Судостроительная фирма «Алмаз»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 51: Строка 51:
'''11 февраля 1910 года''' — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.
'''11 февраля 1910 года''' — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.


'''1911 год''' — основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.
'''1911 год''' — основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.


'''Август 1914 года''' — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров.
'''Август 1914 года''' — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров.


'''Конец 1914(?) года''' — завод получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами ''«Wan Blerk»'' или ''«Buffalo»'' мощностью 40—60 л. с.
'''Конец 1914(?) года''' — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами ''«Wan Blerk»'' или ''«Buffalo»'' мощностью 40—60 л. с.


'''Апрель 1915—1917 годы''' — завод строит для военно-морского флота более крупные «разведывательные моторные катера (истребители подводных лодок)».
'''Апрель 1915—1917 годы''' — верфь Золотова строит для военно-морского флота более крупные «разведывательные моторные катера (истребители подводных лодок)».


'''26 (13) февраля 1918 года''' — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[http://istmat.info/node/28951]
'''26 (13) февраля 1918 года''' — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[http://istmat.info/node/28951]

Версия от 13:36, 19 июня 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Судостроительная фирма «Алмаз», 2010

Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз» (официальное сокращённое наименование ПАО «СФ «Алмаз») — судостроительное предприятие в г. Санкт-Петербург работающее в области малого и среднего судостроения. Де-факто работает в тесной связке и отчасти на одной территории со своим отпочкованным в 1990-х дочерним предприятием Открытое акционерное общество «Морской завод Алмаз» (краткое наименование ОАО «МЗ Алмаз»), специализирующемся на строительстве скоростных судов и катеров из алюминия. Собственно СФ «Алмаз» как производственная площадка была образована в 1933 году как Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1], однако в последнее время срок деятельности предприятия справедливо начинают отсчитывать по дате основания его старейших подразделений, снованных в 1911 году, хотя встречается и отсылка на 1901 год, когда одним из основателей предприятия был построен первый отечественный моторный катер. Предприятие не следует путать с расположенным также в Санкт-Петербурге, близким по профилю деятельности и ранее входивштм с ним в одно объединение Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». В виду сложности и практической ненужности (дублирование есть даже на официальных сайтах) далее в статье проекты СФ «Алмаз» и «МЗ Алмаз» никак не разделяются.

История наименований предприятия:

  • 1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).
  • 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов А. Золотова.
  • 1918 год — Петроградская верфь моторных судов национализирована.
  • 1933—1934 годы — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1](?).
  • 1934—1939 годы — Верфь Морпогранохраны НКВД(?)[2].
  • 1939—1941 годы — Завод № 5 Народного коммисариата внутренних дел.
  • 1941—1946 годы — Завод № 5 Народного коммисариата судостроительной промышленности.
  • 1946—1966 годы — Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности.
  • 1966—1970 годы — Ленинградский Приморский завод.
  • 1970—1974 годы — ПТО «Алмаз».
  • 1974—1990 годы — Производственное объединение «Алмаз».
  • 1990—1991 годы — Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
  • 1991—1992 годы — Судостроительное объединение «Алмаз»
  • 1992—1993 годы — Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1993—1996 годы — Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1996—201… годы — Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 201… — н.в. (2017) — Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, в том числе часто для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.

История предприятия

Предыстория создания завода

1886 год — во Франции создан первый в мире катер с бензиновым двигателем «Volpick».[1] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.

1890 год — в России появились первые моторные катера зарубежной постройки.

1901 год — увлечение катерами в Санкт-Петербурге становится внезапно относительно массовым. Строяттся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.

11 февраля 1910 года — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.

1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.

Август 1914 года — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров.

Конец 1914(?) года — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами «Wan Blerk» или «Buffalo» мощностью 40—60 л. с.

Апрель 1915—1917 годы — верфь Золотова строит для военно-морского флота более крупные «разведывательные моторные катера (истребители подводных лодок)».

26 (13) февраля 1918 года — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[2]

Март 1930 года — для выпуска катеров морской пограничной охраны национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ[1] частновладельческая кустарная верфь А. Л. Золотова.

Начало 1931 года — ОГПУ принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.

23 февраля 1931 года — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.

5 июля 1931 года — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.

Декабрь 1931 года — принята программа катеростроения Морпогранохраны.

1932 год — при строящемся по проекту ОКТБ-2 предприятии организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.

Февраль 1933 года — на всё ещё строящемся предприятии начался запуск производства.

21 марта 1933 года — на предприятии заложен первый сторожевой катер типа ГК.

Советская Россия

1 мая 1933 года — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1] торжественно открыта в присутствовии Первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Предприятие в это время было предназначено для серийного строительства деревянных катеров, прежде всего пограничных сторожевых. Бывшая верфь Золотова при этом стала отделением, а позднее цехом № 6 предприятия, где большими сериями строились малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера для Дальнего Востока типа РПК, моторные шлюпки, а также клинкерные лодки для академической гребли.

1933—1934 годы — на заводе построена серия из 16 пригодных для перевозке по железной дороге «габаритных» сторожевых катеров типа ГК (обозначались в зависимости от типа двигателей ГК-1 и ГК-2), имевших водоизмещение 30 тонн, деревянный корпус, скорость 22-24 узла и вооружённых носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62 мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами.

1934—1935 годы — на заводе построено 32 катера типа МО-2 («малый охотник» за подводными лодками) собственной разработки.

Июль 1934 года — в связи с реорганизацией ОГПУ завод, по всей видимости, был переименован(?) в Верфь Морпогранохраны НКВД (Народного комиссариата внутренних дел).

Декабрь 1934 года — после убийства С. М. Кирова почти всё руководство верфи было репрессировано и заменено на других, также заключённых специалистов.

1936 год — построено два головных малых охотника улучшенного типа МО-4.

1937 год  — в связи с возложением на верфь обязанности производства деревянных торпедных катеров в военное время, конструкторским бюро завода начата разработка деревянного торпедного катера Д-3 (ТКД-3). Эти катера стали первыми отечественными торпедными катерами дальнего действия.

1937—1941 годы — на заводе построено 226 серийных катеров МО-4, ставших, в результате, видимо, самыми активно использовавшимися единицами отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. При этом из 188 катеров этого типа (включая головные), построенных до войны, 75 уже изначально были направлены не в части Морпогранохраны НКВД, а в Военно-морской флот.

Начало 1939 года — верфь переименована в Завод № 5 НКВД.

1939 год — завод построил головной торпедный катер типа Д-3, отличавшийся от последующих серийных двигателями и развивший на испытаниях в 1940 году скорость 40 узлов. В августе 1940 года катер поступил на вооружение Черноморского флота.

Торпедный катер ТКА-12 типа Д-3, 2010

1940 — начало 1941 года — построены первые 5 торпедных катеров типа Д-3 (ТКД-3). К началу войны они находились на Балтийском море, но вскоре были отправлены по железной дороге на Северный флот, где особенно отличился ТКА-12, потопивший в общей сложности 8 кораблей и судов. Катер сохраняется ныне в составе монумента в закрытом городе Североморск Мурманской области.

1940 — 1941 годы — предприятие активно достраивается по первоначальному проекту, в основном завершив строительство к 1941 году. В этот период на заводе были приняты в эксплуатацию механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, клуб, столовая, библиотека, а также был расширен деревообрабатывающий цех.

Март 1941 года — предприятие передано в Наркомат судостроительной промышленности и получило наименование Завод № 5 НКСП.

22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война, в связи с чем предприятие стало заниматься небольшой переделкой балтийских пограничных катеров серии МО для нужд военно-морского флота. На этот момент на предприятии трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Значительная часть персонала завода — 1115 человек — уже в первые дни войны была призвана в армию.

Август 1941 года — принято решение об эвакуации части оборудования и материалов, а также более 100 человек из коллектива предприятия на завод 630 НКСП в городе Сосновка Кировской области (ныне Сосновский судостроительный завод), где во время войны был организовано производство катеров ТКД-3 и МО-4, а таже специально спроектированных малых охотников ОД-200, выпускавшихся прогрессивным поточно-позиционным методом.

13 августа 1941 года — на 1942 год заводу установлен план выпуска в 30 торпедных катеров.

8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, сказавшаяся и на работе завода.

Декабрь 1941 года — после эвакуации 405 человек численность коллектива завода составила 730 человек.

Зима 1941—1942 годов — первую блокадную зиму не пережили 545 членов коллектива предприятия. Кадры пополнялись за счёт женщин и детей.

29 мая 1942 года — властями блокадного Ленинграда дано распоряжение смежникам завода обеспечить его оборудованием и материалами, несмотря на тяжелейшие блокадные условия.

1942 год — заводом построено 3 новых торпедных катера типа Д-3, а 7 других переоборудовано в малые охотники по проекту МО-Д3, разработанному КБ завода во время блокады.

1943 год — заводом выпущено 43 катера типа Д-3, из которых 17 было построено сразу в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны предприятие выпустило 67 торпедных катеров типа Д-3, 46 малых охотников МО-Д3 и произвело ремонт 400 катеров.

27 января 1944 года — снята блокада Ленинграда. За её время цех № 6 в Старой Деревне построил 192 малых катера типов КМ-2 и КМ-4 (водоизмещением 7 и 10 тонн соответственно), использовавшихся как катера-тральщики.

1944-1947 годы — по-видимому, уже после снятия блокады в конце войны на предприятии была организована постройка из импортных комплектующих торпедных катеров фирмы Elco (США), 60 из которых были переданы флоту в конце войны.[3] Примерно в это же время выпускались пограничные сторожевые корабли типа МО-4 по проекту 174 с, по всей видимости, импортными двигателями «Паккард», а также пограничные сторожевые катера КМ-4 и пограничные сторожевые катера специальной службы К-ЗИС-5.[4]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

31 мая 1944 года — «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод № 5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени».

1946 год — в связи с преобразованием Наркоматов в Министерства предприятие переименовано в Завод № 5 МСП, тогда же был введён в строй головной большой торпедный катер проекта ТД200.[5]

1946-1952 годы — на заводе крупной серией в 168 единиц строятся большие торпедные катера проекта ТД200бис.[6]

Торпедный катер проекта 183 на Ближнем Востоке

1947—1960 годы — на заводе построена крупная серия из 220 торпедных катеров проекта 183, разработанный на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. При этом головной катер проекта был введён в строй в 1949 году, а крупной серией поступать во флот катера начали с 1952 года. Эти катера производились также на заводах № 602 (ныне Восточная верфь) во Владивостоке и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.

22 октября 1949 года — на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5 с привлечением конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД пи заводе создана проектная организация «Специальное Конструкторское Бюро № 5» (СКБ-5), ныне ЦМКБ «Алмаз»[7].

Май 1953 года — в связи с ликвидацией 4-го спецотдела МВД СССР закрыто ОКБ-5, сотрудники которого перешли в СКБ-5 при заводе вместе с разрабатываемыми тематиками, включая катера семейства проекта 183.[8]

1955—1959 годы — на заводе построены 52 пограничных сторожевых корабля (строжевых катера) проекта 199, те из них, которые служили в военно-морском флоте позднее в 1966 году были переклссифицированы из сторожевых в противолодочные катера.[9]

1 апреля 1956 года — СКБ-5 реорганизовано в полностью самостоятельное «Центральное конструкторское бюро № 5» (ЦКБ-5, ныне ЦМКБ «Алмаз») с передачей ему цеха № 6 завода № 5, то есть производства малых катеров на месте бывшей верфи Золотова. Позднее эта небольшая верфь ещё не раз меняла подчинение и названия, просуществовав до начала 2010-х в качестве ОАО «Редан», но в состав завода «Алмаз» возвращалась только на незначительное время в 1970—1971 годах в процессе очередной реорганизации.

1957 год — на предприятии построены два экспериментальных катера проекта 183Э, ставшие первыми в мире катерами, оснащёнными управляемыми ракетами. В том же году они были переведены для испытаний на Черное море, где 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск противокорабельной ракеты П-15 с борта катера проекта 183Э.

1959(1958?)—1965 годы — на заводе построены 26 ракетных катеров проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 30 катеров.

1958(?)—1960(?) годы — проведена сущесьвенная реконструкция завода под строительство более крупных, чем раньше, и металлических ракетных катеров проекта 205.

1958—1966(?) годы — на заводе построено 66 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[10]

1960—1961 годы — на предприятии построено четыре пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 360.[11]

1963 год — на заводе построено 2 опытных больших ракетных катера на основе проекта 205 — катер проекта 205Ч с электросетью частотой 400 Гц и катер проекта 205Э с носовым подводным крылом.[12]

1965—1970(?) годы — на заводе построено 19 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[13]

1966 год — предприятие получило открытое название Ленинградский Приморский завод.

Файл:PSKR-721(DN-SC-97-00233).jpg
Пограничный сторожевой корабль проекта 205П, 1997

1967—1989 годы — на предприятии построено 111 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.

1968—? годы — на предприятии построено 4 катера проекта 1400 (пограничных сторожевых или артиллерийских).[14]

1969(?) год — на заводе построен артиллерийский катер АК-225, единственный построенный катер проекта 205ПЭ.

1970 год — предприятие было преобразовано путём объединения с ЦМКБ «Алмаз» и Невским Морским заводом в ПТО «Алмаз».

1972—1973 годы — на предприятии построено три торпедных катера проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.

1972—1974 годы — на предприятии построено пять пограничных катеров специальной службы проекта 1400А.[15]

1974 год — предприятие переименовано в Производственное объединение «Алмаз».

1976—1981 годы — на заводе построен большой ракетный катер проекта 12411 «Молния».[16]

1977—1980 годы — на предприятии построено два пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 1360.[17]

1977—1983 годы — на заводе построено 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[18]

1984—1987 годы — на предприятии построено 7 артиллерийских катеров проекта 02059, близких по конструкции к пограничным сторожевым кораблям проекта 205П.

1989—1991 годы — заводом начато строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), но в этот период ни один из них не был полностью достроен, хотя они уже производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[19]

12 февраля 1990 года — после выхода из объединения ЦМКБ «Алмаз» предприятие переименовано в Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».

1 октября 1991 года — предприятие переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»

Российская Федерация

1991—2004 годы — завод продолжил строительство частично заложенных ранее пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), построив 9 таких кораблей. Параллельно они производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[20]

20 марта 1992 года — завод преобразован в предприятие Судостроительная фирма «Алмаз».

1 июля 1993 года — государственное предприятие путём акционирования преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».

12 июля 1996 года — завод преобразован в Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

2002 год — предприятием для Вьетнама построены два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[21]

2003—2004 годы — на заводе построен катер специального назначения «Валентин Чуйкин» проекта А-125.[22]

2003—2006 годы — на заводе построен головной пограничный сторожевой катер специальной службы проекта 12200 «Соболь».[23]

Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» проекта 21630, 2015

2004—2012 годы — на заводе для Каспийской флотилии построены три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян».

2006—2007 годы — переданы заказчику два пограничных сторожевых катера специальной службы проекта 21600 «Хоста».[24]

2006(?)—2013(?) годы — на предприятии строятся алюминиевые рейдовые разъездные/учебные катера проектов 21960, 21960М и 21960К.[25]

2007 год — предприятием построены первый пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б[26] и малое таможенное судно проектаFC-101 «Иней».

2007— н. в. (2017) — заводом строятся пограничные патрульные суда проекта 22120 «Пурга», отличающиеся способностью ходить во льдах толщиной до 0,6 м.

2007— н. в. (2017) — заводом строятся пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Рубин», отличающиеся улучшенной мореходностью.

2008 год — заводом построен катер специального назначения А-125М-1.[27]

2008—2010 годы — предприятием для Словении построен пограничный сторожевой корабль «Триглав» проекта 10412.[28]

2008 — н. в. (2016) — на заводе крупной серией не менее 20 единиц строятся пограничные сторожевые катера (некоторые из которых специальной службы) проекта 12200 «Соболь».[29]

2009—2011 годы — предприятием для Вьетнама построены ещё два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[30]

2009—2010 годы — предприятием построен второй для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б.[31]

2015 год — предприятием построен третий для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б.[32]

Конец 2015 — начало 2016 года — предприятие преобразовано (с перетекшим из одного года в другой оформлением) в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

ТКА-12 на постаменте в Североморске, 2010
  • ТКА-12 (построен в 1939—1941 годах) — торпедный катер типа Д-3 первой и единственной довоенной серии. В августе 1941 года был перевезён по железной дороге на Северный флот в Мурманск. Вошёл вместе с аналогичными катерами первой серии, являвшимися в то время единственными в стране торпедными катерами дальнего действия в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров охраны водного района Главной базы Северного флота. В первом же боевом дежурстве 11 сентября 1941 года потопил торпедами при атаке на немецкий конвой потопил переоборудованный из траулера сторожевой корабль. Уже через три недели повторил успех, потопив в Варагнер-фьорде крупный транспорт. Там же 22 декабря 1943 года получил серьёзные повреждения при атаке конвоя, но успешно вернулся на базу, несмотря на ранение командира в обе ноги. Последнюю свою — восьмую(!) удачную торпедную атаку катер выполнил, потопив очередной немецкий транспорт близ Бек-фьорда 15 июля 1944 года. Впоследствии 14 июня 1945 года катер был передан музею Северного флота. С 31 июля 1983 года и поныне ТКА-12 установлен на постаменте в составе Мемориала морякам торпедных катеров на площади Мужества в Североморске.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете народных коммисаров — аналог современной Федеральной службы безопасности России в 1923—1934 годах.
  2. Народного коммисариата внутренних дел