Внесение изменений в Конституцию России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (СТАТЬЯ В ЦЕЛОМ ГОТОВА) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| Строка 337: | Строка 337: | ||
'''Литература''' | '''Литература''' | ||
* ''Чернявский А.Г.'' [http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]. – М: КНОРУС, 2020. (доступ платный) | * ''Чернявский А.Г.'' [http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]. – М: КНОРУС, 2020. (доступ платный) | ||
[[Категория:Конституция России]] | |||
Текущая версия от 13:25, 29 сентября 2025
Конституция Российской Федерации 1993 года (далее Конституция) была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года.[1] В статье приведена хронология внесения изменений в положения Конституции России. Последняя на данный момент редакция Конституции России (17-я) действует с 5 октября 2022 года.
В повседневной речи любые изменения положений Конституции России ошибочно называют поправками. Юридически поправками в Конституцию являются изменения её положений в главах 3–8. Порядок их внесения прописан в статье 136 Конституции:
| Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. |
Установленный порядок внесения поправок был позднее подтвержден постановлением Конституционного Суда 1995 года (№12-П) и соответствующим федеральным законом 1998 года (№33-ФЗ).
Конституция России считается «жесткой» из-за сложной процедуры внесения в нее изменений, особенно поправок. Это обстоятельство делает изменение основного закона непростым делом, требующим широкой поддержки и соблюдения строгих правил. Любые значимые изменения требуют специального законодательного процесса, который отличается повышенной сложностью по сравнению с остальными законопроектами.
С момента вступления Конституции в силу именно поправки в нее вносились четырежды – в 2008, 2014 (дважды) и 2020 годах. Последнее (на данный момент) внесение поправок является самым масштабным и по сути стало реформой Конституции (2020). Также были внесены многочисленные изменения в перечень субъектов России, в том числе фиксирующие изменение их состава (статья 65).
Порядок внесения изменений
Инициаторы
Статья 134 содержит перечень субъектов, которые могут выступать за внесение поправок и прочих изменений в Конституцию России:
| Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. |
Данный перечень инициаторов изменений в Конституцию России является исчерпывающим. По сравнению с кругом субъектов законодательной инициативы, установленном в статье 108, он сужен для обеспечения стабильности основного закона государства.[1]
Инициатива о внесении изменений в Конституцию России оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур, например постановления Совета Федерации или Правительства России. Инициатива от групп членов Совета Федерации или депутатов Госдумы оформляется в виде документа, под которым должно быть установленное Конституцией число подписей. Порядок оформления такой инициативы предусмотрен регламентами палат Федерального Собрания.[1]
Поправки в главы 1, 2 и 9 Конституции
Статьи данных глав составляют фундаментальные положения Конституции России:
- Глава 1. Оснoвы конституциoнного стрoя (статьи 1-16);
- Глава 2. Прaва и свобoды челoвека и грaжданина (статьи 17–64);
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134–137).
Статья 135 устанавливает особый порядок пересмотра статей этих глав:
| 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. |
Так как Конституция России принята путем всенародного голосования, то именно народ является учредителем основ конституционного строя (глава 1) и правового статуса личности (глава 2) и не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием как высшим представительным органом страны. Глава 1 определяет содержание всех остальных положений основного закона, которые не могут ей противоречить (статья 16).[2]
Нормы, касающиеся внесения изменений в Конституцию России (глава 9), также не подлежат пересмотру Федеральным Собранием. Внесением изменений в главу 9 можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.[2]
Конституция России определяет общественные отношения, делая их стабильными, но не статичными. В ходе их развития может возникнуть необходимость пересмотра положений Конституции, включая главы 1, 2 и 9, но для их изменения установлен очень сложный порядок:[2]
| 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. |
Конституционное Собрание – особый конституционный орган, созываемый с целью решения вопроса о дальнейшей судьбе действующего основного закона. Установленное ограничение призвано не допустить необоснованного его созыва. Так как федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят, то порядок его созыва, порядок деятельности и т.д. на данный момент не определены.[2]
Полномочия Конституционного Собрания в Конституции России прописаны лишь в общих чертах:
| 3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. |
Именно Конституционное Собрание наделяется широкими полномочиями в решении вопроса пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции России. Только этот орган может инициировать проведение конституционного референдума. Так как порядок проведения всенародного голосования по вопросу принятия новой Конституции не регламентирован в основном законе, то оно проводится согласно законам «О референдуме…» (№5-ФКЗ) и «Об основных гарантиях избирательных прав…» (№67-ФЗ).[3]
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции России являются фундаментальными и их пересмотр возможен лишь путем принятия нового основного закона.
Поправки в главы 3-8 Конституции
Статьи данных глав составляют основные положения Конституции России:
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-791);
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93);
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109);
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117);
- Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-127);
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
Статья 136 регламентирует порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции России:
| Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. |
Поправки в статьи этих глав вносятся законом о конституционной поправке, который имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок его принятия определяется соответствующим федеральным законом 1998 года (№33-ФЗ), согласно которому поправка к Конституции это исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции России. Закон получает наименование, отражающее суть поправки и может охватывать и взаимосвязанные изменения конституционного текста.[4]
Подобно федеральному конституционному закону, закон о конституционной поправке принимается одобрением в Госдуме (2/3 голосов) и Совете Федерации (3/4 голосов). На него также не распространяется право президентского «вето». Но круг субъектов, имеющих право выдвинуть инициативу о внесении поправок, отличается от круга субъектов законодательной инициативы, прописанного в статье 104.[4]
Другое главное отличие – необходимость одобрения закона о конституционной поправке одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3[5] субъектов России. Данное условие объясняется значимостью Конституции как нормативного акта высшей силы, принятого на всенародном голосовании и обладающего верховенством на всей территории страны.[4]
Положения глав 3-8 Конституции России являются основными и их пересмотр возможен лишь при одобрении поправок органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов федерации.
Изменения в статью 65
Основная статья: Изменения в статью 65 Конституции России#Порядок внесения изменений в статью
Статья 65 Конституции России содержит полный перечень субъектов Российской Федерации, в котором прописаны их полные официальные названия и содержится их список в алфавитном порядке и с разбивкой по видам.
Внесение изменений в данную статью регулируется статьей 137 Конституции России:
- Образование новых субъектов – объединение двух и более граничащих между собой субъектов. Осуществляется по итогам референдумов в объединяющихся субъектах и в порядке, прописанном соответствующем федеральном конституционном законе 2001 года (№6-ФКЗ);
- Принятие новых субъектов – присоединение иностранного государства или его части. Также осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом 2001 года, но уже требует наличия и ратификации международного договора;
- Переименование субъектов – присвоение существующим субъектам новых названий. Осуществляется по соответствующему указу Президента России, основанном на решении самого субъекта о смене своего названия;
- Изменение конституционно-правового статуса субъекта – в теории осуществляется в соответствии со специальным федеральном конституционном законе, который на данный момент еще не принят;[6]
Несмотря на то, что статья 65 входит в третью главу Конституции (Федеративное устройство), внесение в нее изменений не является поправками. В отличие от остальных статей главы принятие федеральных конституционных законов для утверждения принятия или образования новых субъектов не требует одобрения не менее 2/3 органов законодательной власти субъектов.
Для переименования субъектов не требуется даже участия обеих палат Федерального Собрания (Госдума и Совет Федерации) и, соответственно, принятия подобного федерального конституционного закона. Согласно постановлению Конституционного Суда, вопрос о наименовании субъекта относится к ведению исключительно самих субъектов, поэтому его переименование осуществляется по решению самого субъекта, принятое в порядке, установленном его законодательством. Новое название субъекта вносится в статью 65 указом Президента России, а при возникновении разногласий глава государства может использовать согласительные процедуры.[7]
История внесения изменений
Изменения в перечне субъектов федерации
Основная статья: Изменения в статью 65 Конституции России
На протяжении всей истории Российской Федерации менялся состав её субъектов, а также их названия, что влекло за собой внесение соответствующих изменений в текст статьи 65 Конституции России:
- Образование новых субъектов – в результате объединений субъектов образованы Пермский (2005), Камчатский (2007) и Забайкальский края (2008), а Иркутская область (2007) и Красноярский край (2008) существенно расширили свои границы;
- Принятие новых субъектов – в состав России вошли Крым и Севастополь по итогам референдума (2014), ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области также по итогам референдумов (2022);
- Переименования субъектов – были переименованы[8] Ингушетия, Северная Осетия и Калмыкия (1996), Чувашия (2001), Ханты-Мансийский автономный округ (2003) и Кемеровская область (2019), всего шесть субъектов.
Состав субъектов федерации изменился с 89 (1993) до 83 субъектов (2008) в результате упразднения девяти бывших субъектов, три из которых вошли в состав укрупненных Иркутской области и Красноярского края. В результате расширения границ за счет шести бывших регионов Украины (три республики, две области и один город федерального значения) состав субъектов увеличился снова до 89 (2022).
Поправки 2008 года
Инициативу о внесении поправок к Конституции озвучил Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. [2][3] Свою инициативу глава государства обосновал актуальными на тот момент задачами, стоящими перед российским государством:
| Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность. |
Были выдвинуты предложения расширить конституционные права Федерального Собрания, добавив для Правительство обязательство отчитываться о своей работе перед Госдумой в формате ежегодных отчетов по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Другое предложение – увеличить сроки конституционных полномочий президента с четырех до шести лет и Госдумы с четырех до пяти лет.
Хронология принятия поправок
| Законопроект о сроках полномочий президента и Госдумы (№124578-5) |
Законопроект о ежегодных отчётах Правительства (№124588-5) |
|---|---|
|
|
Текст Конституции России со всеми внесенными поправками был официально опубликован 21 января 2009 года.[36][37] В связи с принятием поправок о сроках полномочий президента и Госдумы 20 июля 2009 года были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в частности «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав...» и ряд других.[38]
Сроки полномочий президента и Госдумы
| Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|
|
|
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
|
|
1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. |
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. |
Ежегодные отчёты Правительства
| Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
|
|
1. Правительство Российской Федерации: |
1. Правительство Российской Федерации: |
Поправки 2014 года
Следующее внесение поправок к Конституцию было более масштабным, ибо затронуло уже 11 статей Конституции. В отличие от поправок 2008 года оба законопроекта о поправках были инициированы разными субъектами и не рассматривались одновременно.
Инициативу о поправках в статьи, связанных с судебной системой России, выдвинул Президент России Владимир Путин на заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 21 июня 2013 года.[39][40] Свою инициативу глава государства обосновал необходимостью унифицировать подходы к разрешению споров:
| В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России. Вопрос серьёзный, нужно всё тщательно продумать и взвесить. |
Инициативу о поправках в статьи, связанных с порядком формирования Совета Федерации, выдвинула группа депутатов Госдумы[9] в своем законопроекте 12 марта 2014 года.[41][42] Свою инициативу группа обосновала необходимостью достижения баланса между полномочиями субъектов и федерального центра:
| Реализация данного предложения создаст дополнительные условия для достижения баланса полномочий и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, что является одной из основных целей деятельности Совета Федерации как конституционного органа Российской Федерации, призванного отражать ее федеративное государственное устройство. |
Хронология принятия поправок
| Законопроект об изменениях судебной системы (№352924-6) |
Законопроект об изменении формирования Совета Федерации (№468171-6) |
|---|---|
|
|
Так как законопроекты 2014 года о конституционных поправках рассматривались и принимались неодновременно, обновленный текст Конституции России официально публиковался дважды – 26 февраля (поправки по судебной системе) и 1 августа (поправки о Совете Федерации) [75][76]
Изменения в судебной системе
| Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|
|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
|
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. |
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации |
|
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
|
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам |
|
|
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
|
|
|
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
|
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. |
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. |
Изменения формирования Совета Федерации
| Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Конституционная реформа 2020 года
Основная статья: Реформа Конституции России
Самое масштабное (на данный момент) внесение поправок в Конституцию было инициировано Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Законопроект, одобренный Госдумой, Советом Федерации, Конституционным судом и органами законодательной власти субъектов России, был подписан 14 марта 2020 года (№1-ФКЗ). Всего было предложено более 200 поправок – помимо внесения пяти новых статей, также были внесены изменения в 41 статью:
- Глава 3. Федеративное устройство – внесены поправки в десять статей, добавлено три новые (671, 751 и 791);
- Глава 4. Президент России – внесены поправки в пять статей, добавлена одна новая (921);
- Глава 5. Федеральное Собрание – внесены поправки в десять статей, добавлена одна новая (1031);
- Глава 6. Правительство России – внесены поправки в семь статей;
- Глава 7. Судебная власть – внесены поправки в шесть статей;
- Глава 8. Местное самоуправление – внесены поправки в три статьи;
Закон лишь утвердил окончательный список поправок к Конституции. Для вступления их в силу было решено провести всенародное голосование по вопросу одобрения поправок населением. Голосование шло семь дней (25 июля – 1 июля 2020) и большинство россиян проголосовали за принятие поправок к Конституции (77,92%). По итогам голосования поправки вступили в силу 4 июля 2020 года по указу Президента России (№445).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Стр.433 || Чернявский А.Г.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Стр.434 || Чернявский А.Г.
- ↑ Стр.434-435 || Чернявский А.Г.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Стр.435 || Чернявский А.Г.
- ↑ Данное число варьировалось в зависимости от общего числа субъектов. При минимальном их количестве (83) требовалось одобрение 55 и более субъектов, а при максимальном (89) уже 59 и более субъектов.
- ↑ Вероятной причиной отсутствия такого федерального конституционного закона является отсутствие официальных инициатив от властей и/или населения субъектов по преобразованию, например, области в республику, автономной области в область и т.п.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
- ↑ Даются современные названия указанных субъектов. Их сокращенные названия являются равнозначными полным официальным названиям.
- ↑ Группа из 90 депутатов Госдумы VI созыва, в частности Владимир Жириновский, Сергей Миронов и т.д.
Ссылки
- Конституция Российской Федерации (ВикиТека);
- Конституция Российской Федерации (все редакции)
- Как менялась действующая Конституция России (ТАСС)
- Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации (РИА-Новости)
Литература
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный). – М: КНОРУС, 2020. (доступ платный)