Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 33: Строка 33:


=== Линия Кучурган — Кишинёв Одесской ж.д. ===
=== Линия Кучурган — Кишинёв Одесской ж.д. ===
Линия, являвшийся продолжением одного из ответвлений Одесской ж.д., вводилась в строй в два этапа: первый участок Кучурган - Тирасполь длиной 30 верст (32 км) был введен в строй в августе 1867 года, а основная часть линии - участок Тирасполь - Кишинёв длиной 67 верст (71 км) - в августе 1871 года.
Линия, являвшийся продолжением одного из ответвлений [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.9E.D0.B4.D0.B5.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Одесской ж.д.]], вводилась в строй в два этапа: первый участок Кучурган - Тирасполь длиной 30 верст (32 км) был введен в строй в августе 1867 года, а основная часть линии - участок Тирасполь - Кишинёв длиной 67 верст (71 км) - в августе 1871 года.


=== 1873 ===
=== 1873 ===

Версия от 23:47, 12 января 2014

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 (31) октября 1870 г. по 1 (13) марта 1881 г.

Границы периода обусловлены рассылкой 19 (31) октября 1870 г. Циркулярной депеши Горчакова[1], в которой Россия отказалась от навязанных ей после Крымской войны ограничений на Черном море и смертью Императора.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Эскадренный броненосец «Петр Великий»

Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»

Самый мощный боевой корабль в мире в конце 1870-х гг[2][2]. Заложен в 1869 г. в Санкт-Петербурге под названием «Крейсер», в мае 1872 г. переименован в «Петра Великого» (в честь 200-летия со дня рождения последнего), спущен на воду в августе 1872 г., введен в строй в 1877 г. В 1881 г. прошел модернизацию механизмов в Глазго и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 г. учебный корабль, с 1917 г. — плавбаза подводных лодок, в 1918 г. участвовал в Ледовом походе. Разрезан на металл в 1959 г.

Стоимость проекта без учета перерасходов 2,310 млн рублей.[3]

Файл:General-admiral.jpg
Броненосный крейсер «Генерал-адмирал» под парусами

Полуброненосные фрегаты (броненосные крейсера) типа «Генерал-Адмирал»

Первые в мире броненосные крейсера. Формально однотипные корабли в реальности были сходны только размерами и назначением, имея различную конструкцию. Являясь полноценными паровыми кораблями крейсера, тем не менее, долгое время после вступления в строй продолжали нести парусную оснастку, так как ее наличие позволяло резко увеличить автономность для действий в открытом океане. Там, в случае начала боевых действий эти корабли должны были бороться с судоходством, прежде всего, Британской Империи с которой Россия в то время находилась фактически в состоянии холодной войны.

  • «Генерал-Адмирал» — строился с 1870 г., спущен на воду 26 сентября 1873 года, введен в эксплуатацию в 1875 г. Стоимость корабля составила 2639701 руб. (в том числе 1999801 руб. — корпус, 639900 руб. — машина)[3]
  • «Герцог Эдинбургский» (при постройке «Александр Невский») — заложен 15 сентября 1870 года, спущен на воду 29 августа 1875 года, введен в эксплуатацию в 1877 г. Стоимость корабля составила 2219505 руб. (в том числе 1463505 руб. — корпус, 756000 — машина)[4]

Оба корабля прослужили более 60 лет и участвовали в Первой мировой и Великой отечественной войнах в качестве минных заградителей и блокшивов, списаны в 1944…1945 гг.

Железные дороги

1870

Балтийская железная дорога

1871

Линия Кучурган — Кишинёв Одесской ж.д.

Линия, являвшийся продолжением одного из ответвлений Одесской ж.д., вводилась в строй в два этапа: первый участок Кучурган - Тирасполь длиной 30 верст (32 км) был введен в строй в августе 1867 года, а основная часть линии - участок Тирасполь - Кишинёв длиной 67 верст (71 км) - в августе 1871 года.

1873

1874

1875

1876

1877

1878

1879

1880

Крупнейшие мосты

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Из-за очень плохой геологии дна Невы в месте строительства мост был сооружен с большим трудом. Введен в строй в конце сентября 1879 г. Стоимость проекта 5,1 млн рублей.

Александровский (Сызранский) мост через Волгу

Крюковский мост через Днепр в начале XX века

Крюковский мост через Днепр

Мост через Днепр у г. Кременчуг, введен в строй 25 марта 1872 г. Разрушен во время Великой отечественной войны, после войны восстановлен по новому проекту в виде совмещенного моста на старых опорах 1872 г. и эксплуатируется до сих пор.

Металлургическая промышленность

Металлургический завод Новороссийского акционерного общества в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии

Поселок при заводе - Юзовка - был назван в честь управляющего предприятием, выдающегося английского инженера того времени Джона Юза, переехавшего в Россию. Ныне это г. Донецк.[4]

Машиностроение

Путиловский завод (коренная реконструкция)

[5]

Коломенский машиностроительный завод

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий дореволюционной России (ныне ОАО Коломенский завод) было основано в в 1862-1863 г. как Механический и литейный завод инженеров братьев Струве, с 1866 г. сменил название на «Заводом инженеров братьев Струве». А с 1871 г., когда завод перешел в руки акционерного общества, он официально назывался Коломенским чугуно-медно-литейным и механическим заводом общества Коломенского машиностроительного завода. С самого своего основания завод занимался производством металлических мостов, в том числе крупнейших. С 1865 г. на заводе освоено производство железноодорожных платформ, а затем и вагонов. С 1869 г. началось производство паровозов, а с 1878 г. - пароходов. Стоимость проекта можно оценить, как минимум, по капиталу Общества, составлявшему в 1871 г. 2,8 млн рублей[6] (13 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Русско-Балтийский вагонный завод

Фортификационные сооружения

Крепость Керчь в 2012 г.

Крепость Керчь

Необходимость серьезного укрепления Керченского пролива возникла из-за запрета России по результатам Крымской войны иметь на Черном море флот. После проведения изысканий было решено не усиливать старую крепость в Еникале, а построить ее на Павловском мысу на месте бывшей батареи береговой обороны, располагавшейся в этом месте с 1771 г. до Крымской войны, когда укрепления были обойдены с суши и тяжелые орудия пришлолось привести в негодность, а войскам отступить. Далее до конца войны на месте батареи находился укрепленный лагерь французских войск. Строительство крепости, возглавляемое знаменитым военным инженером Тотлебеном, началось в 1857 г., а к 1872 г. было практически завершено. Стоимость проекта 12 млн рублей.[7][8]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Политехническая выставка 1872 года в Москве

Крупная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Петра I. В экспозиции были представлены промышленные, сельскохозяйственные, военные, научно-технические и культурные достижения Российской Империи. В рамках подготовки и проведения выставки также была улучшена инфраструктура г. Москвы - в рекордно короткий срок был запущен первый маршрут московской конки, построен завод для освещения территории выставки газовыми фонарями и т.д. Также на основе экспонатов выставки при непосредственном участии организаторов выставки в организации строительства были созданы Государственный исторический музей (в то время Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича) и Политехнический музей (в то время Музей прикладных знаний). П.И. Чайковский написал к открытию выставки специальную кантату.

Учитывая, что только одно строительство здания Политехнического музея стоило 1,5 млн рублей, стоимость проекта можно оценить в сумму не менее 4 млн рублей в текущих ценах.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казенной части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
  3. Несоленый С. В. Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869—1918)
  4. Несоленый С. В. Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869—1918)