Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 8 апреля 1783 года по 6 (17) ноября 1796 г.

Границы периода обусловлены присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года и смертью Императрицы.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Сенатский дворец Московского кремля

Сенатский дворец Московского кремля

Здание Сената в Московском кремле строилось в 1776—1788 гг. для переведённых в Москву из Санкт-Петербурга двух департаментов Сената.[1] По некоторым данным[2], полностью отделочные работы во дворце, построенном на неудобном треугольном участке, были завершены в 1790 году.

С 1918 года, когда во дворце был обустроен рабочий кабинет В. И. Ленина, здание неизменно остаётся основной резиденцией глав нашего государства. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента России, на куполе которой поднят видимый с Красной площади президентский штандарт.

Александровский дворец, 2013

Новый Царскосельский (Александровский) дворец

Дворец, впоследствии служивший местом почти постоянного проживания нескольких Императоров, включая Николая II, строился с 1792 года и был введён в строй 12 июня 1796 года. Дворец был сооружён в качестве подарка Екатерины II к свадьбе её внука — будущего Императора Александра I. Дворец в целом хорошо сохранился, но интерьеры заметно пострадали, в основном во время Великой Отечественной войны, а также от нецелевого использования в довоенное время и реконструкции в послевоенное. В настоящее время интерьеры постепенно восстанавливаются.

Большой театр в Санкт-Петербурге. Худ. И. Мейр, 1790

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге

Одно из крупнейших в Европе театральных зданий строилось с 1775 года и было введено в строй, по разным источникам, в 1783 или 1784 году. Впоследствии театр неоднократно реконструировался, пока в 1886 году не был частично разобран для строительства Санкт-Петербургской консерватории.

Мраморный дворец, 2012

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Изначально строившийся с 1768 года в качестве подарка для графа Г. Г. Орлова дворец ещё до окончания строительства в связи со смертью последнего был выкуплен Екатериной II у его наследников и вступил в строй в 1785 году уже как императорский дворец. В дальнейшем здание, ставшее первым в Санкт-Петербурге с отделкой фасада натуральным камнем, было подарено внуку Екатерины II Константину Павловичу в связи с его бракосочетанием.

Дворец, при строительстве которого использовался мрамор едва ли не со всех концов планеты, в настоящее время является филиалом Русского музея.

Крупнейшие корабли и суда

В этот период начали вступать в строй первые большие корабли Черноморского флота.

100-пушечные корабли Балтийского флота типа «Чесма»

Тяжёлые линейные[2] корабли в этот период строились для Балтийского флота достаточно крупной серией. В этот период на Балтике были построены восемь таких кораблей:

  • «Иоанн Креститель» («Чесма») — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1783 года. Назван в честь победы русского флота в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Трёх Иерархов» — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 сентября 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Ростислав» — заложен в 2 июля 1782 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 23 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Саратов» — заложен в 22 февраля 1784 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 15 октября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Двунадесять Апостолов» — заложен в 15 мая 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святой Равноапостольный Князь Владимир» — заложен в 6 сентября 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Святой Николай Чудотворец» — заложен в 19 сентября 1785 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 13 мая 1789 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Евсевий» — заложен в 3 января 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 июля 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.

Ещё один аналогичный корабль, строившийся в 1790—1798 годах был впоследствии разобран на стапеле из-за ветхости.

80-пушечные корабли Черноморского флота

Линкор «Рождество Христово»

Крупные линейные[2] корабли, предназначенные обычно для командующего отрядом или эскадрой, а в данном случае — только что основанным и относительно небольшим в то время Черноморским флотом. В этот период на Чёрном море были построены два таких корабля:

  • «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово») — заложен в августе 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года в присутствии Екатерины II, совершавшей свой Таврический вояж, и австрийского императора Иосифа II, в честь которого изначально и был назван корабль. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен в 20 ноября 1791 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 9 августа 1794 года. Фактически нёс в разные периоды 84; 86 и 90 пушек. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг. Стоимость корабля составила 315 тыс. рублей серебром[3].

74-пушечный корабль Балтийского флота «Елисавета»

Построенный по индивидуальному проекту в линейный[2] корабль среднего по тому времени размера «Елисавета» — заложен 22 ноября 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Ярослав»

Линейные[2] корабли среднего по тому времени размера, призванные составлять основную часть линии эскадры в бою. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 15 таких кораблей:

  • «Ярослав» — заложен 13 января 1783 года, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Владислав» — заложен 19 сентября 1782 года, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеслав» — заложен 1 мая 1784 года, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Мстислав» — заложен 1 мая 1784 года, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Кир-Иоанн» — заложен 20 июня 1785 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Святой Пётр» — заложен 20 июля 1785 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Сисой Великий» — заложен 10 июня 1787 года, спущен на воду 7 мая 1788 года. Назван в память о Гогландском сражении, произошедшем в день святого Сисоя Великого. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Максим Исповедник» — заложен 10 июня 1787 года, спущен на воду 8 мая 1788 года. Назван в память о Роченсальмском сражении, произошедшем в день святого Максима Исповедника. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Борис» — заложен 1 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Глеб» — заложен 25 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Уже после вывода из боевого состава флота и обращения в плавказарму в 1802 году вновь был на некоторое время введён в строй в апреле 1803 года в качестве плавучей батареи на Ревельском рейде, где он был поставлен на позицию на случай нападения англичан.
  • «Алексей» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Пётр» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 14 июня 1790 года, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Исидор» — заложен 10 октября 1790 года, спущен на воду в 1795 году. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг. Затем 26 октября 1800 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова, возвращавшейся из похода в Средиземное море, прибыл в Севастополь и с 1801 года переведён в Черноморский флот.
  • «Всеволод» — заложен 21 сентября 1794 года, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг., в войне с Францией 1804—1807 гг., в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808—1809 гг. Геройски погиб в бою с превосходящими английскими силами 14-15 августа 1808 года.

Позднее были построены ещё четыре корабля этого типа.

74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Царь Константин»

Линейные[2] корабли среднего по тому времени размера, призванные составлять основную часть линии эскадры в бою. В это время в дополнение к двум, построенным ранее, были введены в строй последние три[3] корабля этого типа:

  • «Святая Елена» — заложен 1 июля 1780 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1804—1077 гг. и в войне с Турцией 1806—1812 гг.
  • «Александр Невский» — заложен 11 мая 1786 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Иоанн Богослов» — спущен на воду в Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1783 году. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.

74-пушечные корабли Черноморского флота типа «Святой Пётр»

Линкоры[2], ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время в состав только что основанного Черноморского флота было введено первые два корабля типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получившие сплошную палубу от бака до юта, построенных в Херсонском адмиралтействе:

  • «Святой Пётр» — заложен 3 февраля 1794 года, спущен на воду 5 ноября 1794 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святые Захарий и Елизавета» — заложен 18 марта 1794 года, спущен на воду 1 августа 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Позднее были построены ещё пять кораблей этого проекта.

66-пушечные корабли типа «Азия» Балтийского флота

Лёгкие и «бюджетные» для этого времени двухдечные линейные[2] корабли этого типа активно строились, прежде всего во время войны для срочного наращивания сил флота, также они использовались в мелководных районах и для поддержки лёгких сил. В это время в дополнение к 13, введённым в строй ранее в Архангельском адмиралтействе, были построены ещё 14 кораблей типа «Азия»:

  • «Мечеслав» — заложен 19 сентября 1781 года, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Болеслав» — заложен 19 сентября 1781 года, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Изяслав» — заложен 19 сентября 1782 года, спущен на воду 16 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Пантелеймон» — заложен 7 сентября 1784 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Северный Орёл» — заложен 11 мая 1786 года, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Прохор» — заложен 1 июня 1787 года, спущен на воду 7 мая 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Никанор» — заложен 1 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Пимен» — заложен 25 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Пармен» — заложен 28 августа 1788 года, спущен на воду 15 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Иона» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Филипп» — заложен 9 июля 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Граф Орлов» (с 1796 года «Михаил») — заложен 14 июля 1790 года, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Европа» — заложен 19 июля 1791 года, спущен на воду 15 мая 1793 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Азия» — заложен 21 сентября 1794 года, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Позднее был введён в строй последний корабль серии.

Линкор «Святой Павел» типа «Слава Екатерины»

66-пушечные корабли Черноморского флота типа «Слава Екатерины»

Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные[2] корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время в Херсонском адмиралтействе было построено пять таких кораблей:

  • «Слава Екатерины» (с 3 марта 1778 года «Преображение Господне») — заложен 7 июля 1780 года, спущен на воду 16 сентября 1783 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен 9 июля 1780 года, спущен на воду 12 октября 1784 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Мария Магдалина» — заложен 28 июня 1781 года, спущен на воду 16 мая 1785 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Александр» — заложен 28 июня 1781 года, спущен на воду 16 мая 1786 года.
  • «Святой Владимир» — заложен 9 июля 1780 года, спущен на воду 15 мая 1787 года в день визита в адмиралтейство Императрицы Екатерины II в рамках Таврического вояжа. Фактически нёс 70 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.

66-пушечные корабли Черноморского флота индивидуальных проектов

Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные[2] корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время в Херсонском адмиралтействе было построено три таких корабля:

  • «Мария Магдалина» (с 1799 года «Мария Магдалина Первая») — заложен 13 июня 1786 года, спущен на воду 12 апреля 1789 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Реально на 1790 год нёс 68 пушек.
  • «Богоявление Господне» — заложен 15 марта 1789 года, спущен на воду 22 марта 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа») — заложен 30 сентября 1790 года, спущен на воду 6 мая 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Крупнейшие морские порты

Севастополь

См. Морская крепость Севастополь.

Гужевые дороги

Коренная реконструкция дорог Крыма к приезду Екатерины II

К приезду в Крым Императрицы в рамках Таврического вояжа по Новороссии множество дорог в Крыму и на подъездах к нему, по которым она должна была двигаться, были приведены в надлежащее состояние или даже построены с нуля, в том числе в горах, также были установлены верстовые знаки («Екатерининские мили»), построены дома и дворцы для отдыха, триумфальные арки и т. д. В частности, была построена дорога Кизикермен (около нынешней Каховки) — Перекоп. Проект был осуществлён в строительные сезоны 1785 и 1786 гг.[4][5]

Машиностроение

Херсонское адмиралтейство

Кораблестроительное предприятие, предназначенное для строительства крупных военных кораблей, было основано 19 ноября 1778 года в нижнем течении Днепра, поскольку ранее использовавшиеся верфи на Дону испытывали очень значительные трудности с недостаточными глубинами реки, в засушливые годы вообще не позволявшей выводить построенные корабли в море. При этом для скорейшего строительства Черноморского флота кораблестроительные работы в нём начались ещё в процессе строительства самого адмиралтейства. Спуск построенного первым 66-пушечного линейного корабля «Слава Екатерины» состоялся 16 сентября 1783 года, а в целом адмиралтейство было готово к 1787 году, когда в ходе Таврического вояжа город посетила Екатерина II. Вообще же именно адмиралтейству обязаны своим появлением город Херсон и Херсонская крепость.

Примечательно, что уже в 1786 году российским спецслужбам, охранявшим Херсонское адмиралтейство, удалось выявить и доказать вину агента английской разведки, интересовавшегося местным кораблестроением. Адмиралтейство проработало чуть менее полувека — его оборудование было демонтировано и вывезено в Николаев в 1827—1829 гг. в связи с выполненным к этому времени углублением фарватеров, поставившим Николаевское адмиралтейство в значительно более выгодное положение по сравнению с Херсонским.[6]

Николаев в конце XVIII века, гравюра того времени

Николаевское адмиралтейство

Новое адмиралтейство в устье реки Ингул, впадающей в Бугский лиман, было основано относительно недалеко от уже существовавшего к тому времени Херсонского адмиралтейства, однако имело значительное преимущество в плане глубоководности, поскольку небольшая коса, лимитировавшая глубины для выхода в открытое море с этого места могла быть прорыта[4]. Распоряжение о строительстве верфи для Черноморского флота князь Потёмкин подписал в 1788 году, в 1789 году на месте будущего адмиралтейства и города Николаев было построено первое небольшое укрепление, в 1790 году спущен на воду 46-пушечный фрегат «Святой Николай», а в 1794 году уже флагманский 80-пушечный линейный корабль «Святой Павел». К 1796 году предприятие и город вокруг него развились настолько, что туда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейское управление[7].

Впоследствии адмиралтейство неоднократно подвергалось крупным модернизациям.

Таврический дворец, 2012

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Дворец, построенный за счёт казны для наместника Новороссии князя Потёмкина-Таврического, был возведён в 1783—1789 гг. и отличался при относительно скромном внешнем виде исключительно дорогостоящим внутренним убранством. От Невы к дворцу был проведён специальный канал. Также в начале 1790-х гг. ансамбль дворца пополнился художественной оградой, домом садового мастера и английским садом. Впоследствии внешний вид дворца не раз служил образцом для подражания при строительстве множества дворянских усадеб по всей стране.

Построенный вроде как для частного лица сразу же после смерти Потёмкина дворец был забран в казну и в дальнейшем с небольшим перерывом, когда Павел I отдал дворец под казармы, он всё время служил императорской резиденцией вплоть до размещения в нём в 1906 году Государственной Думы. Дворец многократно переделывался изнутри, но тем не менее до сих пор сохранил множество элементов того времени, в том числе во внутренней отделке.

Большой Гостиный двор,Б. Патерсен, 1802

Гостиный двор в Санкт-Петербурге

Новый каменный оптовый торговый центр, ныне известный как Большой гостиный двор, строился с 1757 года, однако в 1761 году проект был пересмотрен и ныне существующее здание строилось с 1761 года на средства будущих владельцев торговых площадей. Введён в строй в 1785 году.

Расположенный в настоящее время в здании универмаг имеет торговую площадь 13 тыс. м² при общей площади зданий 78 тыс. м², что немало даже по современным меркам и позволяет однозначно отнести проект к крупным.

Наука и образование

Здание Императорской Академии Художеств, 2013

Императорская Академия Художеств

Являвшееся в первые годы своего существования (1757…1763) фактически филиалом Московского Университета Императорская Академия Художеств тем не менее с самого начала располагалась в Санкт-Петербурге. Размещена она при этом была в особняке И. И. Шувалова, стараниями которого и была ранее создана, однако вскоре ясно наметившийся успех нового учебного заведения привёл к тому, что в 1764 году на Васильевском острове началось строительство специального здания для Академии. Занимавшее целый квартал богато отделанное и наполненное художественными коллекциями здание было введено в строй в 1788 году.[8]

Ныне в здании расположен Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.

Канал Грибоедова (бывший Екатерининский) в Санкт-Петербурге, 2007

Гидротехнические сооружения

Екатерининский канал

Канал в Санкт-Петербурге длиной 5 километров, известный с 1923 года и поныне как канал Грибоедова, строился по указу от 24 марта 1765 года по руслу бывшей реки Кривуши. Официально река была переименована в Екатерининский канал 3 июня 1766 года. Само же строительство, предусматривавшее кроме расчистки и углубления русла, также строительство каменных набережных с чугунными ограждениями и шести каменных мостов, было завершено только в 1790 году.[9]

Обводный канал в Москве, 1807

Обводный канал и восстановление Всехсвятского моста в Москве

Планировавшееся ещё с 1775 года строительство в болотистой части Замоскворечья канала, призванного отводить часть паводковых вод от района Кремля, а также осушить местность и улучшить судоходство, фактически началось только в 1783 году в связи с аварией на Всехсвятском (Большом каменном) мосту, где во время паводка рухнули два пролёта. Поэтому строительство канала и восстановление моста проводились фактически в рамках одного проекта. Строительство канала было завершено в 1786 году, а восстановление моста, вновь пострадавшего при паводке в 1786 году, окончательно завершилось в 1792 году.

Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — завершение работ

В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн, освоения Новороссии и повреждений от катастрофического наводнения 1777 года, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт-Петербурге. В этот период, в частности, в 1784 году был облицован камнем прилегающий к набережной небольшой Зимнедомский канал (также известен как Зимнедворцовый канал, Зимний канал или, ныне, Зимняя канавка), туда же на Миллионную улицу в 1783 году был срочно[5] перенесён с расширением гранитный мост с засыпанного Красного канала. Также в 1788 году был построен подъёмный мост через Крюков канал и в 1773—1786 годах устроена входившая в ансамбль набережной монументальная ограда Летнего сада. Полностью грандиозный по тем временам проект был завершён в 1788 году.[10]

Фортификационные сооружения

Морская крепость Севастополь

Первые укрепления будущего Севастополя появились ещё до официального присоединения Крыма к России в 1783 году — их заранее начал возводить командующий контингентом Российской Императорской армии в Крымском Ханстве А. В. Суворов. Официально основан город Севастополь был по указу Екатерины II от 10 февраля 1784 года, по которому требовалось построить в Ахтиарской гавани крепость с портом, военным поселением и верфью, пригодной для строительства линейных кораблей первого ранга — фактически главную базу создаваемого в то время Черноморского флота. Первоочередные работы по строительству береговой инфраструктуры были завершены к визиту Императрицы 22-23 мая 1787 года в рамках её поездки с иностранными делегациями по Новороссии — Таврического вояжа. Официально Севастопольский порт, командующим которым стал Ф. Ф. Ушаков, был учреждён в 1789 году, а в 1792 году в городе уже жили 15 тысяч человек.[11][12][13]

Крепость и город успешно развивались и модернизировались и позднее.

Очаковские ворота Херсонской крепости[6]

Херсонская крепость

Крепость на Днепре, которая должна была, помимо прочего, охранять строящееся в ней Херсонское адмиралтейство, была основана 8 сентября 1778 года на месте бывшего небольшого укрепления Александр-Шанец, построенного российскими войсками во время очередной русско-турецкой войны несколькими десятилетиями ранее. Крепость была выполнена в основном земляной, но снабжена при этом каменными воротами, каменными зданиями внутри крепости, подъёмными мостами и подземными противоподкопными тоннелями. Строительство первой очереди крепости, адмиралтейства и города завершено к визиту Екатерины II в рамках Таврического вояжа. Также рядом с крепостью был построен город Херсон.[14]

Часть сооружений крепости, упразднённой в 1835 году, сохранилась до наших дней.

Тираспольская крепость на почтовой марке ПМР

Днестровская линия

Укреплённая линия, состоявшая из крепостей разного размера, была срочно возведена на восточном берегу Днестра и по берегу моря до Днепровско-Бугского лимана после закрепления по результатам войны 1787—1791 гг. границы с Османской Империей по Днестру. Поскольку Турция имела на другой стороне реки сильные крепости — Бендеры и Аккерман, командующий российскими войсками в регионе А. В. Суворов для ускорения строительства пошёл на то, что взял на своё имя громадный по тем временам кредит в 100 тыс. рублей и распорядился продать свои деревни. Однако уже вскоре Императрица выделила на строительство первые 600 тысяч рублей. Полностью новые крепости были в короткие сроки построены в Тирасполе (Тираспольская или Срединная — крупная земляная в основном крепость построена в 1792—1793 гг.) и Овидиополе (основана 15 июня 1793 года), также обустраивались более мелкие укрепления и реконструируемые турецкие крепости, в их числе Хаджибей (в Одессе) и Очаков.

Укрепление северо-западных подступов к Санкт-Петербургу

Мегапроект, срочно реализованный большей частью в 1791—1796 годах под руководством А. В. Суворова был вызван к жизни с трудом отбитой в 1789—1790 годах попыткой Швеции взять столицу России, в то время как основные силы российских армии и флота были связаны очередной войной с Турцией. В рамках проекта были созданы фактически три линии обороны подступов к столице:

  • Пограничная, состоявшая из вновь построенных морской крепости Роченсальм и практически входящей в её состав малой сухопутной крепости Кюменьград, а также расположенного севернее форта Утти. Также получил новые укрепления замок Нейшлот (ныне Олавинлинна, Финляндия).
  • Средняя, состоявшая из реконструируемых крепостей Фридрихсгам (ныне Хамина, Финляндия), Давыдов (ныне Тааветти, Финляндия), Вильманстранд (ныне Лапеэнранта, Финляндия).
  • Ближняя, в которую, как считается входили также реконструированные в рамках проекта крепости Кронштадт, Выборг, Кексгольм (ранее Корела, ныне в городе Приозёрск) и Шлиссельбург (ранее Орешек, ныне в городе Петрокрепость).

Уже позднее при Павле I в 1798 году была достроена система Суворовских военных каналов на озере Сайма, строившаяся также как часть системы обороны этого района с 1791 года.

Руины форта Слава крепости Роченсальм, частично укрытые деревянной кровлей для защиты от дальнейшего разрушения, 2009

Морская крепость Роченсальм

После того, как Швеция неудачно попыталась во время очередной Русско-турецкой войны ударить Россию в спину, было решено укрепить приграничный район русской части нынешней Финляндии близ современного города Котка, где в то время располагался позднее почти полностью разрушенный во время Крымской войны (кроме одной православной церкви) город Роченсальм. Для этого у приграничной реки Кюмень в 1791—1795 годах был построен дерево-земляной форт, позднее перестроенный в одноимённую крепость Кюменьгород или Кюменьград (ныне Кюминлинна), а в море у Роченсальма на частично искусственных островах построены каменные форты «Екатерина», «Елизавета» и «Слава», более мелкие редуты и батареи, а также маяк и прочие сооружения, необходимые для военно-морской базы, в большинстве своём расположенные на острове Котка, где и был практически заново построен в основном одноэтажный город-крепость Роченсальм на 10 000 жителей, из которых 9 000 составляли военнослужащие. Общее руководство строительством укреплений осуществлял А. В. Суворов. Основная часть работ была завершена к 1796 году.[15]

Ныне частично сохранились развалины островных фортов крепости.

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Черноморский флот проходит Босфорский пролив, 1799

Черноморский флот

В это время в связи с получением доступа к глубоководным портам на Чёрном море на базе бывших Азовской и Днепровской флотилий создаётся полноценный Черноморский флот, уже вскоре покрывший себя неувядаемой славой.

Фактически введён в строй во время Таврического вояжа Екатерины II — прямо во время обеда в имении Потёмкина в Инкермане была отдёрнута портьера, за которой оказался вид на гавань с боеготовой эскадрой, давшей салют из пушек. Помимо собственно кораблей, значительная часть других введённых во время Таврического вояжа объектов также являлась, по сути, частью мегапроекта строительства Черноморского флота. В этот период введены в строй следующие крупные проекты, непосредственно связанные с Черноморским флотом:

Несколько позднее в этот же период для развития флота было построено также Николаевское адмиралтейство.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Фейерверк в Каневе во время Таврического вояжа Екатерины II, 1787

Таврический вояж

Грандиозное по масштабам и стоимости путешествие Екатерины II в январе 1787 — июле 1787 гг. в Новороссийскую губернию и, в частности, Крым со двором численностью около 3000 человек резко выделялось из множества предпринятых ею поездок по стране.[16] По всей видимости, причиной тому являлась дипломатическая значимость этого путешествия, в котором принимал участие австрийский император Иосиф II и множество иностранных посланников. Поездка ставила целью доказать европейским правителям, что по тем временам почти равносильно всему миру, что обширные земли, приобретённые Россией в Северном Причерноморье успешно освоены, поскольку европейцы до этого фактически требовали «поделиться» «чрезмерными» приобретениями. Общая длина пройдённого за время путешествия пути составила 5657 вёрст (6035 км), основная часть которого была преодолена в каретах. К путешествию Императрицы, помимо обычных празднеств, фейерверков, украшения дорог, путевых дворцов и т. п., был приурочен ввод в строй множества крупных объектов, среди них:

Также во время путешествия был официально основан город Екатеринослав (ныне Днепропетровск) и спущен на воду 50-пушечный фрегат «Александр Невский».

Херсон в начале XIX в.: сам город слева внизу, крепость и адмиралтейство в её южной части — посередине, военный городок — справа вверху

Город Херсон

В отличие от чисто военной крепости Севастополь, Херсон с самого начала строился не только как крепость и центр судостроительной и судоремонтной промышленности, но и как обычный город и морской порт. Уже в 1787 году иностранцы, побывавшие в городе во время Таврического вояжа Екатерины II отмечали большую купеческую активность в порту Херсона. К этому же времени были достроены Херсонская крепость и Херсонское адмиралтейство, фактически начавшее свою деятельность ещё в процессе строительства.

В городе к моменту визита Екатерины II, помимо прочего, по свидетельствам очевидцев были построены: дворец Императрицы, сад Императрицы с 80 тысячами плодовых деревьев, а также множество построенных по последнему слову тогдашней архитектурной моды домов, расположенных на столь же современно спланированных улицах. Всего на проект города с крепостью и верфями к этому времени были потрачены грандиозные по тем временам 7 млн рублей, что составляло порядка 10% годового российского государственного бюджета тех лет, достигшего 80 млн рублей только в 1796 году.[17][18]

Генеральное межевание Центральной России

В соответствии с Манифестом Императрицы от 19 сентября 1765 года, на основании опыта неудачной попытки наведения порядка во владении землями, с 1766 года было начато Генеральное межевание цетральнороссийских губерний. Дорогое и достаточно сложное мероприятие пошло достаточно высокими темпами, так что за 1766—1796 годы оно было завершено уже в 19 губерниях.[19]

В дальнейшем проект продолжился уже в качестве относительно медленно продвигающейся программы.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. В справочной литературе по поводу количества этого типа линкоров имеют место противоречия.
  4. Что впоследствии и было сделано не позднее конца 1820-х гг.
  5. Работы велись даже ночью при свечах под специально установленными шатрами, что в то время применялось крайне редко.
  6. Открытка конца XIX — начала XX века, к этому времени вместо подъёмного моста во рву была сделана насыпь, а спереди виден проезд через защищавший ворота равелин.