Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 162: | Строка 162: | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия Республики Крым]] | [[Категория:Предприятия Республики Крым]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Крупные российские проекты]] | ||
[[Категория:Керчь]] | [[Категория:Керчь]] |
Версия от 23:28, 23 октября 2024
Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» (официальное сокращённое название АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Керчь (Республика Крым), широко известное также под названием завод «Залив». Вступило в строй в 1938 году как относительно небольшой «Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод» Наркомата морского флота СССР и было радикально расширено в конце 1960-х — начале 1970-х, получив новое название «Керченский судостроительный завод «Залив».
История наименований предприятия:
- 1938—1941 гг. — Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод
- 1941—1966 гг. — Судостроительный завод № 532
- 1966—1976 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив»
- 1976—1994 гг. — Керченский судостроительный завод «Залив» имени Б. Е. Бутомы
- 1994—2014 гг. — ОАО «Судостроительный завод «Залив»
- 2014—2021 гг. — ООО «Судостроительный завод «Залив»
- с 2021 года по настоящее время — АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы»
В настоящий момент (на 2019 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, а также судоремонте. Однако, по мере восстановления, прежде всего, кадрового потенциала, растерянного за годы временного украинского управления (1991—2014 гг.), завод может быть задействован для строительства очень крупных гражданских судов и военных кораблей. Этому способствует тот факт, что предприятие имеет одно из немногих в России стапельных мест для строительства судов длиной до 300 метров и шириной до 50 метров, что соответствует дейдвейту более 150 тыс. тонн и позволяет производить даже супертанкеры и ударные авианосцы.
История предприятия
Предыстория предприятия
Начало 1934 года — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров.
Май 1934 года — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта.
Советская Россия
1938 год — Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн.
14 июня 1938 года — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь».
1939 год — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера.
22 июня 1941 года — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[1]
Август 1941 года — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как Судостроительный завод № 532.
Ноябрь 1941 года — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими.
Май 1942 года — Керчь повторно захватили германские войска.
11 апреля 1944 года — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[2], но сразу же стал постепенно восстанавливаться.
26 мая 1946 года — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254.
1947 год — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т.
1950 год — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[3]
1952—1956 годы — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[4]
1955 год — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум.
1955—1958 годы — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[5]
30 марта 1964 года — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн.
1965 год — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода.
1966 год — завод переименован в «Керченский судостроительный завод «Залив».
1968 год — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву.
1969—1981 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник» с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли.
1971 год — с окончанием проекта масштабной модернизации предприятия введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами.
1971—1980 годы — в новом доке завода строится серия из шести крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым» водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом[2] более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам.
1976 год — заводу присвоено имя Б. Е. Бутомы — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[6]
1980(1979?)—1996 годы — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн.
1981—1993 годы — на предприятии строится серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей» — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года.
1984—1988 годы — на заводе построен уникальный атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть».
Украина
1993 год — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный» — последний пограничный сторожевой корабль проекта 11351, заложенный в 1990 году как «Киров» и переданный Украине в недостроенном состоянии на воде в 1992 году. Единственный относительно крупный корабль, построенный (точнее, достроенный) на Украине после развала СССР вплоть до 2010-х годов включительно и ставший впоследствии флагманом и вообще единственным уцелевшим от списания кораблём Военно-морских сил Украины крупнее третьего ранга. Был формально переклассифицирован в фрегаты, несмотря на отсутствие противокорабельного ракетного оружия на борту. Ещё один начатый при СССР корабль этого проекта («Красный вымпел») не достраивался и был разобран на металл в 1995 году.
1994 год — завод приватизирован с многочисленными очевидными[3] нарушениями законодательства Украины с изменением названия на Открытие акционерное общество «Судостроительный завод «Залив».[7]
1996 год — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до Воссоединения Крыма с Россией) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей.
Январь 2006 года — контрольный пакет акций завода получен финансово-промышленной группой «Финансы и кредит», контролируемой украинским олигархом Константином Жеваго. Позднее она же, по сути, изменила название и стала называться холдинговой компанией «АвтоКрАЗ».
22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
Республика Крым
16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
Современная Россия
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
25 августа 2014 года — с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название «Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив».
5 сентября 2014 года — на заводе впервые после более чем двадцатилетнего перерыва состоялась торжественная церемония закладки двух полностью строящихся на нём судов — пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150.
Сентябрь 2014 года — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия.
26 декабря 2014 года — заложены два универсальных морских танкера проекта 23131 дейдвейтом 12 тыс. тонн.[8]
2015—2023 годы — на заводе построено аварийно-спасательное судно «Спасатель Ильин» проекта MPSV07 (на момент закладки проект указывался как А163).[9]
18 августа 2015 года — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Январь 2016 года — в связи с энергоблокадой Крыма со стороны Украины производственные подразделения завода переведены на ночной режим работы.[10][11]
26 апреля 2016 года — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[12]
26 июля 2016 года — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[13]
2016 год — настоящее время (2020) — на заводе серийно строятся малые гидрографические суда проекта 19910 для Министерства обороны России.[14][15]
2016 год — настоящее время (2021) — предприятием почти с начала строятся заложенные в 2015 году на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького два кабельных судна проекта 15310.
2016(?) год — настоящее время (2022) — на мощностях предприятия совместно с Зеленодольским заводом имени А. М. Горького строится серия патрульных кораблей проекта 22160.
2016(?) год — настоящее время (2023) — на мощностях предприятия совместно с Зеленодольским заводом имени А. М. Горького строится серия малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт».
Начало 2017 года — середина 2018 года — заводом произведены многие сотни тонн металлоконструкций расположенного неподалеку Крымского моста.
Июнь 2017 года — на предприятии открыт электромонтажный цех, размещённый в ранее не использовавшемся длительное время помещении после реконструкции и частичной замены оборудования.[16]
2020 год — настоящее время (2023) — на заводе строятся два универсальных десантных корабля проекта 23900 «Прибой».
2020—2021 годы — заводом строился автомобильный грузопассажирский паром «Петропавловск» проекта CNF22 для Камчатского края, который в связи с большой загрузкой предприятия после спуска на воду был передан для достройки на Новороссийский судоремонтный завод.[17][18]
Февраль 2021 года — предприятие реорганизовано в Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы».
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии было построено несколько кораблей и судов, получивших достаточно широкую известность:
- Сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135 — стал в некотором смысле одним из символов Холодной войны, когда в 1988 году, в ходе операции по вытеснению кораблей военно-морских сил США из территориальных вод СССР[4] у берегов Крыма после призывов покинуть наши воды и предупреждений дважды выполнил навал на американский крейсер «Йорктаун», буквально бортом выталкивая его в международные воды, и добился тем самым своего.
- Атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» — крупнейшее из четырёх построенных в мировой истории транспортное судно с ядерной энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также единственное из них экономически востребованное, поскольку остальные являлись, по сути, только демонстраторами технологий и давно списаны. Предназначено для использования в Северном Ледовитом океане. Судно было построено на заводе с 01 июня 1982 года по 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз в 2013—1016 годах прошёл восстановительный ремонт.[19]
- Фрегат (пограничный сторожевой корабль) «Гетман Сагайдачный» («Киров») — последний из серии пограничных сторожевых кораблей второго ранга проекта 11351, доставшийся Украине в почти достроенном состоянии и в результате ставший единственным относительно крупным боевым кораблём, построенным на Украине после развала СССР, если не считать введённого в строй ещё раньше, но почти не вооружённого среднего разведывательного корабля «Славутич» («Приднепровье»). Кроме того, «Гетман Сагайдачный» к моменту Украинского кризиса остался единственным не списанным относительно крупным кораблём в украинском флоте, выполняя роль его флагмана, благодаря чему стал относительно хорошо известен. При этом напрямую в событиях Украинского кризиса корабль не участвовал, поскольку в момент отделения Крыма от Украины находился в походе по борьбе с пиратством у берегов Сомали, а начало российской Специальной военной операции на Украине корабль встретил у стенки судоремонтного предприятия, где и был затоплен украинскими моряками.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Одной из модификаций проекта 254.
- ↑ Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.
- ↑ По этому поводу было судебное разбирательство ещё в 2013 году, поскольку приватизация была осуществлена по распоряжению не имевшего соответствующих полномочий руководства г. Керчь, да и регистрация нового юридического лица была проведена с нарушениями. Тогда суд, по сути, отказался рассматривать дело по существу.
- ↑ Почвой для возникновения инцидента стало непризнание США части объявленных морских границ СССР, в результате чего имел место конфликт, аналогичный активизировавшемуся в середине 2010-х конфликту США и Китая в районе островов Спратли.