Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Эрнст Бирон
Анна Леопольдовна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 18 (29) октября 1740 г. по 24 ноября (5 декабря) 1741 г.

После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол[1].

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Крупнейшие корабли и суда

[править] 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли типа «Слава России», шесть из которых были построены ранее, строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:

Впоследствии были построены ещё 49 кораблей этого типа.

[править] Гужевые (автомобильные) дороги

Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков
Карта Сибирского тракта

[править] Сибирский (Московский) тракт

Проект известен также как «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «Московско-Сибирский тракт», «Великий тракт», «Большой тракт», «Большой сибирский тракт» и «Осьмая государственная дорога». Фактически у местного населения часто носил два имени сразу, называясь в восточном направлении Сибирским, а в западном — Московским. С учётом ранее существовавших участков и входивших в это время в него водных путей общая длина тракта, связывавшего Москву с Пекином, составляла около 9000 км, что было мировым рекордом.

Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».

На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.

Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[1][2][3]

[править] Наука и образование

[править] Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки)

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.

План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.
«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.

Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать ещё при Анне Иоанновне. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.

Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [4]

Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги.

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [5] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [6]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

[править] Связь и телекоммуникации

[править] Организация почтовых станций вдоль Сибирского тракта

См. Сибирский (Московский) тракт.

[править] Примечания

  1. После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.