1912)

Мероприятия по перевооружению армии и флота

Переход на единый калибр огнестрельного оружия

Ружье образца 1808 года калибром 17,7 мм стало первым единым для всей армии. До этого картина, когда в армии одновременно находились ружья 28 различных систем и калибров была обычной. Помимо пехотного ружья на вооружении находились егерский штуцер образца 1805 года, кавалерийский карабин и мушкетон. Унификация способствовала упрощению вооружения армии и оснащения оруженых заводов, ведь во время войны только Тульский оружейный завод со взятыми на субподряд частными мастерами должен был сдавать заказчику 10 тыс. новых ружей ежемесячно и ремонтировать в то же время 3000 старых.

Аракчеевская реформа артиллерии

Фактически начатая еще при Павле I реформа, возглавляемая с 1803 года инспектором артиллерии А.А. Аракчеевым привела к унификации пушек армейской артиллерии с 1805 года, исчезновению с серийных образцов лишних украшеений и модернизации вспомогательных агрегатов артиллерийских батарей, которые в результате обрели повышенную подвижность. Также на пушках были внедрены прицелы образца 1802 года. Кроме того до 1807 года были проведены организационные изменения в отечественной артиллерии - артиллерийские роты стали фактически самостоятельными подразделениями.[4]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.