Татарстан: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Добавлены картинки)
 
(не показаны 22 промежуточные версии 9 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Map of Russia - Tatarstan.svg|thumb|350px|[[Файл:Flag of Tatarstan.svg|45x45px|border]][[Файл:Coat of Arms of Tatarstan.svg|45x45px]] '''Респу́блика Татарста́н''' на карте России]]
[[Файл:Татарстан на карте России.png|thumb|350px|[[Файл:Flag of Tatarstan.svg|45x45px|border]][[Файл:Coat of Arms of Tatarstan.svg|45x45px]] '''Респу́блика Татарста́н''' на карте России]]


'''Респу́блика Татарста́н''' (тат. ''Татарстан Республикасы'') — регион в составе [[Федеральные округа#Приволжский|Приволжского федерального округа]] [[Россия|России]]. Территория — 67 847 км², население — 3 894 284 человек (2018).
'''Респу́блика Татарста́н''' (тат. ''Татарстан Республикасы'') — регион в составе [[Федеральные округа России#Приволжский|Приволжского федерального округа]] [[Россия|России]]. Территория — 67 847 км², население — 3 902 888 человек (1.01.2020).


Столица — [[Города Татарстана#Казань|Каза́нь]] (тат. ''Казан'') с населением в 1 243 500 млн человек (2018).
Столица — [[Города Татарстана#Казань|Каза́нь]] (тат. ''Казан'') с населением 1 257 391 млн человек ([[2020 год]]).


Президент Татарстана — с 25 марта 2010 года [[rwp:Минниханов, Рустам Нургалиевич|Рустам Минниханов]].
Глава Татарстана («Раис») — [[rwp:Минниханов, Рустам Нургалиевич|Рустам Минниханов]] (с 25 марта 2010 года).


== Города Татарстана ==
== Города Татарстана ==
Строка 12: Строка 12:
На территория Республики Татарстан находится 23 города, в том числе 1 город-миллионер (Казань), 1 крупнейший город (Набережные Челны), 2 больших города (Нижнекамск и Альметьевск), а также 12 средних и 7 малых городов.
На территория Республики Татарстан находится 23 города, в том числе 1 город-миллионер (Казань), 1 крупнейший город (Набережные Челны), 2 больших города (Нижнекамск и Альметьевск), а также 12 средних и 7 малых городов.


== Крупные проекты Татарстана ==
== Экономика региона ==
=== Минтимер Шаймиев (1991-2010) ===
=== Крупные проекты Татарстана ===
==== Минтимер Шаймиев (1991-2010) ====
[[Файл:Millenium Bridge Kazan.jpg|thumb|170px|right|Мост Миллениум, Казань]]
[[Файл:Millenium Bridge Kazan.jpg|thumb|170px|right|Мост Миллениум, Казань]]
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь|Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь]] (2002)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь|Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь]] (2002)
Строка 22: Строка 23:
* [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Достройка первой очереди Казанского метрополитена|Достройка первой очереди Казанского метрополитена]] (2008-2010)
* [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Достройка первой очереди Казанского метрополитена|Достройка первой очереди Казанского метрополитена]] (2008-2010)


=== Рустам Минниханов (2010–н.в.) ===
==== Рустам Минниханов (2010–н.в.) ====
[[Файл:Kazan-arena-screen.jpg|thumb|150px|right|Гигантский медиа-фасад стадиона «Казань-Арена»]]
[[Файл:Kazan-arena-screen.jpg|thumb|175px|right|Гигантский медиа-фасад стадиона «Казань-Арена»]]
[[Файл:Yashleq qazan metro.jpg|150px|thumb|right|Станция Яшьлек Казанского метро]]
[[Файл:Yashleq qazan metro.jpg|170px|thumb|right|Станция Яшьлек Казанского метро]]
[[Файл:Innopolis.jpg|150px|thumb|right|Иннополис]]
[[Файл:Innopolis.jpg|170px|thumb|right|Иннополис]]


* [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Модернизация производства Казаньоргсинтеза|Модернизация производства Казаньоргсинтеза]] (2010)
* [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Модернизация производства Казаньоргсинтеза|Модернизация производства Казаньоргсинтеза]] (2010)
Строка 39: Строка 40:
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции)|Вторая очередь Казанского метрополитена]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции)|Вторая очередь Казанского метрополитена]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Завод автомобильных двигателей «Форд Соллерс»|Завод автомобильных двигателей «Форд Соллерс»]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Завод автомобильных двигателей «Форд Соллерс»|Завод автомобильных двигателей «Форд Соллерс»]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Иннополис|Иннополис]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Иннополис|Иннополис]] (город с 2015, основан 2012)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт»|Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт»]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт»|Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт»]] (2015)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Мост через Каму у села Сорочьи Горы (завершение строительства)|Завершение строительства моста через Каму у села Сорочьи Горы]] (2016)
* [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Мост через Каму у села Сорочьи Горы (завершение строительства)|Завершение строительства моста через Каму у села Сорочьи Горы]] (2016)
Строка 59: Строка 60:
* [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр|Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр]]
* [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр|Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр]]


== Проблемы региона ==
=== Предприятия региона ===
По данным 2015 года в Республике Татарстан существует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации<ref name="Татарстан-2030/1">Стр.28-30 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.</ref>:
* '''Предпосылки «голландской болезни».'''<ref>Подробнее о «голландской болезни» или эффекте Гронингена см. статью [http://www.intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1752/8q0kiO1yGX.pdf ''«Голландская болезнь России?»''].</ref>
# Пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного сектора;
# Высокая зависимость от федеральных решений и финансирования;
* '''Среднее качество и нехватка человеческого капитала.'''
# Относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов;
# Дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей;
# Значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики;
# Затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров;
# Риски монопрофильности промышленных центров;
# Недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников осуществляемой профессиональной деятельности.
* '''Системные проблемы конкурентоспособности.'''
# Недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности;
# Недостаток сырья для нефтегазохимии;
# Экологические проблемы;
# Низкое качество инвестиционного портфеля; низкая эффективность инвестиций;
# Недостаточное качество финансовой инфраструктуры;
# Развитие региона в прошлом строилось на принципах закрытой системы при отсутствии эффективной политики экономической экспансии на новые рынки и ограничении каналов входа в регион для внешних инвесторов; слабое взаимодействие с регионами-соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг, а также внутриматериковое положение при недостаточно развитой инфраструктуре затрудняет расширение рынков сбыта;
# Недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и Альметьевской агломераций.


По тем же данным Республика Татарстан как регион России обладает рядом слабых сторон и проблем<ref name="Татарстан-2030/2">Стр.121 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.</ref>:
==== Предприятия машиностроительной промышленности ====
* '''Ресурсное пространство.'''
*  
# Повсеместная нехватка территорий для размещения новой жилой застройки; захват под новое строительство водоохранных и санитарно-защитных зон, сельскохозяйственных территорий; рост плотности застройки за счет снижения качества жилья, экономии на коллективных пространствах социальной инфраструктуры;
# Значительные пространства оказались в зонах распространения загрязнений предприятий нефтехимического комплекса;
# Часть территорий, на которых ведется добыча нефти и газа, насыщена буровыми скважинами и трубопроводами, которые будут препятствовать развитию этих территорий в будущем.
* '''Индивидуальное и коллективное жилое пространство.'''
нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада.
* '''Коллективное пространство торговой и социальной сферы.'''
# Недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое число ранее построенных объектов требует реконструкции.
* '''Производственное пространство.'''
# Избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического этапа (пример – цеха заводов ОАО «КАМАЗ»);
# Нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств.
* '''Транспортно-коммуникационное пространство.'''
# Потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством;
# Недостаток «якорных пространств», обеспечивающих идентичность мест коммуникаций;
# Недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях;
# Ослабление роли общественного транспорта.


=== Проблемы отдельных территорий ===
==== Предприятия топливно-энергетического комплекса ====
{{box|'''Казанская агломерация'''}}
*
'''Казанская агломерация'''<ref>[http://tatarstan.regnews.org/doc/nq/pict420.png Подробная карта Казанской агломерации]</ref> – моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города [[Казань]] и [[Города Татарстана#Зеленодольск|Зеленодольск]]. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения – 177 чел./га<ref name="Татарстан-2030/3">Стр.142-155 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года</ref>.


Основные проблемы агломерации:
==== Предприятия химического комплекса ====
* Пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами – участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;
* ООО «Казанский завод малотоннажной химии» http://www.kzmh.ru/ — герметики, форполимеры и другая химическая продукция.
* Слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через Волгу;
* Изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры;
* Стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.
Эти проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов<ref name="Татарстан-2030/3"/>.


{{box|'''Камская агломерация'''}}
==== Предприятия обработки металлов и пластика ====
'''Камская агломерация'''<ref>[http://nabchelny.ru/upload/static/strategy-2030/11/image001.png Подробная карта Камской агломерации.]</ref> – полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами [[Города Татарстана#Набережные Челны|Набережные Челны]], [[Города Татарстана#Нижнекамск|Нижнекамск]], [[Города Татарстана#Елабуга|Елабуга]] и [[Города Татарстана#Менделеевск|Менделеевск]]. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 944,3 тыс. человек. Плотность населения – 165 чел./га<ref name="Татарстан-2030/3"/>.
* ООО «Агат-М» http://www.агат-м.рф/ — производство металлоконструкций.
* АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»  http://www.zdship.ru/products/


Основные проблемы агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>:
==== Предприятия лёгкой и текстильной промышленности ====
* моноспециализация городов;
*  
* неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;
* неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности нефтеперерабатывающих и химических производств Нижнекамска и Менделеевска;
* нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;
* однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.


{{box|'''Альметьевская агломерация'''}}
==== Предприятия деревообработки и мебельного производства ====
'''Альметьевская агломерация'''<ref>[http://tatarstan.regnews.org/docs/nq/pict608.png Подробная карта Альметьевской агломерации.]</ref> – полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами – городами [[Города Татарстана#Альметьевск|Альметьевск]], [[Города Татарстана#Бугульма|Бугульма]], [[Города Татарстана#Лениногорск|Лениногорск]]. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 337 тыс. человек. Плотность населения – 71 чел./га<ref name="Татарстан-2030/3"/>.
*


Основные проблемы агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>:
==== Предприятия строительной промышленности ====
* Ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;
*  
* Низкая пропускная способность существующей сети автодорог;
* Недостаточность «событийных пространств» в агломерации;
* Неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;
* Отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.


{{box|'''Сельские территории'''}}
==== Предприятия агропромышленного комплекса ====
К основным проблем сельских территорий Республики Татарстан относятся<ref name="Татарстан-2030/4">Стр.155-162 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года</ref>:
*  
* Отсутствие механизмов государственного регулирования процессов урбанизации;
* Некомплексная реализация проектов по индустриализации сельского хозяйства;
* Отсутствие координации и стыковки схем территориального планирования между муниципальными районами;
* Не всегда рациональное муниципально-территориальное деление: сельские населенные пункты, расположенные в пригородах Казани, в Камской и Альметьевской агломерациях, функционально часто играют роль удаленных районов городов; их экономика более чем на 90% ассимилирована с экономикой крупных городов;
* Значительная асимметрия в обеспечении социально-культурными и досуговыми услугами сельской молодежи (прежде всего, по причине отсутствия подобных услуг);
* Недостаток рабочих мест и низкая транспортная мобильность;
* Инертность жилищного строительства, не позволяющая должным образом решать социально-экономические проблемы сельской местности.


=== Проблемы экологии ===
==== Предприятия пищевой промышленности ====
{{box|'''Воздействие отраслей экономики на состояние окружающей среды.'''}}
* «НЭФИС-Биопродукт» http://mrricco.ru/ — майонезы, кетчупы, соусы. Бренд «Mr.Ricco», «Ласка», «Миладора».
Качество окружающей среды в Республике Татарстан во много определяется высоким уровнем развития экономики. В экономике Татарстана присутствуют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, ряд коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение<ref name="Экология Татарстана/1">Стр.196-202 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.</ref>.


По состоянию на 2017 год присутствуют следующие проблемы<ref name="Экология Татарстана/1"/>:
==== Предприятия народных художественных промыслов ====
* '''Атмосферный воздух'''
* Мастерская «Jewellery Laboratory» http://jlkzn.com/ — ювелирные изделия.
# Основное воздействие на окружающую среду оказывают топливная, химическая отрасли и теплоэнергетический комплекс, на долю которых приходится 79,3% массы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников;
* «OWL & OWL» http://owlandowl.ru/ — аксессуары из кожи.
# Рост валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников отмечен в топливной промышленности – на 1,61%, строительной отрасли – на 0,92%, в машиностроении - на 0,28%, пищевой промышленности - на 0,26%, ЖКХ - на 0,22%, в транспортной отрасли – на 0,14%, в лесной и д/о - на 0,14%, в химической отрасли - на 0,10%;
* Мастерская «STEEL_NATURE» http://vk.com/steel_nature — художественная ковка металлов.
# Произошло увеличение выбросов от стационарных источников по прочим загрязняющим веществам – на 22,3%; взвешенным веществам – на 2,9%; оксиду углерода - на 1,9%;


* '''Водные ресурсы'''
==== Предприятия прочие ====
# В 2017 г. из общего объема сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты Татарстана, наибольшие объемы отведены предприятиями следующих отраслей: коммунальной – 59,0%, энергетики (в т. ч. теплоэнергетики) – 22,7%, химической (в т. ч. нефтехимической) – 18,3%;
* АО «Завод Элекон» http://zavod-elecon.ru/ — электрические высоковольтные соединители.
# Основной вклад в сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды Татарстана внесли следующие отрасли экономики: ЖКХ – 68,2%, химическая – 28%.
* АО «ПОЗиС» http://pozis.ru/ — бытовая холодильная техника, холодильные шкафы, медицинсая электротехника.


* '''Сельское хозяйство'''
== См. также ==
# В настоящее время в Татарстане  планировочная структура селитебной территории не имеет устройства санитарно-защитных зон, населенные пункты располагаются вплотную к полям, на которых производится пестицидная обработка, отсутствует пространственная и вертикальная изоляция. В связи с необходимостью проведения полезащитных мероприятий землепользователи вынуждены рисковать экологической безопасностью населения.
* [[Символы и достопримечательности Татарстана]]
* [[Регионы России]]


{{box|'''Отходы производства и потребления.'''}}
== Ссылки ==
В 2017 году по данным Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан наибольшее кол-во отходов в республике образовалось в следующих секторах экономики (в % от общей массы отходов, образовавшихся на предприятиях Татарстана): обрабатывающие производства – 37%; водоснабжение, водоотведение – 20%; сельское и лесное хозяйства – 15%; при добыче полезных ископаемых – 6%; при производстве электроэнергии, воды и газа – 4%. В республике 4707,111 тыс. тонн отходов (в 2016 г. – 3272,506 тыс. т), в т.ч. в обрабатывающем производстве – 1728,494 тыс. тонн, в сельском и лесном хозяйствах – 690, 396 тыс. тонн, при добыче полезных ископаемых – 263,7 тыс. тонн, в строительстве – 133,705 тыс. тонн<ref name="Экология Татарстана/2">Стр.203-228 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.</ref>.
* [http://tatarstan.ru/ Правительственный портал Республики Татарстан]
 
* [http://mfc16.tatarstan.ru/ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) Республики Татарстан»]
В том же году имелись следующие проблемы с образованием отходов в Татарстане<ref name="Экология Татарстана/2"/>:
* [http://russia.travel/tatarstan/ Республика Татарстан]
* '''Отходы животноводства.''' По данным Минсельхозпрода РТ образовано 5,5 млн тонн животноводческих отходов – при этом общая вместимость навозохранилищ (1014) составила лишь более 3 млн. тонн/год. Наибольший вклад в образование отходов животноводства внесли скотоводство (4,4 млн тонн/год или 80,2%) и свиноводство (0,62 млн тонн/год или 11,3%).
* [http://www.sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD Сделано в Республике Татарстан]
* '''Отходы медицинские.''' По данным Минздрава РТ образовано 20002,65 тонн медицинских отходов – из них наибольшую часть составили неопасные (17447,09 тонн или 87,22%) и рискованные (2249,63 тонн или 11,25%) отходы. В Казани на утилизацию и захоронение было передано 3839,01 тонн, в Альметевске, в республиканские учреждения здравоохранения 6104,36 тонн и т.д.
* [http://chistopol.tatarstan.ru/rus/file/File/Strategy_RT_1205.pdf Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года]
* '''Отходы биологические.''' По данным Главного Управления ветеринарии Кабинета Министров образовано 17561,69 тонн биологических отходов: крупный рогатый скот – 1509,8 тонн (8,6%); свиньи – 2074,05 тонн (11,81%); овцы – 21,64 тонн (0,12%); лошади – 25,95 тонн (0,15%); птица – 6449,1 тонн (36,72%); другое (вет. конфискаты, аборт. материалы и др.) – 7481,15 тонн (42,6%).
* [http://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1441202.pdf Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году]
 
=== Неудовлетворенность населения состоянием социальной сферы ===
В 2017 году Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу провел ряд социологических опросов на тему проблем социальной сферы – про состояние образования, здравоохранения и ЖКХ<ref>[http://monitoring.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1282583.pdf Проблемы социальной сферы Республики Татарстан]</ref>.
 
'''Состояние образования'''
{| class="wikitable sortable"
! width="40%"| Проблема || width="20%"| Дошкольное образование || width="20%"| Общее образование || width="20%"| Дополнительное образование
|-
| Высокий уровень платы и постоянные дополнительные денежные сборы || 65 || 35,4 || 61
|-
| Недостаточное количество учреждений || 28,8 || — || —
|-
| Низкая профессиональная подготовка сотрудников || — || 45,6 || 19,5
|-
| Слабая материально-техническая оснащенность || 27,5 || 33,6 || 19,5
|}
 
'''Состояние здравоохранения'''
{| class="wikitable sortable"
! width="33%"| Проблема || width="33%"| Поликлиники || width="33%"| Стационары
|-
| Невозможность попасть на прием к узким специалистам (кардиологу, невропалогу, ортопеды и т.д.) || 19,9 || —
|-
| Очереди на прием к участвому врачу || 18,2 || —
|-
| Недостаточная квалификация медицинского персонала || 13,7 || —
|-
| Нехватка койко-мест в стационаре || — || 16
|-
| Отсутствие необходимого оборудования || – || 13,2
|-
| За все нужно «отблагодарить» медицинский персонал || — || 10,7
|}
 
'''Состояние ЖКХ'''<br>
Голоса опрошенных распределись следующим образом:
* Плохая освещенность подъездов, дворов, улиц – 35,9%
* Проблема с вывозом мусора – 35,9%
* Постоянные перебои с водой – 29,5%
 
== Перспективы развития региона ==
Республика Татарстан как регион России обладает рядом конкурентных преимуществ<ref name="Татарстан-2030/4">Стр.26-28 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.</ref>:
* '''Амбиции, опыт и активная экономическая политика – репутация передового региона.'''
# Развитый уровень предпринимательства; высокая доля городского населения, формирующего средний класс;
# Конкурентная институциональная среда; хорошая квалификация государственных служащих; высокий уровень управляемости региона; готовность управлять имеющимся реальным сектором и строить «новую экономику»; опыт реализации масштабных международных и региональных проектов; успешный опыт сотрудничества с федеральным центром;
# Активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний, привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли;
# «Национальный стержень» – высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса; идентичность мирового татарского сообщества; связи с мусульманским миром, опыт работы с исламскими финансами.
 
* '''Доступность рынков и инфраструктуры.'''
# Республика Татарстан расположена в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении трех транспортных коридоров, в центре Волжско-Камского бассейна; в регионах России, расположенных в радиусе 1 500 км, проживает не менее 70% населения России, что обеспечивает возможность организации удобных и быстрых транспортных связей этих регионов с Республикой Татарстан;
# Пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков, имеющих корни еще в «шелковом пути»;
# Полицентричность территориального развития, усиленная стимулированием ведущих агломераций; активная политика инфраструктурного развития;
# Наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития.
 
* '''Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости.'''
# Экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; ключевые экономические комплексы имеют согласованную экономическую политику; энергетическая независимость;
# Развитый нефтегазохимический комплекс (разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике);
развитый машиностроительный комплекс; рост уровня «высокого передела»;
# Сбалансированный агропромышленный комплекс; относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства;
высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала;
# Предпосылки создания инновационной «умной экономики»; развитая информационная система; проекты поддержки высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг (IT-Парк, Иннополис, Смарт-Сити Казань).
 
* '''Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.'''
* '''Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.'''
* '''Центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при высоком качестве инфраструктуры.'''
* '''Репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость, «национальный стержень» и высокий уровень управляемости.'''
 
=== Перспективы развития территорий ===
{{box|'''Казанская агломерация'''}}
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>:
* '''Реновация расселения'''
# Развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках г.о. Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани;
# Реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана);
# Комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение «рыхлой» жилой застройки (районы «Большая Крыловка», Калуга-Аметьево, Аметьево и т.д.);
# Освоение территорий вдоль Волги от центра города Казани до поселка Юдино – территории Порохового завода, Адмиралтейская Слобода;
# Проектирование районов массовой застройки эконом класса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека;
 
* '''Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации'''
# Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения;
# Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей;
# Формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта;
 
* '''Пригородная зона Казани'''
# Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акваторий Куйбышевского водохранилища;
# Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий;
 
* '''Редевеломент промышленных зон'''
# Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности;
# Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды;
 
* '''Казанские набережные'''
# Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности жителей;
# Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и постоянно увеличивающегося потока приезжих;
# «Зеленые артерии» создают «якорный» эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях;
# Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации;
 
{{box|'''Камская агломерация'''}}
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>:
* '''Реновация / умная плотность''' – запуск качественных преобразований, прежде всего, на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970-1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамск, а также частично Елабуги, Менделеевска и пгт. Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки;
* '''Город и ландшафты''' – раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы – главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой – получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств;
 
* '''Город и промышленность'''
# Новое использование высвобождающихся производственных площадей;
# Новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон;
# Создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.);
 
* '''Город и наследие'''
# Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода;
# Использование механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям;
# Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте;
 
* '''АлаБег''' – структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны «Алабуга» и аэропорта «Бегишево»;
# Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Кама в районе городского ипподрома города Елабуги. «АлаБег» является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность;
# Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы «Волжско-Камский поток», «АлаБег» даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также «АлаБег» способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги;
# В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста;
 
{{box|'''Альметьевская агломерация'''}}
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>:
* '''Восточные ворота Татарстана'''
# Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге Европа – Западный Китай, Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня;
# Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов;
 
* '''Восточный меридиан'''
# Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма – Альметьевск – Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры.
# Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации;
# Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации;


* '''Реновация расселения''' – развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений;
=== Фотообзоры региона ===
 
* '''Общественные пространства Альметьевской агломерации'''
# Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках;
# Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выровнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой;
 
* '''Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан'''
# Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации;
# Перспективные виды туризма – рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм – сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру;
# Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов;
 
{{box|'''Сельские территории'''}}
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития сельских территорий<ref name="Татарстан-2030/4"/>:
* '''Индустриализация аграрно-промышленного комплекса и размещение муниципальных индустриальных парков'''
# Модернизация технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов;
# Размещение площадок в рамках «Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан», с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения;
 
* '''Новая концепция использования земель – экологически сбалансированная система земледелия'''
# Интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. частных угодий;
# Рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи;
# Внедрение инновационных технологий;
# Сохранение ценных ландшафтов;
# Обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на частных сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержка сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд;
 
* '''Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество.'''
# Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы;
# Основная цель политики трансграничного сотрудничества – закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы;
 
* '''Сохранение и усиление идентичности'''
# Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности;
# Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона;
# Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. # Основные направления сохранения идентичности – культура, туризм, городская среда;
 
* '''Разумное укрупнение'''
# В Татарстане, как и в целом в стране, имеется проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов;
# Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления;
 
* '''Развитие поселений-спутников'''
# Два фактора – ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, – формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры;
# Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников;
 
* '''Второе жилье для горожан'''
# Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации.
# Учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру;
# Проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах;
# Разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов;
# Планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений;
 
В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов:
* Новой идеологии обновления сельских территорий;
* Кооперации муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовки квалифицированных кадров и составления комплексных программ сохранения и развития поселений;
* Создания институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий;
Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться.
 
== Фотообзоры региона ==
{{столбцы}}
{{столбцы}}
{{столбец|width=50%}}
{{столбец|width=50%}}
Строка 355: Строка 122:
* [http://gelio.livejournal.com/180576.html Казанский вертолётный завод] Gelio 2012
* [http://gelio.livejournal.com/180576.html Казанский вертолётный завод] Gelio 2012
* [http://gelio.livejournal.com/181904.html Завод «Казаньоргсинтез»] Gelio 2012
* [http://gelio.livejournal.com/181904.html Завод «Казаньоргсинтез»] Gelio 2012
* [http://gelio.livejournal.com/180942.html Крыши Казани. Часть 5] Gelio 2012
{{столбец|width=50%}}
{{столбец|width=50%}}
* [http://gelio.livejournal.com/180942.html Крыши Казани. Часть 5] Gelio 2012
* [http://gelio.livejournal.com/183366.html Ночной полет над Казанью] Gelio 2013
* [http://gelio.livejournal.com/183366.html Ночной полет над Казанью] Gelio 2013
* [http://gelio.livejournal.com/198040.html 100 фотографий Казани. Часть первая] Gelio 2014
* [http://gelio.livejournal.com/198040.html 100 фотографий Казани. Часть первая] Gelio 2014
Строка 364: Строка 131:
* [http://gelio.livejournal.com/203294.html Республика Татарстан] Gelio 2014
* [http://gelio.livejournal.com/203294.html Республика Татарстан] Gelio 2014
* [http://sergeydolya.livejournal.com/836785.html Казань] Sergey Dolya 2014
* [http://sergeydolya.livejournal.com/836785.html Казань] Sergey Dolya 2014
* [http://gelio.livejournal.com/275141.html Свияжск — город-остров в Татарстане] Gelio 2022
{{столбцы/конец}}
{{столбцы/конец}}
== Ссылки ==
* [http://tatarstan.ru/ Правительственный портал Республики Татарстан]
* [http://www.sdelanounas.ru/blogs/?search=%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD Сделано в Республике Татарстан]
* [http://chistopol.tatarstan.ru/rus/file/File/Strategy_RT_1205.pdf Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года]
* [http://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1441202.pdf Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году]


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}


== См. также ==
* [[Символы и достопримечательности Татарстана]]
* [[Регионы России]]


<br>
{{Регионы России}}
{{Регионы России}}



Текущая версия от 01:07, 7 октября 2024

Flag of Tatarstan.svgCoat of Arms of Tatarstan.svg Респу́блика Татарста́н на карте России

Респу́блика Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы) — регион в составе Приволжского федерального округа России. Территория — 67 847 км², население — 3 902 888 человек (1.01.2020).

Столица — Каза́нь (тат. Казан) с населением 1 257 391 млн человек (2020 год).

Глава Татарстана («Раис») — Рустам Минниханов (с 25 марта 2010 года).

Города Татарстана

Основная статья: Города Татарстана

На территория Республики Татарстан находится 23 города, в том числе 1 город-миллионер (Казань), 1 крупнейший город (Набережные Челны), 2 больших города (Нижнекамск и Альметьевск), а также 12 средних и 7 малых городов.

Экономика региона

Крупные проекты Татарстана

Минтимер Шаймиев (1991-2010)

Мост Миллениум, Казань

Рустам Минниханов (2010–н.в.)

Гигантский медиа-фасад стадиона «Казань-Арена»
Станция Яшьлек Казанского метро
Иннополис

Строящиеся крупные проекты

Предприятия региона

Предприятия машиностроительной промышленности

Предприятия топливно-энергетического комплекса

Предприятия химического комплекса

  • ООО «Казанский завод малотоннажной химии» http://www.kzmh.ru/ — герметики, форполимеры и другая химическая продукция.

Предприятия обработки металлов и пластика

Предприятия лёгкой и текстильной промышленности

Предприятия деревообработки и мебельного производства

Предприятия строительной промышленности

Предприятия агропромышленного комплекса

Предприятия пищевой промышленности

  • «НЭФИС-Биопродукт» http://mrricco.ru/ — майонезы, кетчупы, соусы. Бренд «Mr.Ricco», «Ласка», «Миладора».

Предприятия народных художественных промыслов

Предприятия прочие

  • АО «Завод Элекон» http://zavod-elecon.ru/ — электрические высоковольтные соединители.
  • АО «ПОЗиС» http://pozis.ru/ — бытовая холодильная техника, холодильные шкафы, медицинсая электротехника.

См. также

Ссылки

Фотообзоры региона

Примечания