Татарстан

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Республика Татарстан»)
Перейти к: навигация, поиск
Flag of Tatarstan.svgCoat of Arms of Tatarstan.svg Респу́блика Татарста́н на карте России

Респу́блика Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы) — регион в составе Приволжского федерального округа России. Территория — 67 847 км², население — 3 894 284 человек (2018).

Столица — Каза́нь (тат. Казан) с населением в 1 243 500 млн человек (2018).

Президент Татарстана — с 25 марта 2010 года Рустам Минниханов.

Содержание

[править] Города Татарстана

Основная статья: Города Татарстана

На территория Республики Татарстан находится 23 города, в том числе 1 город-миллионер (Казань), 1 крупнейший город (Набережные Челны), 2 больших города (Нижнекамск и Альметьевск), а также 12 средних и 7 малых городов.

[править] Крупные проекты Татарстана

[править] Минтимер Шаймиев (1991-2010)

Мост Миллениум, Казань

[править] Рустам Минниханов (2010–н.в.)

Гигантский медиа-фасад стадиона «Казань-Арена»
Станция Яшьлек Казанского метро
Иннополис

Строящиеся крупные проекты

[править] Проблемы региона

По данным 2015 года в Республике Татарстан существует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации[1]:

  • Предпосылки «голландской болезни».[2]
  1. Пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного сектора;
  2. Высокая зависимость от федеральных решений и финансирования;
  • Среднее качество и нехватка человеческого капитала.
  1. Относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов;
  2. Дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей;
  3. Значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики;
  4. Затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров;
  5. Риски монопрофильности промышленных центров;
  6. Недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников осуществляемой профессиональной деятельности.
  • Системные проблемы конкурентоспособности.
  1. Недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности;
  2. Недостаток сырья для нефтегазохимии;
  3. Экологические проблемы;
  4. Низкое качество инвестиционного портфеля; низкая эффективность инвестиций;
  5. Недостаточное качество финансовой инфраструктуры;
  6. Развитие региона в прошлом строилось на принципах закрытой системы при отсутствии эффективной политики экономической экспансии на новые рынки и ограничении каналов входа в регион для внешних инвесторов; слабое взаимодействие с регионами-соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг, а также внутриматериковое положение при недостаточно развитой инфраструктуре затрудняет расширение рынков сбыта;
  7. Недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и Альметьевской агломераций.

По тем же данным Республика Татарстан как регион России обладает рядом слабых сторон и проблем[3]:

  • Ресурсное пространство.
  1. Повсеместная нехватка территорий для размещения новой жилой застройки; захват под новое строительство водоохранных и санитарно-защитных зон, сельскохозяйственных территорий; рост плотности застройки за счет снижения качества жилья, экономии на коллективных пространствах социальной инфраструктуры;
  2. Значительные пространства оказались в зонах распространения загрязнений предприятий нефтехимического комплекса;
  3. Часть территорий, на которых ведется добыча нефти и газа, насыщена буровыми скважинами и трубопроводами, которые будут препятствовать развитию этих территорий в будущем.
  • Индивидуальное и коллективное жилое пространство.

нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада.

  • Коллективное пространство торговой и социальной сферы.
  1. Недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое число ранее построенных объектов требует реконструкции.
  • Производственное пространство.
  1. Избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического этапа (пример – цеха заводов ОАО «КАМАЗ»);
  2. Нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств.
  • Транспортно-коммуникационное пространство.
  1. Потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством;
  2. Недостаток «якорных пространств», обеспечивающих идентичность мест коммуникаций;
  3. Недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях;
  4. Ослабление роли общественного транспорта.

[править] Проблемы отдельных территорий

Казанская агломерация[4]
Моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения – 177 чел./га[5].

Основные проблемы агломерации:

  • Пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами – участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;
  • Слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через Волгу;
  • Изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры;
  • Стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.

Эти проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов[5].

Камская агломерация[6]
Полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 944,3 тыс. человек. Плотность населения – 165 чел./га[5].

Основные проблемы агломерации[5]:

  • моноспециализация городов;
  • неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;
  • неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности нефтеперерабатывающих и химических производств Нижнекамска и Менделеевска;
  • нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;
  • однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.

Альметьевская агломерация[7]
Полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами – городами Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 337 тыс. человек. Плотность населения – 71 чел./га[5].

Основные проблемы агломерации[5]:

  • Ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;
  • Низкая пропускная способность существующей сети автодорог;
  • Недостаточность «событийных пространств» в агломерации;
  • Неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;
  • Отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.

Сельские территории
К основным проблем сельских территорий Республики Татарстан относятся[8]:

  • Отсутствие механизмов государственного регулирования процессов урбанизации;
  • Некомплексная реализация проектов по индустриализации сельского хозяйства;
  • Отсутствие координации и стыковки схем территориального планирования между муниципальными районами;
  • Не всегда рациональное муниципально-территориальное деление: сельские населенные пункты, расположенные в пригородах Казани, в Камской и Альметьевской агломерациях, функционально часто играют роль удаленных районов городов; их экономика более чем на 90% ассимилирована с экономикой крупных городов;
  • Значительная асимметрия в обеспечении социально-культурными и досуговыми услугами сельской молодежи (прежде всего, по причине отсутствия подобных услуг);
  • Недостаток рабочих мест и низкая транспортная мобильность;
  • Инертность жилищного строительства, не позволяющая должным образом решать социально-экономические проблемы сельской местности.

[править] Проблемы экологии

Воздействие отраслей экономики на состояние окружающей среды.
Качество окружающей среды в Республике Татарстан во много определяется высоким уровнем развития экономики. В экономике Татарстана присутствуют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, ряд коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение[9].

По состоянию на 2017 год присутствуют следующие проблемы[9]:

  • Атмосферный воздух
  1. Основное воздействие на окружающую среду оказывают топливная, химическая отрасли и теплоэнергетический комплекс, на долю которых приходится 79,3% массы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников;
  2. Рост валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников отмечен в топливной промышленности – на 1,61%, строительной отрасли – на 0,92%, в машиностроении - на 0,28%, пищевой промышленности - на 0,26%, ЖКХ - на 0,22%, в транспортной отрасли – на 0,14%, в лесной и д/о - на 0,14%, в химической отрасли - на 0,10%;
  3. Произошло увеличение выбросов от стационарных источников по прочим загрязняющим веществам – на 22,3%; взвешенным веществам – на 2,9%; оксиду углерода - на 1,9%;
  • Водные ресурсы
  1. В 2017 г. из общего объема сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты Татарстана, наибольшие объемы отведены предприятиями следующих отраслей: коммунальной – 59,0%, энергетики (в т. ч. теплоэнергетики) – 22,7%, химической (в т. ч. нефтехимической) – 18,3%;
  2. Основной вклад в сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды Татарстана внесли следующие отрасли экономики: ЖКХ – 68,2%, химическая – 28%.
  • Сельское хозяйство
  1. В настоящее время в Татарстане планировочная структура селитебной территории не имеет устройства санитарно-защитных зон, населенные пункты располагаются вплотную к полям, на которых производится пестицидная обработка, отсутствует пространственная и вертикальная изоляция. В связи с необходимостью проведения полезащитных мероприятий землепользователи вынуждены рисковать экологической безопасностью населения.

Отходы производства и потребления.
В 2017 году по данным Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан наибольшее кол-во отходов в республике образовалось в следующих секторах экономики (в % от общей массы отходов, образовавшихся на предприятиях Татарстана): обрабатывающие производства – 37%; водоснабжение, водоотведение – 20%; сельское и лесное хозяйства – 15%; при добыче полезных ископаемых – 6%; при производстве электроэнергии, воды и газа – 4%. В республике 4707,111 тыс. тонн отходов (в 2016 г. – 3272,506 тыс. т), в т.ч. в обрабатывающем производстве – 1728,494 тыс. тонн, в сельском и лесном хозяйствах – 690, 396 тыс. тонн, при добыче полезных ископаемых – 263,7 тыс. тонн, в строительстве – 133,705 тыс. тонн[10].

В том же году имелись следующие проблемы с образованием отходов в Татарстане[10]:

  • Отходы животноводства. По данным Минсельхозпрода РТ образовано 5,5 млн тонн животноводческих отходов – при этом общая вместимость навозохранилищ (1014) составила лишь более 3 млн. тонн/год. Наибольший вклад в образование отходов животноводства внесли скотоводство (4,4 млн тонн/год или 80,2%) и свиноводство (0,62 млн тонн/год или 11,3%).
  • Отходы медицинские. По данным Минздрава РТ образовано 20002,65 тонн медицинских отходов – из них наибольшую часть составили неопасные (17447,09 тонн или 87,22%) и рискованные (2249,63 тонн или 11,25%) отходы. В Казани на утилизацию и захоронение было передано 3839,01 тонн, в Альметевске, в республиканские учреждения здравоохранения 6104,36 тонн и т.д.
  • Отходы биологические. По данным Главного Управления ветеринарии Кабинета Министров образовано 17561,69 тонн биологических отходов: крупный рогатый скот – 1509,8 тонн (8,6%); свиньи – 2074,05 тонн (11,81%); овцы – 21,64 тонн (0,12%); лошади – 25,95 тонн (0,15%); птица – 6449,1 тонн (36,72%); другое (вет. конфискаты, аборт. материалы и др.) – 7481,15 тонн (42,6%).

[править] Неудовлетворенность населения состоянием социальной сферы

В 2017 году Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу провел ряд социологических опросов на тему проблем социальной сферы – про состояние образования, здравоохранения и ЖКХ[11].

Состояние образования

Проблема Дошкольное образование Общее образование Дополнительное образование
Высокий уровень платы и постоянные дополнительные денежные сборы 65 35,4 61
Недостаточное количество учреждений 28,8
Низкая профессиональная подготовка сотрудников 45,6 19,5
Слабая материально-техническая оснащенность 27,5 33,6 19,5

Состояние здравоохранения

Проблема Поликлиники Стационары
Невозможность попасть на прием к узким специалистам (кардиологу, невропалогу, ортопеды и т.д.) 19,9
Очереди на прием к участвому врачу 18,2
Недостаточная квалификация медицинского персонала 13,7
Нехватка койко-мест в стационаре 16
Отсутствие необходимого оборудования 13,2
За все нужно «отблагодарить» медицинский персонал 10,7

Состояние ЖКХ
Голоса опрошенных распределись следующим образом:

  • Плохая освещенность подъездов, дворов, улиц – 35,9%
  • Проблема с вывозом мусора – 35,9%
  • Постоянные перебои с водой – 29,5%

[править] Перспективы развития региона

Республика Татарстан как регион России обладает рядом конкурентных преимуществ[8]:

  • Амбиции, опыт и активная экономическая политика – репутация передового региона.
  1. Развитый уровень предпринимательства; высокая доля городского населения, формирующего средний класс;
  2. Конкурентная институциональная среда; хорошая квалификация государственных служащих; высокий уровень управляемости региона; готовность управлять имеющимся реальным сектором и строить «новую экономику»; опыт реализации масштабных международных и региональных проектов; успешный опыт сотрудничества с федеральным центром;
  3. Активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний, привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли;
  4. «Национальный стержень» – высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса; идентичность мирового татарского сообщества; связи с мусульманским миром, опыт работы с исламскими финансами.
  • Доступность рынков и инфраструктуры.
  1. Республика Татарстан расположена в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении трех транспортных коридоров, в центре Волжско-Камского бассейна; в регионах России, расположенных в радиусе 1 500 км, проживает не менее 70% населения России, что обеспечивает возможность организации удобных и быстрых транспортных связей этих регионов с Республикой Татарстан;
  2. Пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков, имеющих корни еще в «шелковом пути»;
  3. Полицентричность территориального развития, усиленная стимулированием ведущих агломераций; активная политика инфраструктурного развития;
  4. Наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития.
  • Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости.
  1. Экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; ключевые экономические комплексы имеют согласованную экономическую политику; энергетическая независимость;
  2. Развитый нефтегазохимический комплекс (разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике);

развитый машиностроительный комплекс; рост уровня «высокого передела»;

  1. Сбалансированный агропромышленный комплекс; относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства;

высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала;

  1. Предпосылки создания инновационной «умной экономики»; развитая информационная система; проекты поддержки высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг (IT-Парк, Иннополис, Смарт-Сити Казань).
  • Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.
  • Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.
  • Центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при высоком качестве инфраструктуры.
  • Репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость, «национальный стержень» и высокий уровень управляемости.

[править] Перспективы развития территорий

Казанская агломерация
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:

  • Реновация расселения
  1. Развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках г.о. Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани;
  2. Реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана);
  3. Комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение «рыхлой» жилой застройки (районы «Большая Крыловка», Калуга-Аметьево, Аметьево и т.д.);
  4. Освоение территорий вдоль Волги от центра города Казани до поселка Юдино – территории Порохового завода, Адмиралтейская Слобода;
  5. Проектирование районов массовой застройки эконом класса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека;
  • Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации
  1. Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения;
  2. Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей;
  3. Формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта;
  • Пригородная зона Казани
  1. Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акваторий Куйбышевского водохранилища;
  2. Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий;
  • Редевеломент промышленных зон
  1. Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности;
  2. Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды;
  • Казанские набережные
  1. Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности жителей;
  2. Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и постоянно увеличивающегося потока приезжих;
  3. «Зеленые артерии» создают «якорный» эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях;
  4. Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации;

Камская агломерация
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:

  • Реновация / умная плотность – запуск качественных преобразований, прежде всего, на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970-1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамск, а также частично Елабуги, Менделеевска и пгт. Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки;
  • Город и ландшафты – раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы – главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой – получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств;
  • Город и промышленность
  1. Новое использование высвобождающихся производственных площадей;
  2. Новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон;
  3. Создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.);
  • Город и наследие
  1. Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода;
  2. Использование механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям;
  3. Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте;
  • АлаБег – структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны «Алабуга» и аэропорта «Бегишево»;
  1. Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Кама в районе городского ипподрома города Елабуги. «АлаБег» является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность;
  2. Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы «Волжско-Камский поток», «АлаБег» даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также «АлаБег» способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги;
  3. В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста;

Альметьевская агломерация
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:

  • Восточные ворота Татарстана
  1. Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге Европа – Западный Китай, Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня;
  2. Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов;
  • Восточный меридиан
  1. Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма – Альметьевск – Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры.
  2. Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации;
  3. Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации;
  • Реновация расселения – развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений;
  • Общественные пространства Альметьевской агломерации
  1. Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках;
  2. Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выровнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой;
  • Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан
  1. Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации;
  2. Перспективные виды туризма – рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм – сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру;
  3. Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов;

Сельские территории
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития сельских территорий[8]:

  • Индустриализация аграрно-промышленного комплекса и размещение муниципальных индустриальных парков
  1. Модернизация технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов;
  2. Размещение площадок в рамках «Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан», с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения;
  • Новая концепция использования земель – экологически сбалансированная система земледелия
  1. Интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. частных угодий;
  2. Рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи;
  3. Внедрение инновационных технологий;
  4. Сохранение ценных ландшафтов;
  5. Обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на частных сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержка сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд;
  • Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество.
  1. Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы;
  2. Основная цель политики трансграничного сотрудничества – закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы;
  • Сохранение и усиление идентичности
  1. Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности;
  2. Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона;
  3. Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. # Основные направления сохранения идентичности – культура, туризм, городская среда;
  • Разумное укрупнение
  1. В Татарстане, как и в целом в стране, имеется проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов;
  2. Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления;
  • Развитие поселений-спутников
  1. Два фактора – ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, – формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры;
  2. Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников;
  • Второе жилье для горожан
  1. Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации.
  2. Учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру;
  3. Проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах;
  4. Разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов;
  5. Планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений;

В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов:

  • Новой идеологии обновления сельских территорий;
  • Кооперации муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовки квалифицированных кадров и составления комплексных программ сохранения и развития поселений;
  • Создания институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий;

Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться.

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Фотообзоры региона

[править] Примечания

  1. Стр.28-30 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
  2. Подробнее о «голландской болезни» или эффекте Гронингена см. статью «Голландская болезнь России?».
  3. Стр.121 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
  4. Подробная карта Казанской агломерации
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Стр.142-155 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
  6. Подробная карта Камской агломерации.
  7. Подробная карта Альметьевской агломерации.
  8. 8,0 8,1 8,2 Стр.155-162 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
  9. 9,0 9,1 Стр.196-202 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.
  10. 10,0 10,1 Стр.203-228 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.
  11. Проблемы социальной сферы Республики Татарстан