Крымский мост: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 52: | Строка 52: | ||
* Крыловский государственный научный центр, г. [[Санкт-Петербург]] — аэро- и гидродинамические исследования, необходимые для строительства моста. | * Крыловский государственный научный центр, г. [[Санкт-Петербург]] — аэро- и гидродинамические исследования, необходимые для строительства моста. | ||
* Крымская первая страховая компания, г. [[Симферополь]], [[Республика Крым]] — страхование строительства.[http://most-kerch.org/kompaniya-novichok-vybrana-v-kachestve-straxovshhika-mosta-cherez-kerchenskij-proliv/] | * Крымская первая страховая компания, г. [[Симферополь]], [[Республика Крым]] — страхование строительства.[http://most-kerch.org/kompaniya-novichok-vybrana-v-kachestve-straxovshhika-mosta-cherez-kerchenskij-proliv/] | ||
* ЗАО «Ленстрой», г. [[Санкт-Петербург]] — осуществляет контроль качества строительства со стороны заказчика.[ | * ЗАО «Ленстрой», г. [[Санкт-Петербург]] — осуществляет контроль качества строительства со стороны заказчика.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/91299/#cut] | ||
* Монтажник, г. [[Иваново]] — малое предприятие, изготовило 500 тонн нестандартных металлоконструкций для строительства моста.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/77815/] | * Монтажник, г. [[Иваново]] — малое предприятие, изготовило 500 тонн нестандартных металлоконструкций для строительства моста.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/77815/] | ||
* [[Севастопольский морской завод]], г. [[Севастополь]] — изготовил плавучие опоры для установки судоходных полётов.[http://starsmz.ru/?p=2291] | * [[Севастопольский морской завод]], г. [[Севастополь]] — изготовил плавучие опоры для установки судоходных полётов.[http://starsmz.ru/?p=2291] | ||
Строка 160: | Строка 160: | ||
'''8 июля 2016 года''' — стало известно, что итоговая стоимость работ составит 227,92 миллиарда рублей, что на 380 миллионов рублей меньше, чем предельная стоимость проекта, утвержденная распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.[http://ria.ru/economy/20160708/1461319672.html] | '''8 июля 2016 года''' — стало известно, что итоговая стоимость работ составит 227,92 миллиарда рублей, что на 380 миллионов рублей меньше, чем предельная стоимость проекта, утвержденная распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.[http://ria.ru/economy/20160708/1461319672.html] | ||
'''1 августа 2016 года''' — началось строительство опор судоходного пролёта моста. К этому моменту было готово уже более 70 опор моста, ещё более 100 находились в работе, всего же при строительстве на этот момент было погружено почти 1800 свай различных типов.[ | '''1 августа 2016 года''' — началось строительство опор судоходного пролёта моста. К этому моменту было готово уже более 70 опор моста, ещё более 100 находились в работе, всего же при строительстве на этот момент было погружено почти 1800 свай различных типов.[http://russian.rt.com/article/314800-na-vysote-v-krymu-nachali-sooruzhat-sudohodnuyu][http://rusnext.ru/news/1470038613] | ||
'''9 августа 2016 года''' — на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твёрдым покрытием длиной около 50 км, обеспечивающая подъезд к стройке от трассы А-290 без задействования местных дорог. Предполагается, что дорога, предназначенная исключительно для грузового движения, будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему.[http://most.life/novosti/novosti/dostavka-gruzov-na-strojku-mosta-v-krym-perevedena-na-specialnuyu-tehnologicheskuyu-doro/] | '''9 августа 2016 года''' — на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твёрдым покрытием длиной около 50 км, обеспечивающая подъезд к стройке от трассы А-290 без задействования местных дорог. Предполагается, что дорога, предназначенная исключительно для грузового движения, будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему.[http://most.life/novosti/novosti/dostavka-gruzov-na-strojku-mosta-v-krym-perevedena-na-specialnuyu-tehnologicheskuyu-doro/] | ||
'''11 августа 2016 года''' — на ''YouTube'' [ | '''11 августа 2016 года''' — на ''YouTube'' [http://www.youtube.com/watch?v=DCvZ_m7qOUM опубликована] в виде ролика первая песня о строительстве этого моста — «Я забиваю сваю» (автор и исполнитель Константин Хоменко — один из проектировщиков моста). | ||
'''24 августа 2016 года''' — строители приступили к монтажу судоходных арок. Планируется, что данная работа будет завершена в течение 12 месяцев.[http://sdelanounas.ru/blogs/82141/] | '''24 августа 2016 года''' — строители приступили к монтажу судоходных арок. Планируется, что данная работа будет завершена в течение 12 месяцев.[http://sdelanounas.ru/blogs/82141/] | ||
Строка 191: | Строка 191: | ||
'''2 февраля 2017 года''' — официально началось строительство четрырёхполосного автомобильного подхода к мосту со стороны Керчи, фактически начатое несколько ранее. Длина подхода составит 8,6 км при стоимости 7,1 млрд рублей. Фактически подход станет частью строящейся федеральной трассы «Таврида» (Керчь — Севастополь) стоимостью 139 млрд рублей и строится тем же подрядчиком — АО «ВАД», Санкт-Петербург.[http://www.c-inform.info/news/id/49606][http://www.most.life/novosti/novosti/v-krymu-nachalos-stroitelstvo-avtomobilnogo-podhoda-k-mostu-cherez-kerchenskij-proliv/] | '''2 февраля 2017 года''' — официально началось строительство четрырёхполосного автомобильного подхода к мосту со стороны Керчи, фактически начатое несколько ранее. Длина подхода составит 8,6 км при стоимости 7,1 млрд рублей. Фактически подход станет частью строящейся федеральной трассы «Таврида» (Керчь — Севастополь) стоимостью 139 млрд рублей и строится тем же подрядчиком — АО «ВАД», Санкт-Петербург.[http://www.c-inform.info/news/id/49606][http://www.most.life/novosti/novosti/v-krymu-nachalos-stroitelstvo-avtomobilnogo-podhoda-k-mostu-cherez-kerchenskij-proliv/] | ||
'''18 марта 2017 года''' — завершено строительство новых жилых домов для жителей Керчи, отселяемых из санитарно-защитной зоны моста.[ | '''18 марта 2017 года''' — завершено строительство новых жилых домов для жителей Керчи, отселяемых из санитарно-защитной зоны моста.[http://sdelanounas.ru/blogs/91551/] | ||
'''4 мая 2017 года''' — стало известно, что к маю 2017 года строителями было завершено создание более, чем половины опор моста (298 из 595), в том числе всех сухопутных опор его автомобильной части. Также было установлено почти 70 пролётов и выполнено 20 % работ на участках с железобетонной плитой проезжей части. Также на морском участке готовы 25 из 170 предусмотренных проектом опор и завершено погружение всех 95 трубосвай в фундаменты каждой из двух наиболее крупных фарватерных опор.[http://www.most.life/novosti/novosti/gotova-polovina-opor-krymskogo-mosta/] | '''4 мая 2017 года''' — стало известно, что к маю 2017 года строителями было завершено создание более, чем половины опор моста (298 из 595), в том числе всех сухопутных опор его автомобильной части. Также было установлено почти 70 пролётов и выполнено 20 % работ на участках с железобетонной плитой проезжей части. Также на морском участке готовы 25 из 170 предусмотренных проектом опор и завершено погружение всех 95 трубосвай в фундаменты каждой из двух наиболее крупных фарватерных опор.[http://www.most.life/novosti/novosti/gotova-polovina-opor-krymskogo-mosta/] | ||
Строка 197: | Строка 197: | ||
'''6 мая 2017 года''' — строители моста помогли поднять обнаруженный неподалёку под водой советский истребитель американского производства [[rwp:P-40|P-40 «Киттихок»]] времён Великой Отечественной войны, по-видимому, совершивший вынужденную посадку на воду после получения боевых повреждений в 1943 году.[http://www.most.life/novosti/novosti/stroiteli-krymskogo-mosta-pomogli-podnyat-so-dna-samolet-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojn/] | '''6 мая 2017 года''' — строители моста помогли поднять обнаруженный неподалёку под водой советский истребитель американского производства [[rwp:P-40|P-40 «Киттихок»]] времён Великой Отечественной войны, по-видимому, совершивший вынужденную посадку на воду после получения боевых повреждений в 1943 году.[http://www.most.life/novosti/novosti/stroiteli-krymskogo-mosta-pomogli-podnyat-so-dna-samolet-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojn/] | ||
'''16 июня 2017 года''' — завершена укрупнительная сборка арки железнодорожной части моста.[ | '''16 июня 2017 года''' — завершена укрупнительная сборка арки железнодорожной части моста.[http://sdelanounas.ru/blogs/94862/] | ||
'''10 июля 2017 года''' — на автодорожной части моста началась укладка нижнего слоя асфальтобетона.[http://www.most.life/novosti/novosti/na-krymskom-mostu-nachali-ukladyvat-pervyj-asfalt/] | '''10 июля 2017 года''' — на автодорожной части моста началась укладка нижнего слоя асфальтобетона.[http://www.most.life/novosti/novosti/na-krymskom-mostu-nachali-ukladyvat-pervyj-asfalt/] | ||
'''31 июля 2017 года''' — строители завершили сборку арки судоходного пролёта автодорожной части моста через Керченский пролив и полностью подготовили к установке железнодорожный судоходный пролёт.[ | '''31 июля 2017 года''' — строители завершили сборку арки судоходного пролёта автодорожной части моста через Керченский пролив и полностью подготовили к установке железнодорожный судоходный пролёт.[http://russian.rt.com/russia/foto/414046-krym-most-arka] | ||
'''16 августа 2017 года''' — погружена последняя свая в основании автодорожной части моста.[ | '''16 августа 2017 года''' — погружена последняя свая в основании автодорожной части моста.[http://sdelanounas.ru/blogs/96821/] | ||
[[Файл:Beginning of the transportation of the railway arch.jpg|thumb|right|200px|Начало перевозки морем железнодорожной арки моста 27 августа 2017 г.]] | [[Файл:Beginning of the transportation of the railway arch.jpg|thumb|right|200px|Начало перевозки морем железнодорожной арки моста 27 августа 2017 г.]] | ||
'''29 августа 2017 года''' — закончен подъём ж/д арки моста.[ | '''29 августа 2017 года''' — закончен подъём ж/д арки моста.[http://ria.ru/society/20170829/1501345298.html] Движение кораблей по фарватеру, перекрытое для установки арки на трое суток (с 27.08), было открыто с опережением графика на 6 часов. [http://ria.ru/society/20170829/1501337977.html] [http://видео-новости.ru-an.info/новости/керченский-пролив-открыли-досрочно-и-суда-сразу-как-ломанулись/] | ||
'''6 сентября 2017 года''' — с большой помпой отпраздновали проход десантного корабля «Азов» под железнодорожной аркой. Около двух десятков мостостроителей подняли на арку, всю команду корабля из 87 человек построили на палубе.[http://news.bigmir.net/ukraine/1101103-Pod-arkoj-Krymskogo-mosta-proshel-voennyj-korabl-] | '''6 сентября 2017 года''' — с большой помпой отпраздновали проход десантного корабля «Азов» под железнодорожной аркой. Около двух десятков мостостроителей подняли на арку, всю команду корабля из 87 человек построили на палубе.[http://news.bigmir.net/ukraine/1101103-Pod-arkoj-Krymskogo-mosta-proshel-voennyj-korabl-] | ||
'''8 сентября 2017 года''' — под мостом прошло первое украинское судно, теплоход «Копан», гружённый чугуном. Что интересно: чтобы вписаться в габарит моста, на судне укоротили мачту.[ | '''8 сентября 2017 года''' — под мостом прошло первое украинское судно, теплоход «Копан», гружённый чугуном. Что интересно: чтобы вписаться в габарит моста, на судне укоротили мачту.[http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201709080920-eq1a.htm] | ||
'''19 сентября 2017 года''' — автодорожная арка судоходного пролёта моста снята со стапеля и находится в процессе передвижки на 140 метров к пирсам.[http://www.most.life/novosti/novosti/avtodorozhnuyu-arku-krymskogo-mosta-peredvigayut-k-pir/] | '''19 сентября 2017 года''' — автодорожная арка судоходного пролёта моста снята со стапеля и находится в процессе передвижки на 140 метров к пирсам.[http://www.most.life/novosti/novosti/avtodorozhnuyu-arku-krymskogo-mosta-peredvigayut-k-pir/] | ||
Строка 216: | Строка 216: | ||
'''2 октября 2017 года''' — на автодорожной части моста уложены первые 600 метров верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.[http://www.most.life/novosti/novosti/na-krymskom-mostu-vypolnen-pilotnyj-uchastok-verhnego-sloya-asfalt/] | '''2 октября 2017 года''' — на автодорожной части моста уложены первые 600 метров верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.[http://www.most.life/novosti/novosti/na-krymskom-mostu-vypolnen-pilotnyj-uchastok-verhnego-sloya-asfalt/] | ||
'''13 октября 2017 года''' — досрочно завершена установка автодорожной арки над судоходным пролётом моста.[ | '''13 октября 2017 года''' — досрочно завершена установка автодорожной арки над судоходным пролётом моста.[http://vz.ru/news/2017/10/13/890809.html] | ||
'''21 ноября 2017 года''' — завершён монтаж пролётов автодорожной части на участке от кубанского берега до острова Тузла. [ | '''21 ноября 2017 года''' — завершён монтаж пролётов автодорожной части на участке от кубанского берега до острова Тузла. [http://sdelanounas.ru/blogs/100629/] | ||
'''29 ноября 2017 года''' — в Керчи для строителей моста состоялся концерт посетившего стройку накануне певца и композитора Олега Газманова.[http://www.most.life/novosti/novosti/oleg-gazmanov-vstretilsya-so-stroitelyami-krymskogo-mos/] | '''29 ноября 2017 года''' — в Керчи для строителей моста состоялся концерт посетившего стройку накануне певца и композитора Олега Газманова.[http://www.most.life/novosti/novosti/oleg-gazmanov-vstretilsya-so-stroitelyami-krymskogo-mos/] | ||
Строка 224: | Строка 224: | ||
'''4 декабря 2017 года''' — завершено строительство опор автодорожной части моста, готовность опор его железнодорожной части составила к этому моменту 50 %.[http://www.most.life/novosti/novosti/gotovy-vse-opory-avtodorozhnoj-chasti-mosta-v-kr/] | '''4 декабря 2017 года''' — завершено строительство опор автодорожной части моста, готовность опор его железнодорожной части составила к этому моменту 50 %.[http://www.most.life/novosti/novosti/gotovy-vse-opory-avtodorozhnoj-chasti-mosta-v-kr/] | ||
'''17 декабря 2017 года''' — подведены итоги народного голосования в интернете за лучший вариант названия моста. С большим отрывом победило название «Крымский мост».[ | '''17 декабря 2017 года''' — подведены итоги народного голосования в интернете за лучший вариант названия моста. С большим отрывом победило название «Крымский мост».[http://m.vz.ru/news/2017/12/17/899935.html] | ||
'''20 декабря 2017 года''' — завершена сборка пролётов автодорожной части моста, составивших сплошное полотно от берега до берега.[http://www.most.life/novosti/novosti/zaversheno-sooruzhenie-proletov-krymskogo-mosta-pod-avtodoro/] [ | '''20 декабря 2017 года''' — завершена сборка пролётов автодорожной части моста, составивших сплошное полотно от берега до берега.[http://www.most.life/novosti/novosti/zaversheno-sooruzhenie-proletov-krymskogo-mosta-pod-avtodoro/] [http://iz.ru/685683/2017-12-20/stroiteli-zavershili-sborku-proletov-avtodorozhnoi-chasti-krymskogo-mosta]. Теперь с Таманского полуострова в Крым можно пройти пешком — пока только строителям. | ||
'''5 февраля 2018 года''' — началось строительство морских пролётов железнодорожной части моста над Керченским проливом методом продольной надвижки.[http://www.most.life/novosti/novosti/nachalos-sooruzhenie-morskih-proletov-krymskogo-mosta-pod-zheleznuyu-doro/] | '''5 февраля 2018 года''' — началось строительство морских пролётов железнодорожной части моста над Керченским проливом методом продольной надвижки.[http://www.most.life/novosti/novosti/nachalos-sooruzhenie-morskih-proletov-krymskogo-mosta-pod-zheleznuyu-doro/] | ||
Строка 249: | Строка 249: | ||
'''16 мая 2018 года''' — 5:30 утра по местному времени открыто общедоступное движение легковых автомобилей и автобусов по автомобильной части моста. Грузовики на мост временно допускаться не будут из-за неготовности дорог Крыма к принятию большегрузного транспорта и, в частности, из-за того, что на подходах к мосту ещё не был уложен верхний слой асфальта. Впоследствии за первые сутки работы автомобильной части поста по нему проехало около 10700 транспортных средств в сторону Крыма и около 10000 транспортных средств в сторону Тамани.[http://www.most.life/novosti/novosti/za-pervye-sutki-po-krymskomu-mostu-proehalo-bolee-20-tysyach-transportnyh-sreds/] | '''16 мая 2018 года''' — 5:30 утра по местному времени открыто общедоступное движение легковых автомобилей и автобусов по автомобильной части моста. Грузовики на мост временно допускаться не будут из-за неготовности дорог Крыма к принятию большегрузного транспорта и, в частности, из-за того, что на подходах к мосту ещё не был уложен верхний слой асфальта. Впоследствии за первые сутки работы автомобильной части поста по нему проехало около 10700 транспортных средств в сторону Крыма и около 10000 транспортных средств в сторону Тамани.[http://www.most.life/novosti/novosti/za-pervye-sutki-po-krymskomu-mostu-proehalo-bolee-20-tysyach-transportnyh-sreds/] | ||
'''4 июня 2018 года''' — строители забили последнюю сваю железнодорожной части моста.[ | '''4 июня 2018 года''' — строители забили последнюю сваю железнодорожной части моста.[http://crimea.ria.ru/society/20180604/1114574215.html] | ||
'''25 июля 2018 года''' — стало известно о начале укладки рельсов на железнодорожной части моста. Укладка началась со стороны Тамани и будет проводиться последовательно до крымской стороны моста по мере готовности пролётов.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/110070/] | '''25 июля 2018 года''' — стало известно о начале укладки рельсов на железнодорожной части моста. Укладка началась со стороны Тамани и будет проводиться последовательно до крымской стороны моста по мере готовности пролётов.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/110070/] | ||
Строка 257: | Строка 257: | ||
'''9 октября 2018 года''' — туристический поток в Крым в 2018 году установил рекорд за постсоветский период - с начала года полуостров посетили 6 миллионов 164 тысячи туристов. Это на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.[http://rg.ru/2018/10/09/reg-ufo/krym-pobil-rekord-postsovetskogo-perioda-po-chislu-turistov.html] | '''9 октября 2018 года''' — туристический поток в Крым в 2018 году установил рекорд за постсоветский период - с начала года полуостров посетили 6 миллионов 164 тысячи туристов. Это на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.[http://rg.ru/2018/10/09/reg-ufo/krym-pobil-rekord-postsovetskogo-perioda-po-chislu-turistov.html] | ||
'''10 ноября 2018 года''' — полотно первого из двух параллельных путей железнодорожной части моста достигло арки над судоходным пролётом с керченской стороны.[ | '''10 ноября 2018 года''' — полотно первого из двух параллельных путей железнодорожной части моста достигло арки над судоходным пролётом с керченской стороны.[http://sdelanounas.ru/blogs/113966/] | ||
'''12 ноября 2018 года''' — завершено строительство всех опор железнодорожной части моста.[ | '''12 ноября 2018 года''' — завершено строительство всех опор железнодорожной части моста.[http://www.most.life/novosti/novosti/gotovy-vse-zheleznodorozhnye-opory-krymskogo-mosta/] | ||
'''27 декабря 2018 года''' — закончены палы (сваи, оборудованные отбойниками), защищающие мост от аварийного навала судов, проходящих Керчь-Еникальский канал. Поскольку они не несут большой нагрузки, их устройство проще, чем остальных свай: составленная из металлического шпунта труба, заполненная камнями. | '''27 декабря 2018 года''' — закончены палы (сваи, оборудованные отбойниками), защищающие мост от аварийного навала судов, проходящих Керчь-Еникальский канал. Поскольку они не несут большой нагрузки, их устройство проще, чем остальных свай: составленная из металлического шпунта труба, заполненная камнями. | ||
Строка 265: | Строка 265: | ||
'''18 января 2019 года''' — закончена проходка 1-километрового железнодорожного тоннеля на крымской стороне. | '''18 января 2019 года''' — закончена проходка 1-километрового железнодорожного тоннеля на крымской стороне. | ||
'''14 марта 2019 года''' — на железнодорожной части моста уложена половина из требуемых 38 километров рельсов.[ | '''14 марта 2019 года''' — на железнодорожной части моста уложена половина из требуемых 38 километров рельсов.[http://www.1tv.ru/news/2019-03-14/361905-stroiteli_ulozhili_polovinu_relsov_na_zheleznodorozhnoy_chasti_krymskogo_mosta] | ||
'''24 марта 2019 года''' — полностью замкнуты пролёты железнодорожной части моста, хотя их опускание на опорные части в проектное положение и устройство деформационных швов всё ещё продолжаются.[ | '''24 марта 2019 года''' — полностью замкнуты пролёты железнодорожной части моста, хотя их опускание на опорные части в проектное положение и устройство деформационных швов всё ещё продолжаются.[http://www.most.life/novosti/novosti/stroiteli-krymskogo-mosta-soedinili-berega-zheleznodorozhnymi-prolyotami/] | ||
'''11 июня 2019 года''' — торжественно состыкован первый из двух железнодорожных путей моста.[ | '''11 июня 2019 года''' — торжественно состыкован первый из двух железнодорожных путей моста.[http://sdelanounas.ru/blogs/120907/] | ||
'''24 сентября 2019 года''' — тестовый поезд проехал по железнодорожной части моста.[ | '''24 сентября 2019 года''' — тестовый поезд проехал по железнодорожной части моста.[http://ria.ru/20190924/1559064074.html] | ||
=== Ожидаемые события === | === Ожидаемые события === |
Версия от 22:00, 26 сентября 2019
Крымский мост (Керченский мост) — строящийся совмещённый (автомобильный и железнодорожный) мост через Керченский пролив, который соединяет полуостров Крым в районе города Керчь с Таманским полуостровом в Краснодарском крае (то есть, с основной «континентальной» территорией России). Самый протяжённый мостовой переход в России и Европе (19 км).
Крымский мост стал символом России ещё до того, как в илистое дно вбили первую сваю. Без всяких сомнений, это очередной российский мегапроект, который будет формировать лицо новой России — как по сложности самого проекта, так и по резонансу, вызываемому им в российском обществе. Большинство журналистов называли его Керченским, официальный сайт — Крымским, последнее название и выиграло голосование.
15 мая 2018 года Президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автомобильной части Крымского моста. Первые автомобили проедут по мосту уже на следующий день, а железнодорожное движение запустят в 2019 году. [1]
Технические параметры моста
Общая длина мостового перехода: 19 км. Ширина судоходного пролёта: 227 м. Высота судоходного пролёта: 35 м.
Автодорожная и железнодорожная части моста выполнены фактически в виде двух установленных рядом мостов, что связано, вероятно, прежде всего с возможностью сэкономить на высоте опор автомобильной части моста, которая, в отличие от железнодорожной, может иметь заметные перепады высоты, и гораздо резче понижаться вдали от высотного судоходного пролёта.
По автодорожной части моста:
- Количество полос движения: 4 полосы.
- Расчетная скорость движения транспорта: до 120 км/ч.
- Пропускная способность: до 40 тыс. автомобилей в сутки.
По железнодорожной части моста:
- Количество путей: 2 пути широкой колеи.
- Пропускная способность: до 47 пар поездов в сутки.
- Расчетная скорость движения пассажирских поездов: 120 км/ч.
- То же грузовых поездов: 80 км/ч.
В связи с тяжёлыми геологическими (до нескольких десятков метров ила) и сейсмическими (9 баллов, тектонический разлом) условиями в Керченском проливе опоры моста сооружаются на кустах наклонных свай различной конструкции глубиной до нескольких десятков метров. Всего мост будет иметь 594 опоры.
Технология строительства
В связи с часто неблагоприятными погодными условиями в Керченском проливе (частые сильные ветры и шторма, а также напор ледовых полей зимой) условиями вдоль трассы моста предварительно были построены три технологических моста, с которых будут осуществляться доставка оборудования и материалов к месту работ, а также само строительство. От таманского берега до косы Тузла и от косы Тузла и крымского берега до обеих сторон будущего судоходного пролёта.
Утверждается, что даже временные технологические мосты сделаны с тем же запасом прочности, что старый послевоенный мост — а сам мост намного прочнее. Возможно, часть конструкций и дорожное покрытие после сильного землетрясения выйдут из строя, но опоры и пролёты останутся на месте, и после восстановительного ремонта мост будет готов принять движение.
Вообще мостов над разломами, подобных Крымскому, в мире построено уже немало, например, мост Рион — Андирион в Греции или Акаси-Кайкё в Японии. И они благополучно переживали крайне сильные землетрясения с подвижками разломов благодаря тому, что в их конструкции изначально предусматривается возможность смещения опор землетрясением, при том что полотно моста достаточно гибкое, чтобы выровняться по их новой линии. В связи с этим спекуляции на тему невозможности строительства моста являются полностью несостоятельными.
Предприятия, участвующие в строительстве
Главный подрядчик:
- ООО «СГМ-Мост», г. Москва — специально созданная дочерняя компания фирмы «Стройгазмонтаж» («СГМ») г. Москва, выполняющая функции главного подрядчика проектирования и строительства моста.
Государственный заказчик:
- Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань», г. Анапа, Краснодарский край — специально созданное управление Росавтодора, осуществляющее функции заказчика проектирования и строительства моста.[2]
Помимо прочих, в строительстве моста и подходов к нему также принимают участие следующие предприятия:
- Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В. А. Скляренко, п. Борисовка, Белгородская область — изготавливает более 15 тыс. тонн металлоконструкций[3], возможно больше. Мощности предприятия были расширены под этот заказ.[4]
- АО «ВАД», г. Санкт-Петербург — строит автомобильный подход к мосту со стороны Керчи.
- Воронежстальмост, г. Воронеж — изготавливает пролётные строения, арки, 20 тыс. тонн металлоконструкций.[5]
- ЦКБ «Коралл», г. Севастополь — выполнило проектирование плавучих опор для установки судоходных пролётов.
- Крыловский государственный научный центр, г. Санкт-Петербург — аэро- и гидродинамические исследования, необходимые для строительства моста.
- Крымская первая страховая компания, г. Симферополь, Республика Крым — страхование строительства.[6]
- ЗАО «Ленстрой», г. Санкт-Петербург — осуществляет контроль качества строительства со стороны заказчика.[7]
- Монтажник, г. Иваново — малое предприятие, изготовило 500 тонн нестандартных металлоконструкций для строительства моста.[8]
- Севастопольский морской завод, г. Севастополь — изготовил плавучие опоры для установки судоходных полётов.[9]
- СЗСМ (бывший Славянский завод «Стройматериалы»), г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край — изготавливает мостовые и дорожные плиты[10].
- Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — изготавливает 500 тонн металлоконструкций пролётных строений автодорожной части Крымского моста.[11].
История моста
Предыстория строительства
960-е годы либо 988 год — окрестности Керченского пролива входят в состав Древнерусского государства как Тмутараканское Княжество.
1068 год — князь Глеб Тмутараканский провёл первые известные гидрографические работы в стране, измерив по льду ширину Керченского пролива от Тмутаракани на таманском берегу до Корчева (ныне Керчи). Отчёт о результатах работ был найден в XVIII веке высеченным на Тмутараканском камне.
1771 год — на крымском берегу в районе будущего строительства моста устроена российская батарея береговой обороны для контроля входа в пролив.
1783 год — Крым присоединён к России.
1857—1872 годы — на крымском берегу в районе будущего строительства моста построена Керченская крепость, впоследствии повлиявшая на его трассировку.
1874—1877 годы — на дне довольно-таки мелкого пролива выкопан Керчь-Еникальский канал, система искусственных фарватеров, повышающая осадку судов, способных войти в Азовское море, до 5 метров (ныне углублён до 8 метров, в самые плохие годы Украины заиливался до 6 м).
1903 год — строительство моста впервые попадает в официальные планы, утверждённые Императором Николаем II.
1903—1906 годы — проведены первые геологические изыскания на предполагавшемся месте строительства моста.[12]
1910 год — полностью разработан первый проект моста, включая сметную документацию. Строительство тогда так и не началось из-за начала в 1914 году Первой мировой войны, а затем революций 1917 г. и вызванной ими Гражданской войны.
29 ноября 1925 года — во время шторма в косе Тузла образовался 300-метровый промыв (что бывало и ранее), в результате чего часть косы стала временным островом. Впоследствии к началу XXI века промыв значительно расширился.
1931 год — начало работ над новым проектом моста с подходами к нему.
7 января 1941 года — островная часть косы Тузла передана в состав Крымской АССР.
вторая половина 1941 года — начало Великой Отечественной войны, Керчь к концу года оккупирована германскими войсками и снова освобождена русскими. К этому моменту приступить к строительству моста по второму проекту так и не удалось.
май 1942 года — Керчь повторно захватили германские войска.
весна 1943 года — германские войска начинают строить канатную дорогу через Керченский пролив. Тогда же Гитлер лично даёт указание о начале строительства постоянного моста. Получив сведения о начале строительства, Сталин лично запрещает бомбить и обстреливать стройплощадку.
14 июня 1943 года — германскими войсками введена в строй канатная дорога через Керченский пролив.
9 октября 1943 года — советские войска занимают восточный берег Керченского пролива. Канатная дорога при этом была частично демонтирована и частично разрушена немцами при отступлении.
апрель 1944 года — с использованием оставленного немцами материала началось строительство железнодорожного моста через Керченский пролив. Строительство началось ещё до освобождения Керчи и велось по временным нормам, без ледорезов, которые планировалось доделать уже после запуска движения по мосту.[13]
1944 год — канатная дорога восстановлена советскими войсками и использовалась для снабжения войск в Крыму. Позднее в том же году она была демонтирована и переброшена в Карпаты.
11 апреля 1944 года — освобождён г. Керчь.
3 ноября 1944 года — железнодорожный мост через Керченский пролив (Керченский железнодорожный мост) введён в строй в объёме первого пускового комплекса. Достройка моста при этом продолжалась, однако завершить строительство вовремя помешали многочисленные в тот год зимние шторма.
18 февраля 1945 года — принесёнными ветром из Азовского моря толстыми льдами снесены 32 опоры моста, поскольку к этому моменту на 115 опорах моста были готовы только 5 ледорезов. К 20 февраля рухнули ещё 10 опор. После обследования моста специальная комиссия рекомендовала его не восстанавливать, а разобрать и построить новый.
31 июля 1945 года — после проведённых исследований разработано проектное задание на строительство постоянного моста через Керченский пролив для чего был выбран вариант неразводного моста на высоком уровне с однопутным железнодорожным и двухпутным автогужевым движением над ним в створе Еникале — Коса Чушка. Однако окончательно проектная документация утверждена так и не была — в Госплане к ней выдвинули ряд противоречивых претензий, главным из которых стала недостаточная изученность сложных геологических условий в проливе, в результате чего в последующие несколько лет все работы по строительству постоянного моста свелись к разборке остатков старого моста для освобождения пролива, а также изысканиям и строительству опытной опоры.
1950 год — вялотекущие подготовительные работы к строительству постоянного моста через Керченский пролив свёрнуты с переориентированием работ на строительство паромной переправы. В последующие 69 лет строительства моста постоянно обсуждались, но только на ранних этапах.
Начало 1954 года — Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР. Решение о передаче было принято с нарушениями Конституции СССР, впоследствии же привело к сначала к длительному вялотекущему, а затем и острому конфликту.
22 сентября 1954 года — для замены моста открыта Керченская паромная переправа. После этого проекты строительства моста обсуждались в среднем каждые пять лет, но только в виде намерений.
конец 2003 года — для защиты от размывания берегов Таманского полуострова российские власти восстановили значительную часть косы Тузла, что вызвало пограничный конфликт с Украиной, контролировавшей на спорных основаниях её островную часть. В результате промыв был значительно сокращён, но не ликвидирован полностью. Восстановленная в виде дамбы часть косы впоследствии весьма пригодилась во время строительства моста.
16 марта 2014 года — на общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
Подготовка к строительству
11 июня 2014 года — утверждён вариант строительства моста в створе косы Тузла.
5 сентября 2014 года — появились первые сообщения о производстве земляных работ на подходах к мосту, а также о разминировании снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны.
2 октября 2015 года — началось строительство автодорожного подхода к мосту со стороны Таманского полуострова, который должен будет служить подходом также и к строящемуся порту Тамань.[14]
15 апреля 2015 года — начато строительство первого из трёх временных технологических мостов через Керченский пролив.
февраль 2016 года — утверждена сметная стоимость строительства в размере 211,9 миллиарда рублей в ценах четвертого квартала 2015 года.
Основной этап строительства
10 марта 2016 года — официально объявлено [15] о начале строительства свайных фундаментов опор моста через Керченский пролив, знаменующего собой начало собственно проекта строительства моста.
18 марта 2016 года — строительство моста посетил Президент России Владимир Путин.[16]
24 марта 2016 года — турецкий сухогруз «Лира» повредил опору одного из временных мостов у судоходного канала. [17]
12 апреля 2016 года — введена в строй первая из 593 опор моста — опора № 173, относящаяся к автомобильной части моста на косе Тузла.[18]
17 мая 2016 года — появились сообщения о начале строительства опор моста на морских участках.[19][20]
19 мая 2016 года — на строительство моста предприятием «Воронежстальмост» отправлены первые четыре балки пролётных строений его автомобильной части.[21]
25 мая 2016 года — владелец врезавшегося ранее в опору временного моста турецкого сухогруза «Лира» выплатил компенсацию, после чего дело было закрыто.[22]
30 мая 2016 года — стало известно, что на строительстве была установлена 1000-я свая моста.[23]
2 июня 2016 года — завершено строительство стапелей под сборку арочных судоходных пролётов моста, расположенных на технологической площадке на крымской стороне пролива.[24]
9 июня 2016 года — начат монтаж пролётов моста. Первые пролёты монтируются на береговой части автомобильного моста со стороны Тамани.[25]
8 июля 2016 года — стало известно, что итоговая стоимость работ составит 227,92 миллиарда рублей, что на 380 миллионов рублей меньше, чем предельная стоимость проекта, утвержденная распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.[26]
1 августа 2016 года — началось строительство опор судоходного пролёта моста. К этому моменту было готово уже более 70 опор моста, ещё более 100 находились в работе, всего же при строительстве на этот момент было погружено почти 1800 свай различных типов.[27][28]
9 августа 2016 года — на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твёрдым покрытием длиной около 50 км, обеспечивающая подъезд к стройке от трассы А-290 без задействования местных дорог. Предполагается, что дорога, предназначенная исключительно для грузового движения, будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему.[29]
11 августа 2016 года — на YouTube опубликована в виде ролика первая песня о строительстве этого моста — «Я забиваю сваю» (автор и исполнитель Константин Хоменко — один из проектировщиков моста).
24 августа 2016 года — строители приступили к монтажу судоходных арок. Планируется, что данная работа будет завершена в течение 12 месяцев.[30]
1 сентября 2016 года — построены первые 100 из 594 запланированных опор моста.[31]
13 сентября 2016 года — завершены основные работы по строительству вспомогательной инфраструктуры. Было построено три рабочих моста, временные причалы, 30 километров временных дорог, склады и промышленные площадки, городки строителей.[32]
15 сентября 2016 года — строительство моста посетили Президент России Владимир Путин и председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
20 сентября 2016 года — завершена установка первой морской опоры, которых будет установлено 173, в их числе 86 — автомобильных и 87 — железнодорожных.[33]
29 сентября 2016 года — Росархив запустил портал [kerch.rusarchives.ru] «Мост через Керченский пролив», где представил коллекцию документов, большей частью ранее не публиковавшихся, о предыстории строительства моста начиная с 1911 года.
24 октября 2016 года — началось строительство плит проезжей части автомобильного моста.[34]
19 декабря 2016 года — возведено 200 из 594 запланированных опор моста.[35]
5 января 2017 года — на строительстве моста установлено 50 % проектного числа свай — «почти 3540 из более, чем 7000».[36]
2 февраля 2017 года — стало известно о начале строительства полотна моста на первом из морских участков. Автодорожная часть моста на участке длиной более 2 км от острова Тузла до судоходной арки строится методом надвижки готовых пролётов в сторону моря по мере сборки секций на берегу.[37]
2 февраля 2017 года — официально началось строительство четрырёхполосного автомобильного подхода к мосту со стороны Керчи, фактически начатое несколько ранее. Длина подхода составит 8,6 км при стоимости 7,1 млрд рублей. Фактически подход станет частью строящейся федеральной трассы «Таврида» (Керчь — Севастополь) стоимостью 139 млрд рублей и строится тем же подрядчиком — АО «ВАД», Санкт-Петербург.[38][39]
18 марта 2017 года — завершено строительство новых жилых домов для жителей Керчи, отселяемых из санитарно-защитной зоны моста.[40]
4 мая 2017 года — стало известно, что к маю 2017 года строителями было завершено создание более, чем половины опор моста (298 из 595), в том числе всех сухопутных опор его автомобильной части. Также было установлено почти 70 пролётов и выполнено 20 % работ на участках с железобетонной плитой проезжей части. Также на морском участке готовы 25 из 170 предусмотренных проектом опор и завершено погружение всех 95 трубосвай в фундаменты каждой из двух наиболее крупных фарватерных опор.[41]
6 мая 2017 года — строители моста помогли поднять обнаруженный неподалёку под водой советский истребитель американского производства P-40 «Киттихок» времён Великой Отечественной войны, по-видимому, совершивший вынужденную посадку на воду после получения боевых повреждений в 1943 году.[42]
16 июня 2017 года — завершена укрупнительная сборка арки железнодорожной части моста.[43]
10 июля 2017 года — на автодорожной части моста началась укладка нижнего слоя асфальтобетона.[44]
31 июля 2017 года — строители завершили сборку арки судоходного пролёта автодорожной части моста через Керченский пролив и полностью подготовили к установке железнодорожный судоходный пролёт.[45]
16 августа 2017 года — погружена последняя свая в основании автодорожной части моста.[46]
29 августа 2017 года — закончен подъём ж/д арки моста.[47] Движение кораблей по фарватеру, перекрытое для установки арки на трое суток (с 27.08), было открыто с опережением графика на 6 часов. [48] [49]
6 сентября 2017 года — с большой помпой отпраздновали проход десантного корабля «Азов» под железнодорожной аркой. Около двух десятков мостостроителей подняли на арку, всю команду корабля из 87 человек построили на палубе.[50]
8 сентября 2017 года — под мостом прошло первое украинское судно, теплоход «Копан», гружённый чугуном. Что интересно: чтобы вписаться в габарит моста, на судне укоротили мачту.[51]
19 сентября 2017 года — автодорожная арка судоходного пролёта моста снята со стапеля и находится в процессе передвижки на 140 метров к пирсам.[52]
2 октября 2017 года — на автодорожной части моста уложены первые 600 метров верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.[53]
13 октября 2017 года — досрочно завершена установка автодорожной арки над судоходным пролётом моста.[54]
21 ноября 2017 года — завершён монтаж пролётов автодорожной части на участке от кубанского берега до острова Тузла. [55]
29 ноября 2017 года — в Керчи для строителей моста состоялся концерт посетившего стройку накануне певца и композитора Олега Газманова.[56]
4 декабря 2017 года — завершено строительство опор автодорожной части моста, готовность опор его железнодорожной части составила к этому моменту 50 %.[57]
17 декабря 2017 года — подведены итоги народного голосования в интернете за лучший вариант названия моста. С большим отрывом победило название «Крымский мост».[58]
20 декабря 2017 года — завершена сборка пролётов автодорожной части моста, составивших сплошное полотно от берега до берега.[59] [60]. Теперь с Таманского полуострова в Крым можно пройти пешком — пока только строителям.
5 февраля 2018 года — началось строительство морских пролётов железнодорожной части моста над Керченским проливом методом продольной надвижки.[61]
14 марта 2018 года — строительную площадку моста с очередным рабочим визитом посетил Президент России Владимир Путин.
5 апреля 2018 года — завершён монтаж аэродинамических обтекателей автодорожной арки моста.[62]
11 апреля 2018 года — начались работы по асфальтированию автодорожной арки моста.[63]
13 апреля 2018 года — на автодорожной части моста начались работы по нанесению дорожной разметки.[64]
16 апреля 2018 года — начаты пусконаладочные работы автоматизированной системы управления дорожным движением на автодорожной части моста.[65]
26 апреля 2018 года — завершены укладка асфальта на автодорожной части моста и приёмочные испытания автодорожной части моста. При этом отдельные работы, необходимые перед запуском автодорожной части моста, но не относящиеся собственно к его строительству, такие как установка дорожных знаков, выполнены ещё не были.[66][67]
28 апреля 2018 года — подписан акт приёмки автодорожной части моста заказчиком.[68]
15 мая 2018 года — официально введена в строй автомобильная часть моста.
16 мая 2018 года — 5:30 утра по местному времени открыто общедоступное движение легковых автомобилей и автобусов по автомобильной части моста. Грузовики на мост временно допускаться не будут из-за неготовности дорог Крыма к принятию большегрузного транспорта и, в частности, из-за того, что на подходах к мосту ещё не был уложен верхний слой асфальта. Впоследствии за первые сутки работы автомобильной части поста по нему проехало около 10700 транспортных средств в сторону Крыма и около 10000 транспортных средств в сторону Тамани.[69]
4 июня 2018 года — строители забили последнюю сваю железнодорожной части моста.[70]
25 июля 2018 года — стало известно о начале укладки рельсов на железнодорожной части моста. Укладка началась со стороны Тамани и будет проводиться последовательно до крымской стороны моста по мере готовности пролётов.[71]
1 октября 2018 года — открытие движения грузовых автомобилей по автомобильной части моста. При этом перевозка опасных грузов не была разрешена.
9 октября 2018 года — туристический поток в Крым в 2018 году установил рекорд за постсоветский период - с начала года полуостров посетили 6 миллионов 164 тысячи туристов. Это на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.[72]
10 ноября 2018 года — полотно первого из двух параллельных путей железнодорожной части моста достигло арки над судоходным пролётом с керченской стороны.[73]
12 ноября 2018 года — завершено строительство всех опор железнодорожной части моста.[74]
27 декабря 2018 года — закончены палы (сваи, оборудованные отбойниками), защищающие мост от аварийного навала судов, проходящих Керчь-Еникальский канал. Поскольку они не несут большой нагрузки, их устройство проще, чем остальных свай: составленная из металлического шпунта труба, заполненная камнями.
18 января 2019 года — закончена проходка 1-километрового железнодорожного тоннеля на крымской стороне.
14 марта 2019 года — на железнодорожной части моста уложена половина из требуемых 38 километров рельсов.[75]
24 марта 2019 года — полностью замкнуты пролёты железнодорожной части моста, хотя их опускание на опорные части в проектное положение и устройство деформационных швов всё ещё продолжаются.[76]
11 июня 2019 года — торжественно состыкован первый из двух железнодорожных путей моста.[77]
24 сентября 2019 года — тестовый поезд проехал по железнодорожной части моста.[78]
Ожидаемые события
Декабрь 2019 года — ввод в строй железнодорожной части моста.
Видеоматериалы о строительстве моста
|
|
|
|
|
|
|
|
См. также
Ссылки
- http://most.life/ — официальный сайт строительства моста.
- «Мост через Керченский пролив» — публикация коллекции документов Росархива об истории строительства моста начиная с 1911 года и включая период немецкой оккупации
- Презентации о строительстве моста
- Неофициальный сайт строительства моста
- Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы
- Официальный аккаунт кота Моста в Инстаграме
- Официальный аккаунт Крымского моста в Инстаграме
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|