Судостроительная фирма «Алмаз»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 6: Строка 6:
* 1911 год — основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).
* 1911 год — основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).


* 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на '''Петроградская верфь моторных судов А. Золотова'''.
* 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на '''Петроградская верфь моторных судов А. Золотова'''.


* 1918 год — '''Петроградская верфь моторных судов''' национализирована.
* 1918 год — '''Петроградская верфь моторных судов''' национализирована.


* 1933—1934 годы — '''Верфь Морпогранохраны ОГПУ'''<ref name="ОГПУ" />(?).
* 1933 год — '''Верфь Морпогранохраны ОГПУ'''<ref name="ОГПУ" />(?) открыта на новой площадке (ныне СФ «Алмаз»), а старая стала её подразделением.


* 1934—1939 годы — '''Верфь Морпогранохраны НКВД'''(?)<ref>Народного коммисариата внутренних дел</ref>.
* 1934 год — в связи с реорганизацией ОГПУ его верфь переименована в '''Верфь Морпогранохраны НКВД'''(?)<ref>Народного коммисариата внутренних дел</ref>.


* 1939—1941 годы — '''Завод № 5''' Народного коммисариата внутренних дел.
* 1939 год — Верфь Морпогранохраны переименована в '''Завод № 5''' Народного коммисариата внутренних дел'''.


* 1941—1946 годы — '''Завод № 5''' Народного коммисариата судостроительной промышленности.
* 1941 год — в связи с переподчинением Завод № 5 сменил название на '''Завод № 5 Народного коммисариата судостроительной промышленности'''.


* 1946—1966 годы — '''Завод № 5''' Министерства судостроительной промышленности.
* 1946 год — в связи с преобразованием наркоматов в министерства Завод № 5 сменил название на '''Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности'''.


* 1966—1970 годы — '''Ленинградский Приморский завод'''.
* 1966 год — Завод № 5 получил открытое название '''Ленинградский Приморский завод'''.


* 1970—1974 годы — '''ПТО «Алмаз»'''.
* 1970 год — '''ПТО «Алмаз»'''.


* 1974—1990 годы — '''Производственное объединение «Алмаз»'''.
* 1974 год — '''Производственное объединение «Алмаз»'''.


* 1990—1991 годы — '''Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз»'''.
* 1990 год — '''Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз»'''.


* 1991—1992 годы — '''Судостроительное объединение «Алмаз»'''
* 1991 год — '''Судостроительное объединение «Алмаз»'''


* 1992—1993 годы — '''Судостроительная фирма «Алмаз»'''.
* 1992 год — '''Судостроительная фирма «Алмаз»'''.


* 1993—1996 годы — '''<nowiki>Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>.
* 1993 год — '''<nowiki>Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>.


* 1996—201… годы — '''<nowiki>Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>'''.
* 1996 год — '''<nowiki>Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>'''.


* 201… — н.в. (2017) — '''<nowiki>Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>'''.
* 2016(2015) — н.в. (2017) — '''<nowiki>Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз»</nowiki>'''.


В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, в том числе часто для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.
В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, чаще всего для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.


== История предприятия ==
== История предприятия ==


=== Предыстория создания завода ===
=== Предыстория создания завода ===
'''1886 год''' во [[Франция|Франции]] создан первый в мире катер с бензиновым двигателем ''«Volpick»''.[http://naukarus.com/u-istokov-otechestvennogo-motornogo-katerostroeniya] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.
'''1886 год''' — во [[Франция|Франции]] создан первый в мире катер с бензиновым двигателем ''«Volpick»''.[http://naukarus.com/u-istokov-otechestvennogo-motornogo-katerostroeniya] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.


'''1890 год''' в [[Россия|России]] появились первые моторные катера зарубежной постройки.
'''1890 год''' — в [[Россия|России]] появились первые моторные катера зарубежной постройки.


'''1901 год''' увлечение катерами в [[Санкт-Петербург]]е становится внезапно относительно массовым. Строяттся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.
'''1901 год''' — увлечение катерами в [[Санкт-Петербург]]е становится внезапно относительно массовым. Строяттся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.


'''11 февраля 1910 года''' А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.
'''11 февраля 1910 года''' — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.


'''1911 год''' основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (1912?, предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.
'''1911 год''' — основаны '''Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова''' (1912?, предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.


'''Август 1914 года''' начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров. В том же месяце Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а верфь Золотова, по всей видимости уже в сентябре получила, соответственно, название '''Петроградская верфь моторных судов'''.
'''Август 1914 года''' — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров. В том же месяце Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а верфь Золотова, по всей видимости уже в сентябре получила, соответственно, название '''Петроградская верфь моторных судов'''.


'''Конец 1914(?) года''' верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами ''«Wan Blerk»'' или ''«Buffalo»'' мощностью 40—60 л. с. в качестве катеров связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции.
'''Конец 1914(?) года''' — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами ''«Wan Blerk»'' или ''«Buffalo»'' мощностью 40—60 л. с. в качестве катеров связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции.


'''Апрель 1915 года''' верфь Золотова получила заказ Военно-морского флота на 12 более крупных «разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок)», в связи с чем к началу 1917 года предприятие существенно расширилось и увеличило штат до 155 человек.
'''Апрель 1915 года''' — верфь Золотова получила заказ Военно-морского флота на 12 более крупных «разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок)», в связи с чем к началу 1917 года предприятие существенно расширилось и увеличило штат до 155 человек.


'''Январь 1916 года — 1917''' верфь А. Л. Золотова получила еще один военный заказ на постройку ещё немного увеличенных сторожевых катеров.
'''Январь 1916 года — 1917''' — верфь А. Л. Золотова получила еще один военный заказ на постройку ещё немного увеличенных сторожевых катеров.


'''26 (13) февраля 1918 года''' Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[http://istmat.info/node/28951]
'''26 (13) февраля 1918 года''' — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[http://istmat.info/node/28951]


'''Май 1918 года''' Петроградская верфь моторных судов сдала первые три сторожевых катера по заказу 1916 года.
'''Май 1918 года''' — Петроградская верфь моторных судов сдала первые три сторожевых катера по заказу 1916 года.


'''Июнь 1918 года''' Петроградская верфь моторных судов сдала вторую тройку сторожевых катеров по заказу 1916 года.
'''Июнь 1918 года''' — Петроградская верфь моторных судов сдала вторую тройку сторожевых катеров по заказу 1916 года.


'''Конец 1918 года''' в связи с нехваткой средств Петроградская верфь моторных судов практически прекратила работу, в штате предприятия осталось 4 человека.
'''Конец 1918 года''' — в связи с нехваткой средств Петроградская верфь моторных судов практически прекратила работу, в штате предприятия осталось 4 человека.


'''1922 год''' Золотов преобразовал Петроградскую верфь моторных судов в частную '''Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова''', строившую и ремонтировавшую прогулочные суда.
'''1922 год''' — Золотов преобразовал Петроградскую верфь моторных судов в частную '''Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова''', строившую и ремонтировавшую прогулочные суда.


'''1928 год''' А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров типа ЗК (Золотовский катер).
'''1928 год''' — А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров типа ЗК (Золотовский катер).


'''Март 1930 года''' для выпуска катеров морской пограничной охраны повторно национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ<ref name="ОГПУ" /> частновладельческая кустарная верфь А. Л. Золотова, ставшая '''Судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ'''.
'''Март 1930 года''' — для выпуска катеров морской пограничной охраны повторно национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ<ref name="ОГПУ" /> частновладельческая кустарная верфь А. Л. Золотова, ставшая '''Судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ'''.


'''Начало 1931 года''' ОГПУ принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова, получившая название '''Судостроитрельной верфи Морпогранохраны ОГПУ''' при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.
'''Начало 1931 года''' — ОГПУ принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова, получившая название '''Судостроитрельной верфи Морпогранохраны ОГПУ''' при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.


'''23 февраля 1931 года''' Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.
'''23 февраля 1931 года''' — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.


'''5 июля 1931 года''' Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.
'''5 июля 1931 года''' — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.


'''Декабрь 1931 года''' принята программа катеростроения Морпогранохраны.
'''Декабрь 1931 года''' — принята программа катеростроения Морпогранохраны.


'''1932 год''' при строящемся по проекту ОКТБ-2 предприятии организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.
'''1932 год''' — при строящемся по проекту ОКТБ-2 предприятии организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.


'''Февраль 1933 года''' на всё ещё строящемся предприятии начался запуск производства.
'''Февраль 1933 года''' — на всё ещё строящемся предприятии начался запуск производства.


'''21 марта 1933 года''' на предприятии заложен первый сторожевой катер типа ГК.
'''21 марта 1933 года''' — на предприятии заложен первый сторожевой катер типа ГК.


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===

Версия от 08:21, 20 июня 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Судостроительная фирма «Алмаз», 2010

Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз» (официальное сокращённое наименование ПАО «СФ «Алмаз») — судостроительное предприятие в г. Санкт-Петербург работающее в области малого и среднего судостроения. Де-факто работает в тесной связке и отчасти на одной территории со своим отпочкованным в 1990-х дочерним предприятием Открытое акционерное общество «Морской завод Алмаз» (краткое наименование ОАО «МЗ Алмаз»), специализирующемся на строительстве скоростных судов и катеров из алюминия. Собственно СФ «Алмаз» как производственная площадка была образована в 1933 году как Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1], однако в последнее время срок деятельности предприятия справедливо начинают отсчитывать по дате основания его старейших подразделений, снованных в 1911 году, хотя встречается и отсылка на 1901 год, когда одним из основателей предприятия был построен первый отечественный моторный катер. Предприятие не следует путать с расположенным также в Санкт-Петербурге, близким по профилю деятельности и ранее входивштм с ним в одно объединение Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». В виду сложности и практической ненужности (дублирование есть даже на официальных сайтах) далее в статье проекты СФ «Алмаз» и «МЗ Алмаз» никак не разделяются.

История наименований предприятия:

  • 1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).
  • 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов А. Золотова.
  • 1918 год — Петроградская верфь моторных судов национализирована.
  • 1933 год — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1](?) открыта на новой площадке (ныне СФ «Алмаз»), а старая стала её подразделением.
  • 1934 год — в связи с реорганизацией ОГПУ его верфь переименована в Верфь Морпогранохраны НКВД(?)[2].
  • 1939 год — Верфь Морпогранохраны переименована в Завод № 5 Народного коммисариата внутренних дел.
  • 1941 год — в связи с переподчинением Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Народного коммисариата судостроительной промышленности.
  • 1946 год — в связи с преобразованием наркоматов в министерства Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности.
  • 1966 год — Завод № 5 получил открытое название Ленинградский Приморский завод.
  • 1970 год — ПТО «Алмаз».
  • 1974 год — Производственное объединение «Алмаз».
  • 1990 год — Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
  • 1991 год — Судостроительное объединение «Алмаз»
  • 1992 год — Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1993 год — Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1996 год — Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 2016(2015) — н.в. (2017) — Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

В настоящее время (2017 год) завод является производит относительно небольшие военные корабли, чаще всего для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.

История предприятия

Предыстория создания завода

1886 год — во Франции создан первый в мире катер с бензиновым двигателем «Volpick».[1] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.

1890 год — в России появились первые моторные катера зарубежной постройки.

1901 год — увлечение катерами в Санкт-Петербурге становится внезапно относительно массовым. Строяттся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.

11 февраля 1910 года — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушевым совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.

1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (1912?, предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения.

Август 1914 года — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров. В том же месяце Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а верфь Золотова, по всей видимости уже в сентябре получила, соответственно, название Петроградская верфь моторных судов.

Конец 1914(?) года — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами «Wan Blerk» или «Buffalo» мощностью 40—60 л. с. в качестве катеров связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции.

Апрель 1915 года — верфь Золотова получила заказ Военно-морского флота на 12 более крупных «разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок)», в связи с чем к началу 1917 года предприятие существенно расширилось и увеличило штат до 155 человек.

Январь 1916 года — 1917 — верфь А. Л. Золотова получила еще один военный заказ на постройку ещё немного увеличенных сторожевых катеров.

26 (13) февраля 1918 года — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована.[2]

Май 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала первые три сторожевых катера по заказу 1916 года.

Июнь 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала вторую тройку сторожевых катеров по заказу 1916 года.

Конец 1918 года — в связи с нехваткой средств Петроградская верфь моторных судов практически прекратила работу, в штате предприятия осталось 4 человека.

1922 год — Золотов преобразовал Петроградскую верфь моторных судов в частную Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова, строившую и ремонтировавшую прогулочные суда.

1928 год — А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров типа ЗК (Золотовский катер).

Март 1930 года — для выпуска катеров морской пограничной охраны повторно национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ[1] частновладельческая кустарная верфь А. Л. Золотова, ставшая Судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ.

Начало 1931 года — ОГПУ принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова, получившая название Судостроитрельной верфи Морпогранохраны ОГПУ при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.

23 февраля 1931 года — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.

5 июля 1931 года — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.

Декабрь 1931 года — принята программа катеростроения Морпогранохраны.

1932 год — при строящемся по проекту ОКТБ-2 предприятии организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.

Февраль 1933 года — на всё ещё строящемся предприятии начался запуск производства.

21 марта 1933 года — на предприятии заложен первый сторожевой катер типа ГК.

Советская Россия

1 мая 1933 года — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1] торжественно открыта в присутствовии Первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Предприятие в это время было предназначено для серийного строительства деревянных катеров, прежде всего пограничных сторожевых. Бывшая верфь Золотова при этом стала отделением, а позднее цехом № 6 предприятия, где большими сериями строились малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера для Дальнего Востока типа РПК, моторные шлюпки, а также клинкерные лодки для академической гребли.

1933—1934 годы — на заводе построена серия из 16 пригодных для перевозке по железной дороге «габаритных» сторожевых катеров типа ГК (обозначались в зависимости от типа двигателей ГК-1 и ГК-2), имевших водоизмещение 30 тонн, деревянный корпус, скорость 22-24 узла и вооружённых носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62 мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами.

1934—1935 годы — на заводе построено 32 катера типа МО-2 («малый охотник» за подводными лодками) собственной разработки.

Июль 1934 года — в связи с реорганизацией ОГПУ завод, по всей видимости, был переименован(?) в Верфь Морпогранохраны НКВД (Народного комиссариата внутренних дел).

Декабрь 1934 года — после убийства С. М. Кирова почти всё руководство верфи было репрессировано и заменено на других, также заключённых специалистов.

1936 год — построено два головных малых охотника улучшенного типа МО-4.

1937 год  — в связи с возложением на верфь обязанности производства деревянных торпедных катеров в военное время, конструкторским бюро завода начата разработка деревянного торпедного катера Д-3 (ТКД-3). Эти катера стали первыми отечественными торпедными катерами дальнего действия.

1937—1941 годы — на заводе построено 226 серийных катеров МО-4, ставших, в результате, видимо, самыми активно использовавшимися единицами отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. При этом из 188 катеров этого типа (включая головные), построенных до войны, 75 уже изначально были направлены не в части Морпогранохраны НКВД, а в Военно-морской флот.

Начало 1939 года — верфь переименована в Завод № 5 НКВД.

1939 год — завод построил головной торпедный катер типа Д-3, отличавшийся от последующих серийных двигателями и развивший на испытаниях в 1940 году скорость 40 узлов. В августе 1940 года катер поступил на вооружение Черноморского флота.

Торпедный катер ТКА-12 типа Д-3, 2010

1940 — начало 1941 года — построены первые 5 торпедных катеров типа Д-3 (ТКД-3). К началу войны они находились на Балтийском море, но вскоре были отправлены по железной дороге на Северный флот, где особенно отличился ТКА-12, потопивший в общей сложности 8 кораблей и судов. Катер сохраняется ныне в составе монумента в закрытом городе Североморск Мурманской области.

1940 — 1941 годы — предприятие активно достраивается по первоначальному проекту, в основном завершив строительство к 1941 году. В этот период на заводе были приняты в эксплуатацию механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, клуб, столовая, библиотека, а также был расширен деревообрабатывающий цех.

Март 1941 года — предприятие передано в Наркомат судостроительной промышленности и получило наименование Завод № 5 НКСП.

22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война, в связи с чем предприятие стало заниматься небольшой переделкой балтийских пограничных катеров серии МО для нужд военно-морского флота. На этот момент на предприятии трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Значительная часть персонала завода — 1115 человек — уже в первые дни войны была призвана в армию.

Август 1941 года — принято решение об эвакуации части оборудования и материалов, а также более 100 человек из коллектива предприятия на завод 630 НКСП в городе Сосновка Кировской области (ныне Сосновский судостроительный завод), где во время войны был организовано производство катеров ТКД-3 и МО-4, а таже специально спроектированных малых охотников ОД-200, выпускавшихся прогрессивным поточно-позиционным методом.

13 августа 1941 года — на 1942 год заводу установлен план выпуска в 30 торпедных катеров.

8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, сказавшаяся и на работе завода.

Декабрь 1941 года — после эвакуации 405 человек численность коллектива завода составила 730 человек.

Зима 1941—1942 годов — первую блокадную зиму не пережили 545 членов коллектива предприятия. Кадры пополнялись за счёт женщин и детей.

29 мая 1942 года — властями блокадного Ленинграда дано распоряжение смежникам завода обеспечить его оборудованием и материалами, несмотря на тяжелейшие блокадные условия.

1942 год — заводом построено 3 новых торпедных катера типа Д-3, а 7 других переоборудовано в малые охотники по проекту МО-Д3, разработанному КБ завода во время блокады.

1943 год — заводом выпущено 43 катера типа Д-3, из которых 17 было построено сразу в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны предприятие выпустило 67 торпедных катеров типа Д-3, 46 малых охотников МО-Д3 и произвело ремонт 400 катеров.

27 января 1944 года — снята блокада Ленинграда. За её время цех № 6 в Старой Деревне построил 192 малых катера типов КМ-2 и КМ-4 (водоизмещением 7 и 10 тонн соответственно), использовавшихся как катера-тральщики.

1944-1947 годы — по-видимому, уже после снятия блокады в конце войны на предприятии была организована постройка из импортных комплектующих торпедных катеров фирмы Elco (США), 60 из которых были переданы флоту в конце войны.[3] Примерно в это же время выпускались пограничные сторожевые корабли типа МО-4 по проекту 174 с, по всей видимости, импортными двигателями «Паккард», а также пограничные сторожевые катера КМ-4 и пограничные сторожевые катера специальной службы К-ЗИС-5.[4]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

31 мая 1944 года — «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод № 5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени».

1946 год — в связи с преобразованием Наркоматов в Министерства предприятие переименовано в Завод № 5 МСП, тогда же был введён в строй головной большой торпедный катер проекта ТД200.[5]

1946-1952 годы — на заводе крупной серией в 168 единиц строятся большие торпедные катера проекта ТД200бис.[6]

Торпедный катер проекта 183 на Ближнем Востоке

1947—1960 годы — на заводе построена крупная серия из 220 торпедных катеров проекта 183, разработанный на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. При этом головной катер проекта был введён в строй в 1949 году, а крупной серией поступать во флот катера начали с 1952 года. Эти катера производились также на заводах № 602 (ныне Восточная верфь) во Владивостоке и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.

22 октября 1949 года — на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5 с привлечением конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД пи заводе создана проектная организация «Специальное Конструкторское Бюро № 5» (СКБ-5), ныне ЦМКБ «Алмаз»[7].

Май 1953 года — в связи с ликвидацией 4-го спецотдела МВД СССР закрыто ОКБ-5, сотрудники которого перешли в СКБ-5 при заводе вместе с разрабатываемыми тематиками, включая катера семейства проекта 183.[8]

1955—1959 годы — на заводе построены 52 пограничных сторожевых корабля (строжевых катера) проекта 199, те из них, которые служили в военно-морском флоте позднее в 1966 году были переклссифицированы из сторожевых в противолодочные катера.[9]

1 апреля 1956 года — СКБ-5 реорганизовано в полностью самостоятельное «Центральное конструкторское бюро № 5» (ЦКБ-5, ныне ЦМКБ «Алмаз») с передачей ему цеха № 6 завода № 5, то есть производства малых катеров на месте бывшей верфи Золотова. Позднее эта небольшая верфь ещё не раз меняла подчинение и названия, просуществовав до начала 2010-х в качестве ОАО «Редан», но в состав завода «Алмаз» возвращалась только на незначительное время в 1970—1971 годах в процессе очередной реорганизации.

1957 год — на предприятии построены два экспериментальных катера проекта 183Э, ставшие первыми в мире катерами, оснащёнными управляемыми ракетами. В том же году они были переведены для испытаний на Черное море, где 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск противокорабельной ракеты П-15 с борта катера проекта 183Э.

1959(1958?)—1965 годы — на заводе построены 26 ракетных катеров проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 30 катеров.

1958(?)—1960(?) годы — проведена сущесьвенная реконструкция завода под строительство более крупных, чем раньше, и металлических ракетных катеров проекта 205.

1958—1966(?) годы — на заводе построено 66 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[10]

1960—1961 годы — на предприятии построено четыре пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 360.[11]

1963 год — на заводе построено 2 опытных больших ракетных катера на основе проекта 205 — катер проекта 205Ч с электросетью частотой 400 Гц и катер проекта 205Э с носовым подводным крылом.[12]

1965—1970(?) годы — на заводе построено 19 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[13]

1966 год — предприятие получило открытое название Ленинградский Приморский завод.

Файл:PSKR-721(DN-SC-97-00233).jpg
Пограничный сторожевой корабль проекта 205П, 1997

1967—1989 годы — на предприятии построено 111 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.

1968—? годы — на предприятии построено 4 катера проекта 1400 (пограничных сторожевых или артиллерийских).[14]

1969(?) год — на заводе построен артиллерийский катер АК-225, единственный построенный катер проекта 205ПЭ.

1970 год — предприятие было преобразовано путём объединения с ЦМКБ «Алмаз» и Невским Морским заводом в ПТО «Алмаз».

1972—1973 годы — на предприятии построено три торпедных катера проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.

1972—1974 годы — на предприятии построено пять пограничных катеров специальной службы проекта 1400А.[15]

1974 год — предприятие переименовано в Производственное объединение «Алмаз».

1976—1981 годы — на заводе построен большой ракетный катер проекта 12411 «Молния».[16]

1977—1980 годы — на предприятии построено два пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 1360.[17]

1977—1983 годы — на заводе построено 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[18]

1984—1987 годы — на предприятии построено 7 артиллерийских катеров проекта 02059, близких по конструкции к пограничным сторожевым кораблям проекта 205П.

1989—1991 годы — заводом начато строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), но в этот период ни один из них не был полностью достроен, хотя они уже производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[19]

12 февраля 1990 года — после выхода из объединения ЦМКБ «Алмаз» предприятие переименовано в Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».

1 октября 1991 года — предприятие переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»

Российская Федерация

1991—2004 годы — завод продолжил строительство частично заложенных ранее пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светлячок» («Светляк»), построив 9 таких кораблей. Параллельно они производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[20]

20 марта 1992 года — завод преобразован в предприятие Судостроительная фирма «Алмаз».

1 июля 1993 года — государственное предприятие путём акционирования преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».

12 июля 1996 года — завод преобразован в Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

2002 год — предприятием для Вьетнама построены два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[21]

2003—2004 годы — на заводе построен катер специального назначения «Валентин Чуйкин» проекта А-125.[22]

2003—2006 годы — на заводе построен головной пограничный сторожевой катер специальной службы проекта 12200 «Соболь».[23]

Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» проекта 21630, 2015

2004—2012 годы — на заводе для Каспийской флотилии построены три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян».

2006—2007 годы — переданы заказчику два пограничных сторожевых катера специальной службы проекта 21600 «Хоста».[24]

2006(?)—2013(?) годы — на предприятии строятся алюминиевые рейдовые разъездные/учебные катера проектов 21960, 21960М и 21960К.[25]

2007 год — предприятием построены первый пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б[26] и малое таможенное судно проектаFC-101 «Иней».

2007— н. в. (2017) — заводом строятся пограничные патрульные суда проекта 22120 «Пурга», отличающиеся способностью ходить во льдах толщиной до 0,6 м.

2007— н. в. (2017) — заводом строятся пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Рубин», отличающиеся улучшенной мореходностью.

2008 год — заводом построен катер специального назначения А-125М-1.[27]

2008—2010 годы — предприятием для Словении построен пограничный сторожевой корабль «Триглав» проекта 10412.[28]

2008 — н. в. (2016) — на заводе крупной серией не менее 20 единиц строятся пограничные сторожевые катера (некоторые из которых специальной службы) проекта 12200 «Соболь».[29]

2009—2011 годы — предприятием для Вьетнама построены ещё два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[30]

2009—2010 годы — предприятием построен второй для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б.[31]

2015 год — предприятием построен третий для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б.[32]

Конец 2015 — начало 2016 года — предприятие преобразовано (с перетекшим из одного года в другой оформлением) в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

ТКА-12 на постаменте в Североморске, 2010
  • ТКА-12 (построен в 1939—1941 годах) — торпедный катер типа Д-3 первой и единственной довоенной серии. В августе 1941 года был перевезён по железной дороге на Северный флот в Мурманск. Вошёл вместе с аналогичными катерами первой серии, являвшимися в то время единственными в стране торпедными катерами дальнего действия в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров охраны водного района Главной базы Северного флота. В первом же боевом дежурстве 11 сентября 1941 года потопил торпедами при атаке на немецкий конвой потопил переоборудованный из траулера сторожевой корабль. Уже через три недели повторил успех, потопив в Варагнер-фьорде крупный транспорт. Там же 22 декабря 1943 года получил серьёзные повреждения при атаке конвоя, но успешно вернулся на базу, несмотря на ранение командира в обе ноги. Последнюю свою — восьмую(!) удачную торпедную атаку катер выполнил, потопив очередной немецкий транспорт близ Бек-фьорда 15 июля 1944 года. Впоследствии 14 июня 1945 года катер был передан музею Северного флота. С 31 июля 1983 года и поныне ТКА-12 установлен на постаменте в составе Мемориала морякам торпедных катеров на площади Мужества в Североморске.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете народных коммисаров — аналог современной Федеральной службы безопасности России в 1923—1934 годах.
  2. Народного коммисариата внутренних дел