Отношения России и Европейского Союза: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
Строка 176: | Строка 176: | ||
| 5||rowspan=2| 2000 ||29—30 мая||[[Файл:Flag of Russia.svg|border|25px]] [[Файл:Flag of Moscow.svg|border|25px]] [[Россия]], [[Москва]]||Вступление России в [[ВТО]] и попытка США выйти из договора о ПРО||Никаких договорённостей достигнуто не было | | 5||rowspan=2| 2000 ||29—30 мая||[[Файл:Flag of Russia.svg|border|25px]] [[Файл:Flag of Moscow.svg|border|25px]] [[Россия]], [[Москва]]||Вступление России в [[ВТО]] и попытка США выйти из договора о ПРО||Никаких договорённостей достигнуто не было | ||
|- | |- | ||
| 6|| 30—31 октября||[[Файл: | | 6|| 30—31 октября||[[Файл:Флаг Франции.png|border|25px]] [[Файл:Flag of Paris.svg.png|border|25px]] [[Франция]], [[rwp:Париж|Париж]] || rowspan=5| ''Нет данных'' || rowspan=5| ''Нет данных'' | ||
|- | |- | ||
| 7||rowspan=2| 2001 ||17—18 мая||[[Файл:Flag of Russia.svg|border|25px]] [[Файл:Flag of Moscow.svg|border|25px]] [[Россия]], [[Москва]] | | 7||rowspan=2| 2001 ||17—18 мая||[[Файл:Flag of Russia.svg|border|25px]] [[Файл:Flag of Moscow.svg|border|25px]] [[Россия]], [[Москва]] |
Версия от 02:13, 26 октября 2023
Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.
Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.
На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.
Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.
Сравнение России и ЕС
Российская Федерация | Европейский Союз | |
---|---|---|
Население | 146 519 759[1] | 508 200 000[2] |
Территория | 17 125 407 км² | 9 826 630 км² |
Плотность населения | 8,4 чел/км² | 116 чел/км²[3] |
Столица | Москва | Брюссель |
Крупные города | Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург Севастополь Ростов-на-Дону Сочи Калининград Нижний Новгород Казань Самара и другие |
Лондон Париж Рим Берлин Мадрид Вена Амстердам Варшава Будапешт Прага и другие |
Руководитель государства | Президент Владимир Путин | Председатель Европейского совета Дональд Туск |
Премьер-министр | Премьер-министр Михаил Мишустин | Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс |
Спикер парламента | Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)
Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата) |
Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)
Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата) |
Глава МИД | Министр иностранных дел Сергей Лавров | Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини |
Государственное устройство | Федеративное государство | Наднациональное государство (де-факто) |
Национальная валюта | Российский рубль | Евро (только в странах Еврозоны) |
Официальные языки | Русский язык | Официальные языки Европейского Союза |
Национальная спутниковая система | ГЛОНАСС (глобальная) | Галилео (в настоящее время дорабатывается)[1] |
ВВП (ППС), млрд $ | $3745 | $17372 |
История взаимоотношений
Чеченские войны
Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.
В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.
Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.
Оранжевая революция
Основная статья: Оранжевая революция
В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).
Сирийская война
Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.
Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.
В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.
Южный поток
Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.
Строительно данного газопровода также планировали Австрия, Венгрия, Греция, Италия, Македония, Сербия, Словения и Хорватия.
Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.
В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток[2].
Год науки Россия-ЕС 2013—2014
25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.
В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]
Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.
Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.
Украинский кризис
Основная статья: Украинский кризис
Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).
После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.
Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.
По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.
Санкции ЕС против России 2014—2016
Основная статья: Антироссийские санкции
Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.
Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.
12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].
Переговоры по ядерной программе Ирана
2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].
Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).
Отношение российского общества к ЕС
В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).
В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]
Саммиты Россия-ЕС
Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.
Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.
Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.
За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».
Хронология саммитов
Номер | Год | Дата | Место проведения | Повестка саммита | Итоги саммита |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1995 | 7 сентября | Россия, Москва | Роль России в урегулировании боснийского конфликта и безопасность в Европе[10]] | Никаких договорённостей достигнуто не было |
2 | 1997 | 3 марта | Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество | Подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве[11] | |
3 | 1998 | 15—16 мая | Великобритания, Бирмингем | Разработка Хартии европейской безопасности и интеграция России в мировую экономику[12] | Никаких договорённостей достигнуто не было |
4 | 1999 | 22—23 октября | Финляндия, Хельсинки | Ситуация в Чечне и требование ЕС «начать политический диалог с Грозным»[13] | Никаких договорённостей достигнуто не было |
5 | 2000 | 29—30 мая | Россия, Москва | Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО | Никаких договорённостей достигнуто не было |
6 | 30—31 октября | Франция, Париж | Нет данных | Нет данных | |
7 | 2001 | 17—18 мая | Россия, Москва | ||
8 | 3—4 октября | Бельгия, Брюссель | |||
9 | 2002 | 29—30 мая | Россия, Москва | ||
10 | 11—12 ноября | Бельгия, Брюссель | |||
11 | 2003 | 31 мая—1 июня | Россия, Санкт-Петербург | Одобрена концепция «четырех общих пространств»[14] | |
12 | 6—7 ноября | Италия, Рим | Дело ЮКОСа (неформально) | Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского | |
13 | 2004 | 21—22 мая | Россия, Москва | Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО | Подписан протокол об условиях вступления РФ в ВТО. Москва пообещала ускорить движение к ратификации Киотского протокола[15] |
14 | 25—26 ноября | Нидерланды, Гаага | Президентские выборы и оранжевая революция на Украине, требование России выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и расширение ЕС и НАТО[16] | Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке) | |
15 | 2005 | 10—11 мая | Россия, Москва | Утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[17] | |
16 | 4—5 октября | Великобритания, Лондон | Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом | Упрощение визового режима между Россией и ЕС[18] | |
17 | 2006 | 25—26 мая | Россия, Сочи | Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений | Был подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[19] |
18 | 24—25 ноября | Финляндия, Хельсинки | Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши | Существенных договорённостей достигнуто не было | |
19 | 2007 | 18—19 мая | Россия, Самара | Двухсторонние отношения | Попытка Запада добиться от России каких-либо политических уступок провалилась[20] |
20 | 26—27 октября | Португалия, Марфа | Нет данных | Нет данных | |
21 | 2008 | 26—27 июня | Россия, Ханты-Мансийск | ||
22 | 14—15 ноября | Франция, Ницца | Мировой финансовый кризис | Никаких договорённостей достигнуто не было | |
23 | 2009 | 21—22 мая | Россия, Хабаровск | Энергетическое сотрудничество и экономической кризис | |
24 | 18—19 ноября | Швеция, Стокгольм | Энергетическое сотрудничество России и ЕС | Подписан новый договор об экономическом сотрудничестве России и ЕС[21] | |
25 | 2010 | 31—1 июня | Россия, Ростов-на-Дону | Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения | Подписано также соглашение между Россией и ЕС о защите секретной[22] |
26 | 7—8 декабря | Бельгия, Брюссель | Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС | Подписание меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО[23] | |
27 | 2011 | 9—10 июня | Россия, Нижний Новгород | Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты | Никаких договорённостей достигнуто не было |
28 | 16—17 декабря | Бельгия, Брюссель | Энергетика, модернизация и торговые отношения | ||
29 | 2012 | 3—4 июня | Россия, Санкт-Петербург | Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове | |
30 | 20—21 декабря | Бельгия, Брюссель | Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис | ||
31 | 2013 | 3—4 июня | Россия, Екатеринбург | Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим | |
32 | 2014 | 28—29 января | Бельгия, Брюссель | Евромайдан |
Галерея
Дмитрий Медведев на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, 7 декабря 2010 год
Председатель Евросовета Херман Ван Ромпёй (слева), Владимир Путин и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, 28 января 2014 года
Членство России в ЕС
Разговоры о вступлении России в Евросоюз имели место в российском обществе в 1990-х и в первой половине 2000-х (поскольку для российского общества того времени был весьма характерен европоцентризм), однако сегодня по понятным причинам полностью сошли на нет (хотя многие либералы сегодня до сих пор высказываются за вступление России в ЕС).
Причины, по которым Россия никогда не вступит в ЕС
- Расхождение в геополитических интересах. Геополитические интересы России и Евросоюза почти полностью противоположны. В случае вступления в ЕС Россия почти полностью потеряет суверенитет во внешней политике и будет во многом следовать в русле политики ЕС.
- Поток мигрантов в Россию. Как и в случае с Великобританией, в случае вступления России в ЕС в нашу страну хлынет поток мигрантов из наиболее бедных стран ЕС (например, таких, как Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия и стран Прибалтики). Конечно едва ли возникнет миграционный кризис, поскольку таких мигрантов будет не слишком много, и проблем с их интеграцией в российские условия тоже скорее всего не возникнет. Но ждать их всё-таки придётся, поскольку на родине найти работу выходцам из относительно бедных стран ЕС проблематично.
- Уменьшение внутреннего суверенитета России. Поскольку в ЕС существуют общеевропейские органы власти (например, Европарламент или Еврокомиссия), то это существенного ограничивает суверенитет некоторых стран ЕС во внутренней политике. Тоже самое ждёт и Россию, в случае евроинтеграции которой нам предстоит увеличение зависимости от ЕС.
Единственное хорошее, что будет в случае вступления России в ЕС — это безвизовый режим с другими странами ЕС, чему конечно же обрадуются многие российские путешественники. Однако на фоне тех убытков, какие понесёт Россия от вступления в ЕС, это вообще выглядит мелочью.
Тем более, что с 1 января 2015 года Россия является членом Евразийского Союза.
Мифы о евроинтергации России
Среди представителей либерального сообщества очень популярны мифы о крайней необходимости евроинтеграции России.
Наиболее распространённые аргументы:
- ЕС это шанс избежать мировой изоляции. Данный миф широко распространён среди либералов, однако его легко развеять: Во-первых, ЕС — это не весь мир и даже не вся Европа (в Европе всего 53 государства, а в ЕС 28). У России есть ещё огромное количество потенциальных партнёров в Азии (те же Китай, Индия, Иран, Монголия, Вьетнам, Южная Корея, КНДР и другие страны), Африке (ЮАР, Египет), и Латинский Америке (те же Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Куба, Боливия). Во-вторых — Россия уже является членом таких международных организаций, как ШОС, БРИКС и Евразийский Союз. Международной изоляцией и близко не пахнет.
- Экономический подъём Часто либералы заявляют, что вступление России в ЕС повлечёт за собой рост российской экономики. На самом деле всё вышло бы в точности наоборот — России пришлось бы открыть свой рынок для европейских товаров (особенно для ведущих европейских производителей), и закрыть бы для отечественных производителей. О глобальных контрактах на поставки нефти и газа России придётся забыть.
- Укрепление взаимоотношений с другими странам Европы Россия и без евроинтергации имеет очень сильные экономические и политические связи с ведущими странами Евросоюза[3]и сотрудничает во многих областях (по той же нефтяной и газовой отрасли). И без евроинтеграции Россия может иметь огромные связи с ЕС.[4] В случае евроинтеграции Россия лишь усилит свою зависимость от ведущих стран ЕС.
Гипотетические положительные последствия вступления РФ в ЕС:
- Полная монополия на европейском рынке энергоносителей В данный момент РФ является крупнейшим поставщиком энергоносителей (газа) в страны ЕС, и для каждой сделки приходится заключать рамочные соглашения на государственном уровне. Если бы РФ была членом ЕС, ее газ, нефть и нефтепродукты имели бы свободное хождение на территории более чем полумиллиардного рынка потребителей ЕС без пошлин и таможенных проверок.
- Снижение цен на высокотехнологичное оборудование, продовольствие и остальные товары из ЕС Сегодня, несмотря на некоторые затруднения, вызванные взаимными санкциями, торговый оборот с ЕС является крупнейшим во внешней торговли РФ. Если бы РФ состояла во внутреннем рынке ЕС, у нее была бы возможность заключать любые сделки с любыми фирмами на территории остальных государств-членов, в том числе приобретать необходимые для РФ технологии, оборудование и прочие товары. Также РФ как страна с большими сельскохозяйственными угодьями, могла бы претендовать на участие в программе поддержки фермеров, которую проводит ЕС, что означало бы почти безвозмездное финансирование российского агрокомплекса за счет промышленных стран Евросоюза — Германии, Великобритании, в меньшей мере Франции.
Сближение России и ЕС
Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.
В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).
Причины сближения России и ЕС:
- Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.
- Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).
Сотрудничество России и Евросоюза
Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.
Торговая отрасль
Несмотря на огромные политические разногласия, ЕС был и остаётся одним из ведущим торговых партнёров России. На страны Евросоюза приходится примерно половина всего российского экспорта и импорта. Так, в период с 2004 по 2014 годы товарооборот вырос в два раза и достиг 285,5 млрд евро. Объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2004 по 2014 годы увеличился также в два раза — с 84,92 до 182,03 млрд евро. Объем импорта в Россию за тот же период вырос также в два раза — с 46,12 до 103,48 млрд евро [24]
В 2013 году — впервые после «кризисного» 2009 года — показатели прироста торговли стали приобретать отрицательные значения. Товарооборот составил 326,3 млрд евро, то есть сократился на 3,6 % по сравнению с 2012 годом; российский экспорт — 206,5 млрд евро (минус 4,0 %), российский импорт — 119,8 млрд евро (минус 2,9 %). В 2014 году тенденция сокращения показателей продолжилась. Товарооборот России и ЕС составил 285,5 млрд евро (-12,5 % по сравнению с 2013 годом), в том числе экспорт России в ЕС — 182,0 млрд евро (-12,0 % по сравнению с 2013 годом), а импорт — 103,4 млрд евро (снижение на 13,4 %).
Показатель | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оборот | 131,04 | 170,67 | 215,09 | 236,06 | 285,42 | 185,27 | 248,39 | 309,92 | 338,52 | 326,28 | 285,50 |
Экспорт в ЕС | 84,92 | 113,98 | 142,69 | 146,86 | 180,45 | 119,57 | 162,08 | 201,33 | 215,12 | 206,49 | 182,03 |
Импорт из ЕС | 46,12 | 56,69 | 72,40 | 89,20 | 104,97 | 65,70 | 86,31 | 108,59 | 123,40 | 119,79 | 103,48 |
Сальдо | 38,80 | 57,29 | 70,29 | 57,66 | 75,48 | 53,87 | 75,77 | 92,74 | 91,72 | 86,70 | 78,55 |
Инвестиционная отрасль
ЕС также является инвестиционным партнёром России. Данным взяты с сайта Министерства экономического развития РФ[25]
Из ЕС в Россию
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|
Инвестиции | 83, 6 | 54,6 | 87,5 | 78,8 | 86,2 | 112,7 |
Прямые инвестиции | 21,8 | 11, 5 | 10,8 | 13,8 | 14,4 | 20,9 |
Портфельные инвестиции | 1,1 | 0,6 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
Прочие инвестиции | 60, 7 | 42,4 | 76,2 | 64,4 | 71,1 | 91,0 |
Из России в ЕС
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|
Инвестиции | 47,8 | 32,4 | 41,5 | 71,9 | 69,3 | 69,6 |
Прямые инвестиции | 15,8 | 14,2 | 8,3 | 14,3 | 12,5 | 18,6 |
Портфельные инвестиции | 0,4 | 1,8 | 0,7 | 10,5 | 5,7 | 3,0 |
Прочие инвестиции | 31,7 | 16,4 | 32,4 | 47,1 | 51,1 | 48,0 |
В 2013 году основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:
- Кипр (19,7 млрд. $)
- Нидерланды (19,1 млрд. $)
- Австрия (4,6 млрд. $)
- Люксембург (4,1 млрд. $)
- Великобритания (2,4 млрд. $)
Совместные проекты России и ЕС
Основная статья: Совместные проекты России и Европейского Союза
Космический аппарат «Экзомарс»
Основная статья: Космический аппарат «Экзомарс»
Данный проект представляет из себя космический аппарат, состоящий из искусственного спутника Марса — марсианского научного орбитального аппарата и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией — модуля «Скиапарелли» для демонстрации возможности входа в атмосферу, спуска и посадки.
Этот космический аппарат является совместным проектом «Европейского космического агентства» и российского «Роскосмоса» и прендазначен для изучения Марса.
14 марта 2016 года в 12:31 по московскому времени с космодрома Байконур произошёл первый запуск аппарата в космос. Его прибытие на Марс ожидается 19 октября 2016 года. [26]
Газопровод «Северный поток-2»
4 сентября 2015 года во Владивостоке был подписан договор о строительстве газопровода «Северный поток-2», протяжённость которого составляет 1224 км, и который пройдёт по дну Балтийского моря и выходит к немецкому городу Грайфсвальд. Первым получателем российского газа должна стать Германия, а уже за ней газопровод планируется расширять дальше по Европе. Для России тут есть свои плюсы, поскольку увеличивается её экономическое (и соответственно, геополитическое) влияние в Европе (что в свою очередь, ослабит американские позиции в Старом свете).
Так-же плюсом является и то, что если через Украину США смогли сорвать поставки газа, то провести газопровод через Германию у России в настоящие время больше шансов.
Для реализации проекта была создана компания «New European Pipeline AG». В состав акционеров вошли:
- «Газпром» — 51 %,
- «E.ON», «Shell», «BASF»/«Wintershall», «OMV» — по 10 %,
- «ENGIE» — 9 %.
Цитаты
Президент Чехии Милош Земан 23 апреля 2015 года почти прямым текстом заявил:
В долговременной перспективе РФ станет членом Европейского союза. Если вам это не нравится, можете считать, что ЕС вступит в РФ. [27]
Разумеется, Земан делает такие смелые высказывания не просто так. Земан выражает позицию европейского бизнеса, который весьма жёстко завязан на Россию, и который отлично понимает, что вариантов у него немного: либо полномасштабное сотрудничество с Россией, либо мучительная гибель под прессом американского TTIP (соглашение о свободной торговле с США, невыгодное европейским производителям).[28]
6 ноября того же года Пан Земан вновь сделал интересное заявление:
Россия и ЕС экономически дополняют друг друга. Их экономики взаимодополняемы. Они не конкурируют между собой и нацелены на взаимодействие. России нужны современные технологии, а ЕС необходимы импортные сырьевые ресурсы. От объединения экономических возможностей выиграют обе стороны.[29]
Экс-премьер Италии и бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди в ходе лекции в Москве, в особняке МИД России 17 марта 2016 года заявил:
ЕС и Россия взаимно дополняют друг друга, и мы должны еще больше взаимодополнять друг друга в будущем. Сегодня 70 % энергетики РФ экспортируется в ЕС, 30 % туристов в Европе приезжают из России. У нас хорошо работает много областей сотрудничества. Политические отношения при этом все ухудшаются, они никогда не были на таком уровне. Есть и опасность антироссийских настроений. Если такая тенденция продолжится, то возникнет опасность взаимного непонимания, непонимания вклада России в мировые дела. Россия должна принять ЕС как он есть, и ЕС должен принять Россию как она есть. Это предварительное условие для будущего сотрудничества. Нынешняя конфронтация ни к чему не приводит, увеличивает взаимные слабости. В теории украинская проблема очень легко решаема: Украина не может быть ни русской, ни европейской, а должна быть мостом между Россией и Европой. Вместо того, чтобы стать мостом, Украина стала полем битвы.[30]
См. также
- Россия
- Европейский Союз
- Отношения США и Европейского Союза
- Отношения Китая и Европейского Союза
- Отношения России и США
- Отношения Китая и Японии
- Отношения России и Китая
- Совместные проекты России и Европейского Союза
- Мировые державы
- Русский мир
- Запад
Ссылки
- Представительство ЕС в РФ — Официальный сайт представительства Европейского Союза в Российской Федерации.
- Постоянное представительство РФ при ЕС — Официальный сайт постоянного представительства Российской Федерации при Европейском Союзе.
- Россия — Европейский союз: возможности партнерства
- История введения экономических санкций ЕС в отношении России — справка ТАСС
- Россия и Европейский Союз. Статистические сопоставления 1995—2005 гг. Росстат
Примечания
- ↑ Полноценно данная спутниковая система заработает приблизительно в 2019—2021 г., сейчас эта система является региональной.
- ↑ Который тоже так и не был реализован из-за гибели российского Су-24 в ноябре 2015 года
- ↑ Будучи одной из крупнейших политических держав, исторически Россия всегда играла важную роль в европейской политике.
- ↑ В этом плане особенно интересно рассматривать Швейцарию, которая не является членом ЕС, но и без того имеет весьма обширные политические и экономические связи с другими странами Европы. Тоже касается и Норвегии, которая не входит в ЕС, но имеет крайне близкие политические, экономические и военные связи с ЕС.
[ + ] Международные отношения Европейского Союза
|
|||
---|---|---|---|
|