Николай I: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 6: Строка 6:


Николай I, не получая дипломов, фактически имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.
Николай I, не получая дипломов, фактически имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.
== Цитаты ==
{{quote|— Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен.}}
— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический».
{{quote|— Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить…}}
— предсмертное завещание будущему Александру II отменить крепостное право.
[[Файл:Mikola I.jpg|thumb|230px|]]
{{quote|— Россия – держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее.}}
{{quote|— Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России.}}


== Итоги правления ==
== Итоги правления ==
Строка 53: Строка 43:


Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#.D0.A6.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D1.81.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Царскосельская железная дорога]] стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.BE-.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой]] — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.
Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#.D0.A6.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D1.81.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Царскосельская железная дорога]] стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.BE-.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой]] — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.
== Цитаты ==
{{quote|— Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен.}}
— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический».
{{quote|— Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить…}}
— предсмертное завещание будущему Александру II отменить крепостное право.
[[Файл:Mikola I.jpg|thumb|230px|]]
{{quote|— Россия – держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее.}}
{{quote|— Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России.}}


== Память о Николае I ==
== Память о Николае I ==

Версия от 15:44, 10 августа 2017

Николай I

Николай I Незабве́нный (Николай Павлович Романов, 1796—1855) — Император Всероссийский, правил с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.

Самый младший ребенок в семье Павла I, Николай не готовился занять трон, и фактически оказался Императором только в силу того, что занять его на тот момент было больше некому, поскольку Константин Павлович также наотрез отказался становиться правителем страны, имея на то более веские основания в виде неравного брака.

Николай I, не получая дипломов, фактически имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.

Итоги правления

Успехи и достижения

  • Присоединены Армения и Западный Кавказ.
  • Подавлено Восстание декабристов и предотвращён приход революционеров к власти.
  • Создан единый Свод законов Российской Империи.
  • Положено начало массовому образованию и массовой индустриализации России.
  • Построены первые шоссе и железные дороги.
  • Централизация власти и укрепление самодержавия. Стабильность государства.
  • Облегчение положения крестьянства, заложена основа для будущей отмены крепостного права.

Ошибки и неудачи

  • Резкое усиление цензуры и репрессий со стороны государства.
  • Поражение в Крымской войне. Потеря крепости Карс, устья Дуная и части Южной Бессарабии. России запрещалось иметь флот в Чёрном море.
Богдан Виллеваде, «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году», 1884 г.

Мифы о Николае I

Николай I, как и подавляющее большинство российских правителей, ещё при жизни стал объектом обширного мифотворчества, однако в его случае развитие мифов продолжалось и после его смерти. Здесь приводятся разборы части наиболее известных из них.

Миф: Декабристы боролись за свободу, а кровавый тиран их казнил

На самом деле декабристы хотели упразднить армию и флот, а еще они были сторониками англосаксов. Нам дают картину, что благородные дворяне были возмущены бесправием русских крестьян, но вообще в мире нигде не было справедливости: в Англии дети на фабриках работали, большая детская смертность, и в Англии и тогда и сейчас конституции нету; в Америке рабство, плюс белое рабство, а о нем никто не говорит, и условия у белых рабов были хуже, чем у черных. Пестель хотел вообще истребить всю царскую фамилию, в том числе и детей, рожденных за границей, чтобы на престол не осталось претендентов. Сначала планировалось казнить 20 человек, но Николай I своим указом сократил людей, которые должны были быть казнены до 5.

Миф: Николай I был такой солдафон, что всем музыкальным инструментам предпочитал барабан

Миф основан на подлинной цитате Николая, где он прямо так и заявил, что всем музыкальным инструментам предпочитает барабан, однако фраза это датируется 1802 годом, когда будущему Императору было 6 (шесть!) лет. На самом деле во взрослой жизни Николай I не только обладал тонким слухом и был ценителем хорошей музыки, но и сам регулярно играл на кларнете в семейном ансамбле.

Ценил Николай I и хорошую поэзию. Достаточно упомянуть, что после трагической гибели Пушкина Император распорядился заплатить огромные долги поэта и позаботился о финансовом благополучии вдовы и детей Александра Сергеевича. [1]

Миф: Николай I был сторонником крепостного права и бесправия крестьян

Доподлинно известно, что Николай I был последовательным сторонником уничтожения крепостного права. Именно при нём была проведена реформа государственных крестьян со вводом самоуправления на селе. Кроме того при Николае I была полностью прекращена практика раздачи крестьян с землями в награду, а также серьёзно урезаны права помещиков по отношению к крестьянам и увеличены права крепостных. В частности, было запрещено продавать крестьян без земли, было запрещено также отправлять крестьян на каторгу, поскольку серьёзные преступления были выведены из компетенции помещика. Разрабатывались, но, к сожалению, не были в то время проведены в жизнь и реформы по полной отмене крепостного права, однако общая доля крепостных крестьян в российском обществе за время его правления была существенно сокращена.

Миф: Николай I вообще был недалёкой личностью, чуждой любого прогресса

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году Царскосельская железная дорога стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.

Цитаты

— Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен.

— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический».

— Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить…

— предсмертное завещание будущему Александру II отменить крепостное право.

Mikola I.jpg
— Россия – держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее.
— Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России.

Память о Николае I

В честь Императора Николая I в Российской Империи было установлено около полутора десятков памятников, в основном это различные колонны и обелиски, в память посещения им того или иного места. Почти все скульптурные памятники Императору, кроме конного памятника в Санкт-Петербурге, были уничтожены после прихода к власти большевиков.

В настоящее время существуют следующие памятники Николаю I:

Памятник «1000-летие России» в Великом Новгороде. Николай I
  • Великий Новгород. Изображение Николая I на памятнике «Тысячелетие России». Открыт в 1862 году.
  • Санкт-Петербург. Конный монумент на Исаакиевской площади. Открыт 26 июня 1859 года. Памятник сохранился в первоначальном виде.
  • Санкт-Петербург. Бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте. Изначально был открыт 15 августа 1890 года, но вскоре после 1917 года памятник был уничтожен. Вновь открыт 12 июля 2001 года перед фасадом здания бывшего психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя, основанного в 1840 году по его указу (Санкт-Петербургский окружной военный клинический госпиталь).
  • Санкт-Петербург. Гипсовый бюст на высоком гранитном постаменте. Открыт 19 мая 2003 года на парадной лестнице Витебского вокзала.
  • Москва. Памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала — бронзовый бюст императора в окружении известных деятелей железнодорожной отрасли его царствования. Открыт 1 августа 2013 года.
  • Бронзовый бюст императору Николаю I был торжественно открыт 2 июля 2015 г. на территории Николо-Берлюковского мужского монастыря в селе Авдотьино (Московская область).
  • Свято-Николаевский Кафедральный Собор города Старобельска. В 1859 году было определено место под строительство храма — между Малой Дворянской и Соборной, Классической и Николаевской улицами. Храм был построен в стиле барокко, и торжественно освящен в 1862 году. Храм считается памятником архитектуры XIX века и охраняется государством.

В честь Николая I, помимо прочего, были названы:

  • Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
  • Эскадренный броненосец «Император Николай I», введённый в строй в 1891 году.
  • Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
  • Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».

Видео про Николая I

Романовы. Фильм 7. Николай I и Александр II


Государь Николай I


Иллюстрированная история Российского государства. Николай I


Крупные проекты эпохи Николая I