Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 499: Строка 499:
Michail_Pogodin.jpg|'''[[rwp:Погодин, Михаил Петрович|Михаил Погодин]]''' — литератор и историк, [[rwp:Норманизм|норманист]] и [[rwp:Панславизм|панславист]], ввёл в научный оборот [[rwp:Псковские летописи|Псковскую летопись]] и другие важные источники, собрал огромную коллекцию предметов старины («Древлехранилище»)
Michail_Pogodin.jpg|'''[[rwp:Погодин, Михаил Петрович|Михаил Погодин]]''' — литератор и историк, [[rwp:Норманизм|норманист]] и [[rwp:Панславизм|панславист]], ввёл в научный оборот [[rwp:Псковские летописи|Псковскую летопись]] и другие важные источники, собрал огромную коллекцию предметов старины («Древлехранилище»)


Lev_Mei_7.jpg|'''[[rwp:Мей, Лев Александрович|Лев Мей]]''' — поэт, автор многочисленных романсов, прозаик, драматург, переводчик (в том числе перевёл в былинном стиле «Слово о полку Игореве»); по драмам в стихах «[[rwp:Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» (1849), «[[rwp:Псковитянка|Псковитянка]]» (и пролог «[[rwp:Боярыня Вера Шелога]]») (1849—1859) и «[[rwp:Сервилия (опера)|Сервилия]]» написаны оперы [[rwp:Римский-Корсаков, Николай Андреевич|Н. А. Римского-Корсакова]], а также поставлен в 1915 г. фильм «[[rwp:Царь Иван Васильевич Грозный|Царь Иван Васильевич Грозный]]»
Лев Мей.jpg|'''[[rwp:Мей, Лев Александрович|Лев Мей]]''' — поэт, автор многочисленных романсов, прозаик, драматург, переводчик (в том числе перевёл в былинном стиле «Слово о полку Игореве»); по драмам в стихах «[[rwp:Царская невеста (опера)|Царская невеста]]» (1849), «[[rwp:Псковитянка|Псковитянка]]» (и пролог «[[rwp:Боярыня Вера Шелога]]») (1849—1859) и «[[rwp:Сервилия (опера)|Сервилия]]» написаны оперы [[rwp:Римский-Корсаков, Николай Андреевич|Н. А. Римского-Корсакова]], а также поставлен в 1915 г. фильм «[[rwp:Царь Иван Васильевич Грозный|Царь Иван Васильевич Грозный]]»
 


<!--1850-е-->
<!--1850-е-->
Grigoriev 2.jpg|'''[[rwp:Григорьев, Аполлон Александрович|Аполлон Григорьев]]''' – поэт, переводчик, мемуарист; один из идеологов [[rwp:Почвенничество|почвенничества]]; как поэт развивал романтические идеи о произведении искусства как «живом» целостном организме ''[http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/o-pravde-i-iskrennosti-v-iskusstve.htm «О правде и искренности в искусстве»]''


Fyodor Tyutchev.jpg|'''[[rwp:Тютчев, Фёдор Иванович|Фёдор Тютчев]]''' – поэт, дипломат, лирик; в прозе прослеживается отчётливые христианские мотивы и трагизм восприятия (''[[rws:Не говори: меня он, как и прежде, любит (Тютчев)/С 1854 (ДО)|«Не говори...»]]'', ''[[rws:О, как убийственно мы любим (Тютчев)/Сушк 1852 (СО)|«О, как убийственно мы любим...»]]'' и т.д.); автор ряда историсофических сочинений (''[[rws:Россия и революция (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«Россия и революция»]]'', ''[[rws:О цензуре в России (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«О цензуре в России»]]'')
Fyodor Tyutchev.jpg|'''[[rwp:Тютчев, Фёдор Иванович|Фёдор Тютчев]]''' – поэт, дипломат, лирик; в прозе прослеживается отчётливые христианские мотивы и трагизм восприятия (''[[rws:Не говори: меня он, как и прежде, любит (Тютчев)/С 1854 (ДО)|«Не говори...»]]'', ''[[rws:О, как убийственно мы любим (Тютчев)/Сушк 1852 (СО)|«О, как убийственно мы любим...»]]'' и т.д.); автор ряда историсофических сочинений (''[[rws:Россия и революция (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«Россия и революция»]]'', ''[[rws:О цензуре в России (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)|«О цензуре в России»]]'')
Строка 526: Строка 523:
Fet by Repin.jpg|'''[[rwp:Фет, Афанасий Афанасьевич|Афанасий Фет]]''' –  поэт-лирик, переводчик, мемуарист; проза Фета затрагивала религиозно-философские проблемы, тематика единства любви и природы (цикл ''[[rws:Вечерние огни (Фет)|«Вечерние огни»]]'', ''[[rws:Ласточки пропали (Фет)|«Ласточки пропали»]]'', ''[[rws:На заре ты её не буди (Фет)|«На заре ты её не буди…»]]'', ''[[rws:Я пришёл к тебе с приветом (Фет)|«Я пришёл к тебе с приветом…»]]''), ; ; автор [[rws:Афанасий Афанасьевич Фет#Переводы|многочисленных переводов]] античных авторов, в том числе Горация (все сочинения), Овидия (''«Метаморфозы»'', ''«Скорбь»'') и т.д.
Fet by Repin.jpg|'''[[rwp:Фет, Афанасий Афанасьевич|Афанасий Фет]]''' –  поэт-лирик, переводчик, мемуарист; проза Фета затрагивала религиозно-философские проблемы, тематика единства любви и природы (цикл ''[[rws:Вечерние огни (Фет)|«Вечерние огни»]]'', ''[[rws:Ласточки пропали (Фет)|«Ласточки пропали»]]'', ''[[rws:На заре ты её не буди (Фет)|«На заре ты её не буди…»]]'', ''[[rws:Я пришёл к тебе с приветом (Фет)|«Я пришёл к тебе с приветом…»]]''), ; ; автор [[rws:Афанасий Афанасьевич Фет#Переводы|многочисленных переводов]] античных авторов, в том числе Горация (все сочинения), Овидия (''«Метаморфозы»'', ''«Скорбь»'') и т.д.


Grigoriev 2.jpg|'''[[rwp:Григорьев, Аполлон Александрович|Аполлон Григорьев]]''' – поэт, переводчик, мемуарист; один из идеологов [[rwp:Почвенничество|почвенничества]]; как поэт развивал романтические идеи о произведении искусства как «живом» целостном организме ''[http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/o-pravde-i-iskrennosti-v-iskusstve.htm «О правде и искренности в искусстве»]''





Версия от 05:58, 23 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).