Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2018-2024)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 мая 2018 года по настоящее время.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Авиация

Двигатель ПД-14 на самолёте-лаборатории в процессе испытаний, 2015

[править] Турбовентиляторный авиадвигатель ПД-14

Разработка современного двигателя тягой 14 тонн прежде всего для перспективного авиалайнера МС-21, а также других гражданских самолётов велась с 2008 года. Двигатель был сертифицирован, то есть допущен к установке на самолёты в России в октябре 2018 года, тогда же завершились испытания его системы управления, что фактически стало завершением основной части проекта[1][2]. Сертификация в Евросоюзе ожидается в 2019 году.[3] Полностью проект должен быть завершён до 2020 года, а в дальнейшем на его основе планируется создать целое семейство авиационных двигателей тягой от 7,9 до 18…20 тонн. Стоимость проекта оценивается в 75,2 млрд рублей[4].

[править] Крупнейшие корабли и суда

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350, 2018

[править] Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350

Фрегаты проекта 22350 — многоцелевые корабли дальней морской зоны, стоимость которых в 2015 году оценивалась не менее, чем в 18 млрд рублей на корабль.[5] На середину 2018 года на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге построен один такой корабль:

  • «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года, передан Российский военно-морской флотроссийскому военно-морскому флоту 28 июля 2018 года.[6].

Заложены и находятся в разных стадиях постройки и испытаний ещё 3 корабля этого проекта[7]

[править] Корветы проекта 20380

Строившиеся и ранее корветы проекта 20380 — это средние по водоизмещению корабли, отличающиеся очень мощным для своего размера вооружением и насыщенностью новыми техническими решениями при относительно небольшой возможной дальности и длительности их походов. Стоимость каждого корабля более 10 млрд рублей в ценах 2012 года. В это время были введены в эксплуатацию:

Корабли этого проекта продолжают строиться и сейчас.

[править] Подводные лодки проекта 636.1 и 636.3

Строятся на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [9] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период были введены в строй следующие корабли:

  • Корабль проекта 636.1 для Алжира — спущен на воду 14 марта 2017 года, отправлен своим ходом в Алжир после передачи заказчику в октябре 2018 года.[10]
  • Корабль проекта 636.1 для Алжира — спущен на воду 29 июня 2017 года, отправлен своим ходом в Алжир после передачи заказчику в ноябре 2018 года.[11]

Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.

[править] Железные дороги

[править] Амуро-Якутская железнодорожная магистраль

Магистраль соединила центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В это время, в дополнение к введённому в строй ранее участку Беркакит — Томмот было завершено строительство оставшегося участка магистрали от станции Томмот до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина вновь открытого участка — 432 км, ввод его во временную эксплуатацию с технологическим движением поездов произошел 1 сентября 2014 года, однако в последний момент строительство было прервано из-за финансовых споров, в июне 2015 года было принято решение передать магистраль РЖД[12], то есть фактически в общегосударственную сеть железных дорог. Акт определения технической готовности железнодорожного участка, знаменующий фактическое окончание строительства, был подписан 24 декабря 2018 года, а окончательный ввод в эксплуатацию с организацией регулярного движения планируется в 2019 году: в первом квартале должны открыть грузовое движение, а в августе — пассажирское. Полная длина магистрали с учётом первой очереди составила 809 км, а с учётом фактически продолжающего её «Малого БАМа» — 1239 км.[13]

Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так как строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключён контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд руб. В отдалённой перспективе планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.[14]

Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив.[15][16]

[править] Железнодорожный обход Краснодара

Обход Краснодарского узла длиной 65 км без пересечений с автодорогами в одном уровне выполнялся в рамках более крупного проекта Комплексной реконструкции участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла. Линия стоимостью более 36 млрд рублей активно строилась с 2017 года и была готова для рабочего движения в ноябре 2018 года.[17] Торжественное открытие обхода состоялось 6 февраля 2019 года.[18]

[править] Развитие инфраструктуры участка Тобольск — Сургут — Коротчаево

Существующая линия не была рассчитана на современный и перспективный объём грузов. [19] Общий объём инвестиций в проект — не менее 41 млрд рублей, из них 31 млрд выделяет «НОВАТЭК» в счёт предоплаты будущих перевозок с расширяемого Пуровского завода по переработке газового конденсата[20]. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 16 млрд рублей[21]. Линия является восточным подходом к планируемой железной дороге Надым-Салехард (Северный широтный ход) и в перспективе может принять на себя часть транзитных грузов между Восточной Сибирью и Европейской частью страны, особенно портами Северо-Запада и строящимся портом Сабетта (см. раздел «Морские порты»). Проект предусматривает строительство 392,34 км главных и станционных путей. За период с 2007 по 2014 годы по проекту выполнено работ на сумму 27,2 млрд руб. Построено и введено в эксплуатацию 217,7 км путей, в том числе 142,6 км — главных на 15 перегонах и 4 разъездах. 27 августа 2015 года после завершения строительных и пусконаладочных работ на перегоне Аремзянка — Ингаир было открыто сквозное движение поездов по двухпутному участку протяженностью 180 км между станциями Тобольск и Демьянка. С вводом в эксплуатацию вторых путей на данном участке завершился первый этап проекта.[22]. Объём инвестиций на 2015 год — 10,4 млрд рублей, а на 2016 год — 7 млрд рублей. С учетом проведенных мероприятий пропускная способность направления Тобольск — Сургут — Коротчаево увеличена до 66 пар поездов в сутки, а объём перевозок — до 40 млн тонн. Основные работы проекта были завершены в 2018 году.[23]

[править] Автомобильные дороги

[править] Федеральная трасса «Таврида» — первая очередь

Проект скоростной автодороги стоимостью более 100 млрд рублей, [24] которая свяжет Керчь с Севастополем, протяженностью около 250 км. Строительство официально началось 12 мая 2017 года, хотя подготовительные работы начались несколько раньше. Трасса была спроектирована в обход крупных населённых пунктов и оборудована большим числом развязок-съездов. [25][26] В двухполосном варианте от подходов в Крымскому мосту до Симферополя общей длиной 190 км дорога была введена в строй в три этапа 29, 30 и 31 декабря 2018 года. Полностью строительство автомагистрали планируется завершить позднее к сентябрю 2020 года[27].

[править] Тюменская кольцевая автодорога

Строившаяся с 2003 года кольцевая автодорога вокруг Тюмени длиной 55 км с 21 транспортными развязками и мостами однозначно является крупной. Рабочее движение по замыкающему участку трассы было открыто 22 ноября 2018 года, окончание работ ожидается в 2019 году.[28][29]

Ещё до окончания строительства дорога фактически стала частью городской уличной сети[30] по причине бурного роста населения Тюмени.

[править] Реконструкция федеральной трассы М7 Волга на участке Казань — Набережные Челны

В это время в октябре 2018 года было завершено длившийся, по меньшей мере, с 2004 года проект реконструкции более, чем 200-километрового учаска федеральной трассы между крупнейшими агломерациями Татарстана. В результате двухполосная автодорога 2-й категории была превращена в четырёхполосную с разделением встречных потоков и прочими улучшениями категории 1б. Общая стоимость проекта, выполнявшегося относительно небольшшими участками, составила 37 млрд рублей.[31]

Строительство Северо-Восточной хорды у развязки с Фестивальной улицей, 2016

[править] Участок Северо-Восточной хорды от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе в Москве

Участок Северо-Восточной хорды строили с 2016 года и ввели в строй 5 сентября 2018 года.

Участок с общей длиной дорог 10,7 км включает 7 эстакад, в том числе 4 общей длиной 3,7 км — на основном ходе магистрали.[32] Стоимость проекта оценивалась в 25 млрд рублей.[33]

[править] Участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД в Москве

Крайний участок Северо-Восточной хорды строили с февраля 2016 года и ввели в строй 4 сентября 2018 года.

Участок с общей длиной дорог 11,8 км включает 3,7 км эстакад, в том числе самую длинную в Москве эстакаду длиной 2,5 км, возведённую прямо над действующей железной дорогой.[34] Стоимость проекта оценивалась в 26 млрд рублей.[35]

[править] Реконструкция Калужского шоссе в Новой Москве — завершение работ

Третий после уже перестроенного ранее прилегающего к МКАД участка Калужского шоссе — отрезок от Ватутинок до ЦКАД был открыт после реконструкции 24 августа 2018 года. При этом ещё ранее 27 июля 2018 года на реконструируемой части шоссе между МКАД и ЦКАД были открыты переход и 662-метровый разворотный тоннель. Участок шоссе от Сосенок до Ватутинок длиной 11,6 км был открыт после реконструкции 15 декабря 2017 года.[36]

Винчестерный тоннель Северо-западной хорды, 2016

[править] Северо-Западная хорда в Москве

Внутригородская трасса наряду с Северо-Восточной хордой заменившая проект строительства Четвёртого транспортного кольца со сменой мэра в Москве. Магистраль длиной 28,8 км, идущая от Сколковского до Ярославского шоссе, большей частью состоит из уже существующих дорог, почти повсеместно подвергаемых радикальной реконструкции. Дорога включает крупный Алабяно-Балтийский тоннель стоимостью 63 млрд рублей, построенный в рамках проекта «Большая Ленинградка». Всего в рамках проекта, помимо всего прочего, требовалось возвести 2 моста, 10 тоннелей (один из которых уникальный для России «винчестерный» со встречными потоками, размещёнными друг над другом), 8 эстакад и 35 внеуличных переходов. Проекту посвящён специальный информационный сайт. В сентябре 2016 года в рамках проекта был введён в строй первый в России вертикальный двухуровневый (винчестерный) тоннель на улице Народного ополчения стоимостью 6 млрд рублей.[37][38] Сквозное движение по трассе было открыто 9 июля 2018 года[39], но дорога продолжает достраиваться в части развязок.

[править] Участок 334 км — 543 км скоростной автомобильная дороги М11 Москва — Санкт-Петербург

Крупнейший участок строящейся платной магистрали М11 Москва — Санкт-Петербург длиной около 210 км был открыт 6 июня 2018 года.[40]

[править] Обход Твери на федеральной трассе М-10 «Россия» — коренная реконструкция

Реконструкция одного из наиболее проблемных участков федеральной магистрали М-10 «Россия» длиной 23 км (со 156-го по 178-й километр) была завершена в июне 2018 года. В ходе реконструкции стоимостью 15,1 млрд рублей пропускная способность дороги была увеличена с 40 до примерно 100 тысяч автомобилей в сутки. В рамках проекта было увеличено количество полос движения, реконструированы мосты, построены новые развязки и надземные пешеходные переходы, установлено 20 км барьерных ограждений, а также смонтировано электроосвещение трассы.[41]

Средняя часть моста Бетанкура, 2018

[править] Западная часть набережной Макарова и мост Бетанкура в Санкт-Петербурге

Вантовый мост Бетанкура через Малую Неву и пока ещё изолированная западная часть набережной Макарова — также технически сложная, с двумя путепроводами — строились с 2015 года фактически как один проект и были открыты 13 мая 2018 года, хотя последние сезонные отделочные работы по озеленению и укладке верхнего слоя асфальта на набережной ещё продолжались. Оба объекта представляют собой по сути единый съезд с Западного скоростного диаметра в сторону Петровского и Петроградского островов Санкт-Петербурга через северный берег острова Декабристов. Общая стоимость проекта составляет 19 млрд рублей.[42][43]

[править] Подъездная дорога к порту Тамань и Крымскому мосту

Строящаяся на Таманском полуострове в Краснодарском крае автодорога соединила Крымский мост и порт Тамань с федеральной трассой А-290 (М-25) «Новороссийск-Керченский пролив» в районе посёлка Солёный. Дорога категории I-Б с двумя полосами в каждом направлении, осевым барьерным заграждением и освещением имеет длину чуть более 40 км. Трасса с расчётной скоростью движения 120 км/ч строилась со 2 октября 2015 года[44] с использованием новейших технологий, позволяющих минимизировать расход щебня, песка и других привозных материалов. Дорога в основном (кроме отдельных развязок) фактически была введена в строй вместе с автодорожной частью Крымского моста в мае 2018 года. Стоимость проекта оценивается в 16,3 млрд рублей в ценах соответствующих лет.[45][46]

[править] Линии метрополитена

Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.

[править] Строительство Петербургского метрополитена

Файл:НовокрестовскаяНвл4СПБ.jpg
Станция «Новокрестовская», 2018

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. В этот период были построены следующие крупные объекты Петербургского метрополитена:

  • участок 3-й (Невско-Василеостровской) линии со станциями «Новокрестовская» и «Беговая» к стадиону «Санкт-Петербург» на Крестовском острове, а также в новые районы на северо-западе города. Участок был временно введён в строй без «Беговой», 13 мая 2018 года и окончательно открыт, уже с обоими станциями, 26 мая 2018 года — к Чемпионату мира по футболу 2018 года.[47] Стоимость проекта составила 30,1 млрд рублей.[48]

[править] Строительство Московского метрополитена

Станция «Солнцево», 2018

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 году, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до этого периода и строится сейчас. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Третья очередь Солнцевской линии — будущей части Калининско-Солнцевской линии — участок Раменки — Рассказовка длиной 17,5 км с семью новыми станциями и новым электродепо была введена в строй в конце августа 2018 года. Участок стал крупнейшим одновременно введённым в строй за всю историю Московского метрополитена.

[править] Аэропорты и аэродромы

[править] Реконструкция аэропорта Шереметьево — новый терминал В и межтерминальный переход — полный ввод в строй

Крупный проект реконструкции аэропорта — терминал оценивался в 19 млрд рублей терминала B, ранее известного как Шереметьево-1, включая «рюмку», ставшую в своё время символом этого аэропорта. Сам новый терминал рассчитан на обслуживание до 20 млн пассажиров в год и 4,2 тыс. пассажиров в час. Общая площадь здания — 110 525 м2. Кроме того, в рамках проекта под действующими взлётно-посадочными полосами аэропорта был построен межтерминальный переход в виде тоннеля для перевозки багажа и поездов с пассажирами между терминалами В и D длинной 1936 м с помощью специального рельсового транспорта. Собственно терминал был фактически достроен в апреле 2018 года, принял пассажиров 3 мая того же года, однако полностью проект был завершён только 1 июня 2018 года, когда был запущен межтерминальный переход и состоялась презентация самого терминала. Строительство терминала В обошлось в 264 млн долларов США (изначально планировались инвестиции в 330 млн), а межтерминального перехода — в 243 млн долларов США (планировалось 300 млн), что, вероятно, связано в основном с изменением курса доллара.[49][50][51]

[править] Крупнейшие мосты

[править] Мост через Керченский пролив — автодорожная часть

Основная статья: Крымский мост

Крымский мост в день открытия автодорожной части

Планы строительства моста между Крымским и Таманским полуостровами существовали ещё с царских времён, а во время Великой Отечественной войны даже был построен и проработал несколько месяцев полудолговременный Керченский железнодорожный мост, однако сложность и дороговизна проекта привели к тому, что в то время дело закончилось открытой в 1954 году Керченской паромной переправой. Впоследствии проект регулярно обсуждался и до, и после развала СССР. Руководители России и Украины периодически делали заявления и подписывали договорённости на данную тему (последние — в декабре 2013 года). В начале 2014 года в ходе кризиса вокруг Крыма российское Правительство начало практические шаги по разработке проекта перехода через пролив.

Мост через пролив уже существовал в другом створе — он был возведён в 1944 году во время войны советскими войсками из заготовленных отступившей немецкой армией материалов, однако уже через три месяца в первую же зиму был разрушен льдами, так как не имел ледорезов.

В 2014 году оптимальным был признан вариант строительства за 3,5 года двух совмещённых мостов длиной 6,1 километра и 1,4 километра, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива в районе бывшей Крепости Керчь. В проект входит создание совмещённого автомобильно-железнодорожного мостового перехода и затраты на строительство подходов к нему (25,8 км автодорог и 83 км железных дорог).[52][53] Пропускная способность моста с двухполосной железной дорогой будет соответствовать пропускной способности Транссиба. Мост будет пропускать порядка 100 млн тонн грузов в год и достаточное количество пассажирских поездов. Общая стоимость проекта — 230 млрд рублей.[54] Железнодорожный подход к мосту со стороны Крыма также будет крупным проектом стоимостью 16,95 млрд рублей[55].

О начале работ по строительству было сообщено 5 сентября 2014 года — производились земляные работы на подходах к мосту, а также разминирование снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны. Вместе с тем, по основной части проекта продолжается планирование.[56]

Утвержденная в феврале 2016 года сметная стоимость моста составила 211,9 млрд рублей в ценах IV квартала 2015 года. Общая длина транспортного перехода составит около 19 км. Переход будет включать в себя проезд для автотранспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги.

15 апреля 2015 года начали строить временный технологический мост через Керченский пролив. [57]

16 августа 2015 г. забита первая свая Керченского моста.[58] 1 октября 2015 года по временному технологическому мосту (РМ-1) через Керченский пролив прошли первые грузовики. [59] 2 октября 2015 года на Кубани началось строительство подъездной автодороги к Керченскому мосту и порту Тамань, которая сама по себе является крупным проектом.[60] Также сами по себе крупными проектами являются железнодорожные подходы к мосту со стороны Крыма (строящийся с 2017 года) и со стороны Кубани, (строившиеся только к порту Тамань и ранее). В начале 2016 года началось непосредственное строительство опор железнодорожной части моста.[61]

Автодорожная часть самого длинного и в России, и в Европе моста была введена в строй в мае 2018 года, а железнодорожная должна быть достроена позднее в 2019 году.

[править] Мост Бетанкура и западная часть набережной Макарова в Санкт-Петербурге

См. раздел Автомобильные дороги.

[править] Трубопроводы и хранилища

[править] Ухта-Торжок-2

27 октября 2015 г. в Коми началось строительство газопровода «Ухта-Торжок-2», который требуется для обеспечения загрузки «Северного потока-2». [62] Газопровод Ухта-Торжок-1 (первая очередь) был введён в строй в 2012 г. Вторая очередь была введена в эксплуатацию вместе с третьим газовым промыслом Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения в декабре 2018 года.[63]

[править] Регазификационный терминал сжиженного природного газа в Калининградской области

Проект, обеспечивший независимость Калининградской области от поставок газа через территорию Литвы оценивался более, чем в 60 млрд рублей и был введён в строй 8 января 2019 года. В составе проекта, помимо прочего были построены регазификационное судно за 295 млн долларов США и стационарный морской причал с волноломом в пяти километрах от берега.[64]

[править] Крупнейшие линии электропередач и подстанции

[править] ВЛ 500 кВ Ростовская — Андреевская — Вышестеблиевская (Тамань)

Линия для выдачи мощности Ростовской АЭС в сторону Таманского полуострова и Крыма была поставлена под напряжение 30 мая 2018 года. Стоимость проекта оценивалась в 21,9 млрд рублей.[65]

[править] Атомная энергетика

[править] Ленинградская АЭС-2 — окончательный ввод в строй энергоблока № 1

Энергоблок № 1 Ленинградской АЭС-2 мощностью 1200 МВт, который был введён в опытно-промышленную эксплуатацию ранее 26 марта 2018 года, был окончательно принят в промышленную эксплуатацию уже в этот период в конце 2018 года.

Аналогичный 2-й энергоблок продолжает строиться.

[править] Ростовская АЭС — энергоблок № 4

На Ростовской АЭС с 2010 года строился четвёртый энергоблок на основе реактора типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт. Строительство энергоблока оценивалось в 82 млрд рублей.[66] 1 февраля 2018 года Президент России Владимир Путин дал старт энергетическому пуску энергоблока[67], который был окончательно введён в строй 28 сентября 2018 года.[68]

[править] Тяньваньская АЭС — энергоблок № 4, Китай

Строительство 4-го энергоблока типа ВВЭР-1000 ранее введённой в строй станции стоимостью порядка 100 млрд рублей было завершено в декабре 2018 года.[69]

[править] Тепловая энергетика

[править] Казанская ТЭЦ-1 — энергоблок ПГУ-230 МВт

Новый энергоблок Казанской ТЭЦ-1 (бывшей Казанской ГРЭС) начали строить в декабре 2015 года и ввели в строй 29 августа 2018 года. Стоимость проекта составляла 15,6 млрд рублей.[70][71]

[править] Нефтяные и газовые месторождения

[править] Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение — третий газовый промысел

В это время в декабре 2018 года на введённом в строй ранее Бованенковском месторождении на полуострове Ямал был достроен третий (и последний по первоначальному проекту) газовый промысел. Синхронно с ним был запущен строившийся для транспортировки добытого газа газопровод Ухта-Торжок-2. Сомневаться в крупности проекта не приходится, так как при производительности 25 млрд куб. м газа в год промысел был построен в экстремальных условиях далеко за полярным кругом.

[править] Добыча негорючих полезных ископаемых

[править] Верхне-Мунское месторождение алмазов в Якутии

В крупное месторождение алмазов на момент ввода в строй в октябре 2018 года было уже вложено 16 млрд рублей. Впоследствии инвестиции планировалось довести до 60 млрд рублей.[72]

[править] Нефте- и газоперерабатывающая, нефте- и газохимическая промышленность

[править] Бензиновое производство нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО

В это время 12 февраля 2019 года на нефтеперерабатывающем комплексе ТАНЕКО было введено в строй новое производство бензина.

[править] Завод по сжижению природного газа Ямал СПГ — вторая и третья технологические линии

Завод по сжижению природного газа с тремя производственными нитками производительностью 5,5 млн тонн в год каждая частично введённый в строй ранее строился далеко за Полярным кругом на севере полуострова Ямал (ЯНАО) в рамках мегапроекта Ямал СПГ. Вторая нитка завода была досрочно введена в строй в августе 2018 года, а третья и последняя по первоначальному проекту — 11 декабря 2018 года.[73]

Позднее появились планы и началось строительство четвёртой технологической нитки, производственная мощность которой была предварительно определена в 1 млн тонн в год.

[править] Химическая промышленность

[править] Новое производство аммиака и водорода на предприятии «Куйбышевазот»

Проект стоимостью 20 млрд рублей, предусматривающий создание новой технологической линии по производству 1,34 тыс. тонн аммиака в день и 8 тыс. кубометров водорода в час, был введён в строй 19 июля 2018 года.[74]

[править] Совмещенный комплекс производств метанола-аммиака предприятия «Щёкиноазот», Тульская область

Совмещенный комплекс производств метанола-аммиака мощностью 450 и 135 тысяч тонн в год стоимостью 18,5 млрд рублей (270 млн евро) был введен в строй 7 сентября 2018 года[75]. Установки были построены на базе предприятия Объединенной химической компании «Щекиноазот» в посёлке Первомайский Щекинского района Тульской области.

[править] Связь, телекоммуникации и обработка данных

[править] Строительство инфраструктуры цифрового телевидения — завершение работ

Крупный проект в основном введённый в строй ранее выполнялся с 2009 года по Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы». Проект предусматривал повсеместный переход российского телевещания на цифровую технологию. Общая стоимость работ в 2008 году оценивалась в 127 млрд рублей[76]. Фактическая стоимость составила позднее 81 млрд рублей[77]. Последняя из установок цифрового вещания была запущена в Видяево Мурманской области в декабре 2018 года[78], после чего начался этап постепенного повсеместного отключения аналогового вещания.

[править] Спортивные и туристические объекты

Стадион «Калининград», 2017

[править] Стадион «Калининград»

Основная статья Калининград (стадион).

Строительство стадиона в Калининграде к Чемпионату мира по футболу — 2018 изначально с некоторым опозданием из-за организационных проблем. Строительство стоимостью 18 млрд рублей было формально завершено 23 марта 2018 года, но официальное открытие стадиона состоялось только 12 мая 2018 года.[79][80]

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Чемпионат мира по футболу, 2018

Основная статья Чемпионат мира по футболу 2018.

Владимир Путин на церемонии открытия

21-й чемпионат мира по футболу прошёл в 2018 году в России, с 14 июня по 15 июля.[81] Россия впервые стала страной-хозяйкой чемпионата мира по футболу, также впервые мировой чемпионат был проведён в Восточной Европе. Впервые в истории чемпионат прошёл в 11 городах, расположенных на значительных расстояниях друг от друга на северо-западе европейской России (Калининград, Санкт-Петербург), в центре (Москва), в Поволжье (Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск) и на юге (Ростов-на-Дону, Сочи), а также в Азии (Екатеринбург).

Во всех этих городах были построены или реконструированы крупные футбольные стадионы мирового класса. На четырёх из этих арен был проведён Кубок Конфедераций 2017. [82] Также были выполнены крупные инвестиции в инфраструктуру городов-хозяев турнира (аэропорты, общественный транспорт, скоростные ж/д). Минимальная общая стоимость подготовки мероприятия оценивалась в мае 2013 года в 250 млрд рублей.[83] В марте 2014 года было объявлено, что общие расходы составят 620,5 млрд рублей, из которых расходы на строительство и модернизацию спортивных объектов составят 172,6 млрд рублей, а прочие средства будут направлены на развитие инфраструктуры.[84]

Помимо прочих, среди объектов, непосредственно связанных с подготовкой к проведению Чемпионата мира, можно выделить следующие крупные проекты:

См. фотообзор строительства по состоянию на март 2015 года. Фотоотчёт в июле 2015.

Ко времени чемпионата приурочены и некоторые крупные проекты частных компаний, например внедрение мобильных сетей пятого поколения (5G) компанией «Мегафон» в сотрудничестве с китайским партнёром Huawei.

[править] Ямал СПГ (Сабетта) — завершение строительства

Частично введённый в строй ранее мегапроект предполагавший строительство завода по сжижению природного газа на далеко за полярным кругом полуострове Ямале, а также всей необходимой транспортной и обслуживающей инфраструктуры, включая новые глубоководный порт и международный аэропорт. Завод мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год и стоимостью 27 млрд долл. США[85] должен был работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа на котором составляют 927 млрд м³. Ранее в 2017 году была введена в строй первая очередь проекта со всеми объектами инфраструктуры.[86] См. фоторепортаж-2015. Полностью проект был завершён 11 декабря 2018 года с запуском третьей технологической линии завода.[87] При этом планировалось его дальнейшее расширение новой производственной линией на отечественных комплектующих, которую планировалось ввести в строй уже в 2019 году.

[править] Ссылки

Баннер-донор (правый фрагмент).gif


[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.