Проблемы России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 174: Строка 174:
''Доступность изолированных районов и междугородная.'' Негативных тенденций мало и их невозможно как-то обобщить, ведь всё самое плохое случилось в 90-е, но они тоже есть. Упор на автомобильный транспорт в ущерб другим видам, отсюда засилье фур на автодорогах. «Оптимизаторский» зуд РЖД. Некоторые российские регионы вообще не имеют никаких железных дорог.  
''Доступность изолированных районов и междугородная.'' Негативных тенденций мало и их невозможно как-то обобщить, ведь всё самое плохое случилось в 90-е, но они тоже есть. Упор на автомобильный транспорт в ущерб другим видам, отсюда засилье фур на автодорогах. «Оптимизаторский» зуд РЖД. Некоторые российские регионы вообще не имеют никаких железных дорог.  


''Пригородная и городская доступность.'' Автомобилизация наступает. Пробки и стихийные стоянки захлестнули уже все крупные города России. Основная нехватка дорожной сети приходится на «последний километр» — застройщики просто не способны придумать, как из нового ЖК будут выезжать, и уж тем более не их дело планировать, что в дальнейшем прицепят на выездную дорогу. Попытки перейти на бессветофорные магистрали превращают пять небольших пробочек в одну глухую. Самозахват земли как ответ автомобилизации. Есть целый ряд российских городов, где больше нет трамваев (например, Воронеж.) Троллейбусов уже нет в некоторых городах России (Архангельск, Астрахань, Белгород, Благовещенск, Владикавказ, Грозный, Каменск-Уральский, Качканар, Курган, Ликино-Дулёво (служебный), Липецк, Пермь, Сызрань, Кострома, Москва, Тверь, Тюмень, Шахты.) Интересно, но некоторое время троллейбусов в Калининграде и Черняховске вообще не было. Скоростное железнодорожное движение по обычным путям и крайне безответственное вождение вынуждают налаживать на переездах жёсткие меры перестраховки вроде «автомобильных диодов».
''Пригородная и городская доступность.'' Автомобилизация наступает. Пробки и стихийные стоянки захлестнули уже все крупные города России. Основная нехватка дорожной сети приходится на «последний километр» — застройщики просто не способны придумать, как из нового ЖК будут выезжать, и уж тем более не их дело планировать, что в дальнейшем прицепят на выездную дорогу. Попытки перейти на бессветофорные магистрали превращают пять небольших пробочек в одну глухую. Самозахват земли как ответ автомобилизации. Есть целый ряд российских городов, где больше нет трамваев (Абинская, Архангельск, Астрахань, Воронеж, Выборг, Вырица, Дзержинск, Ейск, Иваново, Карпинск, Комсомольск-на-Амуре, Новороссийск, Ногинск, Ораниенбаум, Псков, Старая Русса, Тверь, Тильзит, Черниковск, Шахты.) Троллейбусов уже нет в некоторых городах России (Архангельск, Астрахань, Белгород, Благовещенск, Владикавказ, Грозный, Каменск-Уральский, Качканар, Курган, Ликино-Дулёво (служебный), Липецк, Пермь, Сызрань, Кострома, Москва, Тверь, Тюмень, Шахты.) Интересно, но некоторое время троллейбусов в Калининграде и Черняховске вообще не было. Скоростное железнодорожное движение по обычным путям и крайне безответственное вождение вынуждают налаживать на переездах жёсткие меры перестраховки вроде «автомобильных диодов».


'''Позитивные тенденции.'''
'''Позитивные тенденции.'''

Версия от 09:44, 20 февраля 2024

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше реальных проблем.

В этой статье перечислены и кратко разобраны важнейшие проблемы, с которыми сталкивается современная Россия.

  • ██ — красный уровень опасности: критически важные, как правило, долгосрочные проблемы (давно возникли и требуют десятилетия на решение); при этом явных положительных сдвигов не заметно, либо негативные тенденции перевешивают позитивные.
  • ██ — оранжевый уровень опасности: менее важные проблемы, в сфере которых не наблюдается явного преимущества позитивных тенденций над негативными.
  • ██ — жёлтый уровень опасности: проблемы, в решении которых наметился явный прогресс, однако масштаб угрозы всё ещё остается значительным.

Проблемы семьи и демографии

Вымирание населения (неполное воспроизводство — менее 2,1 ребёнка на женщину)

Нетто-коэффициент воспроизводства населения в России (1894—2015). Показывает среднее число родившихся в данном календарном году девочек (на одну женщину), доживающих до среднего возраста рождения детей, при сохранении возрастных коэффициентов смертности на уровне данного календарного года. С 1964 г. этот коэффициент стал меньше 1 — то есть, население РФ не воспроизводит себя полностью уже более 50 лет, а по состоянию на 2015 г. воспроизводит себя лишь на 80 %. Иммиграция компенсирует лишь около половины недостачи, но из-за роста продолжительности жизни и особенностей возрастной пирамиды численность населения в 2013—2016 гг. росла и даже наблюдался небольшой естественный прирост.

См. также: Демография России

██ Критически важная, комплексная, долгосрочная проблема (даже теоретически нельзя решить раньше, чем за 25 лет, то есть через поколение; требует массового изменения системы ценностей, переустройства социально-экономической системы и большей части жилой инфраструктуры). Наметились улучшения, но они пока не в состоянии переломить общую тенденцию.

За последние 15 лет (2000—2015) в наиболее важной области — демографии — удалось лишь избежать сценария катастрофического спада населения, ведь достижение в 2013—2014 гг. положительного естественного прироста населения практически неизбежно окажется временным, так как на одну женщину в стране по-прежнему рождается менее 2 детей (1,7).

Поэтому, если кардинально не изменить репродуктивное поведение населения (возможно, этого удалось бы достичь при полноценном возрождении семейных ценностей), то в долгосрочной перспективе население России будет вымирать и сокращаться, хоть и очень медленно, и этот спад будет компенсироваться притоком мигрантов.

Необходимо также добавить, что наметившийся спад деторождаемости связан с так называемой «демографической ямой», суть которой заключается в том, что в наше время во взрослую жизнь вступило поколение, родившееся в девяностые, когда был серьёзный демографический кризис, вызванный различными социальными и экономическими потрясениями. Иначе говоря, пришло время рожать неродившимся в девяностые из-за сложной социальной и экономической ситуации, и поэтому, несмотря на значительные средства, выделяемые государством на поддержку института семьи (материнский капитал), страну захлестнул спад деторождаемости. Данная проблема весьма значительна, но вполне преодолима; для скорейшего преломления демографического кризиса полезно распространять культ спорта, прививать детям с рождения любовь к литературе, особенно к произведениям русских классиков, и всячески препятствовать распространению алкоголизма, курения, пропаганде культа потребления и секса.

В России за четыре года в результате программы по профилактике абортов их количество снизилось на 35,6 % — с 735 тыс. в 2011 году до 447 тыс. в 2015-м году.[3]

Высокий (~50 %) уровень разводов

██ Критически важная, комплексная проблема (решение требует массового изменения системы ценностей, значительных изменений в сфере культуры и образования).

Суть проблемы. В последние десятилетия практически каждый второй заключённый брак в России заканчивается разводом, да и в позднем СССР дела обстояли немногим лучше. По уровню разводов Россия занимает одно из первых мест в мире. [4] Конечно, можно сказать, что люди просто пользуются возможностью свободно строить свою жизнь и приобретают опыт. Однако в действительности за этим кроются «потерянные годы» жизни, зачастую — поломанные судьбы и испорченное здоровье, а также, разумеется, негативное воздействие на детей, рождённых в распавшихся браках (таким детям сложнее вырасти полноценными людьми и создать собственную семью). Мужчины не платят алименты, женщины с детьми на руках с трудом могут выйти замуж и превращаются в матерей-одиночек. Распад семей и деградация семейных ценностей — это главные причины демографического кризиса в России: в неудачных браках рождается меньше детей, страдает «качество» этих детей, и зачастую такие дети, не зная правильной модели семьи, повторяют ошибки своих родителей, так что ситуация воспроизводится в следующем поколении.

Причины. Разрушение за XX век модели традиционной семьи, в которой брак был нацелен на рождение детей, на организацию совместного труда и хозяйства, а также, в религиозных семьях, на совместное спасение души (а не только на интимные отношения и совместное получение удовольствия от жизни). Постоянная реклама секса и свободной любви в массовой культуре, измены, стереотип «крутого мужика», который должен иметь кроме жены как минимум одну любовницу, стереотип «женщины-вамп». Чрезмерно раздутый в масс-культуре образ романтической и страстной любви, пренебрежение понятиями о долге и о повседневной жертвенной любви (то есть о готовности отдавать, а не только получать, и о готовности совместно переживать трудности). Алкоголизм — одна из самых частных непосредственных причин разводов, также наркомания, игромания и другие вредные привычки. Устранение родителей и вообще опытных людей из процесса принятия решения о вступлении в брак, непродуманные браки «по любви» и последующее «несхождение характерами», вместо того, чтобы тщательно узнать характеры друг друга до свадьбы. Отсутствие адекватной семейной и государственной психологической подготовки детей к браку, отсутствие в школах такого предмета, как «семья и семейные отношения» (вместо этого детям предлагается «половое воспитание», то есть общее подменяется частностью и искажается).

Негативные тенденции: в 2000-е гг. российское телевидение и кинематограф достигли пика пошлости и антисемейственности, особенно преуспел в этом канал ТНТ (ситуация начала меняться только на рубеже 2010-х гг., и до сих пор нет уверенности, что произошёл коренной поворот к лучшему).

Позитивные тенденции: По сравнению с началом 2000-х гг., когда на 4 брака приходилось 3 развода, [5] ситуация в 2015 г. всё же лучше. В последнее десятилетие снизилось распространение разрушающего семьи алкоголизма. Постсоветское религиозное возрождение привело к частичному восстановлению роли Церкви в устройстве семейной жизни, однако успехи тут весьма ограничены — считающие себя православными всё так же активно разводятся, а к настоящему христианскому пониманию брака приходят лишь со второго или третьего раза (воцерковленных с детства меньшинство, да и это поколение ещё не выросло). Тем не менее, Русская Православная Церковь и другие традиционные религии делают всё, что могут, в рамках своих возможностей. Интернет и социальные сети теоретически резко увеличили возможности как тщательного выбора спутника жизни, так и изучения семейной психологии, однако этими возможностями надо ещё научиться правильно пользоваться. Появилось несколько популярных сериалов, показывающих крепкие семьи и правильное решение семейных проблем (с показом правильного поведения до брака дело обстоит куда хуже).

Что же делать? Во-первых, надо признать, что развод это плохо. Отношение общества к пошедшему на развод человеку должно быть негативным, особенно если это высокий государственный деятель, известный политик или популярная личность в культурном плане. Это уже не частная проблема отдельных семей, а серьёзнейшая общенародная проблема, и решать её должно государство и общество в целом. Возможно, создание официального института обручения — брак регистрируется не ранее, чем через полгода после регистрации обручения (также можно в обязательном порядке проводить с обручёнными беседы и совместное интервью). Законодательные ограничения на содержание фильмов и сериалов («герои», нарушающие семейную нравственность, должны быть отрицательными, либо испытывать отрицательные последствия, либо такой контент должны показывать исключительно после полуночи). Активная пропаганда крепкой семьи государством и общественными организациями. Введение в школах предмета «семья», преподавание семейной психологии в качестве обязательного предмета в вузах. Регулярное приглашение успешных семей в школы для бесед, а также на ТВ.

Прочие демографические проблемы

  • Высокий уровень детских суицидов. По состоянию на 2014 год Россия занимала первое место в мире по числу детских суицидов. Базовые причины этого — агрессия, крик и физическое и/или психологическое насилие со стороны родителей, чрезмерное давление со стороны школы, учителей, не признание того, что ребенок тоже имеет право выбирать как и что ему учить, принуждение ребенка к выполнению показателей, спущенных школе по успеваемости. Все это имеет следствием неверие в свое личное счастливое будущее. Еще один важный фактор — широко распространённые в сети страницы и сайты, на которых описываются способы самоубийства и опыт удавшихся или неудавшихся самоубийц. Только в 2012—2014 гг. Роскомнадзор заблокировал 4872 виртуальных ресурса, где описывались способы самоубийства. [6]

Проблемы здоровья и образа жизни

Сравнительно низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин

Продолжительность жизни в России

██ Проблема значительная и комплексная, но успешно решается (резкие положительные изменения в последнее десятилетие, однако отрыв от мировых лидеров и от собственного потенциала ещё очень велик).

Суть проблемы. По данным на середину 2019 года средняя продолжительность жизни в России составила 73,6 года, для женщин — 78,5 лет, для мужчин — 68,5 лет. [7][8] Это гораздо лучше, чем показатель около 64-65 лет для всего населения в 1990-е годы, и лучше чем показатели позднего СССР. [9] Однако в наиболее развитых западных странах и Японии средняя продолжительность жизни составляет от 77 до 83 лет, [10] то есть россияне живут на 5-10 лет меньше, чем представители «золотого миллиарда». Однако же и небогатые китайцы живут в среднем на 4-5 лет дольше, чем россияне, [11] так что дело тут не столько в уровне дохода, сколько в привычках и образе жизни. Особенно плохо обстоят дела с продолжительностью жизни российских мужчин — 68,5 лет в 2019 году, тогда как на Западе — от 73 до 80 лет, в Китае — 74,6 лет (то есть в России на 6-13 лет меньше).

Причины: в первую очередь, высокий уровень потребления крепкого алкоголя, табакокурение, неправильное питание (избыток жирной, жареной, копчёной и т. д. пищи, нехватка витаминов), наплевательское отношение к здоровью, недостаточно активный образ жизни (в том числе в пожилом возрасте), высокий уровень смертности на дорогах, психологический стресс, некомфортная и небезопасная городская среда. Во вторую очередь, недостаточно развитая медицина, сравнительно высокий (хотя и заметно снизившийся) уровень убийств и самоубийств, наркомания (тяжёлые наркотики опаснее алкоголя, но менее распространены), проблемы с экологией в крупных городах и отдельных промышленных регионах.

Негативные тенденции: в основном по всем факторам идут позитивные изменения, однако есть и отдельные негативные вещи. Из-за чемпионата мира по футболу-2018 в 2014 году в России вновь разрешили рекламу пива до конца 2018 года, что явно не способствует борьбе с пивным алкоголизмом. [12] Ширятся сети фастфудов (одна из причин, почему в США живут в среднем на 1-4 года меньше, чем в западноевропейских странах). Во многих городах продолжает деградировать среда обитания из-за строительства высотных микрорайонов.

Средняя продолжительность жизни в России, 1962—2013 гг.

Позитивные тенденции: с 2003 года средняя продолжительность жизни в России выросла более чем на 6 лет, а у мужчин — более чем на 7 лет. Потребление алкоголя в России снижается (народ переходит на интернет-зависимость), вводятся различные ограничения на табакокурение и распитие спиртных напитков, образ постоянно пьющих и курящих «героев» стал реже появляется на ТВ и в кино. Российская медицина успешно модернизируется, растёт популярность спорта, здорового образа жизни и здорового питания у молодёжи и людей среднего возраста. Резко снизились уровни преступности, самоубийств и смертности на дорогах.

Что делать дальше? Продолжать законодательно ограничивать продажи и потребление алкоголя и табака, повышать цены. Продолжать модернизировать медицину, наращивать пропаганду здоровой жизни в кино и на ТВ. Законодательно ограничивать и косвенно дестимулировать развитие сетей быстрого питания американского образца. Менять к лучшему городскую среду, сносить микрорайоны и перестраивать города, делая их комфортными для жителей всех возрастов, для пешеходов и малого колёсного транспорта, а не только для автомобилей.

Высокий уровень алкоголизма

Основная статья: Потребление алкоголя в России

██ Проблема решается, но её масштаб и последствия всё ещё очень значительны.

Потребление алкоголя в СССР и России без учёта кустарного производства. Источник.

Суть проблемы. В России чрезмерно много пьют, что подрывает здоровье и конкурентоспособность нации (не говоря уже о печальной судьбе конкретных алкоголиков). Хотя россияне выпивают несколько меньше литров алкоголя на человека в год, чем в целом ряде европейских стран, [13] однако чрезмерно высокой является доля потребления крепкого алкоголя, что особенно опасно в условиях низкой культуры потребления спиртных напитков (питьё залпом, без закуски, без остановки). Всё это приводит к повышенной смертности как от непосредственных эффектов (алкогольные отравления, «пьяные» ДТП и убийства), так и от отдалённых последствий употребления (алкоголь приводит ко множеству болезней — в частности, стимулирует рак;[14] а при развитом алкоголизме неизбежна общая деградация здоровья, в том числе психического). Именно алкоголь является главной причиной повышенной смертности и низкой продолжительности жизни у мужчин в России. По показателю смертности от алкоголя Россию (где в 2016 году причиной смерти 118 человек из 100 тысяч стал данный яд, всего же от него погибло за этот год около 168 тысяч россиян[1]) опережает только Лесото (145 человек из 100 тысяч). [15]

Причины: нынешний всплеск алкоголизации страны начался в позднем СССР в 1960-е гг. и продолжился вплоть до начала 2000-х гг. в условиях позднесоветского и постсоветского социального кризиса, при одновременном росте доступности алкогольных напитков вследствие их массового промышленного производства. Поздний СССР с его с ограничением предпринимательства и возможностей себя реализовать, с унылой типовой застройкой и кризисом традиционной семьи создал депрессивную ситуацию, стимулирующую чрезмерное употребление алкоголя. Серьёзнейшие проблемы в сферах семьи и городской среды сохраняются в России и сейчас.

Негативные тенденции: в основном ситуация меняется к лучшему, однако есть и отдельные негативные моменты. В 2014 году из-за чемпионата мира по футболу-2018 в России вновь разрешили рекламу пива до конца 2018 года, [16] что явно не способствует борьбе с пивным алкоголизмом (пиво несколько лучше водки, но приводит к полноте и проблемам в мочеполовой системе, а также может стать трамплином для водочного алкоголизма).

Производство водки в России снизилось более чем в полтора раза между 2012 и 2015 гг.

Позитивные тенденции: потребление алкоголя с 2011 по 2020 год снизилось в два раза (с 18 до 9,1 литров на человека в год).[17] В 2013 году впервые в российской истории доля потребления водки стала меньше 50 %, а пиво с 2011 года было официально приравнено к алкогольным напиткам. [18] Производство водки в стране снизилось со 100 млн декалитров в 2012 г. почти до 60 млн декалитров в 2015 г. [19] Производство пива упало со 11,5 млрд литров в 2007 г. до 7,3 млрд литров в 2015 г. [20]

Что делать дальше? Нужно усиливать и расширять те меры, которые уже принимаются. Власти решают алкогольную проблему путём практически полного запрета рекламы спиртного, повышения акцизов и минимальных цен на водку, ограничения продаж. Продажа алкоголя теперь разрешена только в специализированных магазинах или специальных отделах крупных магазинов, и только в дневное время (регионы имеют право сокращать часы продажи алкоголя по своему усмотрению). Принимаются также значительные усилия по развитию и пропаганде спорта, строятся сотни спортивных сооружений по всей стране, [21][22] образ постоянно пьющих «героев» стал заметно реже стал появляться на ТВ и в кино. Нужно продолжать наращивать пропаганду здорового образа жизни, ужесточать ограничения на распитие спиртных напитков в общественных местах, принимать меры по замене водки и пива в потребительской корзине на вино и безалкогольные напитки. Нужно повышать компьютеризацию и доступность интернета в России — компьютерная зависимость всё же менее вредна, чем алкогольная. Наконец, нужно решать проблемы семьи и городской среды — люди будут куда меньше пить в здоровом, гармоничном, недепрессивном окружении.

Высокий уровень наркомании

Мировой объём потребления героина за 2008 г.

В 2008 году основным потребителем героина в мире была Россия.[23] Согласно докладу ООН по наркотикам за 2010 г., спрос Российской Федерации на опиаты составил около 70 тонн. В России в 2010 году насчитывалось от 1,6 до 1,8 миллионов потребителей опиатов, то есть распространённость потребления среди лиц в возрасте 15—64 лет составляет 1,6 %. [24] До 2009 года в основном от опиатов, с учётом латентной составляющей, умирали более 30 тысяч россиян ежегодно. [25] В 2014 году зарегистрировано 8189 смертей людей в возрасте 15—64 лет, главной причиной которых стали наркотики. [26] Общее число наркоманов, в том числе героиновых, в 2013 году составляло 8,5 миллионов человек, [27] а в 2014 уже 8 миллионов. [28] На 2015 год, по словам директора ФСКН Виктора Иванова, число героиновых наркоманов в России составило 1,5 миллиона человек. Он также утверждал (в 2014 году), что 65 % всех преступлений связаны с наркотиками и 8 миллионов наркоманов ежегодно тратят на наркотики 1,5 триллиона рублей. [29][30]

В 2019 году от наркотиков в России погибло 4569 человек, в 2020 году — 7316 человек. [31]

Есть данные соцопросов, согласно которым, число употребляющих наркотические вещества россиян сокращается, но по состоянию на 2021 год всё ещё велико — 1,9 млн человек. [32]

Растёт число мефедроновых наркоманов, особенно среди подростков. И проблема с этими «солями для ванны» и «курительныи смесями» (под такими названиями наркотик продавался совсем недавно, в 2010 году [33][34], просто в киосках) стоит острее, чем в 1990-х с героином, по ряду причин: нет экспресс-тестов для выявления, не прописана ответственность для физлиц за хранение и оборот прекурсоров, из которых его можно сделать даже в домашней лаборатории. [35]

Распространение ВИЧ-инфекции

██ Критически важная, комплексная проблема (решение требует массового изменения системы ценностей, значительных изменений в сфере здравоохранения и образования).

Суть проблемы. ВИЧ/СПИД (вирус иммунодефицита человека/синдром приобретённого иммунодефицита; СПИД является последней стадией ВИЧ-инфекции) — пока неизлечимое инфекционное заболевание, передающееся в основном при сексуальных контактах и инъекциях нестерильным инструментом, при отсутствии медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев через 8-10-12 лет после заражения приводящее к разрушению иммунитета и к смерти от различных оппортунистических инфекций (неопасных для людей с нормальным иммунитетом). Современные методы лечения могут задержать развитие болезни на десятки лет и позволяют ВИЧ-инфицированным вести практически нормальный образ жизни, однако они являются очень дорогостоящими и представляют собой серьёзную нагрузку на государственный бюджет. Опасность усугубляется тем, что в течение нескольких лет у человека может не быть никаких клинических симптомов, он может не знать о своей болезни и заражать других. В настоящее время в России распространение ВИЧ приобрело характер эпидемии, его темпы являются одними из самых высоких в мире[36][37][38]. В России только официально зарегистрировано около 930 тыс. инфицированных, ожидается, что к концу 2017 года их число может достигнуть миллиона[39].

Причины: Широкое распространение наркотиков и пропаганда беспорядочных половых связей в 90-е годы внесли заметный вклад в распространённость ВИЧ в России: до сих пор уровень распространённости ВИЧ выше в тех регионах, где на начало 2000-х годов был выше уровень потребления инъекционных наркотиков[40]. Низкий уровень информированности населения о болезни из-за вытеснения этого страха другими страхами из сознания людей. На ТВ в основном обсуждаются внешнеполитические проблемы, внутренним проблемам, в том числе ВИЧ уделяется меньше внимания. А люди не могут бояться всего одновременно и одинаково сильно. Недооценка масштабов проблемы и опасности, угрожающей каждому при рискованном поведении; широко распространено и в наши дни представление о СПИДе как о болезни наркоманов, проституток и гомосексуалов (хотя эти группы населения действительно способствовали первоначальному распространению вируса, сейчас болезнь давно уже распространилась за их границы; в 2017 году основной путь заражения ВИЧ в России — гетеросексуальные половые контакты, в первом полугодии 2017 года на этот путь пришлось 52,2 % заражений, тогда как на инъекции наркотиков нестерильным инструментов — 46,6 %, а на гомосексуальные контакты — лишь 1,9 %[41]). Отрицательное отношение значительной части общества к мерам, которые могли бы снизить темпы распространения вируса (например, пропаганда обязательного использования презервативов при сексуальных контактах с людьми, чей ВИЧ-статус достоверно не известен; раздача бесплатных одноразовых шприцов и презервативов наркоманам). Деятельность ВИЧ-диссидентов — людей, считающих что СПИДа в действительности якобы не существует (или, по крайней мере, его вызывает не ВИЧ, а другие причины, например, сами антивирусные препараты), «миф о СПИДе» якобы был создан фармацевтическими компаниями для получения сверхприбылей, тесты на ВИЧ недостоверны и т. п. Под влиянием пропаганды ВИЧ-диссидентов в интернете и некоторых печатных изданиях инфицированные могут отказываться от лечения самих себя или своих детей, что приводит к печальным последствиям. Подробнее о деятельности ВИЧ-диссидентов и о её последствиях: [42].

Негативные тенденции: Сокращение финансирования программ борьбы с ВИЧ, закупок антивирусных препаратов[43].

Позитивные тенденции: По сравнению с 80-90 годами XX века резко упало значение медицинского пути передачи ВИЧ (через нестерильные инструменты в медицинских учреждениях). Если в конце 80-х годов в СССР одноразовые шприцы были большим дефицитом, что иногда приводило к массовым заражениям людей в больницах (как, например, в Элисте в 1988 году), то сейчас никакой проблемы с наличием одноразовых шпприцов нет.

Что делать дальше?: Необходимо существенно, на начальном этапе как минимум в два раза наращивать финансирование мер по профилактике ВИЧ и поддержке уже зараженных ВИЧ. Так как необходимо заместить средства выделяемые нам ранее международным сообществом, когда Россия еще считалась бедной страной. К сожалению, это все равно не вернет опыт международных организаций по борьбе с ВИЧ. Так как они не только выделяли деньги, но и контролировали и направляли программы борьбы с ВИЧ тех НКО, которым выделяли деньги и были готовы без предубеждений и предрассудков работать с самыми трудными группами населения. На каком-то этапе этим НКО удалось снизить темпы распространения ВИЧ в России, так же как это было сделано во многих других странах, в том числе беднейших странах Африки.

Однако слова о наращивании финансирования так и останутся просто словами если не будет параллельного призыва к сокращению финансирования каких-то других областей. Например, обороны, безопасности и некоторых других, затраты на которые в абсолютных цифрах и в доле в ВВП страны были увеличены в несколько раз с 2011 года.

Необходимо разумно и реалистично отнестись к угрозам и расходам на них, трезво и без ненужных эмоций. На борьбу с терроризмом тратится в десятки раз больше средств чем на борьбу с ВИЧ. В то же время реально число жертв терроризма никогда не превышает 1000 человек в год. А число жертв СПИДа исчисляется десятками тысяч погибших и сотней тысяч зараженных каждый год. И эти цифры растут. Несмотря на высокие лоббисткие возможности спец. служб по получению дополнительных денег на борьбу с терроризмом необходимо проявить государственный подход и сократить им финансирование в пользу более приоритетных задач.

Борьба с ВИЧ существенно, на два порядка важнее для общества чем борьба с терроризмом, поэтому финансирование борьбы с терроризмом как минимум не должно увеличиваться в том числе за счет средств борьбы с ВИЧ как это происходит сейчас. Наоборот, средства должны перераспределятся от борьбы с терроризмом в сторону существенно более серьезных проблем.

Пропаганду ВИЧ-диссидентства необходимо запретить как общественно опасную, приводящую к тяжёлым последствиям. Одновременно необходимо широко распространять правдивую информацию о ВИЧ/СПИДе, в том числе через систему образования. В частности, необходимо широко информировать о путях передачи ВИЧ, о возможностях по выявлению и лечению этой инфекции, а также о том, что ВИЧ-инфицированные не опасны для окружающих, если не вступать с ними в сексуальные контакты и не употреблять внутривенные наркотики с использованием одного и того же инструмента.

Распространение гепатита С

Говорить об эпидемии гепатита С в России начали на рубеже веков — в 1999—2000 годах. Тогда действительно можно было отметить большой уровень инфиксации гепатитами, что вполне сопоставимо с понятием эпидемии. Однако, на сегодняшний день прошло всего лишь 15-17 лет после былой вспышки и врачи все чаще начинают диагностировать хронические формы гепатитов. Это нельзя назвать эпидемией, но и закрывать глаза на существующую проблему тоже не возможно. Соответственно, в нашей стране все не настолько опасно, как может показаться на первый взгляд.[44]

Проблемы расселения и городской среды

  • Гиперурбанизация крупных городов, деградация малых городов и сёл.
  • Моногорода. Решение — в 2014 г. создан и в 2015 г. заработал фонд развития моногородов.[45][46] Выделено 30 млрд рублей. [47]
  • Избыточная маятниковая миграция.
  • Низкая рабочая миграция внутри страны.
  • Устаревшая по концепции и некачественная микрорайонная застройка.
  • Избыточная и некачественная высотная застройка.
  • Спальные районы и деградировавшие промышленные районы в крупных городах.
  • Замена архитектуры строительством.
  • Нехватка архитектурных доминант.
  • Некачественный дизайн городской среды. Мы все немного дизайнеры — нужно же делать ремонт, причёску или макияж, подготовить плакат — и люди, выросшие в некрасивом дизайне, сами начинают творить некрасивый дизайн.
  • Нехватка полноценных живых общественных пространств.
  • Нехватка качественного озеленения, парков, набережных, пространств у воды.
  • Неприспособленность инфраструктуры для инвалидов.
  • Пробки и нехватка мест под парковку в крупных городах.
  • Проблемы с поддержанием чистоты, дренажем, уборкой снега.
  • Разрушенные и утраченные памятники. Решение — см. Восстановленные памятники России.

Общее низкое качество городской среды

Основная статья: Жилая недвижимость в России

██ Крайне важная, комплексная, но осознанная отдельными людьми и частично решающаяся проблема (решение требует переработки ГОСТов, СНиПов, написания дизайн-кодов, успешного наказания нарушителей, отстранения от принятия градостроительных решений ГИБДД и строительного лобби).

Суть проблемы. По всему бывшему СССР города настолько неуютны, что в них не хочется находиться. Типичные проблемы: отсутствие активного первого этажа и связанное с этим засилье ларьков, слабый общественный транспорт, плохая пешеходная инфраструктура, транспортные хабы рассчитаны на автомобилистов и угнетают пешеходов, запаркованные обочины, тротуары и дворы, заборы отрезают от и без того узких тротуаров ещё полметра, дворы и парки, где нечего делать, огромное количество визуального мусора вроде некачественных вывесок, несанкционированных автостоянок, заборов, неудачных построек и дорожных знаков, клумбы и заборы мешают ходить напрямик. Инфраструктура плохо приспособлена даже для людей с грузом, что уж говорить про мам-колясочниц и инвалидов. И, разумеется, вездесущий «русский дрист» — огромное количество жидкой грязи, которая поднимается колёсами на высоту в несколько метров (грязны даже потолки туннелей).

Причины. В хрущёвские времена архитектура была заменена безудержным строительством. При Брежневе качество жилья поднялось, но качество архитектуры — мало. Советская застройка была рассчитана на отсутствие конкуренции в бизнесе — потому там, где в СССР был один магазин, при капитализме будут три конкурирующих. К тому же никто в СССР не рассчитывал города на современную автомобилизацию — но, надо признать, микрорайонная застройка держалась где-то до 2000-х. Одержимость идеями Ле Корбюзье, который сделал для архитектуры много плохого (в частности, он сделал мейнстримом «вертолётный урбанизм» — рассматриванием макетов и рендеров будущей постройки с птичьего полёта, как когда-то это было сделано в г. Бразилиа). В 1990-е и 2000-е всё было брошено на самотёк, были одновременно повальная коррупция и повальная автомобилизация, засилье мелкого бизнеса вроде ларьков и маршруток, откровенная некомпетентность чиновников на всех уровнях. Люди, принимающие решения, обычно ездят на быстроходных, напичканных системами безопасности автомобилях (а часто могут откупиться, обзавестись спецсигналом, или на худой конец имеют нестандартные рабочие часы) — потому не они первыми страдают от автомобильных заторов и аварий, они видят город только из кабины автомобиля и не знакомы с проблемами пешехода. «Закон о тендерах» привёл к тому, что из нескольких решений чиновник обязан выбрать самое дешёвое, и даже это дешёвое «распилами и откатами» превращается в крохи, сделанные гастарбайтерами. Знаменитое «если какой-либо параметр становится критерием поощрения-наказания, этот параметр перестаёт обладать какой бы то ни было информативностью» — в данном случае это километры дорог и квадратные метры жилья. Разные организации конкурируют друг с другом за удобный именно для них город — так, ФСБ вынуждает закрывать школы и вокзалы, ГИБДД не может повесить знак на принадлежащий электросетям столб. Блэкаут в Крыму 2015–16 годов, потребовавший энергонезависимых мер по организации дорожного движения вроде пресловутых жёлтых знаков. Частично устаревшие СНиПы — например, в домах с полностью коммерческим первым этажом можно сделать безбарьерные входы в жилые подъезды. В старых районах дорогая земля, и всем хочется её прикарманить, и часто это делается криминальными методами вроде поджога памятника. Компьютеризация издательского дела, «пиратство», откровенно неудачные шрифты Arial и Comic Sans[2]: если выполненные вручную вывески, даже будучи вполне стандартными, имели какой-то шарм, то компьютерные легко сделать отталкивающими (например, сильно сжав текст, как это делается на большинстве маршрутоуказателей с трёхзначными номерами).

Негативные тенденции. В ГОСТах и СНиПах объявляют обязательными «пожарные» меры, используемые там, где надо «заткнуть» опасное место, но излишние, если всё в порядке — бело-жёлтая «зебра», заборы вдоль тротуаров, знаки с жёлтой каймой. Продолжается расширение автодорог в местах, которые не выдержат больше автомобилей — ни в виде стоянок, ни в виде пробок. Пешеходов пытаются упрятать в подземные переходы. Крайне некачественная реконструкция памятников старины. Бизнес часто работает по принципу «национализируй убытки, приватизируй прибыль» — так, маршрутчики не вкладываются в строительство и содержание остановочных павильонов, владельцы крупных магазинных сетей закрывают архитектуру фальшфасадами, а иногда и просто уничтожают её. Торговые центры становятся эрзац-улицами, не имеющими недостатков вроде грязи и расстояний, и высасывающими людей с улиц. Если маршрутка и автобус дублируют друг друга, то маленькая юркая маршрутка всегда будет впереди, и именно она снимает сливки — а автобусный маршрут будет в убытках, перевозя в основном льготников. ГИБДД больше фокусируется на ловле нарушителей, а не на безопасности улиц — если в крупных городах вторую задачу с переменным успехом взяли ЦОДДы, то в мелких «дьявольские перекрёстки» могут годами вести кровавую жатву. Если из-за чьего-то головотяпства обнаруживается опасный пешеходный переход, его обычно закрывают, не давая пешеходам альтернативы, что ещё опаснее. Часто попытки жителей скооперироваться и, например, разрисовать технические шкафы нивелируются «квадратно-гнездовым» мышлением управляющих организаций, которые очередной весной красят шкаф в серый цвет. С прибытием крупного чиновника, проведением международного мероприятия возникают «потёмкинские деревни», когда фасад красят, а прочие стены и инфраструктуру оставляют в запущенном состоянии, к тому же из-за антитеррористических мер приходится заваривать или даже асфальтировать люки. Основной объём вводимого в строй жилья составляют так называемые «человейники» (человеческие муравейники) — высотные жилые комплексы. Отдельные из таких ЖК уже сейчас превращаются в гетто: любое благоустройство развандаливается, туда не ездит такси. Уничтожение троллейбуса и трамвая на металлолом: даже испорченные рельсы или контактную сеть можно относительно дёшево восстановить, но проложить на пустом месте — это в разы дороже. Эксперименты, изначально обречённые на неудачу, вроде монорельса, который так и не стал настоящим общественным транспортом, и электробуса, требующего сильноточных зарядных станций, дублирования подвижного состава (по сравнению, например, с полуавтономным троллейбусом). Из-за неудачных градостроительных решений прошлого приходится скрещивать ежа с ужом скоростные хорды с пешеходными улицами, из-за чего пешеходы страдают от чада и шума. Мелкий криминал и запаркованные дворы образуют порочный круг: когда машину «раздевают», проще среагировать, если она под окнами, а в запаркованном дворе дело есть только у шпаны. Антитеррористические законы приводят к тому, что спортивная инфраструктура школы вечерами простаивает, хотя могла бы послужить окрестным жителям. По той же причине в крупных общественных зданиях вроде вокзалов оставляют один открытый вход. Из-за разнобоя госструктур нередки ситуации, когда сначала автодор перекладывает дорогу, а после него водоканал меняет трубы. Из-за того же разнобоя балансодержателей не удаётся сделать правильный водоотвод с тротуаров: водосточные желоба обычно прячут под проезжей частью, но она чужая. Неумение содержать зелень в городе приводит к пространствам открытой земли — а та с дождями и колёсами машин попадает на дороги, превращаясь в «дрист».

Позитивные тенденции. Посадки за коррупцию. Отдельные удачные дизайн-проекты. Мода на штендеры в виде доски, заполняемой вручную в зависимости от того, что нужно рекламировать. Интернет раскрутил урбанистов-волонтёров, показывающих, как надо. Государственная программа «Комфортная среда». Повышение цен за стоянку, улучшение общественного транспорта, особенно в крупных городах. Международные мероприятия вроде чемпионата мира по футболу, вынуждающие экстренно улучшить хотя бы важнейшие районы городов. Известный пример, когда бизнес поставили на место — Охта-центр передвинули дальше от «открыточных видов» Петербурга и переименовали в Лахта-центр.

Что делать дальше? Повышать накладные расходы за владение автомобилем в крупных городах. Повышение цен на бензин не годится, потому что неизбирательно — в глубинке как минимум мопед необходим[3], а вопросов со стоянкой и пробками нет. Улучшать жизнь пешеходам, принуждать приезжих бросать автомобиль на перехватывающих стоянках. Искать профессионалов на ключевые должности, связанные с благоустройством города. Искать новые компромиссы между госслужбами и жителями города. Искать противовес строительному лобби. Успокаивать движение на немагистральных улицах, снижать скорость в городе (кроме магистральной сети) до 50 км/ч[4]. Поддерживать диалог с урбанистами-волонтёрами, не уничтожать без явной нужды их работу — к тому же из них могут получиться хорошие консультанты, а то и чиновники. Продолжать посадки за коррупцию. Вырабатывать дизайн-коды, начиная с исторических районов. Убрать «пожарные» меры регулирования движения, расположенные в не «пожарных» местах. Позаимствовать у Украины разметку регулируемого перехода в виде двух пунктиров: самым заметным знаком будет светофор, а не дорожный знак или «зебра». Штрафовать за орфографические ошибки в надписях в общественных местах, тем сильнее, чем капитальнее надпись — но прежде надо вернуть доверие народа к власти. Если ничего с застройкой не сделаешь — делать активный первый этаж из сблокированных (чтобы было меньше мусора) архитектурно проработанных сооружений.

Транспортная доступность

██ Критически важная, комплексная проблема (объединяет вопросы экономики, градостроительства, землеуправления, борьбы с преступностью и многого другого).

Суть проблемы. Некачественный общественный транспорт. Излишняя маятниковая миграция (работа — дом). Семья, заполучившая ребёнка, сразу же покупает автомобиль, как только он становится доступен. Небольшие деревни оказываются зависимы от одной транспортной «пуповины», и если её прикрывают (по нерентабельности, из-за самозахвата земли, по старости и т. д.), они становятся отрезанными. Гиперавтомобилизация и её последствия: пробки, запаркованные пространства, чад, шум. Очень многие российские дороги в провинции до сих пор не имеют разметок, на них до сих пор встречаются ямы и трещины, да и освещение уличных фонарей может быть не везде включённым (несмотря на то, что в последние годы уже ведётся большой объём работ в направлении улучшения.) Засилие маршруток и старых автобусов всё ещё имеет место в маленьких городах и даже областных центрах. Ну а в сельской местности с этим ситуация не лучше. Многие российские города по факту остались без аэропортов (Балаково, Белёв, Белорецк, Березники, Бийск, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Донецк, Ефремов, Ижма, Кедровый, Кисловодск, Луганск, Майкоп, Мячково, Нефтеюганск, Новомосковск, Новороссийск, Орёл, Пошехонье, Радужный, Рязань, Рыдома, Севастополь, Славянск-на-Кубани, Смоленск, Тавда, Тольятти, Тула, Тверь, Яранск.) Метро есть только в семи российских городах-миллионниках, и в них оно функционирует совсем по-разному. Вот простой пример, наглядно характеризующий положение дел в этой сфере в двух столицах. Например, в Москве активно открываются новые станции каждый год, а вот в Санкт-Петербурге с развитием метрополитена дела обстоят гораздо хуже, чем в столице (недостаточное количество станций, старые вагоны, отсутствие должных объёмов финансирования, а также фактическое отсутствие безбарьерной среды.) В Екатеринбурге на одной линии метро расположено только 9 станций - это критически мало для такого очень большого города, всё-таки это "столица Урала" и административный центр Свердловской области. Тем не менее, Ростов-на-Дону, крупнейший город на юге России, до сих пор не имеет своего метрополитена, несмотря на то, что его население давно перевалило за 1 млн чел. В Волгограде местный вид транспорта называется "метротрам" - его, как ни странно, строят уже в Красноярске и Челябинске. В Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре тоже имеются свои системы метро, но они очень маленькие по сравнению с московской и петербургской. В Донецке, Омске, Перми, Ростове-на-Дону и Уфе решения о постройке метро были на самом деле отменены и/или законсервированы. Но исключением является город Казань, чьи станции метро являются самыми безопасными во всей России. Глядя на казанский метрополитен, надежда на его дальнейшее развитие есть. И довольно весомая.

Доступность бывает разная, и для каждой проблемы свои:

  • городская — горожанин ею пользуется каждый раз, когда выходит не в шаговый магазин;
  • пригородная — в идеале человек должен пять раз в неделю ездить туда-сюда и не испытывать серьёзных проблем;
  • междугородная — с грузопотоками обычно всё нормально, а вот со скоростью не всегда. Хотя недостаточная пропускная способность тоже вылезает: в 2021 году Китай, перессорившись с Австралией, начал закупать уголь у России и перегрузил однопутный БАМ;
  • изолированных районов — доставлять грузы в разумном количестве и пассажиров за разумное время с «большой земли»;
  • экстренная — методы перевозки больных и небольших грузов, которые значительно дороже традиционных, но быстрее по времени от принятия решения до прибытия. Даже если поезд скоростной, но на него надо покупать билет за несколько дней — любой автомобиль со средней скоростью 70…80 км/ч опередит его.

Причины.

Общие. В съёживающейся или развивающейся экономике получается несколько богатых центров и бедная глубинка — и люди хотят быть в центре даже ценой транспортных неудобств. Хищнический рынок жилья, не позволяющий переселиться ближе к работе. Несколько экономических сломов на веку одного поколения, так что часто основными активами семьи остаются старая машина и какими-то неправдами приватизированная квартира. А если есть ещё и огородный участок — он воспринимается как стратегический резерв, который прокормит в сложные годы. Преступность (или как минимум её восприятие народом), когда лучше не оставлять детей без надзора — и тем более не давать им ходить куда-то в одиночку. «Дорожная мафия», которая делает некачественные дороги, а разницу кладёт в карман.

Доступность изолированных районов и экстренная. Из-за расстояний этих изолированных районов просто много. Часть таких районов полагались на авиацию, которая, конечно же, первой «оптимизировалась» с подорожанием керосина.

Междугородная доступность. Большие российские расстояния — Анатолий Вассерман заявляет, что в Европе лучше делать хорошие дороги и плохие машины, в России (кроме крупных агломераций) наоборот. Неделя в поезде — старое советское занятие. СССР так и не смог сделать действующие скоростные поезда (на самом деле это сложный вопрос, требующий другую СЦБ, инфраструктуру ремонта, пути…), полагаясь больше на авиацию — которая после развала СССР захирела или подорожала. К тому же развал СССР случился в откровенно неудачное время — пока СССР переживал кризис, Европа думала о скоростном движении.

Пригородная доступность. Автомобилизация, дороговизна жилья и преступность подстёгивают субурбанизацию, а она перегружает выезды из города. В крупном городе жизнь идёт «по накатанной» и редко изменяется одним махом, а один из пригородов с приходом адекватного градоначальника вдруг начинает процветать — это тоже шаг к субурбанизации. РЖД пытается выйти на окупаемость путём «оптимизации» пригородных маршрутов.

Городская доступность. Ещё в СССР строили «спальные районы», где нечего делать днём. Наземный общественный транспорт отдан частникам-монополистам, которым не важно, в каком состоянии транспорт и как ходит. Опять-таки, люди, принимающие решения, видят мир из кабины скоростного автомобиля и переделывают транспорт под себя, строя развязки, угнетающие пешеходов. Мосты через реки и железные дороги строятся крайне редко и неохотно, так что коэффициенты перепробегов, например, в Москве довольно велики.

Негативные тенденции.

Экстренная доступность. В СССР она была неплохо продумана, но в 90-е было не до этого. Сокращение больниц (как естественное, так и в рамках медицинской реформы), разрушение региональных дорог приводят к тому, что интернет пестрит случаями, когда пострадавшего везли в райбольницу, но не довезли. Нередки и случаи, когда службы экспресс-доставки не справляются с задачами.

Доступность изолированных районов и междугородная. Негативных тенденций мало и их невозможно как-то обобщить, ведь всё самое плохое случилось в 90-е, но они тоже есть. Упор на автомобильный транспорт в ущерб другим видам, отсюда засилье фур на автодорогах. «Оптимизаторский» зуд РЖД. Некоторые российские регионы вообще не имеют никаких железных дорог.

Пригородная и городская доступность. Автомобилизация наступает. Пробки и стихийные стоянки захлестнули уже все крупные города России. Основная нехватка дорожной сети приходится на «последний километр» — застройщики просто не способны придумать, как из нового ЖК будут выезжать, и уж тем более не их дело планировать, что в дальнейшем прицепят на выездную дорогу. Попытки перейти на бессветофорные магистрали превращают пять небольших пробочек в одну глухую. Самозахват земли как ответ автомобилизации. Есть целый ряд российских городов, где больше нет трамваев (Абинская, Архангельск, Астрахань, Воронеж, Выборг, Вырица, Дзержинск, Ейск, Иваново, Карпинск, Комсомольск-на-Амуре, Новороссийск, Ногинск, Ораниенбаум, Псков, Старая Русса, Тверь, Тильзит, Черниковск, Шахты.) Троллейбусов уже нет в некоторых городах России (Архангельск, Астрахань, Белгород, Благовещенск, Владикавказ, Грозный, Каменск-Уральский, Качканар, Курган, Ликино-Дулёво (служебный), Липецк, Пермь, Сызрань, Кострома, Москва, Тверь, Тюмень, Шахты.) Интересно, но некоторое время троллейбусов в Калининграде и Черняховске вообще не было. Скоростное железнодорожное движение по обычным путям и крайне безответственное вождение вынуждают налаживать на переездах жёсткие меры перестраховки вроде «автомобильных диодов».

Позитивные тенденции.

Экстренная доступность. Интернет, автомобилизация и русский характер как-то позволяют найти попутчика. С повышением связности России рядовые методы вывоза стали оперативнее. Всё чаще надлежащую помощь можно найти в областной больнице, а не в столичной.

Доступность изолированных районов. Повышение железнодорожной и автомобильной связности России, ведь ещё в 1990-е перегон машины из Владивостока был подвигом. Часть «самолётозависимых» мест перестали быть таковыми.

Междугородная доступность. Скоростное железнодорожное движение, пока как пилотные проекты по путям общего назначения. Ремонт автострад. Постепенное восстановление речного транспорта как альтернативы фурам, особенно для навальных грузов вроде строительного сырья. Перешивка БАМа из однопутного в двухпутный.

Пригородная доступность. С ней-то частники чувствуют себя неплохо, обеспечив такие сервис (интервалы, удобство сидений) и пассажиропоток, что СССР и не снились. На некоторых направлениях начинают действовать скоростные электрички средней скоростью 100…160 км/ч.

Городская доступность. СССР оставил такой задел по стояночному месту и пропускной способности улиц, что только в 2000-е годы автомобилизация съела весь его. Первые попытки создать качественную городскую среду. Эпидемия КОВИДа посадила все некритичные отрасли на удалёнку, показала, как важны велосипеды, мопеды и самокаты. Московское метро разрастается так, что не снилось даже СССР — правда, в ущерб другим метрополитенам.

Что делать дальше? Нужны люди со стратегическим мышлением, которые смогут разобрать проблему и как-то ослабить её на своём участке, ведь в каждом регионе вопросы свои.

Проблемы образования и науки

  • Избыток вузов, дипломостроительные заведения и псевдообразование.

Недостаток рабочих и технарей при избытке гуманитариев

Если говорить более широко, то распределение выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования по специальностям не соответствует реальным потребностям экономики страны. Типичный итог — выпускники вузов работают не по специальности и пополняют собой ряды креативного класса и офисного планктона; рабочие специальности отчасти замещаются за счёт иммигрантов из стран СНГ.[48]

В 2015 году наибольшее число представленных работодателями вакансий на российском рынке труда предназначены для специалистов рабочих профессий — порядка 70 %.[49] В списке 50 востребованных профессий по версии Министерства труда практически все являются техническими. Отмечается, что особенно сильный кадровый голод испытывает оборонная промышленность.[50][51]

Исследование 2015 г. показало, что 75 % выпускников российских вузов были трудоустроены. Из тех, кто не смог устроиться на работу, 50 % составляют юристы и экономисты. В целях исправления ситуации по состоянию на 2015 г. активно растёт число бюджетных мест для инженеров и врачей. [52]

Инфляция высшего образования

Порочный круг: работодатели часто требуют наличие высшего образования, даже для работы сисадмином или продавцом, хотя даже для большинства разновидностей программирования, по сути, достаточно среднего специального образования. В народе считается: не кончил вуз — пропащий человек. В ответ вузы расширяют потоки, появляются псевдовузы и покупка дипломов. Результат: наличие диплома ничего не говорит о профессиональных качествах человека, а по сути становится лишь показателем его минимальной грамотности и адекватности (чем в норме должен быть школьный аттестат).

Страдают при этом те, кто хочет образование по высшему классу и способен на него — они получают такие же дипломы, как и все остальные. К тому же остаётся всё меньше вузов, которые способны дать такое образование.

Россия — кузница кадров для гуглов и фейсбуков

Дешёвое или бесплатное образование, перекосы в экономике и высокая стоимость производства приводят к казусу: человек учится в России, а затем работает на благо США.

Что делать дальше? Возможно, придётся наладить образовательный кредит в таком виде: если выучился на бюджете, простой жизнью в России ты «выплачиваешь» его. Решил уехать на ПМЖ раньше — выплачивай долг. Снижать ограничения для сотрудников оборонки, особенно нижнего звена: образованные люди любят путешествовать, и не по пляжам, а по интересным местам.

«Чёрные археологи»

Суть проблемы. Любая археологическая находка важна в контексте: в каком слое, в каком месте, как лежит, и так далее. Даже если потом учёный найдёт её на базаре, она потеряна для науки навсегда. Нехватка денег в глубинке, появление высокотехнологичных металлоискателей, внедорожников, доступного интернета привели к тому, что за предметами старины стали промышленно охотиться.

Что делать дальше? Подключать поисковиков к археологической работе, учить их документировать раскопы — хотя бы ВОВ, а не более далёкой старины. Развивать регионы, чтобы люди не занимались чёрной археологией «от нечего делать». И вряд ли люди поймут, если начать «закручивать гайки» (например, запретить продажу металлоискателей) — можно разве что пресекать цепочки продаж предметов старины.

Экономические проблемы

  • Отсутствие собственной полноценной резервной валюты. Решение — см. Дедолларизация.
  • Офшоры. Решение — см. Деофшоризация.
  • Дефицит квалифицированных кадров.
  • Низкая производительность труда.
  • Низкая энергоэффективность ЖКХ и части производств.
  • Недостаточная интеграция науки и промышленности. [53]
  • Низкая оплата труда.

В частности, существуют проблемы реализации Указа Президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [54], а именно:

а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. [55];

б) увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27 процентов — к 2018 г.;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.;

г) увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й — в 2015 г. и до 20-й — в 2018 г.

Финансовая безграмотность населения

См. также: Потребительские кредиты.

Финансовая безграмотность — бич российского общества. В основном отсутствие финансовой грамотности населения обусловлено тем, что ей не учат ни в школе, ни в вузе на каком-нибудь наугад взятом техническом факультете. Возникает ситуация, когда гражданин в возрасте 18 лет не умеет пользоваться банкоматами и дебетовыми картами, а гражданин в возрасте 25 лет может не знать, что такое депозит и чем банковский счет отличается от банковской карты.

Всё это приводит в том числе и ко взятию потребительских кредитов в долларах и евро (при условии, что сам гражданин имеет привязанный к рублю доход), и ко взятию кредита под 30 % годовых, и к неумению получить налоговый вычет (многие даже не знают, что это такое).

Также нередки обратные ситуации — излишняя перестраховка и паранойя, когда гражданин в возрасте 30 лет предпочитает хранить пачки рублёвых купюр в трёхлитровой банке дома вместо того, чтобы положить их в банк и пустить их в экономику, так как не знает про страхование вкладов и боится того, что что-то пойдет не так. Некоторые граждане опрометчиво вкладывают сбережения в слитки серебра и палладия, не задумываясь, во сколько им обойдется конвертация физического металла обратно в рубли, либо открывают обезличенные металлические счета (ОМС), не зная про отсутствие гарантированного страхования ОМС.

Отсутствие финансовой грамотности приводит к дикому росту цен на квартиры в городах-миллионниках и надуванию пузырей на рынке недвижимости, так как рублёвые депозиты, валютные депозиты, акции предприятий и ПИФы являются для граждан малопонятными категориями, а железобетонная квартира как физический объект остаётся по сути единственным пришедшим в голову избирателя источником инвестиций.

Для повышения финансовой грамотности можно посоветовать ознакомиться с книгами Роберта Кийосаки, известного американского предпринимателя и инвестора, автора знаменитой книги «Богатый папа — бедный папа», которая поможет вам понять секрет финансовой независимости, узнать, чем отличается богатый человек от бедного и фактически является подробным изложением всего вышеперечисленного в данном разделе. Хотя в книге действие происходит в Америке, написанное в ней подойдёт и для российских реалий.

Основной экспорт — продукция малого передела

██ Важная проблема, присущая России как таковой, а не только путинской власти. Проблема в целом решается, однако российский хайтек не восстановится в одночасье.

Основная статья: Мифы об экономической неэффективности территории России

Суть проблемы. Львиная доля российского экспорта — сырьё, энергоносители и продукция малого передела вроде кондитерских изделий. По данным Росстата (октябрь 17 — октябрь 18), 52 % экспорта — минеральные ресурсы, 14 % — засекречено, 11 % — металлы. Часть сырья (лососёвая икра, камчатский краб) всё ещё добывается незаконно и сбывается методами 90-х.

Причины. Природные условия России очень разнообразны, своими силами можно получать много разного сырья, и даже полная блокада России не даст сиюминутного эффекта. Однако чем больше переделов проходит это сырьё, тем большую роль играет отопление, транспорт и повышенная зарплата (людям тоже нужно покупать тёплые дома и зимнюю одежду). Для внутреннего пользования это не важно (можно ввести заградительные пошлины, как в 2000-е с автомобилями). А вот на внешнем рынке есть много стран, которые сделают это дешевле. Потому у России, грубо говоря, три выхода.

  • Экспортировать продукцию минимального передела.
  • Экспортировать такой хайтек, на который мало кто способен. Доля накладных расходов в хайтеке мала, в основном это разработки, страхование рисков, зарплаты квалифицированным кадрам и прочее мало зависящее от температур и расстояний. Этим занимаются Рособоронэкспорт и Росатом.
  • Экспортировать энергию в другом виде. Дешёвая энергия — важное условие существования России, и потому она главный мировой экспортёр титана, который очищается электролизом.

Проблема существовала всё время существования России, и даже Сталин ухитрился наладить обмен с фашистской Германией, например, шерсти на станки. В послевоенное время она несколько сгладилась — СССР получил готовые заводы по репарациям, к тому же встал на ноги свой хайтек. В брежневские времена СССР не удалось идти в ногу с миром по высоким технологиям, то, что было хайтеком, стало ширпотребом, а то и устаревшим. Так что проблема усилилась, и это стало одной из предпосылок к развалу СССР: сбросили цену на нефть, ограничили продажу бурового оборудования — иссяк приток СКВ. Развал в одночасье уничтожил весь хайтек, и даже удачные разработки вроде Ил-96 оказались сначала невостребованными, а потом и устаревшими.

Именно это означает фраза неизвестного авторства: «В России экономически обосновано население 15 млн человек». Если Россия будет заниматься одним сырьём без всякой обработки, относительное благоденствие сможет иметь примерно такое население — даже если олигарх будет жить за границей, он вынужден платить работникам, те будут покупать еду, делать ремонт, стричься и т. д., и даже те, кто далеки от этих цепочек, не будут особо бедствовать.

Позитивные тенденции. Из-за в целом удачной экономической политики Россия не сидит на нефтяной игле — взят курс на локализацию производства, и низкая цена на нефть не сильно ударит по жизненным нуждам. Росатом стал настолько впереди всего мира, что ни одна страна больше не способна на такое. Распиарены несколько удачных проектов (Сухой Суперджет). Растёт, несмотря на санкции, российский IT-сектор. Дешёвая энергия позволяет как-то жить и даже что-то экспортировать, но, с другой стороны, у России есть специфический экспорт, который представляет собой концентрированную электроэнергию (титан, алюминий). С 2020 прижимают вывоз брёвен и для вида обработанного леса. В том же 2020 Россия обеспечила себя многими видами полимеров, вывоз сравнялся со ввозом.

Негативные тенденции. Затянувшийся проект истребителя пятого поколения: американцы посадили ряд стран на свой F-35, а у России всё ещё (2019) летают только прототипы. Китайцы эксплуатируют Россию российскими же руками: на средней вырубке ровно один китаец — руководитель; на судне, тайком разгружающем крабов в страны ЮВА, китайцев нет вообще. Антироссийская политика Украины вынудила экстренно создавать замену для деталей, производившихся там. Антироссийские санкции, затруднившие и без того тяжёлый сбыт хайтека, но практически не ударившие по сырью.

Что делать дальше? Осторожно, без перегибов, запрещать экспорт определённых видов сырья без передела: грубо говоря, лучше экспортировать бензин, чем нефть. Искать, как можно сажать за подобные схемы экспорта (в глубинке все всех знают и часто рука не поднимается завести дело на одноклассника, потому борьба с коррупцией неэффективна). Развивать регионы, чтобы браконьерство не было главным способом заработать.

Правоохранительные проблемы

Коррупция

Основная статья: Коррупция в России

Правовой нигилизм

Множество современных юристов выделяет правовой нигилизм, как одну из важнейших проблем российского общества на современном нам этапе. Именно из нежелания граждан соблюдать действующее законодательство или, что хуже, наплевательского отношения к нему, складывается негативная тенденция к появлению «теневого рынка», росту коррупции, появлению и активизации экстремистских сил и тому подобному. К тому же из-за пренебрежения законодательством одной из сторон зачастую рушится возможность на сколь-нибудь конструктивный диалог, в том числе и в политической сфере. К сожалению, незнание базовых основ и устоев либо даже попрание Конституции свойственно и многим представителям патриотических, неэкстремистских сил — разумеется, такое совершенно недопустимо. Знание основ права помогает в дискуссиях, да и в случаях предполагаемых злоупотреблений органов государственной власти либо другими лицам Вы сможете корректно ориентироваться в ситуации. Пример: журналист околооппозиционного издания опубликовал статью, в которой приводились ссылки на приговоры федеральных судов общей юрисдикции по ст. 213 УК РФ «Хулиганство», негодующе заявляя, что выстреливший из травматического оружия в водителя автомобиля гражданин, в отличие от сплясавших в храме известных женщин, получил условный срок. Человек, не разбирающийся в законодательстве, сложил бы руки, но, проследовав по ссылкам на приговоры, можно было обнаружить, что вменяемые деяния не отягчены и практически по всем применялся «особый порядок судопроизводства» — то есть было заключено либо досудебное соглашение о сотрудничестве, либо обвиняемый признал свою вину. В таком случае приговор всегда смягчается.

Правовая нестабильность

Одна рука власти не знает, что делает вторая: Путин сказал, что повышение пенсионного возраста недопустимо — Госдума принимает закон о повышении.

К тому же часто госструктуры «рубят сплеча»: в попытке забанить Telegram (2018) было временно забанено несколько крупных CDN (некоторые на год). Однажды Роскомнадзор ухитрился забанить свой же сервер обновления, и аппаратуру для банов приходилось перенастраивать вручную. Разрушили ларьки, запретили маршрутки — не сделали замены.

Потому народ не доверяет никакому решению государства, ищет там подвох. Некоторые подвохи даже оправдываются: когда принимали законы об экстремизме в интернете, полагали, что скоро их расширят на пиратский контент, и эти спекуляции подтвердились. Не зря Госдуму 6-го созыва назвали «бешеным принтером».

Проституция

По статистике МВД, в России около миллиона проституток. Как пишут СМИ, 60 % женщин не прочь заработать при помощи собственного тела[56]. Впрочем, чаще всего имеется в виду не работа проституткой, а то, о чём некогда спела малоизвестная певица:

Маленький рачок
Пятится задом
И имеет всё
От жизни, что надо.
То, к чему идут
Другие за годы,
Достигает он
Всего задним ходом.

Что, к сожалению, говорит о том, что неформальные связи в России всё ещё важны.

Политические проблемы

  • Гиперцентрализация, из-за которой многие вещи в стране делаются через Москву.
  • Нехватка масштабов и грамотности в пиаре российских достижений. Типичный пример — Роскосмос. [57]

Негативный образ России в западных и в либеральных СМИ

См. также: Ложь западных СМИ

Откройте любой либеральный источник: там полуправда, обильно замешанная на прямой лжи о «Нигерии с ракетами».

Проблемы информационного неравенства

Когда-то наша необъятная страна по праву славилась и гордилась своей слаженной системой мощного радиовещания. Причём она работала не только для своих граждан, но и также на зарубежные страны. Разумеется, речь идёт о вещательных диапазонах ДВ, СВ и КВ (длинных, средних и коротких волн); однако, шанс спасти российское вещание на ДВ/СВ/КВ ещё был в 2012 году, да так и был упущен. Первой "ласточкой" в этой негативной тенденции был март 2013 года, когда легендарная радиостанция "Маяк" объявила о прекращении своего вещания на длинных и средних волнах. На коротких волнах прекратил свою трансляцию "Голос России"; вслед за ним и главное государственное "Радио России" пошло по тому же самому пути. К большому сожалению российских радиослушателей, начиная с 1 января 2014 года вещание отечественных радиостанций на коротких волнах (2.30...21.85 МГц) прекратилось вовсе. 9 января 2014 года закончилось вещание на длинных волнах (153...279 кГц); а 1 февраля 2015-го - уже на средних (522...1629 кГц) - по сути дела, образовался эдакий "информационный вакуум", из которого выбраться Российской Федерации будет весьма сложно, учитывая сложившуюся ситуацию. Ведь описывая конкретно вышеназванную проблему, стоит несомненно понимать то, что радиус приёма УКВ- и FM-радиостанций весьма мал по сравнению с длинно-, средне- и коротковолновыми передатчиками. Но это ещё не всё. Отношение россиян к данной проблеме неоднородно и зависит от субъекта Федерации: например, если избалованные FM-радиоканалами жители центральных регионов россияне отнеслись к уходу ДВ-СВ-КВ станций вполне равнодушно, то уроженцы уральских, сибирских, дальневосточных и северных регионов страны относятся к этой потере очень тяжело, зная, что они внезапно лишились столь привычного им источника информации. Но это ещё не всё. В России до сих пор ещё с советских времён практикуются два типа радиовещания, которые уже морально и физически устарели и от которых уже практически во всём остальном мире отказались - это проводное вещание (оно существует в 61 субъекте Федерации за счёт ежемесячной абонентской платы; но от него уже отказались 28 российских регионов: Алтайский край, Амурская область, Брянская область, Бурятия, Владимирская область, Вологодская область, Забайкальский край, Запорожская область, ДНР, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Кемеровская область, ЛНР, Магаданская область, Омская область, Приморский край, Псковская область, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Сахалинская область, Северная Осетия, Хабаровский край, Херсонская область, Чукотский АО, Якутия) и вместе с тем шкала диапазона нижнего УКВ 65,8...74 МГц (он действует пока на большей части российской территории - Москва, Санкт-Петербург; Воронежская, Запорожская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Свердловская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области; республики: Башкортостан, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский и Хабаровский края; но, например, в Курской, Смоленской, Херсонской областях, Республике Крым, Севастополе, ДНР, ЛНР, Чукотском АО его теперь больше нет.) По состоянию на 2024 год только три страны мира - Италия, Россия и Северная Корея - осуществляют проводное вещание; а что касается старого советского "нижнего" УКВ-диапазона (65,8...74 МГц) - только семь стран во всём мире вещают на нём - это Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Россия, Туркмения и Украина.

Проблемы искусства и культуры

Многолетний упадок российского игрового кино

В современной России снимают отличные мультфильмы («Маша и медведь», «Лунтик») и умеют делать киноспецэффекты на вполне хорошем уровне. Однако в российском кинематографе после деградации конца 1980-х и 1990-х годов (когда отечественные кинорежиссёры снимали откровенную "чернуху") уже почти два десятилетия наблюдается застой с очень редкими проблесками хороших фильмов. Период, начиная с 2004 и 2005 годов, считается возрождением российского кинематографа после кризиса девяностых, но по факту проблемы российского кино существуют до сих пор. Значительная часть российских фильмов не окупается в прокате, а многие из тех, которые всё же окупаются — это «алкогольные» комедии и прочие сомнительного качества продукты.

Ключевая проблема российского большого кино — в нехватке хороших сценаристов и адекватных режиссеров, способных сделать коммерчески успешный либо просто патриотически выдержанный и не вызывающий отторжения кинопродукт. Дополняется это ещё и тем, что деятели снимают своё не окупающееся в прокате кино в основном на средства государственного бюджета.[58]

Проблемы экологии

Обезлесение

██Есть понимание этой проблемы и ведётся подготовка к внедрению ЛесЕГАИС — системы, без учёта в которой не может быть продано ни одно дерево.

Ежегодно по ряду причин, главной из которых является потребительское отношение к природе, Россия теряет в среднем 450 тыс. га (4,5 тыс. км²) леса. [59]

Ссылки

Примечания

  1. ВОЗ считает, что в России проживает 143 миллиона человек, отсюда 118 * (143 000 000 / 100 000). [1]
  2. Я отлично понимаю, что Arial выполнял свою работу — это был непритязательный хорошо отхинтованный шрифт, отлично работающий на экране низкого разрешения. Сейчас же он откровенно устарел и, например, в вебе используется только теми, кто по разным причинам не выносит ClearType в экранной типографике.
  3. Что интересно, самая большая автомобилизация в России на Камчатке, ≈400 авто на 1000 человек.
  4. Скорость перелома в частоте смертельных случаев: на скорости 50 км/ч вероятность погибнуть для пешехода менее 30 %, и с повышением скорости резко возрастает. Также рассчитали [2], что на скоростях 50…60 максимальна пропускная способность автодорог: на меньших скоростях играют роль габариты машин и запас по дистанции, который стоит держать даже при «подкрадывании», на бóльших — повышенная дистанция.