Крупные российские проекты (Игорь I, 912-945): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
(не показано 66 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Игорь Рюрикович. Роспись восточной стены Грановитой палаты (1882).jpg|thumb|240px|Игорь I Старый]]<!--Игорь I Царский Титулярник XVII век.jpg--> | |||
[[Файл:Игорь | Здесь приведены [[крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с лета 912 до осени 945 года. | ||
Здесь приведены [[ | |||
Границы периода обусловлены началом самостоятельного правления князя Игоря I Рюриковича (начало) и его гибелью во время восстания древлян в 945 году (конец). Согласно версии, изложенной в «Повести временных лет» (ПВЛ), Игорь начал самостоятельно править после гибели Вещего Олега (своего дядьки-опекуна, сделавшегося фактически самовластным князем) от укуса змеи в 912 году. Согласно Новгородской первой летописи (Н1Л), Олег был не князем, а лишь воеводой Игоря и оставался жив как минимум до 922 года. Игорь же по версии Н1Л начал править после смерти своего отца Рюрика в неуказанное время до 920 года.<sup>[http://litopys.org.ua/novglet/novg10.htm]</sup> Историками обычно условно принимается датировка в изложении ПВЛ, а не Н1Л. | |||
{{Крупные российские проекты (список периодов)}} | |||
== Символы нации == | == Символы нации == | ||
=== Ильинский собор в Киеве === | === Ильинский собор в Киеве === | ||
[[Файл:Присяга Игоря и его воинов-язычников на холме перед фигурой Перуна, христиан у церкви святого Илии.jpg|thumb|300px|Присяга Игоря и его мужей-язычников на холме перед фигурой Перуна, а христиан — у церкви святого Илии. Миниатюра Радзивилловской летописи, конец XV века]] | |||
[[Файл:Князь Игорь. Худ. В.П. Верещагин.jpg|thumb|300px|Присяга Игоря и его мужей-язычников перед идолом Перуна, на фоне — церковь святого Илии. Худ. В.П. Верещагин, 1896]] | |||
Первый известный деревянный соборный храм в Киеве и на Руси существовал уже в 944 году, задолго до [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#Крещение_Руси|Крещения Руси]] при князе Владимире I (в 988 году). Во время [[rwp:Русско-византийский договор (944)|заключения в 944 году договора о мире и торговле с Ромейской империей (Византией)]] русы-язычники клялись Перуном, а русы-христиане — церковью Святого Ильи. ''[http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869 «Повесть временных лет»]'' приводит следующий фрагмент договора: | |||
{{quote|1=''Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи, и предлежащим честным крестом, и хартией этой, соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны — князь ли, или иной кто, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом и в этой жизни и в загробной и да будет заклан собственным оружием.''}} | |||
Позднее, в том же 944 году, в церкви Святого Ильи провели богослужение по случаю заключения мира с греками: | |||
{{quote|1=''Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи цесаря Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: «Скажите, что наказал вам цесарь?» И сказали царские послы: «Вот послал нас цесарь, обрадованный миром, и хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших цесарей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей». Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и мужи его — сколько было язычников между русскими. А христиан русских водили в церковь святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы, и хазар, — это была соборная церковь, так как много было христиан среди варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил их; послы же пришли к цесарю и поведали ему все речи Игоря и о любви его к грекам.''}} | |||
Таким образом, в договоре 944 года многие русские уже обозначались христианами, чего не было в предыдущем [[rwp:Русско-византийский договор (911)|договоре 911 года]], заключённом после похода Вещего Олега на Царьград. | |||
Вследствие этого есть все основания полагать, что первый киевский собор был построен не ранее 911 и не позднее начала 945 года, то есть в правление князя Игоря I, который, по-видимому, гораздо толерантнее относился к христианам, чем Вещий Олег: видимо потому, что в результате длительной торговли с Византией после заключения договоров 907 и 911 годов многие русы (включая и представителей княжеской дружины) крестились, находясь по торговым делам в Константинополе. Также, предположительно, в период после 907 года, когда венгры разгромили Великую Моравию и начали захватывать её земли, много моравских христиан бежало на Русь.<ref>Кроме того, Рюрик, отец Игоря, согласно некоторым предположениям (если верно отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским), уже мог быть крещён, пока жил в Западной Европе, что могло косвенно повлиять на его сына (Игорь, однако, согласно летописи, родился незадолго до смерти отца, около 878 года, то есть был при его жизни ещё младенцем).</ref> | |||
В итоге, концу правления Игоря в Киеве сложилась полноценная христианская община, соборной церковью которой и был Ильинский собор. Предположительно, священником этого собора мог быть «пресвитер Григорий»,<sup>[https://portal-slovo.ru/history/40369.php]</sup> духовни́к и вероятный креститель княгини Ольги, упомянутый в книге императора Константина VII Багрянородного «О церемониях» как участник её посольства в Царьград в 957 году. | |||
== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота == | |||
[[Файл:Морской поход князя Игоря на Царьград в 941 году. Миниатюра Радзивилловской летописи.jpg|thumb|300px|left|Флот князя Игоря. Миниатюра Радзивилловской летописи XV века]] | |||
=== Флот Игоря Старого === | |||
К началу войны с Византией 941—944 годов князь Игорь I построил огромный флот: согласно русским летописям, болгары предупредили греков, что на них идут 10000 русских «скедий» (этим термином по-гречески обозначались наскоро построенные лодки, что, вероятно, отражало несколько пренебрежительное отношение к русскому войску со стороны византийских хронистов, у которых могла быть заимствована эта цифра).<sup>[http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869#_edn120]</sup> Скорее всего, это художественное преувеличение — возможно, переписанное русскими летописцами у греческих авторов (которые, по традиции всех времён и народов, завышали потери противника), а возможно и оригинальное, так как число 10 000 по-древнерусски называлось «тьма» и использовалось (в том числе) как эквивалент понятия «невероятно много». Даже при минимальных размерах большинства лодок, с учётом того, что они были мореходными (то есть как минимум на несколько человек), общая численность русского войска должна была составлять не менее 40 тысяч воинов, что, вероятно, соответствует всему мобилизационному потенциалу Русской Земли тех времён (а скорее всего, даже и превышает его в несколько раз). | |||
По оценке историка X века [[rwp:Лиутпранд Кремонский|Лиутпранда Кремонского]] (ссылающегося на очевидца — своего родственника в Византии), общая численность войска русов составляла только 1000 кораблей, что по-прежнему очень много, но уже вполне реалистично. В это число могли входить от нескольких десятков до нескольких сотен больших ладей (возможно, похожих на скандинавские драккары, но в среднем менее мореходных и более рассчитанных на движение по рекам), а также сотни маленьких лодок (в том числе «моноксилов» — лодок-однодревок, о массовом использовании которых русами в 940-е годы сообщает византийский император Константин VII Багрянородный в своём трактате «Об управлении империей»). | |||
[[Файл:Русский флот у Царьграда. Худ. Б. Пашков (1980).jpg|thumb|350px|Русский флот у Царьграда. Худ. Б. Пашков]]<!--Поход на Царьград (современный рисунок).jpg--> | |||
Судя по внелетописным источникам (еврейско-хазарская переписка середины X века), поход Игоря на Византию мог быть вызван предыдущим поражением Руси в войне с Хазарией из-за Тмутаракани (Тамани). Согласно условиям мира, русский князь должен был совершить поход на греков, которые были тогда противниками хазар. Первоначально этот поход складывался благоприятно для Игоря: высадившиеся на берегу русы разграбили окрестности Константинополя и взяли там «немало богатств». Однако затем к Константинополю подошли подкрепления из соседних областей Ромейской Империи (Византии), из-за чего русские вынуждены были отступить на ладьи. | |||
В итоге грандиозный флот Игоря I был по большей частью уничтожен благодаря «греческому огню» (по-древнерусски — ''«олядьнѣму огню»'', то есть либо «нефтяному», либо «лодейному»), впервые применённому византийцами против русских. Огнемёты, поджигавшие корабли с помощью труб-сифонов и горючей смеси неизвестного ныне состава (вероятно, подобия напалма) были восприняты русами как «страшное чудо»: ''«Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их»'', — сообщает по этому поводу «Повесть временных лет». | |||
Несмотря на крайне серьёзное поражение, Игорь I не прекратил войны с Византией и сумел к 944 году собрать новый флот. Вероятно, он был меньше старого (на этот раз источники не сообщают о численности). Одновременно Игорь, согласно летописи, ''«нанял печенегов, и заложников у них взял, и пошел на греков в ладьях и на конях, желая отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: „Вот идут русские, покрыли море корабли“»''. Возможно, союз с печенегами был заключён при посредстве хазар после длительных русско-печенежских войн 920-х — 930-х годов. Участие конного печенежского войска и небольшой на тот момент конной русской дружины сыграло, по-видимому, решающую роль — русы и печенеги успели дойти только до Дуная, после чего греки предложили им «взять дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани». Игорь согласился, поскольку дружина сказала ему: ''«Если так говорит цесарь, то чего нам ещё нужно, — не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть»''. Игорь отправил печенегов «воевать Болгарскую землю», сам вернулся в Киев, а русские послы заключили в том же 944 году [[rwp:Русско-византийский договор (944)|договор о мире и торговле с греками]], который предоставлял русским купцам заметно меньше льгот, чем договор Олега Вещего от 911 года, но всё-таки ознаменовал достаточно успешное для Руси окончание войны. | |||
==Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий== | |||
===Создание (восстановление) христианской общины в Киеве=== | |||
См. [[#Ильинский_собор_в_Киеве|Ильинский собор в Киеве]]. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
<br | <br> | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория:Крупные российские проекты|**0912]] | |||
[[Категория:Крупные российские проекты |** | |||
[[Категория:История России]] | [[Категория:История России]] | ||
[[Категория:X век]] |
Текущая версия от 00:37, 4 сентября 2023
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с лета 912 до осени 945 года.
Границы периода обусловлены началом самостоятельного правления князя Игоря I Рюриковича (начало) и его гибелью во время восстания древлян в 945 году (конец). Согласно версии, изложенной в «Повести временных лет» (ПВЛ), Игорь начал самостоятельно править после гибели Вещего Олега (своего дядьки-опекуна, сделавшегося фактически самовластным князем) от укуса змеи в 912 году. Согласно Новгородской первой летописи (Н1Л), Олег был не князем, а лишь воеводой Игоря и оставался жив как минимум до 922 года. Игорь же по версии Н1Л начал править после смерти своего отца Рюрика в неуказанное время до 920 года.[1] Историками обычно условно принимается датировка в изложении ПВЛ, а не Н1Л.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Ильинский собор в Киеве
Первый известный деревянный соборный храм в Киеве и на Руси существовал уже в 944 году, задолго до Крещения Руси при князе Владимире I (в 988 году). Во время заключения в 944 году договора о мире и торговле с Ромейской империей (Византией) русы-язычники клялись Перуном, а русы-христиане — церковью Святого Ильи. «Повесть временных лет» приводит следующий фрагмент договора:
Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи, и предлежащим честным крестом, и хартией этой, соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны — князь ли, или иной кто, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом и в этой жизни и в загробной и да будет заклан собственным оружием. |
Позднее, в том же 944 году, в церкви Святого Ильи провели богослужение по случаю заключения мира с греками:
Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи цесаря Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: «Скажите, что наказал вам цесарь?» И сказали царские послы: «Вот послал нас цесарь, обрадованный миром, и хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших цесарей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей». Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и мужи его — сколько было язычников между русскими. А христиан русских водили в церковь святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы, и хазар, — это была соборная церковь, так как много было христиан среди варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил их; послы же пришли к цесарю и поведали ему все речи Игоря и о любви его к грекам. |
Таким образом, в договоре 944 года многие русские уже обозначались христианами, чего не было в предыдущем договоре 911 года, заключённом после похода Вещего Олега на Царьград.
Вследствие этого есть все основания полагать, что первый киевский собор был построен не ранее 911 и не позднее начала 945 года, то есть в правление князя Игоря I, который, по-видимому, гораздо толерантнее относился к христианам, чем Вещий Олег: видимо потому, что в результате длительной торговли с Византией после заключения договоров 907 и 911 годов многие русы (включая и представителей княжеской дружины) крестились, находясь по торговым делам в Константинополе. Также, предположительно, в период после 907 года, когда венгры разгромили Великую Моравию и начали захватывать её земли, много моравских христиан бежало на Русь.[2]
В итоге, концу правления Игоря в Киеве сложилась полноценная христианская община, соборной церковью которой и был Ильинский собор. Предположительно, священником этого собора мог быть «пресвитер Григорий»,[2] духовни́к и вероятный креститель княгини Ольги, упомянутый в книге императора Константина VII Багрянородного «О церемониях» как участник её посольства в Царьград в 957 году.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Флот Игоря Старого
К началу войны с Византией 941—944 годов князь Игорь I построил огромный флот: согласно русским летописям, болгары предупредили греков, что на них идут 10000 русских «скедий» (этим термином по-гречески обозначались наскоро построенные лодки, что, вероятно, отражало несколько пренебрежительное отношение к русскому войску со стороны византийских хронистов, у которых могла быть заимствована эта цифра).[3] Скорее всего, это художественное преувеличение — возможно, переписанное русскими летописцами у греческих авторов (которые, по традиции всех времён и народов, завышали потери противника), а возможно и оригинальное, так как число 10 000 по-древнерусски называлось «тьма» и использовалось (в том числе) как эквивалент понятия «невероятно много». Даже при минимальных размерах большинства лодок, с учётом того, что они были мореходными (то есть как минимум на несколько человек), общая численность русского войска должна была составлять не менее 40 тысяч воинов, что, вероятно, соответствует всему мобилизационному потенциалу Русской Земли тех времён (а скорее всего, даже и превышает его в несколько раз).
По оценке историка X века Лиутпранда Кремонского (ссылающегося на очевидца — своего родственника в Византии), общая численность войска русов составляла только 1000 кораблей, что по-прежнему очень много, но уже вполне реалистично. В это число могли входить от нескольких десятков до нескольких сотен больших ладей (возможно, похожих на скандинавские драккары, но в среднем менее мореходных и более рассчитанных на движение по рекам), а также сотни маленьких лодок (в том числе «моноксилов» — лодок-однодревок, о массовом использовании которых русами в 940-е годы сообщает византийский император Константин VII Багрянородный в своём трактате «Об управлении империей»).
Судя по внелетописным источникам (еврейско-хазарская переписка середины X века), поход Игоря на Византию мог быть вызван предыдущим поражением Руси в войне с Хазарией из-за Тмутаракани (Тамани). Согласно условиям мира, русский князь должен был совершить поход на греков, которые были тогда противниками хазар. Первоначально этот поход складывался благоприятно для Игоря: высадившиеся на берегу русы разграбили окрестности Константинополя и взяли там «немало богатств». Однако затем к Константинополю подошли подкрепления из соседних областей Ромейской Империи (Византии), из-за чего русские вынуждены были отступить на ладьи.
В итоге грандиозный флот Игоря I был по большей частью уничтожен благодаря «греческому огню» (по-древнерусски — «олядьнѣму огню», то есть либо «нефтяному», либо «лодейному»), впервые применённому византийцами против русских. Огнемёты, поджигавшие корабли с помощью труб-сифонов и горючей смеси неизвестного ныне состава (вероятно, подобия напалма) были восприняты русами как «страшное чудо»: «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их», — сообщает по этому поводу «Повесть временных лет».
Несмотря на крайне серьёзное поражение, Игорь I не прекратил войны с Византией и сумел к 944 году собрать новый флот. Вероятно, он был меньше старого (на этот раз источники не сообщают о численности). Одновременно Игорь, согласно летописи, «нанял печенегов, и заложников у них взял, и пошел на греков в ладьях и на конях, желая отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: „Вот идут русские, покрыли море корабли“». Возможно, союз с печенегами был заключён при посредстве хазар после длительных русско-печенежских войн 920-х — 930-х годов. Участие конного печенежского войска и небольшой на тот момент конной русской дружины сыграло, по-видимому, решающую роль — русы и печенеги успели дойти только до Дуная, после чего греки предложили им «взять дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани». Игорь согласился, поскольку дружина сказала ему: «Если так говорит цесарь, то чего нам ещё нужно, — не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кто одолеет: мы ли, они ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». Игорь отправил печенегов «воевать Болгарскую землю», сам вернулся в Киев, а русские послы заключили в том же 944 году договор о мире и торговле с греками, который предоставлял русским купцам заметно меньше льгот, чем договор Олега Вещего от 911 года, но всё-таки ознаменовал достаточно успешное для Руси окончание войны.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Создание (восстановление) христианской общины в Киеве
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Кроме того, Рюрик, отец Игоря, согласно некоторым предположениям (если верно отождествление Рюрика с Рёриком Ютландским), уже мог быть крещён, пока жил в Западной Европе, что могло косвенно повлиять на его сына (Игорь, однако, согласно летописи, родился незадолго до смерти отца, около 878 года, то есть был при его жизни ещё младенцем).
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|