Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 126 промежуточных версий 7 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Акционерное общество <nowiki>«Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''АО <nowiki>«Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Керчь]] ([[Республика Крым]]), широко известное также под названием завод «Залив». Вступило в строй в 1938 году как относительно небольшой «Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод» Наркомата морского флота СССР и [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.97.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B2.C2.BB.2C .D0.B3. .D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D1.8C .D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 .D0.BE.D0.B1.D0.BB.|было радикально расширено в конце 1960-х — начале 1970-х]], получив новое название <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>. | |||
''' | |||
История наименований предприятия: | История наименований предприятия: | ||
* | * 1938—1941 гг. — '''Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод''' | ||
* 1941—1966 гг. — '''Судостроительный завод № 532''' | |||
* с | * 1966—1976 гг. — '''Керченский судостроительный завод «Залив»''' | ||
* 1976—1994 гг. — '''Керченский судостроительный завод «Залив» имени Б. Е. Бутомы''' | |||
* 1994—2014 гг. — '''ОАО <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>''' | |||
* 2014—2021 гг. — '''ООО <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>''' | |||
* с 2021 года по настоящее время — '''АО <nowiki>«Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»</nowiki>''' | |||
В настоящий момент (на | В настоящий момент (на 2019 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, а также судоремонте. Однако, по мере восстановления, прежде всего, кадрового потенциала, растерянного за годы временного украинского управления (1991—2014 гг.), завод может быть задействован для строительства очень крупных гражданских судов и военных кораблей. Этому способствует тот факт, что предприятие имеет одно из немногих в России стапельных мест для строительства судов длиной до 300 метров и шириной до 50 метров, что соответствует дейдвейту более 150 тыс. тонн и позволяет производить даже супертанкеры и ударные авианосцы. | ||
== История предприятия == | == История предприятия == | ||
=== Предыстория предприятия === | === Предыстория предприятия === | ||
'''Начало 1934 года''' — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров. | |||
'''Май 1934 года''' — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта. | |||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''1938 год''' — '''Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий'''. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн. | |||
'''14 июня 1938 года''' — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь». | |||
[[Файл:Lancha G-5.svg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5]] | |||
'''1939 год''' — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера. | |||
[[Файл:Kirov&TKA-G-5-1940.jpg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5 на фоне крейсера «Киров», 1940]] | |||
'''22 июня 1941 года''' — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/] | |||
'''Август 1941 года''' — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как '''Судостроительный завод № 532'''. | |||
'''Ноябрь 1941 года''' — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими. | |||
'''Май 1942 года''' — Керчь повторно захватили германские войска. | |||
'''11 апреля 1944 года''' — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/], но сразу же стал постепенно восстанавливаться. | |||
'''26 мая 1946 года''' — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254. | |||
'''1947 год''' — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т. | |||
[[Файл:Albanian Minesweeper M-111.JPG|thumb|150px|Тральщик проекта 254<ref>Одной из модификаций проекта 254.</ref> в албанском флоте, 2007]] | |||
'''1950 год''' — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/] | |||
'''1952—1956 годы''' — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/] | |||
'''1955 год''' — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум. | |||
'''1955—1958 годы''' — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/] | |||
'''30 марта 1964 года''' — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн. | |||
'''1965 год''' — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода. | |||
'''1966 год''' — '''завод переименован в <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>.''' | '''1966 год''' — '''завод переименован в <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>.''' | ||
'''1968 год''' — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву. | |||
[[Файл:Project 1135 Ladny 2012 G1.jpg|thumb|150px|Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135, 2012]] | |||
'''1969—1981 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник»]] с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли. | |||
'''1971 год''' — с окончанием [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.97.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B2.C2.BB.2C .D0.B3. .D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D1.8C .D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 .D0.BE.D0.B1.D0.BB.|проекта масштабной модернизации предприятия]] введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами. | |||
'''1971—1980 годы''' — в новом доке завода строится серия из шести [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B5.D1.80.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1151 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.C2.BB|крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым»]] водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом<ref>Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.</ref> более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам. | |||
'''1976 год''' — '''заводу присвоено имя Б. Е. Бутомы''' — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[http://pantikapei.ru/ministr-sudostroitelnoj-promyshlennosti-boris-evstafevich-butoma.html] | |||
'''1980(1979?)—1996 годы''' — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн. | |||
[[Файл:Imeni 70-letiya VCheKa-KGB 1.jpg|thumb|150px|Пограничный сторожевой корабль «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» проекта 11351, 1988]] | |||
'''1981—1993 годы''' — на предприятии строится [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.9F.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D0.B9 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C .C2.AB.D0.9C.D0.B5.D0.BD.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 11351 .C2.AB.D0.9D.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B9.C2.BB|серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей»]] — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года. | |||
'''1984—1988 годы''' — на заводе построен уникальный [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]]. | |||
=== Украина === | === Украина === | ||
[[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]] | |||
''' | '''1993 год''' — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный» — последний пограничный сторожевой корабль проекта 11351, заложенный в 1990 году как «Киров» и переданный Украине в недостроенном состоянии на воде в 1992 году. Единственный относительно крупный корабль, построенный (точнее, достроенный) на Украине после развала СССР вплоть до 2010-х годов включительно и ставший впоследствии флагманом и вообще единственным уцелевшим от списания кораблём Военно-морских сил Украины крупнее третьего ранга. Был формально переклассифицирован в фрегаты, несмотря на отсутствие противокорабельного ракетного оружия на борту. Ещё один начатый при СССР корабль этого проекта («Красный вымпел») не достраивался и был разобран на металл в 1995 году. | ||
'''1994 год''' — '''завод приватизирован с многочисленными очевидными<ref>По этому поводу было судебное разбирательство ещё в 2013 году, поскольку приватизация была осуществлена по распоряжению не имевшего соответствующих полномочий руководства г. Керчь, да и регистрация нового юридического лица была проведена с нарушениями. Тогда суд, по сути, отказался рассматривать дело по существу.</ref> нарушениями законодательства Украины с изменением названия на Открытие акционерное общество <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>'''.[http://kerch.fm/2013/04/29/kerchanin-pytalsya-v-sude-otmenit-privatizaciyu-zavoda-zaliv.html] | |||
'''1996 год''' — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до [[Воссоединение Крыма с Россией|Воссоединения Крыма с Россией]]) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей. | |||
'''Январь 2006 года''' — контрольный пакет акций завода получен финансово-промышленной группой «Финансы и кредит», контролируемой украинским олигархом Константином Жеваго. Позднее она же, по сути, изменила название и стала называться холдинговой компанией «АвтоКрАЗ». | |||
'''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым. | '''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым. | ||
=== Республика Крым === | === Республика Крым === | ||
'''16 марта 2014 года''' — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией. | |||
'''16 марта 2014 года''' | |||
=== Современная Россия === | === Современная Россия === | ||
Строка 33: | Строка 98: | ||
'''25 августа 2014 года''' — '''с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название <nowiki>«Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив»</nowiki>.''' | '''25 августа 2014 года''' — '''с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название <nowiki>«Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив»</nowiki>.''' | ||
'''5 сентября 2014 года''' — на заводе впервые после более | '''5 сентября 2014 года''' — на заводе впервые после более чем двадцатилетнего перерыва состоялась торжественная церемония закладки двух полностью строящихся на нём судов — пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150. | ||
''' | '''Сентябрь 2014 года''' — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия. | ||
'''26 декабря 2014 года''' — заложены два универсальных морских танкера проекта 23131 дейдвейтом 12 тыс. тонн.[http://sdelanounas.ru/blogs/56798/] | |||
'''2015—2023 годы''' — на заводе построено аварийно-спасательное судно «Спасатель Ильин» проекта MPSV07 (на момент закладки проект указывался как А163).[https://sdelanounas.ru/blogs/151393/] | |||
'''18 августа 2015 года''' — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. | '''18 августа 2015 года''' — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. | ||
''' | '''Январь 2016 года''' — в связи с энергоблокадой Крыма со стороны Украины производственные подразделения завода переведены на ночной режим работы.[http://zalivkerch.com/index.php/novosti/104-zavod-zaliv-pereshel-na-rabotu-v-nochnoe-vremya][http://zalivkerch.com/index.php/novosti/106-dlya-nochnoj-smeny-organizovano-besplatnoe-pitanie] | ||
'''26 апреля 2016 года''' — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[http://sdelanounas.ru/blogs/77040/] | '''26 апреля 2016 года''' — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[http://sdelanounas.ru/blogs/77040/] | ||
{{#ev:youtube|51yakcfwrg4|200|right|Открытие кислородной станции}} | |||
'''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/] | |||
'''2016 год — настоящее время (2020)''' — на заводе серийно строятся малые гидрографические суда проекта 19910 для Министерства обороны России.[http://sdelanounas.ru/blogs/86383/][http://sdelanounas.ru/blogs/95393/] | |||
'''2016 год — настоящее время (2021)''' — предприятием почти с начала строятся заложенные в 2015 году на [[Зеленодольский завод имени А. М. Горького|Зеленодольском заводе имени А. М. Горького]] два кабельных судна проекта 15310. | |||
'''2016(?) год — настоящее время (2022)''' — на мощностях предприятия совместно с [[Зеленодольский завод имени А. М. Горького|Зеленодольским заводом имени А. М. Горького]] строится серия патрульных кораблей проекта 22160. | |||
'''2016(?) год — настоящее время (2023)''' — на мощностях предприятия совместно с [[Зеленодольский завод имени А. М. Горького|Зеленодольским заводом имени А. М. Горького]] строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». | |||
'''Начало 2017 года — середина 2018 года''' — заводом произведены многие сотни тонн металлоконструкций расположенного неподалеку [[Крымский мост|Крымского моста]]. | |||
[[Файл: | '''Июнь 2017 года''' — на предприятии открыт электромонтажный цех, размещённый в ранее не использовавшемся длительное время помещении после реконструкции и частичной замены оборудования.[http://sdelanounas.ru/blogs/95065/] | ||
'''2020 год — настоящее время (2023)''' — на заводе строятся два [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#.D0.A3.D0.BD.D0.B8.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.81.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B4.D0.B5.D1.81.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_23900_.C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.B1.D0.BE.D0.B9.C2.BB| | |||
универсальных десантных корабля проекта 23900 «Прибой»]]. | |||
'''2020—2021 годы''' — заводом строился автомобильный грузопассажирский паром «Петропавловск» проекта CNF22 для Камчатского края, который в связи с большой загрузкой предприятия после спуска на воду был передан для достройки на Новороссийский судоремонтный завод.[http://sudostroenie.info/novosti/31685.html][https://fleetphoto.ru/vessel/103330/] | |||
'''Февраль 2021 года''' — предприятие реорганизовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»</nowiki>'''. | |||
[[Файл:USS Yorktown collision.jpg|thumb|150px|right|СКР «Беззаветный» выталкивает крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод, 1988]] | |||
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | == Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | ||
* '''Лихтеровоз «Севморпуть»''' — крупнейшее из четырёх построенных в мировой истории транспортное судно с ядерной энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также единственное из них экономически востребованное, поскольку остальные являлись, по сути, только демонстраторами технологий и давно списаны. Предназначено для использования в Северном Ледовитом океане. | На предприятии было построено несколько кораблей и судов, получивших достаточно широкую известность: | ||
* '''[[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|Сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135]]''' — стал в некотором смысле одним из символов Холодной войны, когда в 1988 году, в ходе операции по вытеснению кораблей военно-морских сил США из территориальных вод СССР<ref>Почвой для возникновения инцидента стало непризнание США части объявленных морских границ СССР, в результате чего имел место конфликт, аналогичный активизировавшемуся в середине 2010-х конфликту США и Китая в районе островов Спратли.</ref> у берегов Крыма после призывов покинуть наши воды и предупреждений дважды выполнил навал на американский крейсер «Йорктаун», буквально бортом выталкивая его в международные воды, и добился тем самым своего. | |||
[[Файл:Лихтеровоз «Севморпуть».jpg|thumb|150px|left|Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]] | |||
* '''[[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|Атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»]]''' — крупнейшее из четырёх построенных в мировой истории транспортное судно с ядерной энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также единственное из них экономически востребованное, поскольку остальные являлись, по сути, только демонстраторами технологий и давно списаны. Предназначено для использования в Северном Ледовитом океане. Судно было построено на заводе с 01 июня 1982 года по 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз в 2013—1016 годах прошёл восстановительный ремонт.[http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=34] | |||
[[Файл:Hetman Sahaidachnyi ship side view.JPG|thumb|150px|right|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2011]] | |||
* '''Фрегат (пограничный сторожевой корабль) «Гетман Сагайдачный» («Киров»)''' — последний из серии пограничных сторожевых кораблей второго ранга проекта 11351, доставшийся Украине в почти достроенном состоянии и в результате ставший единственным относительно крупным боевым кораблём, построенным на Украине после развала СССР, если не считать введённого в строй ещё раньше, но почти не вооружённого среднего разведывательного корабля «Славутич» («Приднепровье»). Кроме того, «Гетман Сагайдачный» к моменту [[Украинский кризис|Украинского кризиса]] остался единственным не списанным относительно крупным кораблём в украинском флоте, выполняя роль его флагмана, благодаря чему стал относительно хорошо известен. При этом напрямую в событиях Украинского кризиса корабль не участвовал, поскольку в момент отделения Крыма от Украины находился в походе по борьбе с пиратством у берегов [[Сомали]], а начало российской Специальной военной операции на Украине корабль встретил у стенки судоремонтного предприятия, где и был затоплен украинскими моряками. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[ | * [[Крым]] | ||
* [[Российское судостроение]] | |||
* [[Российский военно-морской флот]] | * [[Российский военно-морской флот]] | ||
* [[Керчь]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http:// | * [http://kerchbutoma.ru/ Официальный сайт предприятия http://kerchbutoma.ru/] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br | <br> | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Предприятия Республики Крым]] | ||
[[Категория:Крупные российские проекты]] | |||
[[Категория:Керчь]] | [[Категория:Керчь]] |
Текущая версия от 11:37, 24 октября 2024
Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» (официальное сокращённое название АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Керчь (Республика Крым), широко известное также под названием завод «Залив». Вступило в строй в 1938 году как относительно небольшой «Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод» Наркомата морского флота СССР и было радикально расширено в конце 1960-х — начале 1970-х, получив новое название «Керченский судостроительный завод «Залив».
История наименований предприятия:
- 1938—1941 гг. — Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод
- 1941—1966 гг. — Судостроительный завод № 532
- 1966—1976 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив»
- 1976—1994 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив» имени Б. Е. Бутомы
- 1994—2014 гг. — ОАО «Судостроительный завод «Залив»
- 2014—2021 гг. — ООО «Судостроительный завод «Залив»
- с 2021 года по настоящее время — АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»
В настоящий момент (на 2019 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, а также судоремонте. Однако, по мере восстановления, прежде всего, кадрового потенциала, растерянного за годы временного украинского управления (1991—2014 гг.), завод может быть задействован для строительства очень крупных гражданских судов и военных кораблей. Этому способствует тот факт, что предприятие имеет одно из немногих в России стапельных мест для строительства судов длиной до 300 метров и шириной до 50 метров, что соответствует дейдвейту более 150 тыс. тонн и позволяет производить даже супертанкеры и ударные авианосцы.
История предприятия
Предыстория предприятия
Начало 1934 года — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров.
Май 1934 года — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта.
Советская Россия
1938 год — Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн.
14 июня 1938 года — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь».
1939 год — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера.
22 июня 1941 года — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[1]
Август 1941 года — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как Судостроительный завод № 532.
Ноябрь 1941 года — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими.
Май 1942 года — Керчь повторно захватили германские войска.
11 апреля 1944 года — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[2], но сразу же стал постепенно восстанавливаться.
26 мая 1946 года — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254.
1947 год — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т.
1950 год — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[3]
1952—1956 годы — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[4]
1955 год — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум.
1955—1958 годы — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[5]
30 марта 1964 года — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн.
1965 год — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода.
1966 год — завод переименован в «Керченский судостроительный завод «Залив».
1968 год — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву.
1969—1981 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник» с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли.
1971 год — с окончанием проекта масштабной модернизации предприятия введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами.
1971—1980 годы — в новом доке завода строится серия из шести крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым» водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом[2] более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам.
1976 год — заводу присвоено имя Б. Е. Бутомы — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[6]
1980(1979?)—1996 годы — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн.
1981—1993 годы — на предприятии строится серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей» — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года.
1984—1988 годы — на заводе построен уникальный атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть».
Украина
1993 год — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный» — последний пограничный сторожевой корабль проекта 11351, заложенный в 1990 году как «Киров» и переданный Украине в недостроенном состоянии на воде в 1992 году. Единственный относительно крупный корабль, построенный (точнее, достроенный) на Украине после развала СССР вплоть до 2010-х годов включительно и ставший впоследствии флагманом и вообще единственным уцелевшим от списания кораблём Военно-морских сил Украины крупнее третьего ранга. Был формально переклассифицирован в фрегаты, несмотря на отсутствие противокорабельного ракетного оружия на борту. Ещё один начатый при СССР корабль этого проекта («Красный вымпел») не достраивался и был разобран на металл в 1995 году.
1994 год — завод приватизирован с многочисленными очевидными[3] нарушениями законодательства Украины с изменением названия на Открытие акционерное общество «Судостроительный завод «Залив».[7]
1996 год — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до Воссоединения Крыма с Россией) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей.
Январь 2006 года — контрольный пакет акций завода получен финансово-промышленной группой «Финансы и кредит», контролируемой украинским олигархом Константином Жеваго. Позднее она же, по сути, изменила название и стала называться холдинговой компанией «АвтоКрАЗ».
22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
Республика Крым
16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
Современная Россия
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
25 августа 2014 года — с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название «Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив».
5 сентября 2014 года — на заводе впервые после более чем двадцатилетнего перерыва состоялась торжественная церемония закладки двух полностью строящихся на нём судов — пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150.
Сентябрь 2014 года — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия.
26 декабря 2014 года — заложены два универсальных морских танкера проекта 23131 дейдвейтом 12 тыс. тонн.[8]
2015—2023 годы — на заводе построено аварийно-спасательное судно «Спасатель Ильин» проекта MPSV07 (на момент закладки проект указывался как А163).[9]
18 августа 2015 года — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Январь 2016 года — в связи с энергоблокадой Крыма со стороны Украины производственные подразделения завода переведены на ночной режим работы.[10][11]
26 апреля 2016 года — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[12]
26 июля 2016 года — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[13]
2016 год — настоящее время (2020) — на заводе серийно строятся малые гидрографические суда проекта 19910 для Министерства обороны России.[14][15]
2016 год — настоящее время (2021) — предприятием почти с начала строятся заложенные в 2015 году на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького два кабельных судна проекта 15310.
2016(?) год — настоящее время (2022) — на мощностях предприятия совместно с Зеленодольским заводом имени А. М. Горького строится серия патрульных кораблей проекта 22160.
2016(?) год — настоящее время (2023) — на мощностях предприятия совместно с Зеленодольским заводом имени А. М. Горького строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт».
Начало 2017 года — середина 2018 года — заводом произведены многие сотни тонн металлоконструкций расположенного неподалеку Крымского моста.
Июнь 2017 года — на предприятии открыт электромонтажный цех, размещённый в ранее не использовавшемся длительное время помещении после реконструкции и частичной замены оборудования.[16]
2020 год — настоящее время (2023) — на заводе строятся два универсальных десантных корабля проекта 23900 «Прибой».
2020—2021 годы — заводом строился автомобильный грузопассажирский паром «Петропавловск» проекта CNF22 для Камчатского края, который в связи с большой загрузкой предприятия после спуска на воду был передан для достройки на Новороссийский судоремонтный завод.[17][18]
Февраль 2021 года — предприятие реорганизовано в Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы».
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии было построено несколько кораблей и судов, получивших достаточно широкую известность:
- Сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135 — стал в некотором смысле одним из символов Холодной войны, когда в 1988 году, в ходе операции по вытеснению кораблей военно-морских сил США из территориальных вод СССР[4] у берегов Крыма после призывов покинуть наши воды и предупреждений дважды выполнил навал на американский крейсер «Йорктаун», буквально бортом выталкивая его в международные воды, и добился тем самым своего.
- Атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» — крупнейшее из четырёх построенных в мировой истории транспортное судно с ядерной энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также единственное из них экономически востребованное, поскольку остальные являлись, по сути, только демонстраторами технологий и давно списаны. Предназначено для использования в Северном Ледовитом океане. Судно было построено на заводе с 01 июня 1982 года по 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз в 2013—1016 годах прошёл восстановительный ремонт.[19]
- Фрегат (пограничный сторожевой корабль) «Гетман Сагайдачный» («Киров») — последний из серии пограничных сторожевых кораблей второго ранга проекта 11351, доставшийся Украине в почти достроенном состоянии и в результате ставший единственным относительно крупным боевым кораблём, построенным на Украине после развала СССР, если не считать введённого в строй ещё раньше, но почти не вооружённого среднего разведывательного корабля «Славутич» («Приднепровье»). Кроме того, «Гетман Сагайдачный» к моменту Украинского кризиса остался единственным не списанным относительно крупным кораблём в украинском флоте, выполняя роль его флагмана, благодаря чему стал относительно хорошо известен. При этом напрямую в событиях Украинского кризиса корабль не участвовал, поскольку в момент отделения Крыма от Украины находился в походе по борьбе с пиратством у берегов Сомали, а начало российской Специальной военной операции на Украине корабль встретил у стенки судоремонтного предприятия, где и был затоплен украинскими моряками.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Одной из модификаций проекта 254.
- ↑ Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.
- ↑ По этому поводу было судебное разбирательство ещё в 2013 году, поскольку приватизация была осуществлена по распоряжению не имевшего соответствующих полномочий руководства г. Керчь, да и регистрация нового юридического лица была проведена с нарушениями. Тогда суд, по сути, отказался рассматривать дело по существу.
- ↑ Почвой для возникновения инцидента стало непризнание США части объявленных морских границ СССР, в результате чего имел место конфликт, аналогичный активизировавшемуся в середине 2010-х конфликту США и Китая в районе островов Спратли.