Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2018-2024)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 мая 2018 года по настоящее время.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Космонавтика и ракетная техника

Космическая обсерватория «Спектр-РГ» (макет)

[править] Космическая обсерватория «Спектр-РГ»

Космический аппарат «Спектр-РГ» («Спектр-Рентген-Гамма») с двумя телескопами для проведения обзоров неба и наблюдения астрономических объектов в различных частях спектра рентгеновских и гамма-лучей разрабатывался с различными переработками проекта ещё с 1987 года. Запущен ракетой «Протон» 13 июля 2019 года, к концу месяца уже получил первые научные данные. Постоянное место работы космического аппарата в точке Лагранжа L2 системы Земля — Солнце было достигнуто осенью 2019 года, тогда началась основная научная программа наблюдений обсерватории.

Несмотря на часто встречающиеся в средствах массовой информации явно заниженные оценки стоимости проекта, он однозначно является крупным. Германский телескоп оценивался в 90 млн евро[1], отечественный вряд ли стоил существенно дешевле, запуск на «Протоне» с учётом подготовки на космодроме также имеет тот же порядок стоимости, плюс значительные средства, не менее нескольких миллиардов рублей, на разработку и изготовление самого космического аппарата.

[править] Авиация

[править] Истребитель пятого поколения Су-57

Су-57

Самолёт официально разрабатывается с 1999 года. Первый полёт совершил в январе 2010 года[2]. Официальное наименование получил в августе 2017 года. До того был известен под наименованиями Т-50, И-21, ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл. США[3]. В рамках проекта реализуется, по всей видимости, также крупный проект по созданию для самолёта нового двигателя, известного как «изделие 30». В серийном производстве с 2019 года.

Двигатель ПД-14 на самолёте-лаборатории в процессе испытаний, 2015

[править] Турбовентиляторный авиадвигатель ПД-14

Разработка современного двигателя тягой 14 тонн прежде всего для перспективного авиалайнера МС-21, а также других гражданских самолётов велась с 2008 года. Двигатель был сертифицирован, то есть допущен к установке на самолёты в России в октябре 2018 года, тогда же завершились испытания его системы управления, что фактически стало завершением основной части проекта[4][5]. Сертификация в Евросоюзе ожидается в 2019 году.[6] Полностью проект должен быть завершён до 2020 года, а в дальнейшем на его основе планируется создать целое семейство авиационных двигателей тягой от 7,9 до 18…20 тонн. Стоимость проекта оценивается в 75,2 млрд рублей[7].

[править] Крупнейшие корабли и суда

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350, 2018

[править] Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

Фрегаты проекта 22350 — многоцелевые корабли дальней морской зоны, стоимость которых в 2015 году оценивалась не менее, чем в 18 млрд рублей на корабль.[8] На середину 2018 года на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге построен один такой корабль:

  • «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года, передан Российский военно-морской флотроссийскому военно-морскому флоту 28 июля 2018 года.[9].

Заложены и находятся в разных стадиях постройки и испытаний ещё 3 корабля этого проекта[10]

[править] Корветы проекта 20380

Строившиеся и ранее корветы проекта 20380 — это средние по водоизмещению корабли, отличающиеся очень мощным для своего размера вооружением и насыщенностью новыми техническими решениями при относительно небольшой возможной дальности и длительности их походов. Стоимость каждого корабля более 10 млрд рублей в ценах 2012 года. В это время были введены в эксплуатацию:

Корабли этого проекта продолжают строиться и сейчас.

[править] Подводные лодки проекта 636.1 и 636.3

Строятся на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [12] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период были введены в строй следующие корабли:

  • Корабль проекта 636.1 для Алжира — спущен на воду 14 марта 2017 года, отправлен своим ходом в Алжир после передачи заказчику в октябре 2018 года.[13]
  • Корабль проекта 636.1 для Алжира — спущен на воду 29 июня 2017 года, отправлен своим ходом в Алжир после передачи заказчику в ноябре 2018 года.[14]
  • «Петропавловск-Камчатский» проекта 636.3, заложен 28 июля 2017 года, спущен на воду 28 марта 2019 года, введён в строй 25 ноября 2019 года.[15]

Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.

[править] ПАТЭС «Академик Ломоносов»

См. раздел «Атомная энергетика».

[править] Морские порты

[править] Порт Тамань — Таманский терминал навалочных грузов

Начавший деятельность в начале 2010-х порт Тамань в Краснодарском крае. В конце 2010-х в связи с завершением строительства подъездных путей к порту и находящемуся неподалёку Крымкому мосту активизировались планы развития порта, предусматривающие вложение десятков миллиардов рублей в новые терминалы и припортовые заводы, которые в масее своей должны вступить в строй в 2018-2021 годах[16].

В октябре 2019 года был введён в строй явно крупный Таманский терминал навалочных грузов, который должен выйти на полную мощность к 2024 году, к этому моменту общий объём инвестиций в порт составил 3,5 млрд долларов.[17]

[править] Железные дороги

[править] Амуро-Якутская железнодорожная магистраль

Магистраль соединила центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В это время, в дополнение к введённому в строй ранее участку Беркакит — Томмот было завершено строительство оставшегося участка магистрали от станции Томмот до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина вновь открытого участка — 432 км, ввод его во временную эксплуатацию с технологическим движением поездов произошел 1 сентября 2014 года, однако в последний момент строительство было прервано из-за финансовых споров, в июне 2015 года было принято решение передать магистраль РЖД[18], то есть фактически в общегосударственную сеть железных дорог. Акт определения технической готовности железнодорожного участка, знаменующий фактическое окончание строительства, был подписан 24 декабря 2018 года, а окончательный ввод в эксплуатацию с организацией пассажирского движения состоялся в 27 июля 2019 года[19]. Полная длина магистрали с учётом первой очереди составила 809 км, а с учётом фактически продолжающего её «Малого БАМа» — 1239 км.[20]

Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так как строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключён контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд руб. В отдалённой перспективе планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.[21]

Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив.[22][23]

[править] Железнодорожный обход Краснодара

Обход Краснодарского узла длиной 65 км без пересечений с автодорогами в одном уровне выполнялся в рамках более крупного проекта Комплексной реконструкции участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла. Линия стоимостью более 36 млрд рублей активно строилась с 2017 года и была готова для рабочего движения в ноябре 2018 года.[24] Торжественное открытие обхода состоялось 6 февраля 2019 года.[25]

[править] Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею

К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло её совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеёй 1520 мм. Стартовавшая в 2003 году перешивка была совмещена с ремонтом пути, а также заменой мостов и тоннелей на участках, построенных во времена японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяжённостью 806 км. С 2003 года по начало 2017 года было подготовлено к единовременному переходу на широкую колею 619,4 км или 76,8 % дороги.[26] Также построено 53 новых моста, уложены десятки водопропускных труб. В 2015 году было реконструировано 35,7 км пути, в 2016-м — 26 км. В 2017 была проведена реконструкция на участке Холмск — Арсентьевка — Ноглики, в 2018 — на направлении Арсентьевка — Корсаков. Непосредственно изменение колеи железной дороги было, за исключением небольшой грузовой ветки, проведено за летний строительный сезон 2019 года и обновлённая железная дорога была торжественно открыта 30 августа 2019 года.[27][28] Полностью перешивку планируется завершить в 2020 году. Проект реконструкции дороги в 2004 году оценивался в 16 млрд рублей. [29] Реализация проекта существенно снизила затраты на содержание дороги, а также открыла путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком.

Новый путь для Севера — репортаж о проекте развития инфраструктуры между Тобольском и Коротчаево

[править] Развитие инфраструктуры участка Тобольск — Сургут — Коротчаево

Существующая линия не была рассчитана на современный и перспективный объём грузов. [30] Общий объём инвестиций в проект — не менее 41 млрд рублей, из них 31 млрд выделяет «НОВАТЭК» в счёт предоплаты будущих перевозок с расширяемого Пуровского завода по переработке газового конденсата[31]. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 16 млрд рублей[32]. Линия является восточным подходом к планируемой железной дороге Надым-Салехард (Северный широтный ход) и в перспективе может принять на себя часть транзитных грузов между Восточной Сибирью и Европейской частью страны, особенно портами Северо-Запада и строящимся портом Сабетта (см. раздел «Морские порты»). Проект предусматривает строительство 392,34 км главных и станционных путей. За период с 2007 по 2014 годы по проекту выполнено работ на сумму 27,2 млрд руб. Построено и введено в эксплуатацию 217,7 км путей, в том числе 142,6 км — главных на 15 перегонах и 4 разъездах. 27 августа 2015 года после завершения строительных и пусконаладочных работ на перегоне Аремзянка — Ингаир было открыто сквозное движение поездов по двухпутному участку протяженностью 180 км между станциями Тобольск и Демьянка. С вводом в эксплуатацию вторых путей на данном участке завершился первый этап проекта.[33]. Объём инвестиций на 2015 год — 10,4 млрд рублей, а на 2016 год — 7 млрд рублей. С учетом проведенных мероприятий пропускная способность направления Тобольск — Сургут — Коротчаево увеличена до 66 пар поездов в сутки, а объём перевозок — до 40 млн тонн. Основные работы проекта были завершены в 2018 году.[34]

[править] Автомобильные дороги

[править] Скоростная автомобильная магистраль М11 «Нева»

Строящаяся автомагистраль длиной около 700 км, большую часть которой планируется построить на условиях частно-государственного партнёрства и сделать платной. Строительство дороги началось в 2010 года и тут же послужило поводом к шумихе вокруг Химкинского леса. Общая стоимость дороги оценивалась в 500…550 млрд рублей в ценах 2011 года[35]. Ввод в строй дороги происходил по участкам:

Строительство трассы в целом было завершено в 2019 году[42].

[править] Автомагистраль Кемерово — Новокузнецк

Первая скоростная (до 130 км/ч) автодорога в Сибири. Расположена в наиболее густонаселённой части Кузбасса. Первый участок длиной 5,5 км был построен в 2005—2006 годах, второй и третий (24,6 и 19,4 км) введены в строй в 2011—2013 годах. К созданию последнего отрезка длиной 17,6 км и стоимостью 8,5 млрд рублей приступили в 2015 году, а торжественно открыли его в августе 2019 года.[43] Общая стоимость проекта при этом составила 21,445 млрд рублей.[44] По завершении магистраль соединилась с построенной в 1970-х—1990-х годах четырёхполосной дорогой I категории от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка длиной 124 км, которую предполагалось воследствии отремонтировать и модернизировать под требования организации скоростного движения [45].

Автодорога М11 на участке обхода Вышнего Волочка, 2014


[править] Федеральная трасса «Таврида» — первая очередь

Проект скоростной автодороги стоимостью более 100 млрд рублей, [46] которая свяжет Керчь с Севастополем, протяженностью около 250 км. Строительство официально началось 12 мая 2017 года, хотя подготовительные работы начались несколько раньше. Трасса была спроектирована в обход крупных населённых пунктов и оборудована большим числом развязок-съездов. [47][48] В двухполосном варианте от подходов в Крымскому мосту до Симферополя общей длиной 190 км дорога была введена в строй в три этапа 29, 30 и 31 декабря 2018 года. Полностью строительство автомагистрали планируется завершить позднее к сентябрю 2020 года[49].

[править] Автодорога Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе — первые очереди

Дорога, идущая параллельно МКАД от Боровского шоссе до Вашавского шоссе, призвана в перспективе стать одной из основных магистралей Новой Москвы. Также планировалось ее продолжение на востокдо города Видное, в связи с чем она также известна как автодорога Солнцево — Бутово — Видное.

Строительство дороги началось с ноября 2015 года и должно быть завершено в 2021 году. 29 августа 2018 года был открыт первый участок от Киевского до Калужского шоссе длиной 8 км. Движение организовано по четырем полосам в обе стороны.[50] Стоимость участка[2] оценивалась в 26,4 млрд рублей.[51] Второй участок дороги с тоннелем под Калужским шоссе, совмещённым со строящимся участком Сокольнической линии метрополитена, был введён в строй 13 июня 2019 года.[52]

[править] Тюменская кольцевая автодорога

Строившаяся с 2003 года кольцевая автодорога вокруг Тюмени длиной 55 км с 21 транспортными развязками и мостами однозначно является крупной. Рабочее движение по замыкающему участку трассы было открыто 22 ноября 2018 года, а полностью её строительство было официально завершено в августе 2019 года[53][54][55][56].

Ещё до окончания строительства дорога фактически стала частью городской уличной сети[57] по причине бурного роста населения Тюмени (с 510 тыс. до ~800 тыс. жителей).

[править] Реконструкция федеральной трассы М7 Волга на участке Казань — Набережные Челны

В это время в октябре 2018 года было завершено длившийся, по меньшей мере, с 2004 года проект реконструкции более, чем 200-километрового учаска федеральной трассы между крупнейшими агломерациями Татарстана. В результате двухполосная автодорога 2-й категории была превращена в четырёхполосную с разделением встречных потоков и прочими улучшениями категории 1б. Общая стоимость проекта, выполнявшегося относительно небольшими участками, составила 37 млрд рублей.[58]

Строительство Северо-Восточной хорды у развязки с Фестивальной улицей, 2016

[править] Участок Северо-Восточной хорды от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе в Москве

Участок Северо-Восточной хорды строили с 2016 года и ввели в строй 5 сентября 2018 года.

Участок с общей длиной дорог 10,7 км включает 7 эстакад, в том числе 4 общей длиной 3,7 км — на основном ходе магистрали.[59] Стоимость проекта оценивалась в 25 млрд рублей.[60]

[править] Участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД в Москве

Крайний участок Северо-Восточной хорды строили с февраля 2016 года и ввели в строй 4 сентября 2018 года.

Участок с общей длиной дорог 11,8 км включает 3,7 км эстакад, в том числе самую длинную в Москве эстакаду длиной 2,5 км, возведённую прямо над действующей железной дорогой.[61] Стоимость проекта оценивалась в 26 млрд рублей.[62]

[править] Реконструкция Калужского шоссе в Новой Москве — завершение работ

Третий после уже перестроенного ранее прилегающего к МКАД участка Калужского шоссе — отрезок от Ватутинок до ЦКАД был открыт после реконструкции 24 августа 2018 года. При этом ещё ранее 27 июля 2018 года на реконструируемой части шоссе между МКАД и ЦКАД были открыты переход и 662-метровый разворотный тоннель. Участок шоссе от Сосенок до Ватутинок длиной 11,6 км был открыт после реконструкции 15 декабря 2017 года.[63]

Винчестерный тоннель Северо-западной хорды, 2016

[править] Северо-Западная хорда в Москве

Внутригородская трасса наряду с Северо-Восточной хордой заменившая проект строительства Четвёртого транспортного кольца со сменой мэра в Москве. Магистраль длиной 28,8 км, идущая от Сколковского до Ярославского шоссе, большей частью состоит из уже существующих дорог, почти повсеместно подвергаемых радикальной реконструкции. Дорога включает крупный Алабяно-Балтийский тоннель стоимостью 63 млрд рублей, построенный в рамках проекта «Большая Ленинградка». Всего в рамках проекта, помимо всего прочего, требовалось возвести 2 моста, 10 тоннелей (один из которых уникальный для России «винчестерный» со встречными потоками, размещёнными друг над другом), 8 эстакад и 35 внеуличных переходов. Проекту посвящён специальный информационный сайт. В сентябре 2016 года в рамках проекта был введён в строй первый в России вертикальный двухуровневый (винчестерный) тоннель на улице Народного ополчения стоимостью 6 млрд рублей.[64][65] Сквозное движение по трассе было открыто 9 июля 2018 года[66], но полностью дорога была достроена 29 ноября 2019 года[67].

[править] Участок 334 км — 543 км скоростной автомобильная дороги М11 Москва — Санкт-Петербург

Крупнейший участок строящейся платной магистрали М11 Москва — Санкт-Петербург длиной около 210 км был открыт 6 июня 2018 года.[68]

[править] Обход Твери на федеральной трассе М-10 «Россия» — коренная реконструкция

Реконструкция одного из наиболее проблемных участков федеральной магистрали М-10 «Россия» длиной 23 км (со 156-го по 178-й километр) была завершена в июне 2018 года. В ходе реконструкции стоимостью 15,1 млрд рублей пропускная способность дороги была увеличена с 40 до примерно 100 тысяч автомобилей в сутки. В рамках проекта было увеличено количество полос движения, реконструированы мосты, построены новые развязки и надземные пешеходные переходы, установлено 20 км барьерных ограждений, а также смонтировано электроосвещение трассы.[69]

Средняя часть моста Бетанкура, 2018

[править] Западная часть набережной Макарова и мост Бетанкура в Санкт-Петербурге

Вантовый мост Бетанкура через Малую Неву и пока ещё изолированная западная часть набережной Макарова — также технически сложная, с двумя путепроводами — строились с 2015 года фактически как один проект и были открыты 13 мая 2018 года, хотя последние сезонные отделочные работы по озеленению и укладке верхнего слоя асфальта на набережной ещё продолжались. Оба объекта представляют собой по сути единый съезд с Западного скоростного диаметра в сторону Петровского и Петроградского островов Санкт-Петербурга через северный берег острова Декабристов. Общая стоимость проекта составляет 19 млрд рублей.[70][71]

[править] Подъездная дорога к порту Тамань и Крымскому мосту

Строящаяся на Таманском полуострове в Краснодарском крае автодорога соединила Крымский мост и порт Тамань с федеральной трассой А-290 (М-25) «Новороссийск-Керченский пролив» в районе посёлка Солёный. Дорога категории I-Б с двумя полосами в каждом направлении, осевым барьерным заграждением и освещением имеет длину чуть более 40 км. Трасса с расчётной скоростью движения 120 км/ч строилась со 2 октября 2015 года[72] с использованием новейших технологий, позволяющих минимизировать расход щебня, песка и других привозных материалов. Дорога в основном (кроме отдельных развязок) фактически была введена в строй вместе с автодорожной частью Крымского моста в мае 2018 года. Стоимость проекта оценивается в 16,3 млрд рублей в ценах соответствующих лет.[73][74]

[править] Южная рокада в Москве

Внутригородская магистраль, состоящая большей частью из существующих дорог, которые были подвергнуты реконструкции и соединены в единое целое. Завершённая в 2013 году реконструкция западной части дороги обошлась в 7,9 млрд рублей[75]. В октябре 2015 года был заключён контракт на 5,095 млрд рублей, а в декабре 2015 года начались[76] подготовительные работы к строительству недостающего участка Южной рокады между Балаклавским и Пролетарским проспектами без железнодорожных эстакад. Отдельно обустраивался участок пересечения с Павелецким направлением железной дороги, оценивавшийся примерно в 1 млрд рублей[77]. Полностью восточный участок магистрали был введён в строй 12 декабря 2019 года.[78] В перспективе возможно рассматривавшееся ранее её продление на восток.

[править] Линии метрополитена

Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.

[править] Строительство Петербургского метрополитена

Станция «Новокрестовская», 2018

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. В этот период были построены следующие крупные объекты Петербургского метрополитена:

  • участок 3-й (Невско-Василеостровской) линии со станциями «Новокрестовская» и «Беговая» к стадиону «Санкт-Петербург» на Крестовском острове, а также в новые районы на северо-западе города. Участок был временно введён в строй без «Беговой», 13 мая 2018 года и окончательно открыт, уже с обеими станциями, 26 мая 2018 года — к Чемпионату мира по футболу 2018 года.[79] Стоимость проекта составила 30,1 млрд рублей.[80]
  • участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» («Южная») глубокого, мелкого и наземного заложения соответственно и электродепо «Южное». Проект отличает применение первого со времён первой очереди Московского метрополитена тоннеля глубокого заложения под два пути сразу внутренним с диаметром 9,4 м и внешним 10,3 м.[81] Только строительство электродепо «Южное» оценивалось в 6,6 млрд рублей, всего же строительство участка оценивалось в 26 млрд рублей[82][83]. Депо начали использовать для хранения неиспользуемых вагонов в июне 2018 года[84], ввод в строй участка состоялся 3 октября 2019 года.[85]

[править] Московские центральные диаметры

В конце 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был утверждён проект организации движения по типу Московского центрального кольца на нескольких железнодорожных маршрутах, проходящих через Москву насквозь, которые решено было назвать Московскими центральными диаметрами. Уже в самом начале 2018 года на проект начали выделять серьёзное финансирование и началось строительство отдельных его объектов[86]. Стоимость проекта предположительно составит порядка 60 млрд рублей[87]. Первые два диаметра были введены в строй 21 ноября 2019 года, ещё несколько диаметров продолжают строиться.

[править] Реконструкция Филёвской линии Московского метрополитена

Станция «Студенческая» после реконструкции, 2018

Реконструкция почти полностью наземной линии метрополитена, построенной в эпоху хрущёвской экономии на строительстве и к 2015 году изношенной в части инженерных систем на 71%, проводилась с октября 2016 года и была полностью завершена в 18 марта 2019 года.[88][89] Стоимость проекта, с учётом того, что работы производятся почти без ограничения движения, составила не менее 30 млрд рублей.[90]

[править] Строительство Московского метрополитена

Станция «Солнцево», 2018

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 году, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до этого периода и строится сейчас. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Продление Сокольнической линии до Коммунарки — участок метрополитена с четырьмя станциями в Новой Москве был введён в строй 20 июня 2019 года. Две из четырёх станций подземные, мелкого заложения, но основная часть участка с двумя станциями выполнена в крытом наземном варианте с размещением посередине одновременно построенного участка многополосной автодороги.[91]
  • Некрасовская (розовая) линия — первая очередь. Линия-дублёр сильно перегруженной восточной части Таганско-Краснопресненской линии. Строилась с июня 2013 года[92]. Введена в строй в составе четырёх первых станций (все за пределами МКАД) и первой очереди электродепо Руднево 3 июня 2019 года.
  • Третья очередь Солнцевской линии — будущей части Калининско-Солнцевской линии — участок Раменки — Рассказовка длиной 17,5 км с семью новыми станциями и новым электродепо была введена в строй в конце августа 2018 года. Участок стал крупнейшим одновременно введённым в строй за всю историю Московского метрополитена.

[править] Аэропорты и аэродромы

Файл:Саратовский аэропорт имени Гагарина апрель 2019.jpg
Аэропорт «Гагарин» в процессе строительства, май 2019

[править] Аэропорт «Гагарин», Саратов

Ранее действовавший аэропорт Саратова «Центральный» решено закрыть в связи с соображениями безопасности. 10 октября 2012 года состоялась церемония закладки первого камня в строительство нового аэропорта в с. Сабуровка. На инвестицинном форуме «Сочи-2017» между Федеральным агентством воздушного транспорта, Правительством Саратовской области и ПАО «СарАэро-Инвест» было подписано соглашение о строительстве. 29 июня 2017 года начато строительство пассажирского терминала[93]. Стоимость проекта оценивается в 20 млрд рублей.[94] Ввод аэропорта в строй состоялся 20 августа 2019 года[95].

[править] Реконструкция аэропорта Домодедово

Строительство сегмента 2 (очереди Т-2) пассажирского терминала велось с 2009 г. и было завершено летом 2018 г., стоимость проекта оценивалась в 23 млрд рублей[96][97][98].

[править] Реконструкция аэропорта Шереметьево — новый терминал В и межтерминальный переход — полный ввод в строй

Крупный проект реконструкции аэропорта — терминал оценивался в 19 млрд рублей терминала B, ранее известного как Шереметьево-1, включая «рюмку», ставшую в своё время символом этого аэропорта. Сам новый терминал рассчитан на обслуживание до 20 млн пассажиров в год и 4,2 тыс. пассажиров в час. Общая площадь здания — 110 525 м2. Кроме того, в рамках проекта под действующими взлётно-посадочными полосами аэропорта был построен межтерминальный переход в виде тоннеля для перевозки багажа и поездов с пассажирами между терминалами В и D длинной 1936 м с помощью специального рельсового транспорта. Собственно терминал был фактически достроен в апреле 2018 года, принял пассажиров 3 мая того же года, однако полностью проект был завершён только 1 июня 2018 года, когда был запущен межтерминальный переход и состоялась презентация самого терминала. Строительство терминала В обошлось в 264 млн долларов США (изначально планировались инвестиции в 330 млн), а межтерминального перехода — в 243 млн долларов США (планировалось 300 млн), что, вероятно, связано в основном с изменением курса доллара.[99][100][101]

[править] Третья взлётно-посадочная полоса в аэропорту Шереметьево

Начавшееся в 2012 году строительство первой в стране третьей взлётно-посадочной полосы с первой в стране эстакадой для передвижения самолётов стало необходимым из-за всё возрастающей нагрузки на столичные аэропорты. Стоимость проекта с учётом выкупа земель оценивалась в 64,1 млрд рублей[102][103]. Строительство взлётно-посадочной полосы было завершено в сентябре 2019 года.[104]

Проект подвергался троллингу (псевдоэкологическому и всёпропальному) и в сети[105][106], и в реале[107].

[править] Крупнейшие мосты

[править] Мост через Керченский пролив — автодорожная часть

Основная статья: Крымский мост

Крымский мост в день открытия автодорожной части

Планы строительства моста между Крымским и Таманским полуостровами существовали ещё с царских времён, а во время Великой Отечественной войны даже был построен и проработал несколько месяцев полудолговременный Керченский железнодорожный мост, однако сложность и дороговизна проекта привели к тому, что в то время дело закончилось открытой в 1954 году Керченской паромной переправой. Впоследствии проект регулярно обсуждался и до, и после развала СССР. Руководители России и Украины периодически делали заявления и подписывали договорённости на данную тему (последние — в декабре 2013 года). В начале 2014 года в ходе кризиса вокруг Крыма российское Правительство начало практические шаги по разработке проекта перехода через пролив.

Мост через пролив уже существовал в другом створе — он был возведён в 1944 году во время войны советскими войсками из заготовленных отступившей немецкой армией материалов, однако уже через три месяца в первую же зиму был разрушен льдами, так как не имел ледорезов.

В 2014 году оптимальным был признан вариант строительства за 3,5 года двух совмещённых мостов длиной 6,1 километра и 1,4 километра, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива в районе бывшей Крепости Керчь. В проект входит создание совмещённого автомобильно-железнодорожного мостового перехода и затраты на строительство подходов к нему (25,8 км автодорог и 83 км железных дорог).[108][109] Пропускная способность моста с двухполосной железной дорогой будет соответствовать пропускной способности Транссиба. Мост будет пропускать порядка 100 млн тонн грузов в год и достаточное количество пассажирских поездов. Общая стоимость проекта — 230 млрд рублей.[110] Железнодорожный подход к мосту со стороны Крыма также будет крупным проектом стоимостью 16,95 млрд рублей[111].

О начале работ по строительству было сообщено 5 сентября 2014 года — производились земляные работы на подходах к мосту, а также разминирование снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны. Вместе с тем, по основной части проекта продолжается планирование.[112]

Утвержденная в феврале 2016 года сметная стоимость моста составила 211,9 млрд рублей в ценах IV квартала 2015 года. Общая длина транспортного перехода составит около 19 км. Переход будет включать в себя проезд для автотранспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги.

15 апреля 2015 года начали строить временный технологический мост через Керченский пролив. [113]

16 августа 2015 г. забита первая свая Керченского моста.[114] 1 октября 2015 года по временному технологическому мосту (РМ-1) через Керченский пролив прошли первые грузовики. [115] 2 октября 2015 года на Кубани началось строительство подъездной автодороги к Керченскому мосту и порту Тамань, которая сама по себе является крупным проектом.[116] Также сами по себе крупными проектами являются железнодорожные подходы к мосту со стороны Крыма (строящийся с 2017 года) и со стороны Кубани, (строившиеся только к порту Тамань и ранее). В начале 2016 года началось непосредственное строительство опор железнодорожной части моста.[117]

Автодорожная часть самого длинного и в России, и в Европе моста была введена в строй в мае 2018 года, а железнодорожная должна быть достроена позднее в 2019 году.

[править] Мост Бетанкура и западная часть набережной Макарова в Санкт-Петербурге

См. раздел Автомобильные дороги.

[править] Трубопроводы и хранилища

[править] ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ (достройка)

Проект строительства на Дальнем Востоке нефтепровода-отвода от магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» к Комсомольскому нефтеперерабатывающему заводу (КНПЗ) в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край). Строительство началось в 2015 году. Нефтепровод-отвод позволит КНПЗ повысить мощность до 10 млн тонн в год. Длина нефтепровода — 330 км, пропускной способностью до 8 млн тонн нефти в год. Стоимость оценивается в 47,5-53 млрд рублей[118]. Собственно нефтепровод был достроен и заполнен нефтью в апреле 2018 года, однако строительство перекачивающих станций и другой инфраструктуры продолжалось и позднее, в результате чего введён в эксплуатацию нефтепровод был летом 2019 года.[119]

Церемония соединения первого звена газопровода «Сила Сибири», 2014

[править] Газопровод «Сила Сибири»

Основная статья: Сила Сибири

Магистральный газопровод в Китай, строящийся с 1 сентября 2014 года, [120] имеет следующие технические характеристики: протяжённость — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд м³ газа в год.

Газопровод будет обеспечивает поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года, причём в Китай пойдёт практически чистый метан, а другие, более ценные составляющие природного газа, такие как гелий будут отделяться на строящемся в рамках проекта гигантском Амурском газоперерабатывающем заводе[121]. Также часть мощностей газопровода предполагается использовать для газоснабжения прилегающих российских регионов. Проект называется крупнейший в мире стройкой в области трубопроводного транспорта и оценивается в 1,1 трлн рублей[122]. Церемония запуска трубопровода была проведена 2 декабря 2019 года[123][124].

Планируется строительство второй и третьей очередей газопровода.

[править] Ухта-Торжок-2

27 октября 2015 г. в Коми началось строительство газопровода «Ухта-Торжок-2», который требуется для обеспечения загрузки «Северного потока-2». [125] Газопровод Ухта-Торжок-1 (первая очередь) был введён в строй в 2012 г. Вторая очередь была введена в эксплуатацию вместе с третьим газовым промыслом Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения в декабре 2018 года.[126]

[править] Регазификационный терминал сжиженного природного газа в Калининградской области

Проект, обеспечивший независимость Калининградской области от поставок газа через территорию Литвы оценивался более, чем в 60 млрд рублей и был введён в строй 8 января 2019 года. В составе проекта, помимо прочего были построены регазификационное судно за 295 млн долларов США и стационарный морской причал с волноломом в пяти километрах от берега.[127]

[править] Крупнейшие линии электропередач и подстанции

[править] ВЛ 220 кВ Призейская — Эльгауголь

Строительство ЛЭП (2 цепи) и подстанций 220 кВ «А», «Б», ПС 220 кВ Эльгауголь и расширение ОРУ 220 кВ ПС 220 кВ Призейская для энергоснабжения Эльгинского угольного месторождения было завершено в сентябре 2019 года.[128] Общая протяжённость линии — около 268 км. Только возводимая в рамках проекта ПС «Эльгауголь» стоит порядка 10 млрд рублей[129].

[править] ВЛ 500 кВ Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская (Тамань)

Линия для выдачи мощности Ростовской АЭС в сторону Таманского полуострова и Крыма была поставлена под напряжение 30 мая 2018 года. Стоимость проекта оценивалась в 21,9 млрд рублей.[130]

[править] Гидроэнергетика

[править] Нижне-Бурейская ГЭС — завершение строительства

Гидроэлектростанция общей мощностью 320 МВт, частично введённая в строй ранее, была официально полностью введена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2019 года.[131]

[править] Атомная энергетика

[править] Ленинградская АЭС-2 — окончательный ввод в строй энергоблока № 1

Энергоблок № 1 Ленинградской АЭС-2 мощностью 1200 МВт, который был введён в опытно-промышленную эксплуатацию ранее 26 марта 2018 года, был окончательно принят в промышленную эксплуатацию уже в этот период в конце 2018 года.

Аналогичный 2-й энергоблок продолжает строиться.

Строительство в 2010 г. Нововоронежской АЭС-2

[править] Нововоронежская АЭС-2 — энергоблок № 2

Строился как замена почти выработавшей ресурс Нововоронежской АЭС, реакторы которой постепенно выводятся из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200.[132] Стоимость проекта 130,9 млрд рублей.[133][134] 1-й энергоблок был введён в эксплуатацию в феврале 2017 года, а второй - 1 ноября 2019 года.[135]

[править] Ростовская АЭС — энергоблок № 4

На Ростовской АЭС с 2010 года строился четвёртый энергоблок на основе реактора типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт. Строительство энергоблока оценивалось в 82 млрд рублей.[136] 1 февраля 2018 года Президент России Владимир Путин дал старт энергетическому пуску энергоблока[137], который был окончательно введён в строй 28 сентября 2018 года.[138]

[править] Тяньваньская АЭС — энергоблок № 4, Китай

Строительство 4-го энергоблока типа ВВЭР-1000 ранее введённой в строй станции стоимостью порядка 100 млрд рублей было завершено в декабре 2018 года.[139]

[править] Тепловая энергетика

[править] Балаклавская ТЭС

Теплоэлектростанция, в начале строительства называвшаяся Севастопольской ТЭС, с двумя парогазовыми энергоблоками мощностью 235 МВт каждый строится в г. Севастополь с лета 2015 года[140]. Первый энергоблок был подключен к сети в пусконаладочном режиме 1 октября 2018 года, полностью введена в строй электростанция была 18 марта 2019 года. Станция строится в рамках одного проекта с практически полностью аналогичной Таврической ТЭС и предназначенным для снабжения их топливом газопроводом Краснодарский край — Крым, а также наряду с ними входит в состав мегапроекта развития Крыма и Севастополя. Общая стоимость строительства обеих ТЭЦ оценивалась в 44,6 млрд рублей.[141]

[править] Грозненская ТЭС

Теплоэлектростанция с двумя энергоблоками общей мощностью 360 МВт строилась с 2014 года на территории бывшей Грозненской ТЭЦ-3. Первый энергоблок мощностью 180 МВт был введён в строй в декабре 2018 года, а второй — в июне 2019 года. Судя по аналогам, проект однозначно относится к крупным.[142]

[править] Казанская ТЭЦ-1 — энергоблок ПГУ-230 МВт

Новый энергоблок Казанской ТЭЦ-1 (бывшей Казанской ГРЭС) начали строить в декабре 2015 года и ввели в строй 29 августа 2018 года. Стоимость проекта составляла 15,6 млрд рублей.[143][144]

[править] Прегольская ТЭС

Газовая теплоэлектростанция в Калининградской области мощностью 440 МВт с 4 энергоблоками по 110 МВт была запущена с одним энергоблоком в сентябре 2018 года и была полностью введена в строй 6 марта 2019 года.[145] Стоимость проекта 16,5 млрд рублей.

[править] Сахалинская ГРЭС-2

Строившаяся с 2015 года тепловая электростанция на Сахалине (Томаринский район, п. Ильинский) была призвана заменить построенную в 1965 году Сахалинскую ГРЭС[146]. Электрическая мощность первой очереди должна составить 120 МВт, тепловая мощность — 18,2 Гкал/ч. В рамках первой очереди была построена внутриплощадочная инфраструктура для последующих очередей станции, суммарная мощность которой в результате составит 330 МВт[147]. Стоимость строительства первой очереди оценивалась в 34,7 млрд рублей[148]. Ввод электростанции в строй состоялся 25 ноября 2019 года.[149]

[править] Таврическая ТЭС

Теплоэлектростанция с двумя парогазовыми энергоблоками мощностью 235 МВт каждый, в процессе строительства называвшаяся Симферопольской ТЭС, строится в г. Симферополь с лета 2015 года[150]. Первый энергоблок был подключён к энергосистеме в пусконаладочном режиме 1 октября 2018 года, полностью введена в строй электростанция была 18 марта 2019 года. Станция строится в рамках одного проекта с практически полностью аналогичной Балаклавской ТЭС и предназначенным для снабжения их топливом газопроводом Краснодарский край — Крым, а также наряду с ними входит в состав мегапроекта развития Крыма и Севастополя. Общая стоимость строительства обеих ТЭЦ оценивалась в 44,6 млрд рублей.[151]

[править] Нефтяные и газовые месторождения

[править] Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение — третий газовый промысел

В это время в декабре 2018 года на введённом в строй ранее Бованенковском месторождении на полуострове Ямал был достроен третий (и последний по первоначальному проекту) газовый промысел. Синхронно с ним был запущен строившийся для транспортировки добытого газа газопровод Ухта-Торжок-2. Сомневаться в крупности проекта не приходится, так как при производительности 25 млрд куб. м газа в год промысел был построен в экстремальных условиях далеко за полярным кругом.

[править] Добыча негорючих полезных ископаемых

[править] Верхне-Мунское месторождение алмазов в Якутии

В крупное месторождение алмазов на момент ввода в строй в октябре 2018 года было уже вложено 16 млрд рублей. Впоследствии инвестиции планировалось довести до 60 млрд рублей.[152]

[править] Агломерационная фабрика № 5 Магнитогорского металлургического комбината

Агломерационная фабрика № 5 производительностью 5,5 млн тонн качественного агломерата в год, призванная заменить устаревшую и куда менее экологичную агломерационную фабрику № 4, строилась Магнитогорским металлургическим комбинатом с декабря 2016 года. Была введена в строй двумя очередями в апреле и июле 2019 года. Стоимость проекта около 30 млрд рублей[153] (по более ранним оценкам 22 млрд рублей на строительство и 6,7 млрд рублей на основное оборудование [154]).

[править] Маломырское золоторудное месторождение в Амурской области

[править] Металлургия

[править] Доменная печь № 6 Новолипецкого металлургического комбината — коренная реконструкция

В рамках проекта коренной реконструкции доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического комбината, остановленная в мае 2019 года, за летний сезон 2019 года практически полностью разобрана и отстроена заново из заранее подготовленных блоков с увеличением производственной мощности на 8% до 3,4 млн тонн чугуна в год и улучшением прочих показателей. Ввод в строй обновлённой печи состоялся 5 ноября 2019 года. Стоимость проекта составила 35 млрд рублей.[155]

[править] Покровский автоклавно-гидрометаллургический комбинат

Комбинат по переработке золотосодержащих руд однозначно достиг размера крупного проекта с вводом в строй 3 и 4 автоклавов 3 сентября 2019 года. Стоимость проекта к этому моменту достигла 16 млрд рублей.[156]

[править] Литейно-прокатный комплекс «Тула-Сталь»

Новый крупный цех (фактически два цеха — литейный и прокатный) начал строиться 26 декабря 2014 года на территории ОАО «Тулачермет» в Тульской области. Целью строительства было создание производства высококачественного стального проката для использования в машиностроении и судостроении, в оборонной промышленности и освоении Крайнего Севера. Производительность литейно-прокатного комплекса — 1,5 млн тонн стального проката в год. Комплекс был официально введён в строй в июле 2019 года. Общая стоимость проекта составила 55 млрд рублей.[157][158]

[править] Нефте- и газоперерабатывающая, нефте- и газохимическая промышленность

[править] Установка первичной перегонки нефти ЭЛОУ АВТ-6 нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО

Крупнотоннажная установка первичной переработки нефти была введена в строй на нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО в августе 2019 года.[159] Судя по аналогам, крупность проекта не вызывает сомнений.

[править] Бензиновое производство нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО

В это время 12 февраля 2019 года на нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО было введено в строй новое производство бензина. Стоимость проекта составила 19 млрд рублей.[160]

[править] Завод по сжижению природного газа Ямал СПГ — вторая и третья технологические линии

Завод по сжижению природного газа с тремя производственными нитками производительностью 5,5 млн тонн в год каждая частично введённый в строй ранее строился далеко за Полярным кругом на севере полуострова Ямал (ЯНАО) в рамках мегапроекта Ямал СПГ. Вторая нитка завода была досрочно введена в строй в августе 2018 года, а третья и последняя по первоначальному проекту — 11 декабря 2018 года.[161]

Позднее появились планы и началось строительство четвёртой технологической нитки, производственная мощность которой была предварительно определена в 1 млн тонн в год.

[править] Терминал по сжижению и отгрузке природного газа «Криогаз-Высоцк», Ленинградская область

Первая очередь среднетоннажного СПГ-терминала с двумя технологическими линиями общей производительностью 660 тыс. тонн СПГ в год была фактически введена в строй весной 2019 года. Вторую аналогичную очередь планируется построить позднее к 2021 г. Стоимость проекта оценивалась в 50...65 млрд рублей.[162][163] Запуск завода был произведён 24 апреля 2019 года[164].

Завод «Криогаз‑Высоцк» стал третьим крупным российским предприятием по производству СПГ (два других – завод проекта «Сахалин‑2» и завод «Ямал СПГ»).

[править] Химическая промышленность

[править] Завод по производству аммиака «ЕвроХим», Ленинградская область

Крупнейший в России завод по производству аммиака предназначенный в основном для экспорта продукции через порт Усть-Луга, строился в городе Кингисепп с августа 2015 года. Стоимость проекта — 1 млрд долларов, создано 300 рабочих мест.[165]

7 июня 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме состоялась торжественная церемония открытия предприятия[166].

[править] Новое производство аммиака и водорода на предприятии «Куйбышевазот»

Проект стоимостью 20 млрд рублей, предусматривающий создание новой технологической линии по производству 1,34 тыс. тонн аммиака в день и 8 тыс. кубометров водорода в час, был введён в строй 19 июля 2018 года.[167]

[править] Совмещенный комплекс производств метанола-аммиака предприятия «Щёкиноазот», Тульская область

Совмещенный комплекс производств метанола-аммиака мощностью 450 и 135 тысяч тонн в год стоимостью 18,5 млрд рублей (270 млн евро) был введен в строй 7 сентября 2018 года[168]. Установки были построены на базе предприятия Объединенной химической компании «Щекиноазот» в посёлке Первомайский Щекинского района Тульской области.

[править] Машиностроение

[править] Завод по производству каркасов кабин Камаз

Новый завод по производству каркасов кабин грузовиков Камаз поколения К5 и грузовиков Mercedes Benz стоимостью около 400 млн евро строился с 2016 года компанией Камаз. Из 55 000 каркасов кабин, которые предполагалось выпускать ежегодно, 47 000 должен закупать сам «Камаз», а 8000 – совместное предприятие с Daimler-Benz AG. Ввод предприятия в строй состоялся 27 мая 2019 года.[169][170][171]

[править] Автомобильный завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», Узловский район Тульской области

Завод китайской компании Great Wall по производству 150 тыс. автомобилей марки Haval в год строился с 27 августа 2014 года. Введен в строй в июне 2019 года в объеме первой очереди с производительностью 80 тысяч автомобилей в год.[172] На полную мощность в 150 тысяч автомобилей в год должен выйти в 2020 году. Общая стоимость проекта оценивалась в 500 млн долларов.[173]. В развитие автозавода планируется вложить ещё 42 миллиарда рублей.

[править] Автомобильный завод Mercedes-Benz, Московская область

В июне 2017 года в Московской области на территории индустриального парка «Есипово» началось строительство завода Mercedes-Benz, который был введён в строй 03 апреля 2019 года. Стоимость проекта составила 19 млрд рублей.[174][175]

[править] Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

[править] Жилой комплекс «Эталон-Сити», г. Москва

Крупный жилой микрорайон комфорт-класса в Южном Бутово, включающий, помимо прочего, девять жилых монолитных и монолитно-кирпичных корпусов высотой от 23 до 31 этажей, был полностью достроен в 2019 году. Объём проекта с общей площадью недвижимости 440 тыс. м2 однозначно[176] говорит о его крупности.[177][178]

[править] Связь, телекоммуникации и обработка данных

[править] Строительство инфраструктуры цифрового телевидения — завершение работ

Крупный проект в основном введённый в строй ранее выполнялся с 2009 года по Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы». Проект предусматривал повсеместный переход российского телевещания на цифровую технологию. Общая стоимость работ в 2008 году оценивалась в 127 млрд рублей[179]. Фактическая стоимость составила позднее 81 млрд рублей[180]. Последняя из установок цифрового вещания была запущена в Видяево Мурманской области в декабре 2018 года[181], после чего начался этап постепенного повсеместного отключения аналогового вещания.

[править] Наука и образование

[править] Нейтронный реактор ПИК

Проект исследовательского ядерного нейтронного реактора реализуется на территории ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова», г. Гатчина. Строительство велось с 1976 года. Только на достройку комплекса в конце 2000-х годов из бюджета выделялось 6,032 млрд рублей.[182] Физический пуск реактора на мощности около 100 Вт был осуществлён в феврале 2011 года, а энергетический - на мощности 100 кВт в январе 2019 года. Это ознаменовало фактический ввод объекта в строй, хотя до проектного уровня - 100 МВт его мощность, как ожидается, будут постепенно поднимать ещё в течение двух лет, поскольку эта работа связана с соответствующими высокоточными измерениями и наладкой как обеспечивающего, так и, прежде всего, зачастую уникального научного оборудования.

[править] Спортивные и туристические объекты

[править] Многофункциональный комплекс «ВТБ-Арена Парк» — коренная реконструкция стадиона «Динамо», г. Москва

Основная статья: Динамо (стадион), Москва

Проект, предусматривающий строительство футбольного стадиона «ВТБ Арена» — глубоко реконструированного стадиона «Динамо», включает также создание других спортивных, развлекательных, жилых и коммерческих объектов, а также парковой зоны. Когда выяснилось, что стадион не предполагается использовать в ходе Чемпионата мира 2018 года, то проект был упрощён за счёт уменьшения количества зрительских мест до 27 тысяч и отказа от поворота оси стадиона. Общая стоимость проекта, около половины из которой составляет стоимость стадиона оценивается от 700 млн долларов до 950 млн евро. [183] Объект строится с начала 2012 г. [184] К в конце 2018 года стадион был формально введён в строй, а первый матч на нём был проведён 26 мая 2019 года.

Стадион «Калининград», 2017

[править] Стадион «Калининград»

Основная статья Калининград (стадион).

Строительство стадиона в Калининграде к Чемпионату мира по футболу — 2018 изначально с некоторым опозданием из-за организационных проблем. Строительство стоимостью 18 млрд рублей было формально завершено 23 марта 2018 года, но официальное открытие стадиона состоялось только 12 мая 2018 года.[185][186]

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Комплекс общежитий "Перья", построенный к Универсиаде в Красноярске, 2018

[править] XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 г. в Красноярске

Красноярск утверждён как будущая столица Универсиады в ноябре 2013 года[187] Ожидается, что на подготовку города к достойному проведению мероприятия будут потрачены значительные средства. Будут построены не только новые спортивные объекты, но также модернизирована транспортная инфраструктура.[188][189]. Наиболее крупными построенными объектами стали автомобильная дорога в створе улицы Волочаевской, транспортная развязка в микрорайоне «Тихие зори», медицинский центр в Деревне Универсиады, всесезонный парк спорта и отдыха Фанпарк «Бобровый лог», ледовые дворцы спорта «Кристалл арена», «Рассвет», «Платинум Арена Красноярск», «Енисей», многофункциональный комплекс «Академия биатлона»[190].

Стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей.[191] Итоговый бюджет составил 67,8 млрд рублей[192].

[править] Чемпионат мира по футболу, 2018

Основная статья Чемпионат мира по футболу 2018.

Владимир Путин на церемонии открытия

21-й чемпионат мира по футболу прошёл в 2018 году в России, с 14 июня по 15 июля.[193] Россия впервые стала страной-хозяйкой чемпионата мира по футболу, также впервые мировой чемпионат был проведён в Восточной Европе. Впервые в истории чемпионат прошёл в 11 городах, расположенных на значительных расстояниях друг от друга на северо-западе европейской России (Калининград, Санкт-Петербург), в центре (Москва), в Поволжье (Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск) и на юге (Ростов-на-Дону, Сочи), а также в Азии (Екатеринбург).

Во всех этих городах были построены или реконструированы крупные футбольные стадионы мирового класса. На четырёх из этих арен был проведён Кубок Конфедераций 2017. [194] Также были выполнены крупные инвестиции в инфраструктуру городов-хозяев турнира (аэропорты, общественный транспорт, скоростные ж/д). Минимальная общая стоимость подготовки мероприятия оценивалась в мае 2013 года в 250 млрд рублей.[195] В марте 2014 года было объявлено, что общие расходы составят 620,5 млрд рублей, из которых расходы на строительство и модернизацию спортивных объектов составят 172,6 млрд рублей, а прочие средства будут направлены на развитие инфраструктуры.[196]

Помимо прочих, среди объектов, непосредственно связанных с подготовкой к проведению Чемпионата мира, можно выделить следующие крупные проекты:

См. фотообзор строительства по состоянию на март 2015 года. Фотоотчёт в июле 2015.

Ко времени чемпионата приурочены и некоторые крупные проекты частных компаний, например внедрение мобильных сетей пятого поколения (5G) компанией «Мегафон» в сотрудничестве с китайским партнёром Huawei.

[править] Ямал СПГ (Сабетта) — завершение строительства

Частично введённый в строй ранее мегапроект, предполагавший строительство завода по сжижению природного газа на далеко за полярным кругом полуострове Ямале, а также всей необходимой транспортной и обслуживающей инфраструктуры, включая новые глубоководный порт и международный аэропорт.

Завод мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год и стоимостью 27 млрд долл. США[197] должен работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа на котором составляют 927 млрд м³. Ранее в 2017 году была введена в строй первая очередь проекта со всеми объектами инфраструктуры.[198] См. фоторепортаж-2015. Полностью проект был завершён 11 декабря 2018 года с запуском третьей технологической линии завода.[199] При этом планировалось его дальнейшее расширение новой производственной линией на отечественных комплектующих, которую планировалось ввести в строй уже в 2019 году.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Явно ошибочно описанного географически в статье о его цене.