Прогрессивная шкала НДФЛ: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (AlexBond переименовал страницу Инкубатор:Прогрессивная шкала НДФЛ в Прогрессивная шкала НДФЛ без оставления перенаправления)
(статья завершённая, хотя многие цифры устаревшие)
 
(не показано 18 промежуточных версий 9 участников)
Строка 3: Строка 3:
Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.
Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.


По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %.[http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/2003/2003-06sinelnikov/2003-06sinelnikov000.htm] Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.
По официальным данным, в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 46 %, а в 2002 году ещё на 40 %.<ref>[http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_13/IssWWW.exe/Stg/20-04.htm Росстат. Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1995—2004 годах].</ref>
 
Этот рост произошёл в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.


В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.
В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.


Против прогрессивной шкалы НДФЛ выдвигаются следующие аргументы:
== Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России ==
 
В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России<ref>{{Cite web|url=http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/64631-5-dovodov-protiv-vvedeniya-progressivnogo-podohodnogo-naloga-v-rossii|title=5 доводов против введения прогрессивного подоходного налога|date=|publisher=www.forbes.ru}}</ref>:
1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к «серым зарплатам». За 10 лет народ ещё не забыл, что нужно делать для минимизации НДФЛ. Это больно ударит по бюджетам регионов и муниципальных образований внутри регионов, так как в настоящее время 80 % собранного НДФЛ идет в бюджет субъекта РФ, а 20 % — в бюджет муниципального образования. Федеральный бюджет НДФЛ не получает. Фактически за счет НДФЛ формируется около трети бюджета региона и две трети бюджета муниципального образования. Например, доходы Москвы в 2012 году 1,46 трлн руб. — из них НДФЛ 543,6 млрд руб.[http://www.severgroup.su/2012/08/03/podmoskove-xochet-ndfl/]
* '''Во-первых,''' отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведёт к ещё большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
 
* '''Во-вторых,''' прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряжённость, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы 1000 рублей.
* '''В-третьих,''' плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя всё общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоёв населения.
* '''В-четвертых,''' введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
* '''В-пятых,''' прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для её введения.


3. Введение прогрессивной шкалы вернёт времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателями.
== НДФЛ и бюджет России ==
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %.


4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением.
Данные МинФина РФ, в млрд руб.<ref>{{Cite web|url=http://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.|title=Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.)|date=|publisher=www.minfin.ru}}</ref>:


=== НДФЛ и бюджет России ===
* 2005 —707,05 / 8579,64
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %
* 2006 — 930,38 / 10 625,81
* 2007 — 1266,61 / 13 368,26
* 2008 — 1666,32 / 16 169,10
* 2009 — 1665,82 / 13 599,72
* 2010 — 1790,50 / 16 031,93
* 2011 — 1995,81 / 20 855,37
* 2012 — 2261,48 / 23 435,10
* 2013 — 2499,05 / 24 082,39
* 2014 — 2700,72 / 26 371,06


Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд руб.:
Данные Федеральной службы Государственной статистики, в млрд руб.<ref>{{Cite web|url=http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm|title=Консолидированный бюджет РФ и бюджетов внебюджетных фондов в 2015 г.|date=|publisher=www.gks.ru}}</ref>:
 
* 2015 — 2807,8 / 26 922,0
* 2005—707.05 / 8 579.64
* 2006—930.38 / 10 625.81
* 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
* 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
* 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
* 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
* 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
* 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
* 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
* 2014 — 2 700.72 / 26 371.06
 
Данные [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm Федеральной службы Государственной статистики], в млрд руб.
* 2015 — 2 807.8 / 26 922.0
Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % [https://cdn.vedomosti.ru/image/2016/6s/je8c/mobile_high-p4.png (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.)]. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).
Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % [http://cdn.vedomosti.ru/image/2016/6s/je8c/mobile_high-p4.png (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.)]. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).


Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.
Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.


=== Прогрессивная шкала и социальная справедливость (1-й подход) ===
== Прогрессивная шкала и социальная справедливость ==
Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:
Равномерная прогрессивная шкала из пяти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:


# 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
# 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
Строка 49: Строка 49:
# 27 % — 5 %, 400 %+.
# 27 % — 5 %, 400 %+.


Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.
Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.


Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:
Неравномерная прогрессивная шкала из двух градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:


# 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
# 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
# 48 % — 5 %, 400 %+.
# 48 % — 5 %, 400 %+.


Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться не реже продавать квартиры, машины и прочую собственность.
Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.


В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.
В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.


=== Прогрессивная шкала и социальная справедливость (2-ой подход) ===
== Прогрессивная шкала и налоговые льготы ==
Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.


Строка 67: Строка 67:
1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ).
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д.
3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья<ref>{{Cite web|url=http://www.ndfl.ru/nalogovyy-vychet-za-protsenty-po-ipoteke/|title=Как получить налоговый вычет за проценты по ипотеке|date=|publisher=www.ndfl.ru}}</ref> и т. д.
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).
5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).


Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ ([https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ Статистические формы]) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.
Согласно Сводному отчёту по форме 5-НДФЛ ([http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ Статистические формы]), в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4830 млрд руб., то есть 18,7 %.


При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, сводя уплату НДФЛ к нулю путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.
При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы, человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путём предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом, получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.
   
   
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект [http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1148107-6 1148107-6], который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.
В настоящее время (2020 год) в Государственной Думе рассматривается законопроект 1148107-6<ref>{{Cite web|url=http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1148107-6|title=Введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ|date=|publisher=www.asozd2.duma.gov.ru/}}</ref>, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.


Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:
Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:
Строка 101: Строка 101:
|-
|-
! От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб.
! От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб.
| 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.
| 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2400 тыс. руб.
|-
|-
! От 100 000 001 руб. и выше
! От 100 000 001 руб. и выше
Строка 107: Строка 107:
|}
|}


Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2 000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.
Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.


Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.
Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.


=== НДФЛ и доходы населения ===
== НДФЛ и доходы населения ==
Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.
Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.


Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ] на 2011 год, в млрд руб.:
Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ] на 2011 год, в млрд руб.:


* НДФЛ — 1 995.81
* НДФЛ — 1 995,81
* Страховые взносы — 3 528.33
* Страховые взносы — 3 528,33
* НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
* НДС — 1 753,58 + 1 497,17 (так или иначе оплачивается населением)
* Акцизы — 603.88
* Акцизы — 603,88
<!-- Таможенные пошлины — 3 712.49 -->
<!-- Таможенные пошлины — 3 712,49 -->
* Бюджет — 20 855.37
* Бюджет — 20 855,37


Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.
Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0,5 — 20 %*0,07 = 5 % — 1,5 % = +3,5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.


При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.
При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0,07 = +3,1 %.
 
=== Выводы ===
До тех пор, пока 70 % населения получают доходы менее средних по стране, а средние доходы москвичей (10 % населения) больше средних доходов по стране в полтора раза, пользы от прогрессивной шкалы НДФЛ примерно ноль.


==См. также==
==См. также==
Строка 134: Строка 131:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.jsr.su/16/4/n.html Ильясов Ф. Н. ''Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера'' // Социальные исследования. 2016. № 4.]
* [http://www.iep.ru/files/text/working_papers/52.pdf Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации]. Институт экономики переходного периода. 2002 год.
* ''Ильясов Ф. Н.'' [http://www.jsr.su/16/4/n.html Формула прогрессивного налога на основе закона Вебера]. // Социальные исследования. 2016. № 4.
* ''[[Олег Макаренко|Макаренко О. А.]]'' [http://fritzmorgen.livejournal.com/1456148.html Почему введение прогрессивной шкалы в 2019 году — плохая идея].
 
== Примечания ==
{{Примечания}}


<br>
<br>

Текущая версия от 03:19, 24 ноября 2021

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По официальным данным, в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 46 %, а в 2002 году ещё на 40 %.[1]

Этот рост произошёл в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

В 2011 году экономист Владимир Назаров озвучил следующие аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России[2]:

  • Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления — постоянству правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не менять ставку НДФЛ приведёт к ещё большему росту недоверия бизнеса к власти, оттоку иностранных инвестиций и бегству отечественного капитала за границу. Хотя решение о повышении страховых взносов в 2011 году и доминирование «силовой бюрократии» в определении правил делового оборота уже сеяли массовое недоверие к перспективам развития страны, вряд ли стоит усугублять эту ситуацию введением прогрессивного НДФЛ. Бедным не станет лучше, если уменьшится поток инвестиций: будет меньше новых производств и новых рабочих мест.
  • Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Вряд ли людям с невысокими доходами в Амурской области станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды. Это усилит межрегиональную политическую напряжённость, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России.
  • В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100-процентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Вы получаете зарплату в нескольких местах? Ваши проценты по депозиту выше ¾ ставки рефинансирования ЦБ? Продали паи инвестиционного фонда? Сейчас со всех этих доходов ваши налоговые агенты удерживают 13%, беря на себя всё общение с налоговиками. Введение прогрессивного НДФЛ потребует от вас самостоятельно учитывать доходы из различных источников, складывать их, оформлять налоговую декларацию и (если что не так) объяснять налоговикам, что вы не верблюд. Пока ни наши граждане, ни налоговая служба не готовы к такой бурной деятельности. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоёв населения.
  • В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х годов привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счет того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют).
  • В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для её введения.

НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %.

Данные МинФина РФ, в млрд руб.[3]:

  • 2005 —707,05 / 8579,64
  • 2006 — 930,38 / 10 625,81
  • 2007 — 1266,61 / 13 368,26
  • 2008 — 1666,32 / 16 169,10
  • 2009 — 1665,82 / 13 599,72
  • 2010 — 1790,50 / 16 031,93
  • 2011 — 1995,81 / 20 855,37
  • 2012 — 2261,48 / 23 435,10
  • 2013 — 2499,05 / 24 082,39
  • 2014 — 2700,72 / 26 371,06

Данные Федеральной службы Государственной статистики, в млрд руб.[4]:

  • 2015 — 2807,8 / 26 922,0

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из пяти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  5. 27 % — 5 %, 400 %+.

Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

Неравномерная прогрессивная шкала из двух градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
  2. 48 % — 5 %, 400 %+.

Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

Прогрессивная шкала и налоговые льготы

Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья[5] и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

Согласно Сводному отчёту по форме 5-НДФЛ (Статистические формы), в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4830 млрд руб., то есть 18,7 %.

При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы, человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путём предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом, получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

В настоящее время (2020 год) в Государственной Думе рассматривается законопроект № 1148107-6[6], который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

— если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

— для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

— для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

— к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

Подробнее см. таблицу:

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода Налоговая ставка
До 180 000 руб. 0,00 %
От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. 13 % с суммы, превышающей 180 тыс. руб.
От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. 288,6 тыс. руб. + 30 % с суммы, превышающей 2400 тыс. руб.
От 100 000 001 руб. и выше 29 568,6 тыс. руб. + 70 % с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

Применение данного закона позволит каждому плательщику НДФЛ получить дополнительно 23 400 руб. в год или около 2000 руб. в месяц, что будет являться неплохим подспорьем для людей с низкими доходами.

Что касается больших доходов, то возможность применять налоговые вычеты будет способствовать большей привлекательности инвестиций для людей с такими доходами в образование, медицину, пенсионное обеспечение и т. д., что даст дополнительный толчок развития данных отраслей.

НДФЛ и доходы населения

Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.

Данные МинФина РФ на 2011 год, в млрд руб.:

  • НДФЛ — 1 995,81
  • Страховые взносы — 3 528,33
  • НДС — 1 753,58 + 1 497,17 (так или иначе оплачивается населением)
  • Акцизы — 603,88
  • Бюджет — 20 855,37

Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0,5 — 20 %*0,07 = 5 % — 1,5 % = +3,5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.

При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0,07 = +3,1 %.

См. также

Ссылки

Примечания