Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 658: Строка 658:
=== Серебряный век (конец XIX — начало XX века) ===
=== Серебряный век (конец XIX — начало XX века) ===
''Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.''
''Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.''
<spoiler>


==== Эпоха символизма (1890-е — 1910-е) ====
==== Эпоха символизма (1890-е — 1910-е) ====
Строка 728: Строка 727:
Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' – поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], художник, автор знаменитых поэтических плакатов ([[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]); автор сатирических комедий, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека (''[[rws:Клоп (Маяковский)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]'' и др.); в своем творчестве добровольно отрекся от своего лирического «я» во имя дела революции (''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]'')
Маяковский с плакатами.jpg|'''[[rwp:Маяковский, Владимир Владимирович|Владимир Маяковский]]''' – поэт-[[rwp:Футуризм|футурист]], художник, автор знаменитых поэтических плакатов ([[rwp:Окна сатиры РОСТА|«Окна сатиры РОСТА»]]); автор сатирических комедий, в которых мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отдельного человека (''[[rws:Клоп (Маяковский)|«Клоп»]]'', ''[[rwp:Баня (пьеса)|«Баня»]]'' и др.); в своем творчестве добровольно отрекся от своего лирического «я» во имя дела революции (''[[rws:Во весь голос (Маяковский)|«Во весь голос»]]'')


David_Burliuk_Futurist_1910s.jpg|'''[[rwp:Бурлюк, Давид Давидович|Давид Бурлюк]]''' — один из основоположников [[rwp:Футуризм|футуризма]], в знаменитом манифесте ''«Пощечина общественному вкусу»'' призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности», брат художника и поэта [[rwp:Бурлюк, Владимир Давидович|Владимира Бурлюка]], поэта [[rwp:Бурлюк, Николай Давидович|Николая Бурлюка]] и художницы [[rwp:Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна|Людмилы Бурлюк]] <!--David_Burliuk_1914.jpg-->


<!--1911-->
<!--1911-->
Строка 750: Строка 750:
<!--1913-->
<!--1913-->
Mandelshtam17.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)
Mandelshtam17.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)
Н.А._Кун.jpg|'''[[rwp:Кун, Николай Альбертович|Николай Кун]]''' — историк, писатель и педагог, автор популярной книги ''«[[rwp:Легенды и мифы Древней Греции|Легенды и мифы Древней Греции]]»'', выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках


Yakov_Perelman.jpg|'''[[rwp:Перельман, Яков Исидорович|Яков Перельман]]''' — выдающийся популяризатор математики, физики и астрономии, один из основоположников жанра [[rwp:Научно-популярная литература|научно-популярной литературы]] и основоположник [[rwp:Популяризация науки|занимательной науки]], автор понятия ''[[rwp:Научная фантастика|научно-фантастическое]]''
Yakov_Perelman.jpg|'''[[rwp:Перельман, Яков Исидорович|Яков Перельман]]''' — выдающийся популяризатор математики, физики и астрономии, один из основоположников жанра [[rwp:Научно-популярная литература|научно-популярной литературы]] и основоположник [[rwp:Популяризация науки|занимательной науки]], автор понятия ''[[rwp:Научная фантастика|научно-фантастическое]]''
Строка 768: Строка 770:


<!--1918-->
<!--1918-->
Анатолий_Мариенгоф.jpg|'''[[rwp:Мариенгоф, Анатолий Борисович|Анатолий Мариенгоф]]''' — крупнейший поэт-[[rwp:Имажинизм|имажинист]], теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.,''[http://www.culture.ru/poems/43615/da-teper-resheno-bez-vozvrata «Да! Теперь решено. Без возврата»]'')<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->
Sergey Esenin.jpg|'''[[rwp:Есенин, Сергей Александрович|Сергей Есенин]]''' – поэт; один из представителей новокрестьянской поэзии и лирики, а позже [[rwp:Имажинизм|имажинизма]] в России; поэзия Есенина показала его певца крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души (сборники ''[[rwp:Радуница (сборник)|«Радуница»]]'', ''[http://esenin.velchel.ru/index.php?cnt=5&rhime=st_179 «Сельский часослов»]'' и др.,''[http://www.culture.ru/poems/43615/da-teper-resheno-bez-vozvrata «Да! Теперь решено. Без возврата»]'')<!--Yesenin._A._Mironov.jpg-->


Арсеньев в костюме охотника-ороча.jpg|'''[[rwp:Арсеньев, Владимир Клавдиевич|Владимир Арсеньев]]''' — путешественник, исследователь внутренних областей Приморья, этнограф и писатель, автор автобиографических приключенческих книг ''[[rwp:По Уссурийскому краю|«По Уссурийскому краю»]]'' и ''[[rwp:Дерсу Узала (повесть)|«Дерсу Узала»]]'' (известнейшие произведения о Дальнем Востоке России)<!--Фотография Арсеньева В К до 1917 года.jpg-->
Арсеньев в костюме охотника-ороча.jpg|'''[[rwp:Арсеньев, Владимир Клавдиевич|Владимир Арсеньев]]''' — путешественник, исследователь внутренних областей Приморья, этнограф и писатель, автор автобиографических приключенческих книг ''[[rwp:По Уссурийскому краю|«По Уссурийскому краю»]]'' и ''[[rwp:Дерсу Узала (повесть)|«Дерсу Узала»]]'' (известнейшие произведения о Дальнем Востоке России)<!--Фотография Арсеньева В К до 1917 года.jpg-->
</gallery>
</gallery>
</spoiler>


== Россия XX—XXI веков ==
== Россия XX—XXI веков ==

Версия от 16:53, 2 января 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)


Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.