Хабаровский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Незавершённая статья}} '''Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»''' (…»)
 
 
(не показано 90 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{Эпиграф|Строим флот сильной страны|Девиз завода}}
'''Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»''' (официальное сокращённое название '''АО «ХСЗ»''') — судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Хабаровск]] ([[Хабаровский край]]). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 151». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь основным поставщиком небольших кораблей для Тихоокеанского флота, поставлявшихся также и на экспорт.
'''Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»''' (официальное сокращённое название '''АО «ХСЗ»''') — судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Хабаровск]] ([[Хабаровский край]]). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 876». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь оним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока и одним из очень немногих поставщиков небольших кораблей для Тихоокеанского флота, строившихся также и на экспорт.


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* 1953—1961 гг. — '''Завод № 151'''  
* 1953—1961 гг. — '''Завод № 876''' (п/я 151<ref>«Почтовый ящик» — обезличенное наименование и одновременно почтовый адрес организации, использовавшиеся в основном в советский период для секретности переписки, поскольку смешивать открытое и шифрованное название предприятия в открытых документах категорически воспрещалось. На практике же, если не было специально усиленных мер безопасности, оба наименования через несколько лет, как правило, знали уже все местные жители.</ref>)
* 1966—1974 гг. — '''Феодосийский завод «Море»'''
* 1961—1966 гг. — '''Хабаровский судоремонтный завод'''
* 1974 г. — '''Феодосийское производственное объединение'''
* 1966—1982 гг. — '''Хабаровский судостроительный завод'''
* 1974—1981 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 1982—1999(?) гг. — '''Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР'''
* 1981—1991 гг. — '''Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС'''
* 1992(?)—1999(?) гг. — '''Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»'''
* 1991—2001 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 1999—2001 гг. — '''Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»'''
* 2001—2014 гг. — '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Феодосийская судостроительная кампания «Море»</nowiki>'''
* 2001—2008 гг. — '''Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»'''
* 2014—2015 гг. — '''Государственное унитарное предприятие Республики Крым <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>'''
* 2008—2015(?) гг. — '''Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''
* с 2015 года по настоящее время — '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>'''  
* с 2015(?) года по настоящее время — '''Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''


В настоящий момент (на 2018 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.
В настоящий момент (на 2018 год) предприятие входит в состав холдинга «[[Объединённая судостроительная корпорация]]» и специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе скоростных на подводных крыльях, воздушной подушке и воздушной каверне.


== История предприятия ==
== История предприятия ==


=== Предыстория предприятия ===
=== Предыстория предприятия ===
'''5 октября 1938 года''' — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.
'''1932 год''' — в Хабаровске введён в строй судостроительный завод «Остон» (ОСиповский заТОН), изначально предназначавшийся для сборки небольших судов, поставлявшихся в виде машинокомплектов из европейской части страны. Этот завод, просуществовавший до 2003 года, не следует путать с рассматриваемым предприятием. Позднее «Остон» был известен также как «Хабаровский судостроительный и механический завод», «Хабаровский судостроительный и механический завод имени Кирова», «Завод № 368», «Хабаровский судостроительный завод имени Кирова» и «Остон — завод имени С. М. Кирова».


'''1939 год''' — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
'''27 ноября 1945 года''' — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.


'''27 июня 1946 года''' —  выделена территория под строительство завода на берегу Амурской протоки.


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
'''1945 год''' — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
[[Файл:SKRpr159(DN-ST-84-01631).jpg|thumb|150px|right|Сторожевой корабль проекта 159, 1983]]


[[Файл:Komsomolets torpedo boat.JPG|thumb|150px|right|Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»]]
'''1953 год''' — предприятие основано под названием '''Завод № 876''' (п/я 151).
'''1946—1947 годы''' — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.


'''1 сентября 1947 года''' — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.
'''1958 год''' — предприятием построена как минимум одна морская баржа не судоходная одной из модификаций проекта 411.[http://fleetphoto.ru/entities/181/] Тогда же предприятием была начата подготовка к серийному производству сторожевых кораблей проекта 159.


'''1949—1951 годы''' — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе [[Тюмень]].
'''1959—1965 годы''' — на заводе построены 7 сторожевых кораблей проекта 159.[http://russianships.info/boevye/159]


'''1951 год''' — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.
[[Файл:MPKpr204(DN-SN-84-01765).jpg|thumb|150px|left|МПК проекта 204, 1983]]


'''1952 год''' — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.97.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.E2.84.96.C2.A0831_.28.D0.BD.D1.8B.D0.BD.D0.B5_.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.C2.AB.D0.9C.D0.BE.D1.80.D0.B5.C2.BB.29.2C_.D0.BF.D0.B3.D1.82._.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B3._.D0.A4.D0.B5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.81.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.B8|строительство завода]].
'''1960 — 1968 годы''' — предприятием построены 11 малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 204. [http://russianships.info/boevye/204.htm]


'''1951—1955 годы''' — строится серия из 215<ref>Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.</ref> торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в [[Египет]], [[Китай]] и [[Сирия|Сирию]].
'''1960(?) — 1970 годы''' — на заводе построены 16 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод, по всей видимости, освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.[http://russianships.info/boevye/266.htm]


'''1956 год''' — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.
'''21 марта 1961 года''' — предприятие переименовано в '''Хабаровский судоремонтный завод'''.


'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
'''1962 год''' — предприятием построено как минимум одно несамоходное наливное судно проекта 434.[http://fleetphoto.ru/entities/181/]


'''1963—1966 годы''' — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта​ 125А.
[[Файл:SKRpr159A(DN-ST-84-01625).jpg|thumb|150px|right|Сторожевой корабль проекта 159А, 1983]]


[[Файл:Kometa.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Комета»]]
'''1964—1972 годы''' — на заводе построены 10 сторожевых кораблей проекта 159A, а ещё один аналогичный корабль достроен не был.[http://russianships.info/boevye/159]


'''1965—1980(1981?) годы''' — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.
'''31 января 1966 года''' — предприятие переименовано в '''Хабаровский судостроительный завод'''.


'''20 июня 1966 года''' — предприятие переименовано в '''Феодосийский завод «Море»'''.
'''1967—1978(?) годы''' — на заводе на экспорт построены 11(?) сторожевых кораблей проекта 159АЭ.[http://russianships.info/boevye/159]


[[Файл:PSKApr1400M(DN-ST-89-08524)-cropped.jpg|thumb|150px|left|Пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400М «Гриф»]]
[[Файл:Vitse-admiralZhukov&Snayper2005Sevastopol.jpg|thumb|150px|left|Морские тральщики проекта 266М, 2005]]
'''1969—1991 годы''' — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [http://russianships.info/pogran/1400.htm]


'''1972—1976 годы''' — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[http://russianships.info/boevye/1205.htm]
'''1970—1976 годы''' — на заводе построены 5 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М»[http://russianships.info/boevye/266m.htm]


'''21 февраля 1974 года''' — предприятие преобразовано в '''Феодосийское производственное объединение''', при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.
'''1970—1985 годы''' — на заводе построены 14 малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».[http://russianships.info/boevye/1124.htm]


'''5 марта 1974 года''' — предприятие переименовано в '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''.
'''1970—1991 годы''' — предприятием построено в общей сложности 14 судов безобмоточного размагничивания (1977 года — судов размагничивания) проектов 1799 (закладывались в 1970—1976 годах), 1799А (закладывались 1976—1982 годах) и 1799АЭ (закладка 1981 года) шифр «Глобус».[http://russianships.info/vspomog/1799.htm][http://fleetphoto.ru/entities/181/]


'''1981 год''' — предприятие переименовано в '''Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС'''.
'''1973—1982 годы''' — на заводе построены 11 малых артиллерийских кораблей / пограничных сторожевых кораблей (фактически речных мониторов) проекта 1208 «Слепень».[http://russianships.info/boevye/1208.htm]


[[Файл:Lebed class LCAC.JPEG|thumb|150px|right|Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»]]
[[Файл:Корабль 117 Амурской флотилии ф1.JPG|thumb|150px|right|Пограничный сторожевой корабль проекта 1249, 2013]]


'''1975—1985 годы''' — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[http://russianships.info/boevye/1206.htm]
'''1979—1983 годы''' — на заводе построены 5 пограничных сторожевых кораблей проекта П1124.[http://russianships.info/boevye/1124.htm]


'''1975—1991 годы''' — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».
'''1979(?)—1984 годы''' — на заводе построено 8(9?[http://fleetphoto.ru/entities/181/]) строившихся только на этом заводе пограничных сторожевых кораблей (пограничных кораблей управления) проекта 1249.[http://fleetphoto.ru/projects/1986/], а также 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[http://russianships.info/katera/12411.htm]


[[Файл:Voskhod 24.jpg|thumb|150px|left|Судно на подводных крыльях «Восход»]]
[[Файл:Корабль Амурской флотилии.JPG|thumb|150px|left|Малый артиллерийский корабль «Вьюга», 2011]]


'''1976—1991 годы''' — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-(больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.
'''1982—1984 годы''' — на заводе построен малый артиллерийский корабль (фактически речной монитор) «МАК-11» (с 13 августа 1995 года — «Вьюга») проекта 12081 «Слепень». От ранее выпускавшихся серийных кораблей проекта 1208 «МАК-11» по сведениям из открытых источников отличался наличием на борту лазерного оружия.[http://zonwar.ru/news2/news_200_Slepen.html][http://russianships.info/boevye/1208.htm]


'''1979—1980 годы''' — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[http://russianships.info/boevye/1209.htm]
'''14 декабря 1982 года''' — предприятие переименовано в '''Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия СССР'''.


'''1982 год''' — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».
'''1982(?)—1991 годы''' — на заводе построено 16 и заложено ещё минимум 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния».[http://russianships.info/katera/12411.htm]


'''1982—1991 годы''' — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[http://russianships.info/boevye/1209.htm]
'''1984(?)—1991 годы''' — на заводе построены 7 и заложен 8-й десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», вводившиеся в строй с 1985 года.[http://russianships.info/boevye/12061.htm]


'''1986 год''' — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.
[[Файл:МПК Холмск.JPG|thumb|150px|right|Малый противолодочный корабль проекта 1124М, 2014]]


'''1987 год''' — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».
'''1985—1991 годы''' — на заводе построены 7 малых противолодочных кораблей проекта 1124М «Альбатрос» и заложен ещё один,
впоследствии так и не достроенный.[http://russianships.info/boevye/1124.htm]


[[Файл:«Мордовия» и «Евгений Кочешков».jpg|thumb|150px|right|Малые десантные корабли проекта 12322 «Зубр»]]
'''1990—1991 годы''' — на заводе строились, но впоследствии так и не были достроены 4 малых противолодочных корабля проекта 12416 «Молния-2».[http://russianships.info/boevye/12412.htm]


'''1988—1991 годы''' — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.
=== Современная Россия ===
'''1991—1992 годы''' — на заводе достроен 8-й в серии десантный катер на воздушной подушке Д-143 проекта 12061 «Мурена» (с 25 ноября 1994 года пограничный сторожевой корабль).[http://russianships.info/boevye/12061.htm]
 
'''1992(?) год''' — предприятие скорее всего переименовано в '''Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»'''
 
[[Файл:РКА Р-20 в Амурском Заливе 2007.07.27.JPG|thumb|150px|left|Ракетный катер проекта 12411 «Молния», 2007]]
 
'''1991—1994 годы''' — на заводе достроено 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» из советского задела.[http://russianships.info/katera/12411.htm]
 
'''1992—2003 годы''' — предприятием построен, вероятнее всего с большим перерывом во второй половине 1990-х, 22-й в серии на этом заводе и последний для него большой ракетный катер проекта 12411 «Молния» .[http://russianships.info/katera/12411.htm]
 
'''1994 год''' — на заводе заложен, по крайней мере, последний из 4-х в серии речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[http://russianships.info/pogran/12130.htm]
 
'''1998—2001 годы''' — предприятием введены в строй 3 больших таможенных судна (быстроходных катера на воздушной каверне) проекта 14232 «Меркурий».[http
[[Файл:Корабль Амурской флотилии 071.jpg|thumb|150px|right|Пограничный сторожевой корабль проекта 12130 «Огонек», 2011]]
 
'''1998—2010 годы''' — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[http://russianships.info/pogran/12130.htm]
 
'''17 марта 1999 года''' — предприятие переименовано в '''Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»'''.
 
'''2000—2004 годы''' — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых катеров проекта 14170 «Терьер».[http://russianships.info/pogran/14170.htm]


'''1991 год''' — предприятие переименовано обратно в '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''.
'''5 января 2001 года''' — предприятие переименовано в '''Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»'''


=== Современная Россия ===
'''24 ноября 2003 года''' — завершён процесс банкротства и закрытия предприятия «Остон — завод имени С. М. Кирова», в результате чего ХСЗ остался единственным судостроительным заводом [[Хабаровск]]а.
'''18 марта 2014 года''' — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
 
[[Файл:2011.4.7 해병2사단 적국지도발대비훈련 (7633940020).jpg|thumb|150px|left|Десантный катер проекта 12061Э, 2011]]
 
'''2004—2006 годы''' — на заводе для флота [[Республика Корея|Южной Кореи]] построены три десантных катера на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э».[http://russianships.info/boevye/12061.htm]
 
'''21 марта 2007 года''' — предприятие вошло в состав государственного холдинга «[[Объединённая судостроительная корпорация]]».
 
[[Файл:Александр Пискунов 2015.08.14.JPG|thumb|150px|right|Морской буксир «Алексадр Пискунов», 2015]]
 
'''2007—2014 годы''' — предприятием построен морской буксир «Александр Пискунов» проекта 22030.[http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/aleksandr-piskunov]


'''25 июня 2014 года''' — предприятие национализировано властями Республики Крым.
'''29 октября 2008 года''' — предприятие переименовано в '''Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''


'''11 сентября 2014 года''' — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>.
'''2011 — настоящее время (2022)''' — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году, а остальные два судна строятся со значительными перерывами, и в начале 2020-х хранятся на предприятии в виде незаполненных оборудованием корпусов.


'''2014—н.в.''' — введены в строй флота [[Китай|Китая]] строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода строится третий аналогичный, но уже, видимо, в Китае.
'''2012 — 2020(?) годы''' — на заводе построено судно на воздушной подушке СВП-50 — головное судно проекта 12270М. Проект отличается способностью передвигаться по равнинным участкам суши и потенциально во многих случаях может заменить использование гораздо более дорогого в эксплуатации вертолёта.


'''7 октября 2015 года''' — ГУП РК <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki> преобразован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>.'''
'''2013—2014 годы''' — заводом введены в строй два буксира-кантовщика проекта ''Проект Damen ASD Tug 2310''.[http://fleetphoto.ru/entities/181/]


'''2016—2017 годы''' — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.
'''2015(?) год''' — в связи с изменением законодательства предприятие переименовано в '''Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''


[[Файл:Мрк проекта 22800.jpg|thumb|150px|right|Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»]]
'''2016(?) — 2019(?) годы''' — на заводе для нужд отечественного военно-морского флота на субподряде с предприятием [[Восточная верфь]] построены секции тяжёлого металлического причала проекта 1516-СН.[https://sdelanounas.ru/blogs/81058/]


'''2016—н. в.''' — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.
'''2018 — настоящее время (2021)''' — предприятием для [[Амурский судостроительный завод|Амурского судостроительного завода]] строятся два морских буксира проекта 00440.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/114553/]


'''2016—н. в.''' — на предприятии строится серия из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», первые два из которых были заложены в 2016 и 2017 годах соответственно.
'''2019—2020 годы''' — предприятием построен понтон-батопорт, предназначенный для исполнения функций гидрозатвора на дамбе, защищающей от затоплений южную часть Хабаровска. [http://aohsz.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0.html][http://aohsz.com/habarovskij-sudostroitelnyj-zavod-peredal-sobstvenniku-ponton-batoport-posle-dlitelnogo-hraneniya]


'''Конец 2016 года''' — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО <nowiki>«</nowiki>[[Ленинградский судостроительный завод «Пелла»]] из г. [[Отрадное (город)|Отрадное]], [[Ленинградская область]].
'''2020—2023 годы''' — заводом построены два краболова проекта 03141.


'''2017—н. в.''' — серийное производство пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке 2-го ранга проекта А25ПС.
'''2022 — настоящее время (2023)''' — на предприятии строится дноуглубительный несамоходный землесос проекта 4395.
<!--
<!--


Строка 131: Строка 160:
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}


[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Предприятия Хабаровского края]]
[[Категория:Предприятия Хабаровского края]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Хабаровский край]]
[[Категория:Хабаровск]]
[[Категория:Хабаровск]]

Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024

 
Leftquotes.pngСтроим флот сильной страныRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (официальное сокращённое название АО «ХСЗ») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Хабаровск (Хабаровский край). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 876». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь оним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока и одним из очень немногих поставщиков небольших кораблей для Тихоокеанского флота, строившихся также и на экспорт.

История наименований предприятия:

  • 1953—1961 гг. — Завод № 876 (п/я 151[1])
  • 1961—1966 гг. — Хабаровский судоремонтный завод
  • 1966—1982 гг. — Хабаровский судостроительный завод
  • 1982—1999(?) гг. — Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР
  • 1992(?)—1999(?) гг. — Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»
  • 1999—2001 гг. — Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
  • 2001—2008 гг. — Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
  • 2008—2015(?) гг. — Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
  • с 2015(?) года по настоящее время — Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

В настоящий момент (на 2018 год) предприятие входит в состав холдинга «Объединённая судостроительная корпорация» и специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе скоростных на подводных крыльях, воздушной подушке и воздушной каверне.

История предприятия

Предыстория предприятия

1932 год — в Хабаровске введён в строй судостроительный завод «Остон» (ОСиповский заТОН), изначально предназначавшийся для сборки небольших судов, поставлявшихся в виде машинокомплектов из европейской части страны. Этот завод, просуществовавший до 2003 года, не следует путать с рассматриваемым предприятием. Позднее «Остон» был известен также как «Хабаровский судостроительный и механический завод», «Хабаровский судостроительный и механический завод имени Кирова», «Завод № 368», «Хабаровский судостроительный завод имени Кирова» и «Остон — завод имени С. М. Кирова».

27 ноября 1945 года — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.

27 июня 1946 года — выделена территория под строительство завода на берегу Амурской протоки.

Советская Россия

Сторожевой корабль проекта 159, 1983

1953 год — предприятие основано под названием Завод № 876 (п/я 151).

1958 год — предприятием построена как минимум одна морская баржа не судоходная одной из модификаций проекта 411.[1] Тогда же предприятием была начата подготовка к серийному производству сторожевых кораблей проекта 159.

1959—1965 годы — на заводе построены 7 сторожевых кораблей проекта 159.[2]

МПК проекта 204, 1983

1960 — 1968 годы — предприятием построены 11 малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 204. [3]

1960(?) — 1970 годы — на заводе построены 16 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод, по всей видимости, освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.[4]

21 марта 1961 года — предприятие переименовано в Хабаровский судоремонтный завод.

1962 год — предприятием построено как минимум одно несамоходное наливное судно проекта 434.[5]

Сторожевой корабль проекта 159А, 1983

1964—1972 годы — на заводе построены 10 сторожевых кораблей проекта 159A, а ещё один аналогичный корабль достроен не был.[6]

31 января 1966 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод.

1967—1978(?) годы — на заводе на экспорт построены 11(?) сторожевых кораблей проекта 159АЭ.[7]

Морские тральщики проекта 266М, 2005

1970—1976 годы — на заводе построены 5 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М»[8]

1970—1985 годы — на заводе построены 14 малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».[9]

1970—1991 годы — предприятием построено в общей сложности 14 судов безобмоточного размагничивания (1977 года — судов размагничивания) проектов 1799 (закладывались в 1970—1976 годах), 1799А (закладывались 1976—1982 годах) и 1799АЭ (закладка 1981 года) шифр «Глобус».[10][11]

1973—1982 годы — на заводе построены 11 малых артиллерийских кораблей / пограничных сторожевых кораблей (фактически речных мониторов) проекта 1208 «Слепень».[12]

Пограничный сторожевой корабль проекта 1249, 2013

1979—1983 годы — на заводе построены 5 пограничных сторожевых кораблей проекта П1124.[13]

1979(?)—1984 годы — на заводе построено 8(9?[14]) строившихся только на этом заводе пограничных сторожевых кораблей (пограничных кораблей управления) проекта 1249.[15], а также 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[16]

Малый артиллерийский корабль «Вьюга», 2011

1982—1984 годы — на заводе построен малый артиллерийский корабль (фактически речной монитор) «МАК-11» (с 13 августа 1995 года — «Вьюга») проекта 12081 «Слепень». От ранее выпускавшихся серийных кораблей проекта 1208 «МАК-11» по сведениям из открытых источников отличался наличием на борту лазерного оружия.[17][18]

14 декабря 1982 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия СССР.

1982(?)—1991 годы — на заводе построено 16 и заложено ещё минимум 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния».[19]

1984(?)—1991 годы — на заводе построены 7 и заложен 8-й десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», вводившиеся в строй с 1985 года.[20]

Малый противолодочный корабль проекта 1124М, 2014

1985—1991 годы — на заводе построены 7 малых противолодочных кораблей проекта 1124М «Альбатрос» и заложен ещё один, впоследствии так и не достроенный.[21]

1990—1991 годы — на заводе строились, но впоследствии так и не были достроены 4 малых противолодочных корабля проекта 12416 «Молния-2».[22]

Современная Россия

1991—1992 годы — на заводе достроен 8-й в серии десантный катер на воздушной подушке Д-143 проекта 12061 «Мурена» (с 25 ноября 1994 года пограничный сторожевой корабль).[23]

1992(?) год — предприятие скорее всего переименовано в Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»

Ракетный катер проекта 12411 «Молния», 2007

1991—1994 годы — на заводе достроено 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» из советского задела.[24]

1992—2003 годы — предприятием построен, вероятнее всего с большим перерывом во второй половине 1990-х, 22-й в серии на этом заводе и последний для него большой ракетный катер проекта 12411 «Молния» .[25]

1994 год — на заводе заложен, по крайней мере, последний из 4-х в серии речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[26]

1998—2001 годы — предприятием введены в строй 3 больших таможенных судна (быстроходных катера на воздушной каверне) проекта 14232 «Меркурий».[http

Пограничный сторожевой корабль проекта 12130 «Огонек», 2011

1998—2010 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[27]

17 марта 1999 года — предприятие переименовано в Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод».

2000—2004 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых катеров проекта 14170 «Терьер».[28]

5 января 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»

24 ноября 2003 года — завершён процесс банкротства и закрытия предприятия «Остон — завод имени С. М. Кирова», в результате чего ХСЗ остался единственным судостроительным заводом Хабаровска.

Десантный катер проекта 12061Э, 2011

2004—2006 годы — на заводе для флота Южной Кореи построены три десантных катера на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э».[29]

21 марта 2007 года — предприятие вошло в состав государственного холдинга «Объединённая судостроительная корпорация».

Морской буксир «Алексадр Пискунов», 2015

2007—2014 годы — предприятием построен морской буксир «Александр Пискунов» проекта 22030.[30]

29 октября 2008 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

2011 — настоящее время (2022) — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году, а остальные два судна строятся со значительными перерывами, и в начале 2020-х хранятся на предприятии в виде незаполненных оборудованием корпусов.

2012 — 2020(?) годы — на заводе построено судно на воздушной подушке СВП-50 — головное судно проекта 12270М. Проект отличается способностью передвигаться по равнинным участкам суши и потенциально во многих случаях может заменить использование гораздо более дорогого в эксплуатации вертолёта.

2013—2014 годы — заводом введены в строй два буксира-кантовщика проекта Проект Damen ASD Tug 2310.[31]

2015(?) год — в связи с изменением законодательства предприятие переименовано в Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

2016(?) — 2019(?) годы — на заводе для нужд отечественного военно-морского флота на субподряде с предприятием Восточная верфь построены секции тяжёлого металлического причала проекта 1516-СН.[32]

2018 — настоящее время (2021) — предприятием для Амурского судостроительного завода строятся два морских буксира проекта 00440.[33]

2019—2020 годы — предприятием построен понтон-батопорт, предназначенный для исполнения функций гидрозатвора на дамбе, защищающей от затоплений южную часть Хабаровска. [34][35]

2020—2023 годы — заводом построены два краболова проекта 03141.

2022 — настоящее время (2023) — на предприятии строится дноуглубительный несамоходный землесос проекта 4395.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Почтовый ящик» — обезличенное наименование и одновременно почтовый адрес организации, использовавшиеся в основном в советский период для секретности переписки, поскольку смешивать открытое и шифрованное название предприятия в открытых документах категорически воспрещалось. На практике же, если не было специально усиленных мер безопасности, оба наименования через несколько лет, как правило, знали уже все местные жители.