Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 614: Строка 614:
Grigory_Petrovich_Danilevsky.jpg|'''[[rwp:Данилевский, Григорий Петрович|Григорий Данилевский]]''' — прозаик, поэт, переводчик, крупнейший в конце XIX века исторический беллетрист (наряду с Салиасом), автор романов <!--''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0130-1.shtml Потемкин на Дунае]'', <!-->''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_1879_mirovich.shtml «Мирович»]'', ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0050.shtml «Княжна Тараканова»]'', ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0060.shtml «Сожжённая Москва»]'' и фантастического рассказа ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0070.shtml «Жизнь через сто лет»]'' ; редактор газеты ''«[[rwp:Правительственный вестник|Правительственный вестник]]»''<!--Grigory Danilevsky 1869.jpg Grigory Danilevsky 1847.jpg Grigory Danilevsky.jpg -->
Grigory_Petrovich_Danilevsky.jpg|'''[[rwp:Данилевский, Григорий Петрович|Григорий Данилевский]]''' — прозаик, поэт, переводчик, крупнейший в конце XIX века исторический беллетрист (наряду с Салиасом), автор романов <!--''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0130-1.shtml Потемкин на Дунае]'', <!-->''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_1879_mirovich.shtml «Мирович»]'', ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0050.shtml «Княжна Тараканова»]'', ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0060.shtml «Сожжённая Москва»]'' и фантастического рассказа ''[http://az.lib.ru/d/danilewskij_g_p/text_0070.shtml «Жизнь через сто лет»]'' ; редактор газеты ''«[[rwp:Правительственный вестник|Правительственный вестник]]»''<!--Grigory Danilevsky 1869.jpg Grigory Danilevsky 1847.jpg Grigory Danilevsky.jpg -->


Салиас-де-Турнемир.jpg|'''[[rwp:Салиас-де-Турнемир, Евгений Андреевич|Евгений Салиас-де-Турнемир]]''' – «русский Дюма», автор более 30 историко-приключенческих романов и повестей из русской истории XVIII и XIX веков (''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_1871_pugachevtzy1_oldorfo.shtml «Пугачёвцы»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0080.shtml «На Москве (Мор)»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_1884_naydenush_oldorfo.shtml «Найденыш»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0090.shtml «Фрейлина императрицы»]'', [http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0030.shtml «Крутоярская царевна»]''; редактор газеты ''«[[rwp:Санкт-Петербургские ведомости|Санкт-Петербургские ведомости]]»'' <!--Evgeny_Salias_de_Tournemire.jpg Евгений Салиас-де-Турнемир.jpg Евгений Салиас.jpg-->
Салиас-де-Турнемир.jpg|'''[[rwp:Салиас-де-Турнемир, Евгений Андреевич|Евгений Салиас-де-Турнемир]]''' – «русский Дюма», автор более 30 историко-приключенческих романов и повестей из русской истории XVIII и XIX веков (''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_1871_pugachevtzy1_oldorfo.shtml «Пугачёвцы»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0080.shtml «На Москве (Мор)»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_1884_naydenush_oldorfo.shtml «Найденыш»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0090.shtml «Фрейлина императрицы»]'', ''[http://az.lib.ru/s/salias_e_a/text_0030.shtml «Крутоярская царевна»]''); редактор газеты ''«[[rwp:Санкт-Петербургские ведомости|Санкт-Петербургские ведомости]]»'' <!--Evgeny_Salias_de_Tournemire.jpg Евгений Салиас-де-Турнемир.jpg Евгений Салиас.jpg-->


Илья Репин - Портрет Всеволод Михайлович Гаршин.jpg|'''[[rwp:Гаршин, Всеволод Михайлович|Всеволод Гаршин]]''' – прозаик, поэт и критик, сделал жанр новеллы ([[rwp:Рассказ|рассказ]]а) самым популярным в конце XIX века; писал о столкновении человека «больной совести» с социальным злом и осознании бессилия перед ним (''[[rws:Происшествие (Гаршин)|«Происшествие»]]'', ''[[rws:Трус (Гаршин)|«Трус»]]'', ''[[rws:Четыре дня (Гаршин)|«Четыре дня»]]'')<!--; в своем позднем творчества сочетал героико-романтический пафос с ощущением трагизма и безысходности (''[[rwp:Attalea princeps (рассказ)|«Attalea princeps»]]'', ''[[rws:Красный цветок (Гаршин)|«Красный цветок»]]'')-->; автор сказки ''[[rws:Лягушка-путешественница (Гаршин)|«Лягушка-путешественница»]]''
Илья Репин - Портрет Всеволод Михайлович Гаршин.jpg|'''[[rwp:Гаршин, Всеволод Михайлович|Всеволод Гаршин]]''' – прозаик, поэт и критик, сделал жанр новеллы ([[rwp:Рассказ|рассказ]]а) самым популярным в конце XIX века; писал о столкновении человека «больной совести» с социальным злом и осознании бессилия перед ним (''[[rws:Происшествие (Гаршин)|«Происшествие»]]'', ''[[rws:Трус (Гаршин)|«Трус»]]'', ''[[rws:Четыре дня (Гаршин)|«Четыре дня»]]'')<!--; в своем позднем творчества сочетал героико-романтический пафос с ощущением трагизма и безысходности (''[[rwp:Attalea princeps (рассказ)|«Attalea princeps»]]'', ''[[rws:Красный цветок (Гаршин)|«Красный цветок»]]'')-->; автор сказки ''[[rws:Лягушка-путешественница (Гаршин)|«Лягушка-путешественница»]]''

Версия от 08:16, 26 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.