Крупные российские проекты (Иван II, 1353-1359): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
* Монастыри начали превращаться в крепости – обустраиваться укреплёнными оградами, стенами и башнями (в XIV и XV веках деревянными). | * Монастыри начали превращаться в крепости – обустраиваться укреплёнными оградами, стенами и башнями (в XIV и XV веках деревянными). | ||
[[Файл:Труды Сергия Радонежского (центральная часть триптиха). Худ. Михаил Нестеров.jpg|thumb|200px|Труды Сергия Радонежского (центральная часть триптиха). Худ. Михаил Нестеров]] | |||
* Продуктивность монастырского хозяйства резко выросла, и не только потому, что киновийный устав предполагал жёсткую трудовую дисциплину: в монахи начали массово принимать людей среднего и молодого возраста, что в предшествующий период происходило реже. Старые монастыри при городах рассматривались зачастую прежде всего как благотворительные заведения – место, где старики могли посвятить себя Богу и относительно комфортно провести старость. Новые киновийные монастыри рассматривались как место, где монахи всех возрастов совместной молитвой и работой спасают как свою душу, так и всю Землю Русскую. | * Продуктивность монастырского хозяйства резко выросла, и не только потому, что киновийный устав предполагал жёсткую трудовую дисциплину: в монахи начали массово принимать людей среднего и молодого возраста, что в предшествующий период происходило реже. Старые монастыри при городах рассматривались зачастую прежде всего как благотворительные заведения – место, где старики могли посвятить себя Богу и относительно комфортно провести старость. Новые киновийные монастыри рассматривались как место, где монахи всех возрастов совместной молитвой и работой спасают как свою душу, так и всю Землю Русскую. | ||
Строка 77: | Строка 78: | ||
Новые принципы монастырской жизни быстро показали свою эффективность и привлекательность. Именно в этот период Троице-Сергиев монастырь стал крупным и известным на всю Русь, быстро росло число его насельников, вокруг монастыря начал формироваться городок, известный теперь как город Сергиев Посад. Вскоре выходцы из Троицкого монастыря начали переходить в другие монастыри и основывать новые, распространяя свой опыт по всей стране. | Новые принципы монастырской жизни быстро показали свою эффективность и привлекательность. Именно в этот период Троице-Сергиев монастырь стал крупным и известным на всю Русь, быстро росло число его насельников, вокруг монастыря начал формироваться городок, известный теперь как город Сергиев Посад. Вскоре выходцы из Троицкого монастыря начали переходить в другие монастыри и основывать новые, распространяя свой опыт по всей стране. | ||
[[Файл:Церковь Спаса Всемилостивого, Киржачский Благовещенский женский монастырь (Владимирская область).jpg|thumb|200px|Церковь Спаса Всемилостивого, Киржачский Благовещенский женский монастырь (середина XVII века)]] | [[Файл:Церковь Спаса Всемилостивого, Киржачский Благовещенский женский монастырь (Владимирская область).jpg|thumb|200px|left|Церковь Спаса Всемилостивого, Киржачский Благовещенский женский монастырь (середина XVII века)]] | ||
Таким образом, начался процесс [[rwp:Монастырская колонизация|монастырской колонизации Руси]], шедший в течение следующих примерно двух или даже трёх веков. Уже в 1358 году [[rwp:Сергий Радонежский|Сергий Радонежский]] основал первый монастырь-«дочку» Троицкого — [[rwp:Благовещенский монастырь (Киржач)|Благовещенский монастырь в Киржаче]]. | Таким образом, начался процесс [[rwp:Монастырская колонизация|монастырской колонизации Руси]], шедший в течение следующих примерно двух или даже трёх веков. Уже в 1358 году [[rwp:Сергий Радонежский|Сергий Радонежский]] основал первый монастырь-«дочку» Троицкого — [[rwp:Благовещенский монастырь (Киржач)|Благовещенский монастырь в Киржаче]]. | ||
В течение первоначального этапа монастырской колонизации, связанного с именем Сергия и его учеников, а также митрополитов Алексия Чудотворца и Дионисия Суздальского и их учеников, во второй половине XIV и начале XV | В течение первоначального этапа монастырской колонизации, связанного с именем Сергия и его учеников, а также митрополитов Алексия Чудотворца и Дионисия Суздальского и их учеников, во второй половине XIV и начале XV веков было основано несколько десятков новых монастырей, в том числе многие известнейшие в России и положившие начало новым городам, в частности: | ||
– [[rwp:Череповецкий Воскресенский монастырь|Череповецкий Воскресенский монастырь]] (1362, ныне город [[rwp:Череповец|Череповец]]); | – [[rwp:Череповецкий Воскресенский монастырь|Череповецкий Воскресенский монастырь]] (1362, ныне город [[rwp:Череповец|Череповец]]); |
Версия от 03:50, 8 марта 2023
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 28 апреля 1353 по 13 ноября 1359 года[2].
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы нации
Архангельский собор в Нижнем Новгороде
В это время в 1359 году был, как считается, практически полностью перестроен древний Архангельский собор XIII века в Нижнем Новгороде, по-видимому, пришедший к этому времени в аварийное состояние.[1]
Позднее в XVII веке собор был практически полностью перестроен, в результате чего сохранились только фундаменты, части плиточного пола и найденные археологами отдельные элементы декора.
Церковь Сорока мучеников Севастийских в Великом Новгороде
В 1356 году в Великом Новгороде вместо рухнувшего по ветхости в 1352 году старого каменного храма Сорока мучеников Севастийских по заказу архиепископа Моисея был построен новый одноимённый храм.[2]
Церковь до нас не дошла, причём что с ней случилось точно не известно. Большинство исследователей полагает, что она была снесена во время строительства новых укреплений в 1580-х годах.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Пограничная сторожевая служба
К 1360 году относятся первые сведения о существовании пограничных караулов на южных границах Великого княжества Московского. По всей видимости, пограничная стража на южных рубежах, исчезнувшая в результате монгольского нашествия в XIII веке, была вновь создана уже в правление Ивана II. Около 1354 года (или несколько позже) при Иване II ордынцы впервые не были допущены на территорию Московского княжества и остановлены на границе. Иван II распорядился не пускать татарского царевича Мамат-Ходжу, пришедшего к московским рубежам якобы для того, чтобы установить границу между ранее разорённым Рязанским княжеством и Московским княжеством — фактически же Мамат-Ходжа пришёл для грабежа приграничных районов. Однако ордынский отряд вынужден был подчиниться решению Великого Князя Ивана и уйти, а обустройством границы занялись сами русские.[3][4]
Также, по всей видимости, появление (восстановление) южной сторожевой службы и её дальнейшее усиление было связано с началом в 1359 г. длительной междоусобицы в Золотой Орде, где до 1380 г. сменилось 25 ханов, и, с одной стороны, усилились возможности Руси противостоять расколотой и ослабевшей Орде, а с другой стороны, повысилась необходимость обороны от грабительских отрядов степняков, многие из которых отказывались подчиняться тем или иным быстро сменявшимся на престоле ордынским ханам.
Интересно, что, по некоторым сведениям, именно во времена Ивана II на русских монетах впервые появилось изображение воина с мечом, поражающего дракона или змея — позднее этот символ трансформировался во всадника, поражающего змея копьём на гербе Москвы (также это часть герба России). Змей издавна был символом опасности, исходившей из степи.
Передовые караулы — так называемая полевая служба — находились далеко в лесостепи и степи, на реках Хопре, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и Воронеже. Эти реки пересекали ключевые пути ордынцев на Русь. Основная линия обороны Московского государства при этом устраивалась гораздо ближе к Москве, по берегу Оки, отчего получила название береговая служба.
При Дмитрии Донском степные и береговые караулы были усилены. Заставы со временем приняли вид укреплённых линий по всей границе, а в важнейших пунктах были выставлены крупные отряды (полки). Одним из ключевых военных центров береговой службы стало известное со времён Ивана II поселение Кашира, за короткий срок из села ставшее городом (в Кашире стоял полк левой руки, у Калуги — полк правой руки, у Серпухова — большой полк, у Коломны — передовой полк, у Алексина — сторожевой полк).
Береговая служба окончательно оформилась к правлению Ивана III в 1471 г., когда была устроена единая укреплённая линия «Берег», ставшая основой грандиозной Большой засечной черты, выстроенной при Иване IV Грозном к 1566 г. Под руководством воеводы М. И. Воротынского в 1571 г. было составлено руководство «О станичной и полевой службе» — первый полевой устав русских войск.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Устранение последствий пандемии чумы (Чёрной смерти)
В 1352—1353 гг. Россия, как и почти вся Евразия с частью Африки, подверглась опустошительной пандемии чумы, позднее названной «Чёрной смертью». Погибли множество людей, в том числе Князь Московский и Великий Князь Владимирский Симеон со всеми детьми и младшим братом, а также митрополит Московский Феогност.
Отдельные города — Глухов и Белозерск (Белоозеро) вымерли практически полностью. Их пришлось заселять заново, а в некоторых случаях восстанавливать и переносить на новое место, как Белозерск.
Как обычно бывало в таких случаях, экономика пришла в существенное расстройство, её пришлось потом целенаправленно восстанавливать. С учётом особенно высокой смертности в первую волну пандемии чумы (после 1352—1353 гг. были и другие волны), одно только погребение умерших с мероприятиями против распространения болезни легко тянет на крупный проект.
Перенос Белозерска на новое место
Один из древнейших русских городов, ранее известный также как Белоозеро и упомянутый в Повести временных лет ещё в связи с призванием на княжение Рюрика в 862 году, ранее располагался у устья Шексны. Однако в 1352 году город очень сильно пострадал от эпидемии чумы, после чего его в рамках мероприятий по устранению последствий пандемии перенесли на новое, современное место, тоже у берега Белого озера, но в 17 километрах западнее предыдущего.
Киновийная реформа и начало монастырской колонизации
Первая крупная реформа монастырей в истории Русской Церкви началась в середине 1350-х, после того как в 1354 году митрополитом Киевским и всея Руси (главой Русской Церкви) впервые стал уроженец Москвы — Алексий (Бяконт), представитель одного из древнейших московских боярских родов. Митрополит Алексий, известный как выдающийся книжник и чудотворец, был ближайшим советником великого князя Ивана II Красного, а впоследствии стал регентом при его сыне, Дмитрии I Донском (таким образом, в период 1359—1365 годов глава Русской Церкви был фактическим главой страны, и в целом в период 1354—1378 годов, до смерти Алексия, его влияние на русскую политику было определяющим).
Монастырская реформа Алексия, с одной стороны, имела особые церковные и вероисповедальные цели, а с другой стороны, была направлена на то, чтобы сделать монастыри в пределах Великого княжества Московского, а также соседних княжеств и земель, входящих в Киевскую митрополию, форпостами государственной власти и проводниками влияния Москвы. В рамках реформы были проведены следующие мероприятия
- Троице-Сергиева обитель, основанная в 1337 году под Москвой святым Сергием Радонежским, получила киновийный (общежительный) устав (1354), предполагающий безвозмездный труд монахов принадлежность всего имущества насельников монастырю (в том числе все пожертвования шли на общие интересы монастыря, а не конкретных монахов); в целом монастырская жизнь становилась более строгой и упорядоченной. Вслед за Троицевым монастырём, под влиянием высокого авторитета Сергия Радонежского и по указаниям Алексия Чудотворца, на киновию начали переходить прочие русские монастыри.
- Новые монастыри начали строиться не внутри городов или вблизи них (как было на Руси до XIV века), а в более отдалённых и малоосвоенных районах, по примеру той же Троице-Сергиевой обители. Это соответствовало стремлению монахов к «удалению от мира», но в этом было заинтересовано и государство, желающее ускорить экономическое освоение новых земель.
- Предположительно, были установлены карантинные меры на случай новых массовых эпидемий, таких как Чёрная смерть 1352—1353 годов. Вторая половина XIV века и первая половина XV века были временем многочисленных вспышек чумы, а также чёрной оспы и других смертоносных инфекций, и отдалённые монастыри были местом, где можно было спастись от эпидемий.
- Большое внимание в монастырях начало уделяться регулярным богослужениям, на которых полагалось молиться не только за церковные, но и за светские власти. Поскольку церковная столица Руси находилась в Москве, это было важным инструментом упрочения московского влияния и собирания русских земель вокруг Москвы.
- Монастыри начали превращаться в крепости – обустраиваться укреплёнными оградами, стенами и башнями (в XIV и XV веках деревянными).
- Продуктивность монастырского хозяйства резко выросла, и не только потому, что киновийный устав предполагал жёсткую трудовую дисциплину: в монахи начали массово принимать людей среднего и молодого возраста, что в предшествующий период происходило реже. Старые монастыри при городах рассматривались зачастую прежде всего как благотворительные заведения – место, где старики могли посвятить себя Богу и относительно комфортно провести старость. Новые киновийные монастыри рассматривались как место, где монахи всех возрастов совместной молитвой и работой спасают как свою душу, так и всю Землю Русскую.
- Монастыри начали превращаться в важные самостоятельные экономические центры – как благодаря труду монахов и пожертвованиям князей и бояр (земельным и денежным), так и благодаря притоку новых поселенцев на земли вокруг монастырей (крестьян привлекала как святость обителей, так и, впоследствии, налоговые льготы по сравнению с работой на землях светских владельцев).
Новые принципы монастырской жизни быстро показали свою эффективность и привлекательность. Именно в этот период Троице-Сергиев монастырь стал крупным и известным на всю Русь, быстро росло число его насельников, вокруг монастыря начал формироваться городок, известный теперь как город Сергиев Посад. Вскоре выходцы из Троицкого монастыря начали переходить в другие монастыри и основывать новые, распространяя свой опыт по всей стране.
Таким образом, начался процесс монастырской колонизации Руси, шедший в течение следующих примерно двух или даже трёх веков. Уже в 1358 году Сергий Радонежский основал первый монастырь-«дочку» Троицкого — Благовещенский монастырь в Киржаче.
В течение первоначального этапа монастырской колонизации, связанного с именем Сергия и его учеников, а также митрополитов Алексия Чудотворца и Дионисия Суздальского и их учеников, во второй половине XIV и начале XV веков было основано несколько десятков новых монастырей, в том числе многие известнейшие в России и положившие начало новым городам, в частности:
– Череповецкий Воскресенский монастырь (1362, ныне город Череповец);
– крупнейший на Русском Севере Кирилло-Белозерский монастырь (1397, ныне город Кириллов) и соседний Ферапонтов монастырь (1398);
– Коневецкий монастырь (1393) и Валаамский монастырь на Ладожском озере (до 1407);
– Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде (1398, первый русский монастырь со статусом лавры)
– Николо-Корельский монастырь в устье Северной Двины (до 1419, главный северный порта России в XV—XVI веках, ныне город Северодвинск);
– Преображенский Соловецкий монастырь на Белом море (1429);
– Свято-Троицкий Калязинский Макарьев монастырь (1434, ныне город Калязин);
– Желтоводский Макариев монастырь (1434, место знаменитой Макарьевской ярмарки) и Макарьево-Унженский монастырь (1439, ныне город Макарьев).
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ В то время повсеместно использовался Юлианский календарь, широко используемый сейчас Григорианский календарь был изобретён позднее.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|