Крупные российские проекты (Владимир Ульянов (Ленин), 1917-1924)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
В. И. Ульянов (Ленин)

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП (8,22 млн золотых рублей в ценах 1921 г.)[1] , введённые в строй с 25 октября (7 ноября) 1917 г. по 21 января 1924 г. Границы периода обусловлены фактическим отстранением от власти Временного правительства и смертью В. И. Ульянова (Ленина). Следует отметить, что в этот период существовали и альтернативные правители России, наиболее известен из которых Александр Колчак.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Железные дороги

[править] Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д.

Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа:

Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах 2012 г.).

[править] Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д.

Второй и последний участок магистрали Люберцы — Шихраны, радикально спрямляющий Московско-Казанскую ж.д., проходил от Арзамаса до станции Шихраны (ныне г. Канаш). Строился с 1913 г., после завершения линии Люберцы — Арзамас и был полностью введён в строй по данным разных источников в 1918…1919 г.[1] Длина участка составляла 259 км (243 версты). Даже не учитывая магистральный характер линии и принимая стоимость дороги с военными упрощениями в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 12,15 млн золотых рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Вокзал г. Кричев на линии Унеча — Орша, 1922

[править] Линия Унеча — Орша

Первая часть железной дороги Унеча — Коммунары длиной 77 км введена в строй в 1919 г., вторая очередь — участок Коммунары — Орша длиной 174 км в 1923 г. Таким образом, полная длина линии составила 251 км (235 вёрст). Даже принимая стоимость дороги в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 11,75 млн золотых рублей (порядка 14,5 млрд рублей в ценах 2012 г.).

[править] Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д.

Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в 1917 г. и сильно пострадавшего в Гражданскую войну проекта проводилось с 1919 или 1920 г. и было, в основном, завершено в 1923 г. Не построенным остался только постоянный мост через р. Урал в Орске, который был введён в строй позднее, в 1929 г. в связи с окончанием строительства линии Золотая Сопка — Орск. В 1920—1923 гг. введены в строй ещё 67 км (63 версты) дороги (участок Сара-Орск) в дополнение к 261 км уже построенным ранее на участке Оренбург-Сара. Таким образом, общая длина дороги составила 328 км (307,5 вёрст). Поэтому при фактически минимально возможной для железной дороги нормальной колеи стоимости в 50 тыс. рублей за версту в ценах 1913 г. вновь построенный участок можно грубо оценить в 3,15 млн золотых рублей (3,8 млрд рублей в ценах 2012 г.). Соответственно стоимость всей дороги Оренбург-Орск, с учётом ранее построенного участка, составила 15,4 млн золотых рублей в текущих ценах (19 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Позднее на линии были проложены вторые пути.

Северо-Двинский канал в Кириллове, 2005

[править] Гидротехнические сооружения

[править] Реконструкция Северо-Двинского канала (Канала герцога Александра Вюртембергского)

В связи с блокадой морских перевозок с началом Первой мировой войны было решено ускорить ранее запланированную реконструкцию Канала герцога Александра Вюртембергского, соединявшего Северную Двину и порт в Архангельске с основными реками центра страны, с уменьшением сроков работ за счёт увеличения их стоимости. Широкомасштабное строительство развернулось в 1916 году и к концу 1917 год работы были выполнены уже на 85 %. Далее реконструкция канала медленно продолжалась и была в целом завершена только в 1921 году, в результате чего допустимая грузоподъёмность проходящих по каналу судов возросла до 1000 тонн, при этом сам канал был переименован в Северо-Двинский.

Канал, также известный как Северо-Двинская водная система, а ранее - как Система Вюртембергского, позднее неоднократно подвергался незначительным реконструкциям, особенно во время Великой Отечественной войны, и продолжает использоваться до настоящего времени.

Обложка поуездных итогов переписи 1917 г. (том 5, книга 2-я)

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Всероссийская Сельско-Хозяйственная и Поземельная перепись 1917 г.

Перепись, выполнявшаяся при Временном правительстве с мая по октябрь 1917 года фактически в значительной степени дублировала проведённую всего годом ранее Всероссийскую Сельскохозяйственную перепись 1916 года. Причины проведения переписи, по-видимому, надо искать, с одной стороны, в идеологии февральской революции, стремившейся начать жизнь как бы с нуля, что в дальнейшем не раз повторялось, а с другой стороны — в экономических проблемах Временного правительства, которое стремительно теряло управление страной. В силу возраставшего хаоса в обществе, длительных сроков проведения и массовых отказов от участия в переписи ее результаты получились не очень качественными, но, тем не менее, они были получены в достаточно большом объёме. Обработка же результатов переписи и их публикация проводились уже при советской власти до 1923 года.

[править] Всероссийская перепись населения и сельскохозяйственная перепись 1920 г.

Переписи, выполнявшиеся по факту в виде единого мероприятия, по состоянию на 28 августа 1920 г. в сентябре-октябре того же года не являлись всеобщими, так как не охватывали регионы, в которых ещё не была прочно установлена советская власть (Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа, Средняя Азия). Сельскохозяйственная перепись по форме была аналогична переписям 1916 г. и 1917 г., преследуя, очевидно цель выявить изменения в связи с ещё одной революцией.

Предвыборные плакаты в Петрограде, 1917

[править] Выборы во Всероссийское учредительное собрание

Подготовленные Временным правительством выборы во Всероссийское учредительное собрание, которое должно было установить новые формы управления государством, долгое время откладывались в связи с желанием провести Всероссийское учредительное собрание на фоне победы в Первой мировой войне, которая, как было понятно всем разбирающимся в вопросе, была уже не за горами. Однако развал страны, всё более усиливавшийся со времени Февральской революции потребовал ускорения проведения выборов, которые, в конце концов, были назначены на 12 (25) ноября 1917 года и проведены, таким образом, уже после захвата власти большевиками, которые, однако, не получили на этих выборах большинства. Несмотря на то, что выборы в реальности растянулись на несколько месяцев и были проведены не повсеместно, они, как показывает опыт проведения последующих мероприятий такого рода, при отсутствии отлаженной системы выборов и учитывая не только государственные, но и партийные расходы они однозначно тянули по стоимости на крупный проект.

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.