Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Гидроэнергетика: Волховская ГЭС им. В.И. Ленина)
Строка 19: Строка 19:


=== Линия Туапсе - Адлер ===
=== Линия Туапсе - Адлер ===
Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Двидение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[http://tuapsinka.ajp.ru/history.html]
Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Движение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[http://tuapsinka.ajp.ru/history.html]


== Гидроэнергетика ==
== Гидроэнергетика ==

Версия от 05:26, 28 сентября 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 января 1924 г. по 10 февраля 1934 г. Границы периода обусловлены смертью Ленина и упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и стал полновластным правителем.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Легкие крейсера типа «Светлана»

Строившиеся с царских времен 8 крейсеров серии не успели вступить в строй до Революции. Затем строительство всех кораблей было надолго заброшено, 3 корабля были разобраны на металл, корпуса двух перестроены в танкеры, оставшиеся три были в этот период достроены и введены в строй:

  • «Профинтерн» (ранее «Светлана», позднее «Красный Крым») - заложен в ноябре 1913 г., спущен на воду в ноябре 1915 г., введен в июле 1928 г.
  • «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в октябре 1915 г., введен в строй в январе 1927 г.
  • «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в мае 1916 г., введен в строй в марте 1932 г. - этот крейсер получил вместо 15 щитовых 130 мм орудий 4 одноорудийных башни со 180 мм орудиями, что формально перевело его в класс тяжелых крейсеров.

Железные дороги

Железная дорога Бурное-Джамбул-Пишкек Средне-Азиатской ж.д.

Участки Бурное-Джамбул 1922 г. и Джамбул-Пишкек 1924 г.

Линия Туапсе - Адлер

Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Движение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[1]

Гидроэнергетика

Волховскаяя ГЭС в 2009 г.

Волховская ГЭС им. В.И. Ленина

Строительство ГЭС в районе Петрограда было признано необходимым царским правительством в декабре 1916 г., однако в то время предполагалось осуществить в первую очередь лучше подготовленный проект на Имантре. Но полсе Февральской революции проблемы с Финляндией вынудили Временное правительство приступить к постройке именно ГЭС на Волховских порогах, на которую в мае 1917 г. было решено ассигновать 32 млн рублей. К октябрю 1917 г. было закуплено оборудование на 1,5 млн рублей, а на месте работ построено три склада и грунтовая дорога, однако во время Октябрьской революции стройка была заброшена.[2] В.И. Ленин тоже заинтересовался проектом, однако попытка продолжить строительство в 1918 г. фактически завершилась в 1919 г. Окончательно к проекту вернулись в 1921 г. с включением его в первую очередь плана rwp:ГОЭРЛО, что однако не гараннтировало его мгновенного завершения[2] и в 1921-1922 гг. стройка испытывала большие трудности, прежде всего с продовольствием, и едва не была снова закрыта.[3] По-настоящему активное строительство развернулось с 1923 г. В июле 1926 г. было открыто судоходство через шлюзы, в декабре 1926 г. запущены первые три гидроагрегата и станция была официально открыта. Оставшиеся гидроагрегаты введены в строй в 1927 г. и, в результате, мощность станции составила 58 МВт. Для выдачи мощности станции в Ленинград одновременно были построены: ЛЭП 110 кВ длиной 130 км, главная понизительная подстанция 110/35 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.[4]

Стоимость самой ГЭС можно оценить по расценкам, приведенным в общей части плана ГОЭЛРО, в 18,27 млн золотых (довоенных царских) рублей[3](... млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость линий электропередач в 1,23 млн золотых рублей, стоимость подстанций 110 и 35 кВ, пренебрегая потерями в сети и собственными нуждами можно приближенно рассчитать по мощности ГЭС, в этом случае их стоимость по тем же нормативам составит 2,958 млн золотых рублей. Таким образом полная стоимость проекта с системами выдачи мощности можно оценить примерно в 22,46 млн золотых рублей.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Входящая в первоочередные объекты ГОЭЛРО Электрификация Мурманской ж.д. фактически была завершена только в 2006 г.
  3. Стоимость ГЭС с послеками и подъездными путями без оборудования: 225 руб./кВт х 58000 кВт = 13,05 млн рублей; стоимость оборудования ГЭС: 90 руб./кВт х 58000 кВт = 5,22 млн рублей