Центр судоремонта «Дальзавод»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 46 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Эпиграф|Вековые традиции качества|Девиз завода}} | {{Эпиграф|Вековые традиции качества|Девиз завода}} | ||
'''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' (официальное краткое наименование '''АО «ЦСД»''') — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе [[Владивосток]]. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года. | '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' (официальное краткое наименование '''АО «ЦСД»''') — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе [[Владивосток]]. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года. | ||
[[Файл:Подводная лодка в бухте Золотой Рог Владивосток ф1.JPG|thumb|right|150px|Плавучий док Дальзавода и подводная лодка на ремонте, 2016]] | |||
История наименований предприятия: | История наименований предприятия: | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
* 1962 год — название '''«Дальзавод»''' стало открытым. | * 1962 год — название '''«Дальзавод»''' стало открытым. | ||
* 1972 год — «Дальзавод» переименован в '''«Дальзавод» им. 50-летия СССР'''. | * 1972 год — «Дальзавод» переименован в '''«Дальзавод» им. 50-летия СССР'''. | ||
* 1992 год — | * 1992 год — Дальзавод преобразован в '''Государственное предприятие «Дальзавод»'''. | ||
* 2011 год — ОАО «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''. | * 1993(?)—2011 годы — предприятие преобразовано '''Акционерное общество открытого типа «Дальзавод»''', которое в дальнейшем превратилось в '''Открытое акционерное общество «Дальзавод»''', а позднее были созданы также '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Холдинговая компания «Дальзавод»</nowiki>''' и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период. | ||
* | * 2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО <nowiki>«ХК «Дальзавод»</nowiki> и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''. ООО "Дальзавод" при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]]. | ||
* 2016(?) год — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''. | |||
Завод входит в состав холдинга | Завод входит в состав холдинга «[[Дальневосточный центр судостроения и судоремонта]]» (ДЦСС). | ||
Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от [[Владивосток]]а на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]]. | Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от [[Владивосток]]а на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]]. | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
'''1865 год''' — в порту Владивостока появилось «Адмиралтейство» — Мастерские военного порта, от начала работы которых, вообще говоря, предприятие тоже может отсчитывать свою деятельность. Располагались они на территории нынешней Корабельной набережной.[http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | '''1865 год''' — в порту Владивостока появилось «Адмиралтейство» — Мастерские военного порта, от начала работы которых, вообще говоря, предприятие тоже может отсчитывать свою деятельность. Располагались они на территории нынешней Корабельной набережной.[http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | ||
''' | '''1868—1869 годы''' — первая попытка построить во Владивостоке сухой док в районе тогдашнего «Адмиралтейства». Док из-за недостатка средств тогда остался недостроенным, но какое-то время использовался для мелкого ремонта.[http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | ||
'''1871 год''' — во Владивосток из [[Николаевск-на-Амуре|Николаевска-на-Амуре]] вместе со ставкой военного губернатора переведена главная морская база Сибирской военной флотилии со всеми её службами. | '''1871 год''' — во Владивосток из [[Николаевск-на-Амуре|Николаевска-на-Амуре]] вместе со ставкой военного губернатора переведена главная морская база Сибирской военной флотилии со всеми её службами. | ||
'''1880 год''' — Владивосток получил статус города. | '''1880 год''' — Владивосток получил статус города. | ||
=== Российская Империя === | |||
'''14 (26) октября 1887 года''' — предприятие основано как '''Мастерские военного порта''' после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод». | |||
[[Файл:Доки Владивостока около 1900.jpg|thumb|right|150px|Док Цесаревича и плавучий док 1899 года на заднем плане]] | |||
'''1889 год''' — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в [[Великобритания|Англии]] комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, [[Япония]]. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | '''1889 год''' — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в [[Великобритания|Англии]] комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, [[Япония]]. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | ||
Строка 44: | Строка 51: | ||
'''1890 год''' — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[http://www.kfss.ru/content/nikolaevskiy-suhoy-dok] | '''1890 год''' — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[http://www.kfss.ru/content/nikolaevskiy-suhoy-dok] | ||
[[Файл:Док Цесаревича.jpg|thumb|left|150px|Торжественное открытие дока Цесаревича — на ремонт поставлен броненосный крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской», 1897]] | |||
'''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]). | '''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]). | ||
Строка 53: | Строка 59: | ||
'''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на [[Россия|Россию]]. | '''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на [[Россия|Россию]]. | ||
'''2 (15) мая 1904 года''' — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D0.B0.D0.BB.D1.83.D0.B1.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0 1-.D0.B3.D0.BE .D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B0 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.C2.BB|крейсер 1 ранга «Богатырь»]]. Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных | [[Файл:Крейсер Богатырь на камнях у мыса Брюс.jpg|thumb|right|150px|Крейсер Богатырь на камнях у мыса Брюс, 1904]] | ||
'''2 (15) мая 1904 года''' — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D0.B0.D0.BB.D1.83.D0.B1.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0 1-.D0.B3.D0.BE .D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B0 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.C2.BB|крейсер 1 ранга «Богатырь»]]. Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны. | |||
'''4 (17) мая 1904 года''' — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь». | '''4 (17) мая 1904 года''' — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь». | ||
Строка 77: | Строка 85: | ||
'''1906 год''' — сухой док имени цесаревича Николая пришёл в аварийное состояние, но продолжал использоваться.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой] | '''1906 год''' — сухой док имени цесаревича Николая пришёл в аварийное состояние, но продолжал использоваться.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой] | ||
'''Конец 1914 года''' — сухой док имени цесаревича Николая поставлен на капитальный ремонт, который затянулся в связи с началом Первой Мировой войны, в результате чего до 1917 года он был выполнен не полностью, а затем док и вовсе был фактически на некоторое время заброшен.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой] | '''Конец 1914 года''' — сухой док имени цесаревича Николая поставлен на капитальный ремонт, который затянулся в связи с началом Первой Мировой войны, в результате чего до 1917 года он был выполнен не полностью, а затем док и вовсе был фактически на некоторое время заброшен.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой][http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | ||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''Около 1918 года''' — не до конца отремонтированный сухой док имени цесаревича Николая фактически на некоторое время заброшен.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой][http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/] | |||
'''1920 год''' — на предприятии впервые в стране для ремонта судов применена электросварка.[http://www.barque.ru/stories/1980/first_all_welded_ship] | '''1920 год''' — на предприятии впервые в стране для ремонта судов применена электросварка.[http://www.barque.ru/stories/1980/first_all_welded_ship] | ||
Строка 88: | Строка 98: | ||
'''1923 год''' — заброшенный сухой док имени цесаревича Николая получил название «док № 3», а новые «луговские» доки — док № 1 и № 2. Тем не менее, из-за иного хронологического порядка их строительства в печати и в интернете встречается обозначение Николаевского дока как № 1, а новых — как № 2 и № 3.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой] | '''1923 год''' — заброшенный сухой док имени цесаревича Николая получил название «док № 3», а новые «луговские» доки — док № 1 и № 2. Тем не менее, из-за иного хронологического порядка их строительства в печати и в интернете встречается обозначение Николаевского дока как № 1, а новых — как № 2 и № 3.[http://noel-17.livejournal.com/tag/сухие%20доки%20на%20Луговой] | ||
'''1925 год''' — совместно с | '''1925 год''' — совместно с Государственным дальневосточным университетом создана первая в стране Лаборатория электродуговой и газовой сварки. | ||
'''1930 год''' — на «Дальзаводе» построено первое в стране цельносварное судно — катер «Ж-1» — малый буксир типа «ЖС» (железный сварной), спроектированный на базе клёпанного буксира типа «Ж». | '''1930 год''' — на «Дальзаводе» построено первое в стране цельносварное судно — катер «Ж-1» — малый буксир типа «ЖС» (железный сварной), спроектированный на базе клёпанного буксира типа «Ж». | ||
Строка 97: | Строка 107: | ||
'''1932—1934 годы''' — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]], [[Северная верфь]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]).[http://www.deepstorm.ru/] | '''1932—1934 годы''' — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]], [[Северная верфь]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]).[http://www.deepstorm.ru/] | ||
[[Файл:ShCh-117 Image.jpg|thumb|left|150px|Подводная лодка V-бис серии Щ-117, 1930-е]] | |||
[[Файл:Stamp of Russia 2013 No 1695 Guard ship Metel.jpg|thumb|150px|right|Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 2]] | |||
'''1933—1935 годы''' — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[http://www.deepstorm.ru/] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а) с завода [[Северная верфь]], а также железной дорогой с [[Черноморский судостроительный завод|Завода им. А. Марти]] в [[Николаев]]е. | '''1933—1935 годы''' — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[http://www.deepstorm.ru/] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а) с завода [[Северная верфь]], а также железной дорогой с [[Черноморский судостроительный завод|Завода им. А. Марти]] в [[Николаев]]е. | ||
Строка 109: | Строка 122: | ||
'''1935—1939 годы''' — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли [[Балтийский завод]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е) и [[Черноморский судостроительный завод|Завод им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.[http://www.deepstorm.ru/] | '''1935—1939 годы''' — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли [[Балтийский завод]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е) и [[Черноморский судостроительный завод|Завод им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.[http://www.deepstorm.ru/] | ||
[[Файл:海参崴C-56submarine - panoramio.jpg|thumb|right|150px|Подводная лодка IX-бис 2 серии С-56, усттановленная в качестве монумента во Владивостоке, 2002]] | |||
'''1938—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[http://www.deepstorm.ru/] | '''1938—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[http://www.deepstorm.ru/] | ||
'''1939—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их выпускал [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]], ныне вернувшийся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]].[http://www.deepstorm.ru/] | '''1939—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их выпускал [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]], ныне вернувшийся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]].[http://www.deepstorm.ru/] | ||
'''1941—1945 годы''' — во время Великой Отечественной войны на Дальзаводе дополнительно организовано производство оружия и боеприпасов. | |||
[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]] | |||
'''2 июня 1945 года''' — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина. | |||
'''1949 год''' — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в '''178 судоремонтный завод'''. | |||
'''1958 год''' — на Дальзаводе завершён капитальный ремонт с переводом на жидкое топливо и перепланировкой помещений певого линейного ледокола советской постройки «Иосиф Сталин», ныне более известного как «Сибирь» из-за последовавшего в 1961 году переименования. | |||
'''1962 год''' — название '''«Дальзавод»''' стало открытым. | |||
'''1963—1972 годы''' — на Дальзаводе переоборудованы по проекту 629А шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 629. Работы предусматривали установку на борт лодок ракетного комплекса Д4 с баллистическими ракетами Р-21, являвшимися первыми в мире баллистическими ракетами с подводным стартом. | |||
[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|30px|left]] | |||
'''18 января 1971 года''' — «по итогам работы в VIII пятилетке и за освоение новой техники» Дальзавод награжден орденом Трудового Красного Знамени. | |||
'''Декабрь 1972 года''' — «Дальзавод» переименован в '''«Дальзавод» им. 50-летия СССР'''. | |||
[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|30px|left]] | |||
'''Апрель 1982 года''' — «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени. | |||
=== Российская Федерация === | === Российская Федерация === | ||
'''2011—2013 годы''' — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки [[ | '''1992 год''' — Дальзавод преобразован в '''Государственное предприятие «Дальзавод»'''. | ||
'''1993(?)—2011 годы''' — «Дальзавод» преобразован в '''Акционерное общество открытого типа «Дальзавод»''', которое в дальнейшем превратилось в '''Открытое акционерное общество «Дальзавод»''', а позднее были созданы также '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Холдинговая компания «Дальзавод»</nowiki>''' и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период. | |||
'''2008 год''' — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]]. | |||
'''31 декабря 2009 года''' — из-за банкротства прекратило производственную деятельность ОАО <nowiki>«ХК «Дальзавод»</nowiki>, контролировавшая основную часть площадей предприятия.[http://vlkprf.ru/node/13583] | |||
'''2011 год''' — ОАО «Дальзавод», ОАО <nowiki>«ХК «Дальзавод»</nowiki> и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' под контролем холдинга [[Дальневосточный центр судостроения и судоремонта]] — в то время дальневосточного подразделения государственной [[Объединённая судостроительная корпорация|Объединённой судостроительной корпорации]]. ООО «Дальзавод» при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]] | |||
'''2011—2013 годы''' — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки «[[Агитка:Список уничтоженных при Путине предприятий|Список уничтоженных при Путине предприятий]]». | |||
'''2013 год''' — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал несколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[http://noel-17.livejournal.com/21224.html] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри. | |||
'''2014— сентябрь 2018 года''' — на предприятии прошло глубокую модернизацию единственное действующее судно связи измерительного комплекса «Маршал Крылов». | |||
'''2016(?) год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''. | |||
'''Апрель 2014 года — 2020 год''' — заводом достроены два танкера ледового класса проекта 00211 («РН Сахадин» и «РН Приморье»), собранные на Находкинском судоремонтном заводе. | |||
'''2016 год — настоящее время (2023)''' — на предприятии один за другим большие противолодочные корабли проекта 1155М отечественного Тихоокеанского флота проходят глубокую модернизацию с почти полной заменой вооружения и последующей переклассификацией в фрегаты. | |||
''' | '''2020 год''' — на заводе началось производство судовой мебели, ранее к этому моменту не производившейся на Дальнем Востоке[http://csdalzavod.ru/press-center/news/dalzavod-pervym-na-dalnem-vostoke-osvoil-proizvodstvo-sudovoj-mebeli/]. | ||
== Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии == | == Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии == | ||
Строка 133: | Строка 189: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Дальневосточный центр судостроения и судоремонта]] | |||
* [[Российское судостроение]] | * [[Российское судостроение]] | ||
* [[Российский военно-морской флот]] | * [[Российский военно-морской флот]] | ||
Строка 145: | Строка 202: | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Приморского края]] | [[Категория:Предприятия Приморского края]] | ||
[[Категория:Предприятия Владивостока]] | [[Категория:Предприятия Владивостока]] | ||
[[Категория:Владивосток]] | [[Категория:Владивосток]] |
Текущая версия от 11:34, 24 октября 2024
|
Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» (официальное краткое наименование АО «ЦСД») — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе Владивосток. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года.
История наименований предприятия:
- 1865 (на нынешнем месте 1887) год — Мастерские военного порта.
- Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод».
- 1919 год — завод разделён на две части: Казенный Дальневосточный механический и судостроительный завод («Дальзавод») и Мастерские «Совторгфлота».
- 1931 год — «Дальзавод» стал называться «Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова.
- 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
- 1937 год — «Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова был частично засекречен и получил новое открытое название Завод № 202.
- 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
- 1957 год — «Дальзавод» им. Ворошилова (Завод № 202) изменил ввнутреннее название на просто «Дальзавод».
- 1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.
- 1972 год — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.
- 1992 год — Дальзавод преобразован в Государственное предприятие «Дальзавод».
- 1993(?)—2011 годы — предприятие преобразовано Акционерное общество открытого типа «Дальзавод», которое в дальнейшем превратилось в Открытое акционерное общество «Дальзавод», а позднее были созданы также Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Дальзавод» и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
- 2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО «ХК «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод». ООО "Дальзавод" при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.
- 2016(?) год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».
Завод входит в состав холдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).
Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от Владивостока на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.
История предприятия
Предыстория создания завода
1860 год — на берегах бухты Золотой Рог (Восточный) основан военный пост, ныне город, Владивосток.
Весна 1861 года — во Владивосток пришло первое иностранное торговое судно «Эмма и Матильда».
1862 год — бывший военный губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич сделал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки в ожидании роста Владивостока.
1865 год — в порту Владивостока появилось «Адмиралтейство» — Мастерские военного порта, от начала работы которых, вообще говоря, предприятие тоже может отсчитывать свою деятельность. Располагались они на территории нынешней Корабельной набережной.[1]
1868—1869 годы — первая попытка построить во Владивостоке сухой док в районе тогдашнего «Адмиралтейства». Док из-за недостатка средств тогда остался недостроенным, но какое-то время использовался для мелкого ремонта.[2]
1871 год — во Владивосток из Николаевска-на-Амуре вместе со ставкой военного губернатора переведена главная морская база Сибирской военной флотилии со всеми её службами.
1880 год — Владивосток получил статус города.
Российская Империя
14 (26) октября 1887 года — предприятие основано как Мастерские военного порта после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод».
1889 год — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в Англии комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, Япония. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [3]
1890 год — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[4]
1891—1897 годы — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая, на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император Николай II).
1900—1906(1910?) годы — на предприятии построен новый крупный двойной сухой док.
27 января (9 февраля) 1904 года — Япония без объявления войны напала на Россию.
2 (15) мая 1904 года — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны.
4 (17) мая 1904 года — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь».
1 (14) июня 1904 года — крейсер «Богатырь» отбуксирован во Владивосток для ремонта на предприятии.
1 (14) августа 1904 года — Владивостокский отряд крейсеров принял Бой в Корейском проливе, надолго загрузивший завод ремонтом уцелевших броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой», которые заодно были модернизированы — довооружены и слегка добронированны.
30 сентября (13 октября) 1904 года — броненосный крейсер «Громобой» серьёзно поцарапал корпус в заливе Посьет. Вскоре корабль был поставлен на ремонт сухом доке Цесаревича Николая, причём для этого недоремонтированный крейсер «Богатырь» пришлось надолго вывести из дока, вследствие чего его новое деревянное днище в носу дало течь.
9 февраля 1905 года — завершён ремонт потерпевшего аварию броненосного крейсера «Громобой».
11 (24) мая 1905 года — броненосный крейсер «Громобой» подорвался на мине у о строва Русский и был вскоре отправлен на ремонт, но в док его в этот раз решили не вводить до завершения работ в подводной части ремонтировавшегося «Богатыря».
Начало июля 1905 года — крейсер «Богатырь» выведен из сухого дока, а на его место поставлен ранее подорвавшийся на мине крейсер «Громобой».
23 августа (5 сентября) 1905 года — завершена война с Японией.
5 (18) сентября 1905 года — вышел в море отремонтированный заводом крейсер «Богатырь».
Середина сентября 1905 года — из дока выведен отремонтированный крейсер «Громобой».
1906 год — сухой док имени цесаревича Николая пришёл в аварийное состояние, но продолжал использоваться.[5]
Конец 1914 года — сухой док имени цесаревича Николая поставлен на капитальный ремонт, который затянулся в связи с началом Первой Мировой войны, в результате чего до 1917 года он был выполнен не полностью, а затем док и вовсе был фактически на некоторое время заброшен.[6][7]
Советская Россия
Около 1918 года — не до конца отремонтированный сухой док имени цесаревича Николая фактически на некоторое время заброшен.[8][9]
1920 год — на предприятии впервые в стране для ремонта судов применена электросварка.[10]
1921 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной огнетрубный паровой котёл.[11]
1922 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной водотрубный паровой котёл давлением 12 атм.[12]
1923 год — заброшенный сухой док имени цесаревича Николая получил название «док № 3», а новые «луговские» доки — док № 1 и № 2. Тем не менее, из-за иного хронологического порядка их строительства в печати и в интернете встречается обозначение Николаевского дока как № 1, а новых — как № 2 и № 3.[13]
1925 год — совместно с Государственным дальневосточным университетом создана первая в стране Лаборатория электродуговой и газовой сварки.
1930 год — на «Дальзаводе» построено первое в стране цельносварное судно — катер «Ж-1» — малый буксир типа «ЖС» (железный сварной), спроектированный на базе клёпанного буксира типа «Ж».
1931-1936 годы — после длительного периода заброшенности проведён ремонт сухого дока № 3 (бывшего дока имени цесаревича Николая).
1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
1932—1934 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод, Северная верфь и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[14]
1933—1935 годы — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[15] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь, а также железной дорогой с Завода им. А. Марти в Николаеве.
1934 год — на Дальзаводе окончательно достроены 28 подводных лодок типа «М» VI серии, поступившие в почти готовом виде с предприятий Судостроительный завод имени 61 коммунара и Завод им. А. Марти, расположенные в Николаеве.
Начало 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 5 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[16]
Конец 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») X серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[17] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 2 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») III серии. Секции для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь.
Конец 1934(1935?)—1937 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводных лодки типа «Л» («Ленинец») XI серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[18]
1935—1939 годы — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[19]
1938—1941 годы — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[20]
1939—1941 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их выпускал Судостроительный завод им. А. Марти, ныне вернувшийся в состав предприятия Адмиралтейские верфи.[21]
1941—1945 годы — во время Великой Отечественной войны на Дальзаводе дополнительно организовано производство оружия и боеприпасов.
2 июня 1945 года — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина.
1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
1958 год — на Дальзаводе завершён капитальный ремонт с переводом на жидкое топливо и перепланировкой помещений певого линейного ледокола советской постройки «Иосиф Сталин», ныне более известного как «Сибирь» из-за последовавшего в 1961 году переименования.
1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.
1963—1972 годы — на Дальзаводе переоборудованы по проекту 629А шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 629. Работы предусматривали установку на борт лодок ракетного комплекса Д4 с баллистическими ракетами Р-21, являвшимися первыми в мире баллистическими ракетами с подводным стартом.
18 января 1971 года — «по итогам работы в VIII пятилетке и за освоение новой техники» Дальзавод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Декабрь 1972 года — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.
Апрель 1982 года — «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Российская Федерация
1992 год — Дальзавод преобразован в Государственное предприятие «Дальзавод».
1993(?)—2011 годы — «Дальзавод» преобразован в Акционерное общество открытого типа «Дальзавод», которое в дальнейшем превратилось в Открытое акционерное общество «Дальзавод», а позднее были созданы также Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Дальзавод» и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
2008 год — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.
31 декабря 2009 года — из-за банкротства прекратило производственную деятельность ОАО «ХК «Дальзавод», контролировавшая основную часть площадей предприятия.[22]
2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО «ХК «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» под контролем холдинга Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — в то время дальневосточного подразделения государственной Объединённой судостроительной корпорации. ООО «Дальзавод» при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край
2011—2013 годы — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки «Список уничтоженных при Путине предприятий».
2013 год — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал несколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[23] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри.
2014— сентябрь 2018 года — на предприятии прошло глубокую модернизацию единственное действующее судно связи измерительного комплекса «Маршал Крылов».
2016(?) год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».
Апрель 2014 года — 2020 год — заводом достроены два танкера ледового класса проекта 00211 («РН Сахадин» и «РН Приморье»), собранные на Находкинском судоремонтном заводе.
2016 год — настоящее время (2023) — на предприятии один за другим большие противолодочные корабли проекта 1155М отечественного Тихоокеанского флота проходят глубокую модернизацию с почти полной заменой вооружения и последующей переклассификацией в фрегаты.
2020 год — на заводе началось производство судовой мебели, ранее к этому моменту не производившейся на Дальнем Востоке[24].
Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии
Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:
- Малый буксир «Ж-1» типа «ЖС» (построен в 1930 году) — первое в стране цельносварное судно.
- Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе Северная верфь) — заложен 18 декабря 1931 года на заводе Северная верфь в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
- Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56 IX-бис серии типа С («Средняя») (построена в 1937—1941 годах на предприятии и Заводе № 194) — была по секциям привезена во Владивосток для окончательной сборки. В 1942 году через Панамский канал перешла на Северный флот. За боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени 31 марта 1944 года. С 23 февраля 1945 года — гвардейская. Самая результативная отечественная подводная лодка Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных торпедным оружие целей, хоть и, в массе своей относительно небольших — субмарина потопила сторожевой корабль, тральщик и два транспорта, один из которых имел водоизмещение более 5 тыс. тонн. Ещё один столь же крупный транспорт был ею только повреждён из-за не срабатывания взрывателя торпеды. Всего совершила 8 походов, 13 атак и выпустила 30 торпед. Противник истратил на охоту за ней около 3 тыс. глубинных бомб, при этом подводную лодку 19(!) раз официально объявляли погибшей. После войны вернулась по Севморпути на Тихоокеанский флот, первой из отечественных подводных лодок выполнив кругосветное плавание. С 14 марта 1955 года преобразована в плавучую зарядную станцию. С 1964 года — учебно-тренировочная подводная лодка. С 9 мая 1975 года установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной во Владивостоке, с 25 июля 1982 года входит в состав Мемориала славы Тихоокеанского флота.
- Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 189 в Ленинграде) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.
См. также
- Дальневосточный центр судостроения и судоремонта
- Российское судостроение
- Российский военно-морской флот
Ссылки
Примечания