Татарстан: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
IgorSPb (обсуждение | вклад) (Добавил про перспективы развития) |
||
Строка 199: | Строка 199: | ||
* Проблема с вывозом мусора – 35,9% | * Проблема с вывозом мусора – 35,9% | ||
* Постоянные перебои с водой – 29,5% | * Постоянные перебои с водой – 29,5% | ||
== Перспективы развития региона == | |||
Республика Татарстан как регион России обладает рядом конкурентных преимуществ<ref name="Татарстан-2030/4">Стр.26-28 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.</ref>: | |||
* '''Амбиции, опыт и активная экономическая политика – репутация передового региона.''' | |||
# Развитый уровень предпринимательства; высокая доля городского населения, формирующего средний класс; | |||
# Конкурентная институциональная среда; хорошая квалификация государственных служащих; высокий уровень управляемости региона; готовность управлять имеющимся реальным сектором и строить «новую экономику»; опыт реализации масштабных международных и региональных проектов; успешный опыт сотрудничества с федеральным центром; | |||
# Активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний, привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли; | |||
# «Национальный стержень» – высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса; идентичность мирового татарского сообщества; связи с мусульманским миром, опыт работы с исламскими финансами. | |||
* '''Доступность рынков и инфраструктуры.''' | |||
# Республика Татарстан расположена в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении трех транспортных коридоров, в центре Волжско-Камского бассейна; в регионах России, расположенных в радиусе 1 500 км, проживает не менее 70% населения России, что обеспечивает возможность организации удобных и быстрых транспортных связей этих регионов с Республикой Татарстан; | |||
# Пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков, имеющих корни еще в «шелковом пути»; | |||
# Полицентричность территориального развития, усиленная стимулированием ведущих агломераций; активная политика инфраструктурного развития; | |||
# Наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития. | |||
* '''Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости.''' | |||
# Экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; ключевые экономические комплексы имеют согласованную экономическую политику; энергетическая независимость; | |||
# Развитый нефтегазохимический комплекс (разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике); | |||
развитый машиностроительный комплекс; рост уровня «высокого передела»; | |||
# Сбалансированный агропромышленный комплекс; относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства; | |||
высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала; | |||
# Предпосылки создания инновационной «умной экономики»; развитая информационная система; проекты поддержки высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг (IT-Парк, Иннополис, Смарт-Сити Казань). | |||
* '''Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.''' | |||
* '''Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.''' | |||
* '''Центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при высоком качестве инфраструктуры.''' | |||
* '''Репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость, «национальный стержень» и высокий уровень управляемости.''' | |||
=== Перспективы развития территорий === | |||
{{box|'''Казанская агломерация'''}} | |||
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>: | |||
* '''Реновация расселения''' | |||
# Развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках г.о. Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани; | |||
# Реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана); | |||
комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение «рыхлой» жилой застройки (районы «Большая Крыловка», Калуга-Аметьево, Аметьево и т.д.); | |||
# Освоение территорий вдоль Волги от центра города Казани до поселка Юдино – территории Порохового завода, Адмиралтейская Слобода; | |||
проектировать районы массовой застройки эконом класса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека. | |||
* '''Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации''' | |||
# Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения. | |||
# Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей. | |||
# Формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта. | |||
* '''Пригородная зона Казани''' | |||
# Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акваторий Куйбышевского водохранилища. | |||
# Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий. | |||
* '''Редевеломент промышленных зон''' | |||
# Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности. | |||
# Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды. | |||
* '''Казанские набережные''' | |||
# Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности жителей. | |||
# Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и постоянно увеличивающегося потока приезжих. | |||
# «Зеленые артерии» создают «якорный» эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях. | |||
# Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации. | |||
{{box|'''Камская агломерация'''}} | |||
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>: | |||
* '''Реновация / умная плотность''' – запуск качественных преобразований, прежде всего, на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970-1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамск, а также частично Елабуги, Менделеевска и пгт. Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки. | |||
* '''Город и ландшафты''' – раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы – главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой – получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств. | |||
* '''Город и промышленность''' | |||
# Новое использование высвобождающихся производственных площадей; | |||
# Новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон; | |||
# Создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.). | |||
* '''Город и наследие''' | |||
# Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода. | |||
# Использование механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям. | |||
# Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте. | |||
* '''АлаБег''' – структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны «Алабуга» и аэропорта «Бегишево». | |||
# Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Кама в районе городского ипподрома города Елабуги. «АлаБег» является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность. | |||
# Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы «Волжско-Камский поток», «АлаБег» даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также «АлаБег» способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги. | |||
# В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста. | |||
{{box|'''Альметьевская агломерация'''}} | |||
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации<ref name="Татарстан-2030/3"/>: | |||
* '''Восточные ворота Татарстана''' | |||
# Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге Европа – Западный Китай, Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня. | |||
# Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов. | |||
* '''Восточный меридиан''' | |||
# Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма – Альметьевск – Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры. | |||
# Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации. | |||
# Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации. | |||
* '''Реновация расселения''' – развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений. | |||
* '''Общественные пространства Альметьевской агломерации''' | |||
# Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках. | |||
# Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выровнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой. | |||
* '''Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан''' | |||
# Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации. | |||
# Перспективные виды туризма – рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм – сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру. | |||
# Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов. | |||
{{box|'''Сельские территории'''}} | |||
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития сельских территорий<ref name="Татарстан-2030/4"/>: | |||
* '''Индустриализация аграрно-промышленного комплекса и размещение муниципальных индустриальных парков''' | |||
# Модернизация технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов; | |||
# Размещение площадок в рамках «Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан», с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения. | |||
* '''Новая концепция использования земель – экологически сбалансированная система земледелия''' | |||
# Интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. частных угодий; | |||
# Рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи; | |||
# Внедрение инновационных технологий; | |||
# Сохранение ценных ландшафтов; | |||
# Обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на частных сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержка сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд. | |||
* '''Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество.''' | |||
# Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы. | |||
# Основная цель политики трансграничного сотрудничества – закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы. | |||
* '''Сохранение и усиление идентичности''' | |||
# Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности. | |||
# Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона. | |||
# Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. # Основные направления сохранения идентичности – культура, туризм, городская среда. | |||
* '''Разумное укрупнение''' | |||
# В Татарстане, как и в целом в стране, имеется проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов. | |||
# Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления. | |||
* '''Развитие поселений-спутников''' | |||
# Два фактора – ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, – формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры. | |||
# Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников. | |||
* '''Второе жилье для горожан''' | |||
# Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации. | |||
# Учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру; | |||
# Проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах; | |||
# Разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов; | |||
# Планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений. | |||
В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов: | |||
# новой идеологии обновления сельских территорий; | |||
# кооперации муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовки квалифицированных кадров и составления комплексных программ сохранения и развития поселений; | |||
# создания институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий. | |||
Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться. | |||
== Фотообзоры региона == | == Фотообзоры региона == |
Версия от 04:35, 1 мая 2019
Незавершённая статья о регионе России Эта статья о регионе России находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её. |
Респу́блика Татарста́н (тат. Татарстан Республикасы) — регион в составе Приволжского федерального округа России. Территория — 67 847 км², население — 3 894 284 человек (2018).
Столица — Каза́нь (тат. Казан) с населением в 1 243 500 млн человек (2018).
Президент Татарстана — с 25 марта 2010 года Рустам Минниханов.
Города Татарстана
Основная статья: Города Татарстана
На территория Республики Татарстан находится 23 города, в том числе 1 город-миллионер (Казань), 1 крупнейший город (Набережные Челны), 2 больших города (Нижнекамск и Альметьевск), а также 12 средних и 7 малых городов.
Крупные проекты Татарстана
Минтимер Шаймиев (1991-2010)
- Мост через Каму у села Сорочьи Горы — первая очередь (2002)
- Казанский метрополитен — первая очередь (2005)
- 1000-летие Казани (2005)
- Индустриальный парк «Камские Поляны» (2009)
- Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин (2009)
- Достройка первой очереди Казанского метрополитена (2008-2010)
Рустам Минниханов (2010–н.в.)
- Модернизация производства Казаньоргсинтеза (2010)
- Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» — первая очередь (2011)
- Особая экономическая зона «Алабуга» (2012)
- Деревня Универсиады-2013 (2013)
- Развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения Универсиады-2013 (2013)
- Универсиада-2013 в г. Казань (2013)
- Стадион «Казань Арена» (2013)
- Автомобильный завод «Форд Соллерс» (2014)
- Казанская ТЭЦ-2 — энергоблок ПГУ-220 (2014)
- Комбинированная установка гидрокрекинга по сырьевой смеси ОАО «ТАНЕКО» (2014)
- Вторая очередь Казанского метрополитена (2015)
- Завод автомобильных двигателей «Форд Соллерс» (2015)
- Иннополис (2015)
- Комплекс по глубокой переработке маслосемян «Нэфис — Биопродукт» (2015)
- Завершение строительства моста через Каму у села Сорочьи Горы (2016)
- Пограничный сторожевой корабль 1 ранга «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан» (2016)
- Химкомплекс «Аммоний» (2016)
- Казанская ТЭЦ-3 — реконструкция со строительством нового энергоблока (2017)
- Теплоэлектростанция (ТЭС), Елабуга (2018)
- Казанская ТЭЦ-1 — энергоблок ПГУ-230 МВт (2018)
- Комплекс глубокой переработки тяжёлых остатков «ТАИФ-НК» (2018)
Строящиеся крупные проекты
- Платная скоростная автомагистраль Шали (М7) — Бавлы (М5)
- Строительство Казанского метрополитена — вторая линия
- Птицеводческий кластер «Агросила», Набережные Челны
- Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО» — пусковой комплекс 1б
- Завод по производству каркасов кабин Камаз
- Особая экономическая зона «Алабуга» (продолжение развития)
- Технополис «Химград»
- Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр
Проблемы региона
По данным 2015 года в Республике Татарстан существует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации[1]:
- Предпосылки «голландской болезни».[2]
- Пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного сектора;
- Высокая зависимость от федеральных решений и финансирования;
- Среднее качество и нехватка человеческого капитала.
- Относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов;
- Дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей;
- Значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики;
- Затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров;
- Риски монопрофильности промышленных центров;
- Недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников осуществляемой профессиональной деятельности.
- Системные проблемы конкурентоспособности.
- Недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности;
- Недостаток сырья для нефтегазохимии;
- Экологические проблемы;
- Низкое качество инвестиционного портфеля; низкая эффективность инвестиций;
- Недостаточное качество финансовой инфраструктуры;
- Развитие региона в прошлом строилось на принципах закрытой системы при отсутствии эффективной политики экономической экспансии на новые рынки и ограничении каналов входа в регион для внешних инвесторов; слабое взаимодействие с регионами-соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг, а также внутриматериковое положение при недостаточно развитой инфраструктуре затрудняет расширение рынков сбыта;
- Недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и Альметьевской агломераций.
По тем же данным Республика Татарстан как регион России обладает рядом слабых сторон и проблем[3]:
- Ресурсное пространство.
- Повсеместная нехватка территорий для размещения новой жилой застройки; захват под новое строительство водоохранных и санитарно-защитных зон, сельскохозяйственных территорий; рост плотности застройки за счет снижения качества жилья, экономии на коллективных пространствах социальной инфраструктуры;
- Значительные пространства оказались в зонах распространения загрязнений предприятий нефтехимического комплекса;
- Часть территорий, на которых ведется добыча нефти и газа, насыщена буровыми скважинами и трубопроводами, которые будут препятствовать развитию этих территорий в будущем.
- Индивидуальное и коллективное жилое пространство.
нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада.
- Коллективное пространство торговой и социальной сферы.
- Недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое число ранее построенных объектов требует реконструкции.
- Производственное пространство.
- Избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического этапа (пример – цеха заводов ОАО «КАМАЗ»);
- Нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств.
- Транспортно-коммуникационное пространство.
- Потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством;
- Недостаток «якорных пространств», обеспечивающих идентичность мест коммуникаций;
- Недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях;
- Ослабление роли общественного транспорта.
Проблемы отдельных территорий
Казанская агломерация[4] – моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения – 177 чел./га[5].
Основные проблемы агломерации:
- Пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами – участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;
- Слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через Волгу;
- Изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры;
- Стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.
Эти проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов[5].
Камская агломерация[6] – полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 944,3 тыс. человек. Плотность населения – 165 чел./га[5].
Основные проблемы агломерации[5]:
- моноспециализация городов;
- неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;
- неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности нефтеперерабатывающих и химических производств Нижнекамска и Менделеевска;
- нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;
- однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.
Альметьевская агломерация[7] – полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами – городами Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 337 тыс. человек. Плотность населения – 71 чел./га[5].
Основные проблемы агломерации[5]:
- Ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;
- Низкая пропускная способность существующей сети автодорог;
- Недостаточность «событийных пространств» в агломерации;
- Неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;
- Отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.
К основным проблем сельских территорий Республики Татарстан относятся[8]:
- Отсутствие механизмов государственного регулирования процессов урбанизации;
- Некомплексная реализация проектов по индустриализации сельского хозяйства;
- Отсутствие координации и стыковки схем территориального планирования между муниципальными районами;
- Не всегда рациональное муниципально-территориальное деление: сельские населенные пункты, расположенные в пригородах Казани, в Камской и Альметьевской агломерациях, функционально часто играют роль удаленных районов городов; их экономика более чем на 90% ассимилирована с экономикой крупных городов;
- Значительная асимметрия в обеспечении социально-культурными и досуговыми услугами сельской молодежи (прежде всего, по причине отсутствия подобных услуг);
- Недостаток рабочих мест и низкая транспортная мобильность;
- Инертность жилищного строительства, не позволяющая должным образом решать социально-экономические проблемы сельской местности.
Проблемы экологии
Качество окружающей среды в Республике Татарстан во много определяется высоким уровнем развития экономики. В экономике Татарстана присутствуют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, ряд коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение[9].
По состоянию на 2017 год присутствуют следующие проблемы[9]:
- Атмосферный воздух
- Основное воздействие на окружающую среду оказывают топливная, химическая отрасли и теплоэнергетический комплекс, на долю которых приходится 79,3% массы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников;
- Рост валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников отмечен в топливной промышленности – на 1,61%, строительной отрасли – на 0,92%, в машиностроении - на 0,28%, пищевой промышленности - на 0,26%, ЖКХ - на 0,22%, в транспортной отрасли – на 0,14%, в лесной и д/о - на 0,14%, в химической отрасли - на 0,10%;
- Произошло увеличение выбросов от стационарных источников по прочим загрязняющим веществам – на 22,3%; взвешенным веществам – на 2,9%; оксиду углерода - на 1,9%;
- Водные ресурсы
- В 2017 г. из общего объема сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты Татарстана, наибольшие объемы отведены предприятиями следующих отраслей: коммунальной – 59,0%, энергетики (в т. ч. теплоэнергетики) – 22,7%, химической (в т. ч. нефтехимической) – 18,3%;
- Основной вклад в сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды Татарстана внесли следующие отрасли экономики: ЖКХ – 68,2%, химическая – 28%.
- Сельское хозяйство
- В настоящее время в Татарстане планировочная структура селитебной территории не имеет устройства санитарно-защитных зон, населенные пункты располагаются вплотную к полям, на которых производится пестицидная обработка, отсутствует пространственная и вертикальная изоляция. В связи с необходимостью проведения полезащитных мероприятий землепользователи вынуждены рисковать экологической безопасностью населения.
В 2017 году по данным Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан наибольшее кол-во отходов в республике образовалось в следующих секторах экономики (в % от общей массы отходов, образовавшихся на предприятиях Татарстана): обрабатывающие производства – 37%; водоснабжение, водоотведение – 20%; сельское и лесное хозяйства – 15%; при добыче полезных ископаемых – 6%; при производстве электроэнергии, воды и газа – 4%. В республике 4707,111 тыс. тонн отходов (в 2016 г. – 3272,506 тыс. т), в т.ч. в обрабатывающем производстве – 1728,494 тыс. тонн, в сельском и лесном хозяйствах – 690, 396 тыс. тонн, при добыче полезных ископаемых – 263,7 тыс. тонн, в строительстве – 133,705 тыс. тонн[10].
В том же году имелись следующие проблемы с образованием отходов в Татарстане[10]:
- Отходы животноводства. По данным Минсельхозпрода РТ образовано 5,5 млн тонн животноводческих отходов – при этом общая вместимость навозохранилищ (1014) составила лишь более 3 млн. тонн/год. Наибольший вклад в образование отходов животноводства внесли скотоводство (4,4 млн тонн/год или 80,2%) и свиноводство (0,62 млн тонн/год или 11,3%).
- Отходы медицинские. По данным Минздрава РТ образовано 20002,65 тонн медицинских отходов – из них наибольшую часть составили неопасные (17447,09 тонн или 87,22%) и рискованные (2249,63 тонн или 11,25%) отходы. В Казани на утилизацию и захоронение было передано 3839,01 тонн, в Альметевске, в республиканские учреждения здравоохранения 6104,36 тонн и т.д.
- Отходы биологические. По данным Главного Управления ветеринарии Кабинета Министров образовано 17561,69 тонн биологических отходов: крупный рогатый скот – 1509,8 тонн (8,6%); свиньи – 2074,05 тонн (11,81%); овцы – 21,64 тонн (0,12%); лошади – 25,95 тонн (0,15%); птица – 6449,1 тонн (36,72%); другое (вет. конфискаты, аборт. материалы и др.) – 7481,15 тонн (42,6%).
Неудовлетворенность населения состоянием социальной сферы
В 2017 году Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу провел ряд социологических опросов на тему проблем социальной сферы – про состояние образования, здравоохранения и ЖКХ[11].
Состояние образования
Проблема | Дошкольное образование | Общее образование | Дополнительное образование |
---|---|---|---|
Высокий уровень платы и постоянные дополнительные денежные сборы | 65 | 35,4 | 61 |
Недостаточное количество учреждений | 28,8 | — | — |
Низкая профессиональная подготовка сотрудников | — | 45,6 | 19,5 |
Слабая материально-техническая оснащенность | 27,5 | 33,6 | 19,5 |
Состояние здравоохранения
Проблема | Поликлиники | Стационары |
---|---|---|
Невозможность попасть на прием к узким специалистам (кардиологу, невропалогу, ортопеды и т.д.) | 19,9 | — |
Очереди на прием к участвому врачу | 18,2 | — |
Недостаточная квалификация медицинского персонала | 13,7 | — |
Нехватка койко-мест в стационаре | — | 16 |
Отсутствие необходимого оборудования | – | 13,2 |
За все нужно «отблагодарить» медицинский персонал | — | 10,7 |
Состояние ЖКХ
Голоса опрошенных распределись следующим образом:
- Плохая освещенность подъездов, дворов, улиц – 35,9%
- Проблема с вывозом мусора – 35,9%
- Постоянные перебои с водой – 29,5%
Перспективы развития региона
Республика Татарстан как регион России обладает рядом конкурентных преимуществ[8]:
- Амбиции, опыт и активная экономическая политика – репутация передового региона.
- Развитый уровень предпринимательства; высокая доля городского населения, формирующего средний класс;
- Конкурентная институциональная среда; хорошая квалификация государственных служащих; высокий уровень управляемости региона; готовность управлять имеющимся реальным сектором и строить «новую экономику»; опыт реализации масштабных международных и региональных проектов; успешный опыт сотрудничества с федеральным центром;
- Активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний, привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли;
- «Национальный стержень» – высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса; идентичность мирового татарского сообщества; связи с мусульманским миром, опыт работы с исламскими финансами.
- Доступность рынков и инфраструктуры.
- Республика Татарстан расположена в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении трех транспортных коридоров, в центре Волжско-Камского бассейна; в регионах России, расположенных в радиусе 1 500 км, проживает не менее 70% населения России, что обеспечивает возможность организации удобных и быстрых транспортных связей этих регионов с Республикой Татарстан;
- Пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков, имеющих корни еще в «шелковом пути»;
- Полицентричность территориального развития, усиленная стимулированием ведущих агломераций; активная политика инфраструктурного развития;
- Наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития.
- Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости.
- Экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; ключевые экономические комплексы имеют согласованную экономическую политику; энергетическая независимость;
- Развитый нефтегазохимический комплекс (разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике);
развитый машиностроительный комплекс; рост уровня «высокого передела»;
- Сбалансированный агропромышленный комплекс; относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства;
высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала;
- Предпосылки создания инновационной «умной экономики»; развитая информационная система; проекты поддержки высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг (IT-Парк, Иннополис, Смарт-Сити Казань).
- Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.
- Разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике.
- Центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при высоком качестве инфраструктуры.
- Репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость, «национальный стержень» и высокий уровень управляемости.
Перспективы развития территорий
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:
- Реновация расселения
- Развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках г.о. Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани;
- Реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана);
комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение «рыхлой» жилой застройки (районы «Большая Крыловка», Калуга-Аметьево, Аметьево и т.д.);
- Освоение территорий вдоль Волги от центра города Казани до поселка Юдино – территории Порохового завода, Адмиралтейская Слобода;
проектировать районы массовой застройки эконом класса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека.
- Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации
- Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения.
- Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей.
- Формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта.
- Пригородная зона Казани
- Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акваторий Куйбышевского водохранилища.
- Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий.
- Редевеломент промышленных зон
- Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности.
- Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды.
- Казанские набережные
- Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности жителей.
- Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и постоянно увеличивающегося потока приезжих.
- «Зеленые артерии» создают «якорный» эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях.
- Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации.
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:
- Реновация / умная плотность – запуск качественных преобразований, прежде всего, на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970-1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамск, а также частично Елабуги, Менделеевска и пгт. Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки.
- Город и ландшафты – раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы – главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой – получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств.
- Город и промышленность
- Новое использование высвобождающихся производственных площадей;
- Новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон;
- Создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.).
- Город и наследие
- Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода.
- Использование механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям.
- Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте.
- АлаБег – структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны «Алабуга» и аэропорта «Бегишево».
- Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Кама в районе городского ипподрома города Елабуги. «АлаБег» является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность.
- Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы «Волжско-Камский поток», «АлаБег» даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также «АлаБег» способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги.
- В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста.
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития агломерации[5]:
- Восточные ворота Татарстана
- Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге Европа – Западный Китай, Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня.
- Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов.
- Восточный меридиан
- Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма – Альметьевск – Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры.
- Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации.
- Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации.
- Реновация расселения – развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений.
- Общественные пространства Альметьевской агломерации
- Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках.
- Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выровнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой.
- Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан
- Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации.
- Перспективные виды туризма – рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм – сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру.
- Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.
По программе развития «Татарстан-2030» намечены следующие программы развития сельских территорий[8]:
- Индустриализация аграрно-промышленного комплекса и размещение муниципальных индустриальных парков
- Модернизация технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов;
- Размещение площадок в рамках «Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан», с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения.
- Новая концепция использования земель – экологически сбалансированная система земледелия
- Интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. частных угодий;
- Рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи;
- Внедрение инновационных технологий;
- Сохранение ценных ландшафтов;
- Обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на частных сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержка сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд.
- Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество.
- Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы.
- Основная цель политики трансграничного сотрудничества – закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы.
- Сохранение и усиление идентичности
- Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности.
- Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона.
- Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. # Основные направления сохранения идентичности – культура, туризм, городская среда.
- Разумное укрупнение
- В Татарстане, как и в целом в стране, имеется проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов.
- Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления.
- Развитие поселений-спутников
- Два фактора – ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, – формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры.
- Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников.
- Второе жилье для горожан
- Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации.
- Учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру;
- Проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах;
- Разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов;
- Планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений.
В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов:
- новой идеологии обновления сельских территорий;
- кооперации муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовки квалифицированных кадров и составления комплексных программ сохранения и развития поселений;
- создания институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий.
Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться.
Фотообзоры региона
|
|
Ссылки
- Правительственный портал Республики Татарстан
- Сделано в Республике Татарстан
- Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
- Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году
Примечания
- ↑ Стр.28-30 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
- ↑ Подробнее о «голландской болезни» или эффекте Гронингена см. статью «Голландская болезнь России?».
- ↑ Стр.121 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
- ↑ Подробная карта Казанской агломерации
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Стр.142-155 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
- ↑ Подробная карта Камской агломерации.
- ↑ Подробная карта Альметьевской агломерации.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Стр.155-162 || Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
: название «Татарстан-2030/4» определено несколько раз для различного содержимого - ↑ 9,0 9,1 Стр.196-202 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.
- ↑ 10,0 10,1 Стр.203-228 || Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2017 году.
- ↑ Проблемы социальной сферы Республики Татарстан